Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация [с]-[ц] в словосочетаниях, предложениях"
план-конспект

Ридель Анна Александровна

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии у обучающихся 4 класса с системным недоразвитием речи легкой степени по теме: "Дифференциация [с]-[ц] в словосочетаниях, предложениях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

Предмет: Логопедическое занятие

Класс: 4

Тема урока: «Дифференциация [с]-[ц] в предложениях»

Цель урока: продолжить учить различать устно и на письме звуки и буквы с, ц

Задачи занятия:

1. Коррекционно - образовательные:

- уточнить артикуляцию звуков [с], [ц];

- закрепить умение находить место звука в слове;

- закрепить умение составлять словосочетания, предложения.

2. Коррекционно – развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать артикуляционную моторику;

- корригировать и развивать связную устную речь обучающихся путем составления предложений, полных ответов.

3. Коррекционно - воспитательные: 

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать умение слушать одноклассников.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: различать звуки и буквы с-ц в предложениях

Базовые УД:

Познавательные: выделять некоторые существенные, общие и отличительные признаки; делать простейшие обобщения

Регулятивные: активно участвовать в деятельности

Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Личностные: владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Тип занятия: групповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии

Оборудование: зеркала, тетради, карточки для дыхательной гимнастики, предметные картинки, карточки «место звука в слове», карточки с индивидуальными заданиями, профили артикуляции звуков, разноцветные магнитики

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный  момент

Каждый день, всегда везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

Какое сейчас время года? Какое сегодня число? Какой сегодня день недели?

Настраиваются на работу

Ответы обучающихся

II. Постановка цели занятия

Чтобы узнать, чему мы будем учиться на занятии, назовите первый звук в слове «сапоги» и первый звук в слове «цапля»

-  Сегодня на занятии мы будем различать с и ц

Рассматривают картинки

- Первый звук в слове сапоги [c], в слове цапля [ц]

III. Артикуляционная гимнастика

- Сначала сделаем гимнастику для язычка («улыбка», «трубочка», «качели», «чистим зубки», «парус»)

Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом

IV. Дыхательная гимнастика

- Сделаем дыхательную гимнастику

Быстрый самолет                         

Я построю самолет

Шлем надену и в полет


Красивые цветы                         

На лугу растут цветы

Небывалой красоты

Работают с карточками и выполняют дыхательную гимнастику

V. Уточнение акустико – артикуляционных признаков звуков [с], [ц]

Связь звука с буквой.

Артикуляционные признаки

- Произнесите звук [С]. Что делают язычок, губы, голосовые связки, когда мы произносим звук [С]?

- Произнесите звук [Ц]. Что делают язычок, губы, голосовые связки, когда мы произносим звук [Ц]?

Акустические признаки

- Дайте характеристику звуку, звук [С] какой?

- Дайте характеристику звуку, звук [Ц] какой?

Чем отличаются звуки [с]-[ц]? Правильно, когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами

Связь звука с буквой

Посмотрите, на что похожи буквы с, ц. Придумайте, на что еще похожи буквы.

Зрительная гимнастика

  1. Часто поморгайте, зажмурьтесь, широко откройте глаза, спокойно закройте.
  2. Посмотрите вверх вправо, вверх влево, вниз вправо, вниз влево.
  3. Часто поморгайте, зажмурьтесь, широко откройте глаза, спокойно закройте.

Произносят звук, объясняют артикуляцию, дают характеристику, рассматривают профиль артикуляции звуков [С], [Ц]

Ответы детей

 -  Когда мы произносим звук [С] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная, голосовые связки отдыхают

 -  Когда мы произносим звук [Ц] губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, голосовые связки отдыхают

 -  Звук [с] согласный, глухой, твердый.

Звук [ц] согласный, глухой, твердый

 

- Буква С похожа на полумесяц, буква Ц на бочок с краником

Выполняют зрительную гимнастику

VI. Выделение [с], [ц]  из слогов, слов

Игра «Поймай звук»

  -   Я буду произносить слоги и слова, когда вы услышите звук [С] хлопните в ладоши.

ас, ны, со, га, ус, ку, сы

сок, щетка, носок, ключ, нос

Топните, когда вы услышите звук [Ц].

Ца, да, цу, лы, це, жу, цы

А теперь, хлопайте в ладоши, когда услышите звук [С] и топайте, когда услышите звук [Ц]

Са, ца, цы, сы, уц, ус

Собака, цепь, индеец, оса, парус, кольцо

«Четвертый лишний»

- Назовите картинки. Какая картинка лишняя? Почему?

Дети хлопают в ладоши и топают

Исключают лишнее, объясняют свой выбор.

- Лишняя цапля, потому что только в слове цапля встречается звук [ц], а в остальных словах самокат, сок, носок звук [с].

                              Физкультминутка

Стало солнце пригревать  

(руки вверх, потянулись)

Стали капельки стучать    

(кулачки стучат)

Капля – раз, капля – два,  

(Руки поочередно вперед, ладонью вверх)

Капли медленно сперва,      

(хлопают в ладоши)

А потом быстрей, быстрей

Побежали как ручей.                      

(бег на месте)

Повторяют текст и выполняют движения

VII. Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики

Ручку покачу,

Вправо-влево, как хочу!

(обучающиеся кладут ручку на стол. Её нужно «погладить» по очереди обеими руками)

Работа в тетрадях

- Откройте тетрадь, запишите число. Прочитайте слова на карточках. К словам из первого столбика подберите подходящие слова из второго столбика, запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Подчеркните с, ц. Составьте с получившимися словосочетаниями предложения.

Работа с индивидуальными карточками

 

Прочитайте рассказ и вставьте пропущенные буквы с, ц.

(Увидела ли_а зай_а. Подкрала_ь к нему. Зая_ заметил ли_у и в ку_ты. Куда зая_, туда и ли_а. _елый день гоняла_ь ли_а за зай_ем, но так и не поймала. Молоде_, зая_!)

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Записывают в тетрадь число, работают с индивидуальными карточками, записывают словосочетания в тетрадь (солёный огурец, сонный птенец, красная пуговица)

Составляют предложения со словосочетаниями и записывают в тетрадь

Обучающиеся читают рассказ на карточке, вставляя пропущенные буквы с, ц.

VIII. Итог занятия

- Скажите, какие звуки и буквы вы учились различать? Дайте характеристику звука [ц] (звука [с]). Как вы будете их различать?

Рефлексия

Выберите магнитик и прикрепите на доску

Зеленый, если урок прошел отлично, я понял тему

Желтый, если урок прошел хорошо, нужно повторить тему

Красный, если урок прошел плохо, мне было трудно

- Наше занятие подошло к концу. Вы хорошо поработали на занятии. Молодцы.

Отвечают на вопросы.

Оценивают работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».

Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

Конспект подгруппового логопедического занятия раздел "работа с предложением" тема "предложение".

Данные занятия предназначены для детей 3 класса с задержкой психического развития. Данное занятие можно проводить как в школе на занятии логопеда, так и дома родителям....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи" Лексическая тема:  "Дикие ...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [л] в словосочетаниях, предложениях"

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения у обучающегося 3 класса с системным недоразвитием речи легкой степени по теме: "Автоматизация звука [л] в словосоче...