Методическая разработка занятия на тему "Викторина по сказкам"
методическая разработка

Богорубова Ольга Владимировна

Занятие рассчитано для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_viktorina.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 584 «Озерки» Выборгского района

Санкт-Петербург

Викторина для обучающихся  П 1А класса по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»

                                                                                                           

                                                                                                                 

                                                                                           Составили   и  провели                                                                                                                

                                                                                                        Цветкова  Л.А.    .                                                                                             Богорубова  О.В.

                                              Санкт-Петербург

                                                           2020 г.

Викторина по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»

Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.

Задачи:

Образовательные:

Вспомнить известные русские народные сказки «Теремок, «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба».

Развивающие:

Развивать у обучающихся  читательский интерес, внимание, наблюдательность;

развивать познавательную активность детей, образное мышление, память;

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные умения работать в группах;

воспитание на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту;

через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества.

Коррекционные:

коррекция познавательных интересов, внимания, памяти.

Используемые технологии:

игровые;

ИКТ.

Оборудованиевыставка книг со сказками, слайды к сказкам; компьютер: экран, проектор.

Ход викторины

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку. Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.

Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - "народная".

В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен.

Вспомним пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"  (т.е. мы знаем, что сказка — это вымысел, но со смыслом).

- Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.) Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («По щучьему велению», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка»). Волшебные сказки начинаются обычно так: "В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили да были...". Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: "Я там был, мед -пиво пил, по усам текло, а в рот не попало" или "Стали они жить - поживать и добра наживать".

Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Сказка передаёт быт, обстоятельства народной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый, жадный и щедрый, умный и глупый. Какие из сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Каша из топора», «Репка»). 

Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Народ наделил сказочных животных всем тем, что присуще человеку. Да и характер братьев наших меньших уподобляется человеческому: заяц - трусоват, волк - жаден, лиса- Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого, хочешь. Баран всегда - упрям, козел -драчлив, а петух смел и бесшабашен.  ("Зимовье зверей", "Кот и лиса", "Терем-теремок", "Кот петух и лиса"...)

– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на эту часть нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. А  в этой части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор.

Например, вы все знаете сказку “О мертвой царевне и 7 богатырях”, “О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.

– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам и выясним, хорошо ли вы знаете сказки. Кто знает ответ, поднимает руку.

Конкурс 1 “Хорошо ли ты знаешь сказки”

(По иллюстрациям  обучающиеся  называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По - Щучьему веленью, Лиса и волк.)   Слайды с 1-8.

– Молодцы!

Конкурс 2 “Ушки на макушке” 

  • Летела стрела и попала в болото.
    А в том болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожею 
    Сделался милой, красивой, пригожей. 
    (Царевна-лягушка)

  • Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода 
    В ямке от копытца. 
    (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

  • Отворили дверь козлята 
    И пропали все куда-то. 
    (Волк и козлята)

  • На окошке он студился 
    Взял потом и укатился
    На съедение лисе. 
    (Колобок)

  • Что за чудо, что за диво 
    Едут сани без коней? 
    (По-Щучьему велению)

  • Заигралась сестрица.
    Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Конкурс 3 «Угадай-ка»

1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе? 
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу
 на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса? (мерзни
-мерзни волчий хвост)
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Конкурс 4 “Телеграмма” 

– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.


  • “Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
  • “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
  • “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
  • “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
  • “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
  • “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
  • “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Конкурс 5 «Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок» (пословицы) 

Давайте вместе вспомним чему нас учат сказки:

Добру. Справедливости. Помощи другим

Трудолюбию. Дружбе. Выручать других. Слушаться старших. Честности. Правдивости. Не жадничать. Вежливости.

А теперь давайте вспомним пословицы, я начну, а вы продолжайте. 

  • Куй железо – (дети) пока горячо.
  • Один в поле – (дети) не воин.
  • Что посеешь – (дети) то и пожнешь.
  • Век живи – (дети) век учись.
  • Вешний день – (дети) зиму кормит.
  • Для родины своей – (дети) ни сил, ни жизни не жалей.
  • Слово не воробей - (дети)вылетит, не поймаешь.
  • С кем поведешься - (дети) от того и наберешься.
  • Не спеши языком – (дети) торопись делом.
  • Не имей сто рублей - (дети) а имей сто рублей.

На этом наше путешествие подошло к концу, и мы покидаем страну сказок, но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране в гостях у своих любимых героев и познакомитесь с новыми сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия по теме "Русская народная сказка "Лисичка сестричка и серый волк"

методическая разработка по русской народной сказке "Лисичка сестричка и серый волк" для дошкольников 4-5 лет...

Методическая разработка занятий по теме "Сказки воды"

Данная разработка содержит:пояснительную записку,разработку структуры 6 занятий,методические материалы, необходимые для проведения занятий...

Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Дед" для сказки "Репка"

Методическая разработка занятия представлена в виде технологической карты.Целью занятия является формирование образовательных компетенций (информационных, комуникативных, рефлексивных) по те...

Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Собака" для сказки "Репка"

Методическая разработка занятияпо теме "Собака, выполненная в технике вязания", составлена с учетом требований ФГОС.Дана технологическая карта занятия....

Методическая разработка занятия «Математическое путешествие по сказке «Цветик-семицветик»

Использование ИКТ в математическом образовании дошкольников актуальная для ДОУ тема, т.к. далеко не все детские сады имеют такое оборудование. Использование компьютера в качестве обучающего средства, ...

Методическая разработка занятия " «Колобок», русская народная сказка"для дистанционного обучения.

разработка предназначена для дистанционного обучения и формирует навыки составления тематической композиции....