Индивидуально-коррекционная программа
рабочая программа

коррекция звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikz_programma.docx49 КБ

Предварительный просмотр:

__________________________________________________________________

Одобрено:                                                                                    Утверждаю:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

по коррекции звукопроизношения

(ФИО)

Срок реализации программы:

                                                                             составитель:

                                                                                               учитель-логопед

                                                                                               Т.В. Задорожная

                                                                                       

                                                                                                     

Красноярск

2022 г.

Пояснительная записка

Актуальность. Дети, имеющие нарушения звукопроизносительной стороны речи с дизартрией нуждаются в логопедическом сопровождении.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектои при дизартрии является нарушением звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков (замены, смешение, пропуски, искажение). Речь становится невнятной. Наблюдается неточность дифференциации звуков на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети недостаточно дифференцирует оппозиционные звуки по артикуляционным и акустическим признакам.

Нарушено речевое дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Отмечается более длительный период постановки и автоматизации звуков.

Следовательно, необходима комплексная и систематическая коррекционная работа.

Адресат программы:

Общее звучание речи: разборчивость смазанная, но понятна для окружающих; голос слабо модулированный, тихий, дыхание поверхностное.

Строение артикуляционного аппарата: глубокий прикус?

Двигательная функция: Подвижность артикуляционного аппарата недостаточная, движения неточные, синкинезии (нижней челюстью), затруднено удержание артикуляционной позы.

Звукопроизношение: парасигматизм свистящих звуков ([с],[з]→[ф]), шипящий сигматизм (нижнее положение, щечное), замена [л']→[j], [л],[р],[р']→[в].

Слоговая структура слова: повторяет слова из 4-х слогов, но со слов родителей в речи отмечается перестановка слогов.

Особенности фонематического слуха: дифференцирует слова похожие по звучанию.

Состояние словарного запаса: Актуализирует словарь существительных, глаголов, прилагательных из обиходно-бытовой тематики. Подбирает  практические обобщения.  

Состояние грамматического строя речи: Использует распространенные предложения. Образует существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Верно, употребляет категорию числа глаголов. Затруднено употребление предлогов (за, под).

Особенности связной речи: Пересказывает знакомые сказки. Серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности. Рассказ составила с помощью наводящих вопросов. Вскрыты причинно-следственные связи между событиями с помощью вопросов.

Особенности импрессивной речи: Понимает обращенную речь. Понимает синтаксические конструкции.

Особенности речи связанные с заиканием: отсутствуют.

        Логопедическое заключение: Дизартрия средней степени выраженности.

По результатам логопедического обследования и решению междисциплинарного консилиума, зачислена на логопедические занятия по коррекции звукопроизношения.

Объем программы: 18 занятий.

Форма обучения: очная.

Программа составлена на основе методических рекомендаций Л.С. Волковой, Е.М. Мастюковой «Логопедия», Е.Н. Винарской, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной «Основы логопедии», на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной Т.В. Тумановой «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи».

Методы обучения:

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

показ педагогом приемов исполнения

тренировочные упражнения, коррегирующие имитационно – подражательные движения

беседа, объяснение

показ видеоматериалов, иллюстраций

компьютерные программы, тренажеры, работа на листах, в комнате «Сова-нянька»

работа по образцу и др.

Самомассаж, логопедический массаж.

Тип занятий: комбинированный.

Форма проведения: занятие-игра, игра-путешествие.

Срок освоения программы: 9 недель, 1,5 месяца, 18 коррекционно-развивающих занятия.

Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность 30 минут.

Цель: Коррекция звукопроизношения звука [ш].

Задачи: 

1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков: [ш], [ж].

2. Постановка звука [ш].

4. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах.

5. Дифференциация звуков [ш] -[с]- в сенсорном звене.

Этапы коррекционной работы, цели и задачи

I этап.  Подготовительный.

Цель. Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.

Задачи:

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

- Улучшение мышечного тонуса.

- Выработка правильных, полноценных        движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков.

2. Развитие речевого дыхания.

- Развитие умения осуществлять и дифференцировать форсированный и фиксированный выдох.

- Формирование направленной воздушной струи.

- Развитие умения распределять выдох в процессе речи.

3. Развитие умения менять силу голоса.

4.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

5. Уточнение артикуляции опорных звуков.

6. Развитие мелкой моторики рук.

II этап.  Этап формирования первичных произносительных навыков

Постановка звука
Цель: научить правильно, произносить изолированный звук
 [ш].
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка произношения изолированного звука.
Постановки звука: смешанный способ.

Используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильный контроль и опорные звуки.
Автоматизация звука (выработка)
Цель: научить легко и непринужденно произносить звуки [ш] в слогах, словах.
Содержание работы: составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова и т.д. К новому материалу можно переходить после усвоения предыдущего.
Дифференциация звуков
Цель: научить различать смешиваемые звуки в сенсорном звене [ш]-[с].

При автоматизации звуков, определение последовательности отработки звука (прямые, обратные слоги, стечение слогов) может варьироваться.

Календарно-тематическое планирование

Тема

занятия

Содержание:

методы, приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы)

Развивающая предметно-пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал)

Деятельность ребенка

Кол-во

часов

Дата

1

Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков [ш]  в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

Логопедический массаж органов артикуляции.

Отрабатывать движение языка вверх, к альвеолам,  развивая его подвижность, и вырабатывать качественное выполнение заданных движений артикуляционного аппарата.

Развитие интонации голоса.

(система  В.В .Емельянова)

Развивать умение пользоваться «скользящей» восходящей

интонацией с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание и наоборот

 

Развивать умение отличать искаженный звук от нормированного произношения

Развивать навыки фонематического анализа.

Умение определять первый звук в слове.

Массажное кресло.

пеленка, перчатки, спиртовые салфетки

Комплекс артикуляционной гимнастики, с выделением упражнений на звук [ш]: «лопаточка», «Чашечка», «Катушка»,

«Трубочка»,

«Гармошка»

Упражнение:

При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивленный вопрос – недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация) Звук издавать одновременно с мягким выдохом.

Тренажер «Дельфа 142» - «Звуковая волна»,

«Звуковая дорожка»

Упражнение:

«Звуковая мозаика» - определение на слух  мягкого и твердого звука в начале слова.

Мягкий звук –зеленая карточка. Твердый- синяя.

Выполняет артикуляционную

гимнастику.  Повторяет действия логопеда, контролирует свои

движения перед зеркалом,  для отработки кинестетических ощущений.

Стремится к  полноценным движениям  органов артикуляционного аппарата.

Кончик языка поднимает к альвеолам , боковые края языка загнуты вверх. Старается его удержать.

Последовательно произносит гласные звуки на звуковой дорожке, воспроизводя удивленный вопрос-недоумение и ответный возглас.

Стремится издавать звук одновременно с мягким выдохом.

Внимательно слушает и реагирует и осуществляет дифференциацию искаженного звука и правильно произнесенного, реагирует в соответствии с инструкцией

Выделяет первый звук в слове, называет его

Внимательно слушает, дифференцируя на слух твердый и мягкий звук в начале слова.

Показывает соответствующий жетон.

4

24.10

26.10

31.10

02.11

2

Постановка звука [ш].

Основной комплекс упражнений для звука [ш].

Закрепление отработанных движений органов артикуляционного аппарата для произнесения изолированного звука.

Объяснение артикуляции звука [ш]

Произнесение звука [ш] изолированно

Развитие интонации голоса.

Упражнение:

Произносить легкий высокий звук, не прерывая выдоха передавать голосом нисходящую интонацию с этим же звуком.

Запомнить характер звучания. Повторить по памяти.

Развивать навыки фонематического анализа:

Упражнение: «Зоопарк»

По первым звукам названий игрушек отгадать слово.

Упражнение: «Составь слово из игрушек»

 

Материал:

Речевой профиль звука [ш].

Звуковые дорожки

 «Автоматизация звука  [ш]».

Зеркало.

Звуковые дорожки

Игрушки:

Мышь, ослик, лев;

Собака, обруч, козлик;

Кот, обруч, собака, тигр.

Игрушки:

Улитка, мышка, мишка, кот,

апельсин, жук, часы, собака, ослик, козлик, зонт, тигр

Точно, плавно, легко, без подергивания удерживает артикуляционный уклад  звука [ш]. Отчетливо, длительно произносит звук [ш].

Ладонью, приближая ко рту, чувствовать движения теплого воздуха.

Использует упр «качели», при добавлении гласного звука (язык у альвеол –[ш]

Контролирует положение языка перед зеркалом.

Произносит легкий высокий звук, не прерывая выдоха; передает голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Контролируя  движение диафрагмы левой рукой.

Следя за звуковой дорожкой пальцем правой руки.

Смотрит на игрушки и по первым звукам названий игрушек отгадывает и называет слово.

Выбирает игрушки, выставляя их так, чтобы по первым звукам можно было прочитать слова.

При затруднении,  логопед подсказывает какое слово можно составить.

3

07.11

09.11

14.11

3

Автоматизация звука [ш] в прямых слогах

Основной комплекс упражнений для звука [ш].

Закрепление отработанных движений органов артикуляционного аппарата для произнесения  звука [ш] в прямых слогах

Упражнение «Слушай и повторяй»

Игра «Веселый мяч»-

закреплять правильное произношение звука [ш]  в прямых слогах.

Тренировочные упражнения: (повтор слогов за логопедом с перекатыванием мяча

Развитие интонации голоса.

Развивать умение произносить сочетание гласных звуков. Последовательно ,каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто рассказывается страшная сказка:

уо, уоа, уоаэ, уоаэы

ыэ,ыэа,ыэао,ыэаоу

Развивать навыки фонематического анализа.

«Читаем по картинкам»

Угадать слово по первым звукам, изображенных на них предметов.

Мяч

Диктофон

Слоговые ряды

Позы рук, предметы для ритмического рисунка

Зеркало

Карточки со звуковым рядом.

диктофон

Картинки

Методическое пособие Е.А. Пожиленко

«Волшебный мир звуков и слов»

Перекатывает мяч, повторяя за логопедом прямые слоги

Записывает на диктофон произнесение прямых слогов, прослушивает и анализирует услышанное

Повторяет за логопедом слоговые ряды и бросаем мяч, выкладываем ритмический рисунок, выполняем фигуру из рук

контролируя произнесение прямого  слога.

Произносит сочетание гласных звуков последовательно, как будто рассказывает страшную сказку.

Прослушивает запись на диктофоне. Определяет высоту голоса.

Составляет слово

по первым звукам, изображенных на картинках предметов «прочитывает» слово.

3

16.11

21.11

23.11

4

Автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах.

Дифференциация

[ш]- [с]в прямых и обратных слогах.

 Основной комплекс упражнений для звука [ш].

Закрепление отработанных движений органов артикуляционного аппарата для произнесения звука [ш].

«Звуковая мозаика»- тренировочные упражнения на дифференциацию  звуков [ш]- [с] в  прямых и обратных слогах.

Обращать внимание на четкость плавность и точность движений.

Развитие интонации голоса.

Упражнение: «Повтори»

Выделить интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками

Вопрос, ответ:

У О у а у э у и у ы ?

У О у а у э у и у ы !

Развивать навыки фонематического анализа:

Упражнение «Горлышко болит» произнести губами без звука все слово, только последний звук – вслух.

Зеркало

Звуковая дорожка

«Топни –хлопни и произнеси»,

«Перевертыши» - переверни картинку, сделай фигуру и повтори.

«Кулак-ладонь» - произнеси слог и выполни действие.

«Угадай звук»

Упражнение:

«песок- листья»

Речевой материал – слоги, тренажер «Дельфа»

Картинки.

Кот, шар, пес, лес, зима, крем, бутон

Выполняет упражнения, следит за правильностью и точностью выполнения.

Контролирует перед зеркалом движение артикуляционного аппарата.

Правильно произносит звук в прямых и обратных слогах.

Дифференцирует артикуляцию речевого аппарата при произнесении звуков  

[ш]- [с] в сенсорном звене. Правильно произносит, закрепляя артикуляционный уклад перед зеркалом.  

Выделяет интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками

Произносит название предмета изображенного на картинке только губами, без голоса, конечный звук – вслух

3

28.11

30.11

05.12

5

Автоматизация звука [ш] в интервокальной позиции: - аша- ошо- ушу-ышы;

В словах с прямыми слогами.

Основной комплекс упражнений для звука [ш].

Закрепление отработанных движений органов артикуляционного аппарата для произнесения  звука  [ш] в интервокальной позиции, в словах в начале слова.

Развитие интонации голоса.

Произносить междометия, выражая голосом разные чувства:

Усталось:У---Ф---! Отвращение:Ф---У--!

Презрение:Ф—И--!

Испуг:       А—Х--!

Развитие навыка фонематического анализа:

Определение заданного звука в середине слова.

Развивающая игра: «Светофор».

Развитие  умения дифференцировать звуки [ш]-[с] на слух

Зеркало.

Мозаика

Улитка

Найди фигуру

Упражнение «Собери ягоды»

     

Коробки с жетонами синего и зеленого цвета

Пособие:

«Учимся слышать звуки» Н.Г. Алтухова (стр 14)

Карточки для игры

Мяч - палочки

Повторяет за логопедом слоги со звуком [ш] и собираем мозаику.

Закрываем произнесенные слоги, которые проговаривает улитка Шуша, закрываем их камнями.

Называет картинки, которые везет улитка, ищет такую же среди деревянных фигурок.

Собирает ягоды для мишки (слова со звуком [ш] в начале слова, контролируя правильное произнесение звука [ш].

Произносит междометия, выражая  различные чувства. Наблюдая за мимикой лица.

Раскладывае, картинки на светофор в зависимости от позиции звука в слове.

Услышала звук [с]-выполняет программу с мячиком (катает – кидает),  [ш] – стучит заданное количество раз.

3

07.12

12.12

14.12

6

Автоматизация звука[ш] в слогах со стечением согласных, в словах в конце слова.

Закрепление отработанных движений органов артикуляционного аппарата для произнесения  звука [ш].

Отработка упражнений для удержания верхнего подъема.

Произнесение звука [ш] в слогах со стечением согласных, в конце слов.

Развитие интонации голоса.

Произносить междометия, выражая голосом разные чувства:

Повеление Н-О-!

Сомнение Н-У-?

ПризывА-У-!, Э-й-! Эгей!

Укоризна: АЙ-Я-ЯЙ-!

Сожаления: ОЙ-ей-ей!

Развитие фонематического восприятия

« Определи место звука в слове на слух»

Развитие  умения дифференцировать звуки [ш]-[с] на слух

Картинки,

Кинезиологические упражнения

Кубик

Стучу-звеню

Выкладывание рисунка на подносе

Интерактивная игра «Звуковой калейдоскоп».

Лото

Карточки с репликами.

Карточки с эмоциями.

(азбука эмоций.

«Пойми меня»)

Зеркало

диктофон

3 поля, предметы со звуком [ш],

Логопедическая программа «Игры для Тигры».

2 куклы

Картинки/предметы

Выполняет, следит за правильностью.

Кидает кубик, произносит слог столько раз, сколько точек выпало.

Услышала стук-произносит слог ШКА, услышала звук – произносит ШТЫ и т.д.

Произносит слова со звуком  [ш] в конце слова.

Закрепляет правильное звукопроизношение, выполняя тренировочные упражнения, контролируя произнесение звука перед зеркалом.

Следит за четкостью и плавностью движений

Произносит на выдохе междометия, выражая голосом различные чувства.

Контролирует дыхание ладонью правой руки на животе.

Подбирает соответственную картинку с «соответствующей эмоцией».

Определяет место заданного звука в слове, распределяет предметы

(в начале, середине, конце)

   

Раскладывает предметы для Сони и Миши.

2

19.12

21.12

18

Планируемыми результатами реализации программы являются:

В результате обучения по программе ребенок:

В результате обучения по программе у ребенка:

Будет знать, как выполнять упражнения для развития речевого дыхания и голоса.

Будет развито умение осуществлять направленность воздушной струи, осуществлять и дифференцировать формированный и фиксированный выдох и менять силу голоса.

Научится выполнять артикуляционные упражнения для звуков [ш], [ж],

Будет развита кинестетическая основа движений органов артикуляции.

Будет знать артикуляционный уклад для звука [ш].

Будет сформирована правильная артикуляционная поза для произношения данных звуков.

Научится произносить звук [ш] в слогах, словах.

Будут развиты кинестетические ощущения для правильного произношения звука.

Научится различать звуки [ш]-[с] в сенсорном звене (по акустико-артикуляционным признакам), выделять звук из ряда других звуков, слогов, слов. Научится выполнять звуковой анализ слогов, определять позицию звука в слове.

Будут улучшены фонематические процессы.

Условия реализации программы

Систематическое посещение занятий; выполнение рекомендаций логопеда,  наблюдение у  врача-невролога.

Учитывая сложную структуру дефекта необходимо дальнейшее создание условий (логопедическое сопровождение) для получения образования.

Оценка результативности прохождения программы

Бланк «экран звукопроизношения»

Методические материалы

  1. Использование программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т. Б., Чиркиной Г.В., технологии и методики О.В. Правдиной, М.А. Поваляевой, конспекты Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
  2. Наглядные пособия (Артикуляционный профиль звуков, картинки к артикуляционным упражнениям, муляж рта, иллюстрации, рабочие тетради, раздаточный материал и др.).
  3. Дидактические пособия («Деревяшки-развивашки», «Звуковички», «Загадки», «ЛогоСтарт», «Исчезновение картинки», «Светофор», «Домики», «Чудо-дерево», «Чудесный паровозик», «Необыкновенная рыбалка», «Приготовим завтрак», «Игра-рычалка», логопедическое лото, и т.д.).
  4. Специальное оборудование: оборудование «Сова-нянька» (использование оборудования во время автоматизации звуков – доска-балансир, интерактивная песочница, балансировочная дорожка, балансировочные кочки и т.д.), шарики и колечки Су-Джок, массажные шипованные мячи, массажные коврики, специальный стакан для выработки воздушной струи, мыльные пузыри, вертушки, язычки-дуделки, «губы-дуделки» и др.
  5. Компьютерные программы: «ABC», «Домашний логопед», «Дельфа 142.1», «Игры для Тигры», «Учусь говорить правильно», «Звуковой хоровод», «Звуковой калейдоскоп», «Речевой экспресс», ЦОР и др.
  6. Для работы над постановкой звука: логопедические зонды, зондозаменители, зеркало, шпатели, ватные диски, вибромассажер, дезинфицирующее средство.

Список литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников/З.Е. Агранович. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 767с.
  2. Азова Е.А., Чернова О.О., Домашние тетради, Учим звуки.
  3. Белова М.П. Создание игровой мотивации на логопедических занятиях: игровые упражнения и приемы, способствующие поддержанию интереса к занятию/ М.П. Белова// Дошкольная педагогика.  – 2020. - №5 – С . 44-48.
  4. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – М.: Гном, 2014. – 216 с.
  5. Кручинина Г.И. Формирование звукопроизношения у дошкольников с ТНР. Этап работы со звуками позднего онтогенеза. Коррекционная педагогика. Издательство Владос, 2020. – 28 с.
  6. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 64 с: ил. — (Программа «Я —человек»). —(«Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 134).
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: «Просвещение», 2008г.
  8. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

программа направленна на формирование умения ориентироваться на листе бумаги,развитие произвольного внимания, его объем и концентрацию...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа "Воспитание честности"

Ожидаемый результат программы:Формирование навыков и привычек нравственного поведения.Обогащение эмоционального мира воспитанниц и формирование у них нравственных чувств.Формирование у воспитанн...

Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.     Задачи программы состоят в...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.

Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...