"Детское чтение в XXI веке"
статья

Некрасова Галина Вениаминовна

Сегодня обществом всё более осознаётся необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне. По всей стране проходят акции и конгрессы в поддержку детского чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка

Доклад

«Детское чтение в XXI веке»

Выполнила:

Педагог-библиотекарь

Некрасова Г.В.

Декабрь, 2022г.

  Сегодня обществом всё более осознаётся необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне. По всей стране проходят акции и конгрессы в поддержку детского чтения.

     9 декабря 2022 года состоялся Седьмой Всероссийский форум «Школьные библиотеки нового поколения».
     Форум является важнейшей дискуссионной площадкой для обмена опытом и общения представителей профессионального сообщества всей страны.
    Тема форума: "Место и роль школьных библиотек в системе образования в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов".
    На форуме обсудили механизмы построения в образовательных организациях современных информационно-библиотечных центров, отвечающих требованиям новых ФГОС и учитывающих современные тенденции в сфере образования и библиотечного дела.

     Дмитрий Анатольевич Медведев, будучи президентом нашей страны, в Послании Федеральному собранию РФ отметил: «Современная школьная библиотека должна превратиться из простого хранилища книг и учебников в современный центр, обладающий новейшими ресурсами».

     Сегодня, в XXI веке, книга по-прежнему не устарела. Во-первых, приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, так как обеспечивает равенство жизненного старта для детей. Во-вторых, книга среди других средств массовой информации не имеет себе равных не только по полноте содержащихся сведений, но и по глубине проникновения в жизнь и во внутренний мир человека. Да, сегодня телевидение и Интернет оказались более увлекательными и доступными, к тому же не требующими активной работы ума и души, как чтение. Едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором.

Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого
замедляются и процессы интеллектуальной деятельности. Мозг ребёнка, привыкающий работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творчески ёмких заданий. Неслучайно в нашей стране растёт количество коррекционных школ.

     Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению
формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Книга – это та область знания, искусства, которые воспитывают в человеке чувство прекрасного. Это особенный мир, какой читатель постигает и умом и сердцем. Очень важно, чтобы книга вошла в жизнь ребёнка как можно раньше потому, что она незаменима в выработке внимания, сосредоточенности, в воспитании душевности, нравственности. Не менее важен ее образовательный аспект. Такая функциональная многогранность влияния книги на детей нуждается в квалифицированном, системном подходе в работе с ней  в школе, в библиотеке. В.А. Сухомлинский писал:  «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда».

     Американский учёный Глен Доман, основатель Института развития человеческого потенциала, сказал: «Взгляните на список десяти лучших учеников любого класса – и вы поймёте, что их всех объединяет. Понять это несложно – они все умеют читать лучше остальных».

     Так вот американцы забили тревогу по поводу чтения и образования ещё в 1983 году. Ими была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами. Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин. Поэтому опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала – капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.

     Пусть и с большим опозданием, по сравнению с Западом, этот прагматичный термин – «человеческий капитал» - вошёл и в нашу лексику. Он отвечает духу деловой жизни современной России. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.

     Предпосылкой такого капитала является доведённая до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребёнок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них.

     Уникальность чтения как особого рода человеческого капитала проистекает из материала литературы – слова. Сегодня, когда произошло резкое снижение речевой культуры подрастающего поколения, чтение приобретает особую значимость, ибо родной язык определяет нравственное здоровье нации. Родная языковая культура, содержащая такие ключевые понятия, как честь, достоинство, совесть, служение, героизм передаются через чтение в виде наследственной памяти, зафиксированной в лучших произведениях отечественной и мировой литературы, и переходит таким способом к другим поколениям.

     До недавнего времени Россия считалась самой читающей страной в мире. Её называли духовной лабораторией человечества. Чего не скажешь сейчас.

Мы наблюдаем снижение к чтению от младшего школьного возраста – к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.

     Кризис детского чтения проявляется и в том, что сегодня школьники, привыкшие к зрительной информации, более чем раньше, нуждаются в иллюстрированных изданиях с широко представленным видеорядом. Текст без картинки отвергает их от чтения. Учащиеся нашей школы также стремятся брать в библиотеке новые и красочные издания.

     Для приобщения детей к чтению я использую различные формы работы.

     При расстановке фонда я использую открытый доступ, так как
это дает читателям дополнительные возможности.
   
В читальном зале пользователь библиотеки может почитать художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями, поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки.

     Приобщение детей к книге в нашей библиотеке начинается с 1-го класса, когда проводится экскурсия «Знакомство с библиотекой». Я стараюсь приучить детей серьёзнее относиться к чтению, так как на начальном этапе детям нравится просто посещать библиотеку и производить обмен книг. Поэтому я спрашиваю содержание книги, чем она понравилась. Иногда я прошу первоклассника прочитать любой отрывок из книги, чтобы узнать скорость чтения. Дети начальных классов любят читать книги о животных Виталия Бианки, Евгения Чарушина, Николая Сладкова и других авторов, сказки, сказочные повести Николая Носова, Татьяны Лавровой, Георгия Науменко. Как и в прежние годы востребованы книги Михалкова, Маршака, Чуковского, Барто, Успенского. Берут учащиеся начальных классов и программную литературу, а также пользуются справочной литературой.

     Большой популярностью у ребят пользуются журналы «Шишкин лес», «Филя», «Мне 15».

     Начиная с 5-го класса, ребята с увлечением читают детские детективы Антона Иванова и Анны Устиновой из серии «Необыкновенные приключения Тимки Ружина» и из серии «Тайна кленового братства», детективы Литвиновых, Сотниковой и других авторов. Большой популярностью у девочек 4 – 7 классов пользуются книги из серии «Маленькая женщина», в которых рассказывается о жизни их сверстниц.

     Девочки с 8 по 10 класс читают книги Тани Воробей серии «Мой первый роман». Из этих книг они узнают о жизни и проблемах современной молодёжи, о том, как непросто бывает найти себя и своё место в этом сложном мире. Популярен у девочек среднего и старшего звена журнал «Мне 15».

      С интересом читают книги Сергея Алексеева («Сто рассказов о войне», «Птица-слава», «Рассказы о Суворове»), а также зарубежную литературу (Портер Э. «Поллианна», книги Дж. К. Ролинг о Гарри Поттере).  Мальчики с  интересом читают энциклопедии «Боевые искусства» и «Легковые автомобили».

     В то же время хочется отметить, что подавляющее большинство ребят 8, 9, 10, 11 и 12 классов читают только программную литературу, а также пользуются справочной литературой для подготовки к урокам. Это тревожный факт.

     Радует тот факт, что некоторые дети берут книги не только для себя, но и для родителей, сестёр и братьев.

     Школьная библиотека сотрудничает с городскими библиотеками, с городской передвижной библиотекой. Учащиеся нашей школы записаны во всех библиотеках города. В целом от 2 до 5 человек записано на абонементе и в пределах 10 человек в читальных залах. Как видим, подавляющее большинство наших учащихся пользуются только школьной библиотекой.

     Отдельно хочется сказать о чтении слепых ребят. Фонд брайлевской  литературы у нас постоянно обновляется. В последние годы поступило много художественной литературы, учебников. Учащиеся больше читают печатные издания, любят слушать диски с произведениями Михаила Самарского. Во время бесед с ребятами выяснилось, что у некоторых нет технических средств  для прослушивания аудиокниг. Пришлось раздать им памятки, в которых расписаны условия получения технических средств.

     Для развития творческих способностей детей в школьной библиотеке ежегодно проводятся поэтический конкурс «Аквариум детства», различные литературные мероприятия (беседы, поэтические вечера, литературные драматизации) , литературные минутки.

     Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в городском поэтическом конкурсе «Серебряное пёрышко», а также в конкурсах, проводимых Областной библиотекой для слепых, являются призёрами этих конкурсов.

     В прошедшем учебном году я проводила анкетирование учащихся 4 «Б», 6 «А», 6 «Б», 7 «А»,7 «Б», 9 «Г», 9 «А», 10 «Б», 11 «А» классов, в котором приняли участие 40 человек. Анкета называлась «Что значит чтение для меня…». Я бы хотела зачитать ответы на некоторые вопросы.

1. От кого ты узнаёшь о книгах, которые стоит прочитать?

    16 человек ответили «от учителя», 3 – от воспитателя, 5– от библиотекаря, 4 – от мамы, 13 человек – от друзей, 4 человека – от одноклассников, 7 – из Интернета, 2 – ни от кого.

2. Учишься ли ты у героев книг?

    20 человек ответили «да», 14 – нет, 5 – частично, 1 – не знаю.

3. По тому, что человек читает, можно ли судить, чего он стоит?

    21 человек ответили «да», 11 – нет, 4 – не знаю, 4 – иногда можно.

     Ответы детей, как мы видим, весьма противоречивы, но они отражают отношение детей к книге и чтению.

     В целях пропаганды книги и привлечения детей к чтению мы оформляем в библиотеке книжные полки к юбилеям писателей, тематические книжные выставки, вернисажи детских рисунков по произведениям писателей. Ежегодно проводится праздник «Книжкины именины».

     В заключении мне хочется сказать, что привлечь детей к чтению волевым путём невозможно, заразить чтением можно через интерес, увлечённость и взаимопонимание. Эта работа должна вестись и семьёй, и всем нашим коллективом систематически. У учащихся должно сложиться мнение о том, что «читающий человек – это человек успешный».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий.

Приобщение детей к чтению в условиях современной школьной библиотеки....

Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий.

Выступление на РМО по теме: Проблемы детского чтения    в условиях применения инновационных технологий....

Состояние и проблемы детского чтения. Некоторые приёмы приобщения детей к чтению и художественной литературе.

Чтение - один и зважнейших видов речевой деятельности. Как привить любовь к ккнигам? Делюсь некоторыми приёмами....

Психология детского чтения

laquo;Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (в условиях реализации ФГОС)»...

Комплексный проект по продвижению детского чтения в МКОУ СОШ №3 «Хорошее время читать »

Комплексный проект по продвижению детского чтения в МКОУ СОШ №3 «Хорошее время читать »...

Методы исследования детского рисунка в хх веке.

Методы исследования детского рисунка в хх веке....