статья Взаимодействие работы специалистов с детьми девиантного поведения
статья

Взаимодействие работы специалистов  с группой детей девиантного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Взаимодействие работы специалистов с детьми девиантного поведения."

     Учащиеся «группы риска» это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов. К ним относятся дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы, дети с психопатоподобпым поведением, дети склонные к бродяжничеству, дети из неблагополучных семей, социально запущенные дети.

      Организация индивидуального сопровождения -  это обучение, воспитание и развитие и коррекция учащегося. Так как для нас с вами является приоритетным личностно-ориентированное образование, то мы в работе должны опираться на зону ближайшего развития у школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его па практике дело непростое.

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное для нас, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися «группы риска». Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития. А теперь коротко остановимся на тех индивидуальных особенностях, которые чаще всего встречаются у наших детей и которые являются причиной попадания таких ребят в «группу риска».

Это гиперактивные дети. Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей, особенно врачей.

Развитие эмоционально волевой сферы один из важнейших компонентов при работе с детьми. Один из наиболее распространенных вопросов у учителей является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Зачастую, педагоги не знают как вести себя со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными. Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере. Это и агрессивные дети и эмоционально расторможенные (эти дети на все реагируют слишком бурно: если
они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс, если они страдают их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими), и слишком застенчивые, тревожные дети.

Несомненно, проблема трудных детей особенно актуальна в период от
10 до 14-15 лет. Здесь хочется рассмотреть подростков с «психической неустойчивостью». Они описываются под разными названиями: «безвольные», «повышенно - внушаемые», «с неустойчивым настроением». Мало способные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков, катаются на городском транспорте. Побеги из школы и дома являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере служат удовлетворением инфантильных потребностей.

Другая группа подростков с преобладанием аффективной возбудимости делает его опасным для окружающих. Центральное проявление их школьной дезадаптации - аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии.

Медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение нашего учебного заведения оказывает содействие в формировании и развитии благоприятных условий для развития личности ребенка, ею индивидуальности, ею адаптации к будущей проф. деятельности, способствует созданию у учащихся мотивации к обучению, помогает определению психологических причин нарушения личностного и социального развития. Структура единой системы включает в себя взаимодействие: администрации, психологов, социального педагога, мед. персонала, классных руководителей, специалистов правоохранительных органов, педагогического коллектива. Главной целью сопровождения детей «группы риска» является компенсация определенных сторон психического развития и помощи ребенку во владении навыками социальной компетенции, позволяющими приспосабливаться к культурным типам поведения.

Работая в данном направлении, мы ориентируемся на следующие принципы:

1. Принцип системности (сбор информации, составление индивидуальных и групповых программ, коррекционные, психотерапевтические развивающие мероприятия). В сборе информации принимают участие все педагоги, работающие с детьми.

2.  Принцип предупреждения (выявление детей «группы риска» и организация профилактический мероприятий).

3.  Принцип взаимодействия (работа осуществляется коллективно: в ней участвуют администрация, педагоги, соц. педагог, мед. работники, психологи).

Одним из важных направлений по сопровождению детей «группы риска» является работа социального педагога. Социально- педагогическое направление ставит соей целью организацию систематической совместной работы с педагогами класса, психологами и различными заинтересованными организациями.

В нашей школе работа социального педагога с детьми «группы риска» проходит но следующему плану:

1.  Выявление «группы риска» по поведению и медицинским показателям совместно с врачами, с психологами и воспитателями.

2. Составление картотеки и тревожной папки по всем классам.

Социальным педагогом проводятся беседа с учащимися об обязательном посещении различных кружков. По совместному плану работы с ОДП проводятся встречи, беседы с инспекторами ОДН по профилактике правонарушений и бродяжничества. Провидятся беседы по предупреждению наркомании и токсикомании с учащимися 6-11 классов. Проводится работа с группой окружения и родственниками данной категории детей. Занятия по изучению основ законодательства РФ с 6- 11 классами, что позволяет познакомить обучающихся с административной и уголовной ответственностью. Одна из главных задач сопровождения детей «группы риска» является подготовка учащихся к самостоятельной жизнедеятельности. В этом направлении идет работа по развитию и коррекции профессиональных умений и навыков. Социальный педагог и педагоги-психологи отвечают так же за организацию психолого-педагогической безопасности образовательного процесса в целом, т.е. за выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе организации учебно-воспитательного процесса, за позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций.

Основными направлениями деятельности психологов нашего образовательного учреждения являются оптимизация общения учащегося со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе мы используем такие методы, как наблюдение, беседа с воспитателями и учителями.

Специфика нашего образовательного учреждения предполагает нахождение и адаптацию подходящих методов и методик для работы с такими детьми. Мы выделяем следующие направления и формы психосоциальной реабилитации детей и подростков,

Направления;

  • Диагностическое обследование.
  • Коррекция и развитие.
  • Профилактика
  • Консультирование.

Формы: Групповая работа, индивидуальная работа, работа с педагогами, работа с родителями.

Групповая работа с детьми и подростками включает в себя коррекционные упражнения, тренинги и коррекционно-развивающие программы.

Тематика проводимых у нас бесед самая разнообразная:

  • «Есть ли у меня школьные проблемы?»
  • «О здоровом образе жизни»
  • «Легко ли управлять своими эмоциями?»
  • «Что такое поступок, проступок, преступление»
  • «Дружба и взаимопонимание»
  • «Я и другие»
  • «Люблю ли я свой дом» и т.д.

Взаимодействие классного руководителя, учителей, специалистов обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся «группы риска».

После выявления «группы риска» специалисты приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания.

     Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение педагогов к специалистам сопровождения в случаях:

     -   наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение...);

     -   появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);

     -   резкого ухудшения состояния здоровья;

     -   в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».

    Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется и в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, воспитателя или других представителей ближайшего окружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Работа с детьми девиантного поведения.- статья

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме девиантного поведения подростков. Современная социально – психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных фо...

Работа с детьми девиантного поведения.- статья

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме девиантного поведения подростков. Современная социально – психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных фо...

Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционых программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадапт...

Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.

Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так и в психолого-пе...

Работа с подростками с девиантным поведением (доклад на методическом объединении воспитателей и специалистов СПС)

Преодоление трудновоспитуемости - совокупность методов воспитания, самовоспитания и перевоспитания, которая обеспечивает устранение отрицательного и развитие положительного в личностной системе подрос...