Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.
статья ( класс) на тему

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционых программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации, по включению, интегрированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функцию институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.

Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так и в психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспектах.

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционых программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации, по включению, интегрированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функцию институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.)

Формы и методы психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации в настоящее время достаточно разнообразны и зависят, прежде всего, от характера детско-подростковой дезадаптация. Выделяются три типа детско-подростковой дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная. Эти типы, в свою очередь, имеют разные степени выраженности.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. Это означает, что в одном случае патогенная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психических заболеваниях, в другом – в разной степени выраженности олигофрении, отставании в умственном развитии. Дети с тяжелой степенью умственной отсталости должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительной психолого-педагогической реабилитационной программой. К детям с заболеваниями более легкой степени применимы меры медико-педагогического оздоровительного характера в условиях учебно-воспитательных учреждений (детский сад, школа, детские дома и т.д.).

Среди проблем различных форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, то есть, проблемы реабилитации умственно-отсталых детей. Специальные исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет адаптацию и требует особых коррекционно-реабилитирующих программ  социально-педагогических условий.

Рассмотрим условия осуществления программы социальной адаптации умственно отсталых детей.

1.    Своевременная диагностика и выбор адекватных возможностей ребенка программ коррекционно-развивающего обучения.

2.    Ранняя ориентация на посильную трудовую деятельность, выработка трудовых навыков и их автоматизма, профориентация.

3.    социально-бытовая адаптация как путем специальных занятий и методов, так и за счет организации индивидуальной и коллективной жизни детей-олигофренов в процессе учебной, трудовой и общественной деятельности.

В нашей отечественной ситуации наиболее успешное обучение и социальная адаптация осуществляется в специальных вспомогательных школах. К сожалению, их число постоянно снижается, что не соответствует потребностям практики. Кроме того, острой остается проблема социальной адаптации выпускников вспомогательных школ. Видимо, в штат вспомогательных школ необходимо включать социальных педагогов и социальных работников, занимающихся социальной поддержкой выпускников. В нашей стране также предстоит освоить опыт передовых стран по созданию «house – communication» - домов для совместного самостоятельного проживания людей с проблемами нервно-психического характера, включая олигофрению, нервно-психические заболевания и патологии. Такие дома-интернаты открытого типа, где под присмотром социального работника проживают люди с психическими проблемами, создают более гуманные и более адекватные их возможностям, условия жизни, благоприятные для их социальной адаптации.

Психосоциальная дезадаптация – вызвана половозрастными и  индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального подхода и, в отдельных случаях, специальных психосоциальных и психолого-педагогических программ.

По сути дела, речь идет о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные и подсознательные комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. Проблемы поведения у таких подростков носят психологический характер. В этих случаях наряду с индивидуальным педагогическим подходом применяют в семье и школе весьма эффективные психокоррекционные техники и психосоциальные технологии.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциально поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Важнейшими предпосылками социальной дезадаптации являются два обстоятельства. Первый фактор – семейный. Пьянство родителей, их безразличие, жестокость особенное влияние оказывают в раннем возрасте.

Второй фактор – врожденная патология: выраженные в довольно стертом виде церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга, обусловленные родовыми или послеродовыми травмами мозга и головы, тяжелой беременностью матери, повышенной психической возбудимостью самих родителей.

         Уже в раннем детстве дети демонстрируют быструю утомляемость, трудности общения, затруднения при включении в игры и занятия. Но настоящие сложности возникают у них при поступлении в школу. Они плохо подготовлены к школе и учиться им трудно, к тому же они быстро утомляются, более раздражительны. Уже к концу школьного возраста они становятся возмутителями спокойствия. По мере усложнения школьной программы они не в состоянии преодолевать трудности без помощи взрослых, потребности в одобрении и уважении не удовлетворяются, и тогда ребенок становится либо безответным «мальчиком для битья», либо драчуном, грубияном. Дополнительными факторами, оказывающими влияние на формирование дезадаптации, являются запущенность (недостаток внимания к ребенку), депривация, фрустрация и внутренний конфликт, возникающий после первых тревожных факторов.

В зависимости от глубины и степени деформации процесса социализации можно выделить две стадии социально дезадаптации.

1. Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков). Но, несмотря на это, часть педагогически запущенных подростков стремится к получению профессии, экономической самостоятельности, готовы трудиться. Деформация в ценностно-нормативной сфере незначительна.

Реабилитационная работа с ними может вестись в рамках учебно-воспитательных учреждений, общеобразовательных школ, ПТУ. По отношению к ним необходима более адресная психологическая и социальная помощь, расширение сферы их интересов во внешкольной и внеклассной деятельности, формирование профессиональных планов и жизненных устремлений. Необходимо использовать помощь от социальных учреждений для молодежи и подростков, молодежной биржи труда, клубов по интересам, центров социально-психологической помощи.

2. Более глубокая стадия социальной дезадаптации – социально запущенные дети и подростки. Для них характерно глубокое отчуждение от семьи и школы. Их формирование идет в основном под влиянием криминогенных и асоциальных групп. У социально-запущенных детей происходит глубокая деформация и искажение нормативной и ценностной  сферы, что выражается в асоциальном поведении и противоправных действиях (бродяжничество, наркомания и т.д.). Такие подростки профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и имеют установку на паразитическое существование. В таких случаях уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения.

В зависимости от характера социальной дезадаптации в социальной реабилитации будут доминировать либо психолого-педагогические диагностико-коррекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, личностные особенности, либо социально-педагогические программы ресоциализации, восстановления социального статуса подростка в системе межличностных отношений, переориентации референтных ориентаций,  социальных установок.

Схематично можно представить следующие категории дезадаптированных детей:

1.    Трудновоспитуемые дети и подростки. Уровень дезадаптации у них близок к норме, он обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития.

2.    Нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми людьми.

3.    Трудные подростки, не умеющие решать свои проблемы социально-приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми.

4.    Фрустрированные подростки. Им свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья (наркомания, токсикомания, алкоголизм и т.д.), духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство), будущего социального положения (прекращение учебы, бродяжничество), жизни (склонность к суициду).

5.    Подростки-делинквенты, балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально-приемлемыми представлениями о добре и зле.

Методы социально-педагогической работы во многом определяются типом дезадаптации ребенка. Так, в отношении детей с пограничным уровнем  психического и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционно-развивающего обучения, позволяющие восстановить дефекты их познавательной сферы.

При психосоциальной дезадаптации уместны адекватно подобранные психосоциальные технологии и психотерапевтические техники.

При социальной дезадаптации разрабатываются программы по включению ребенка в систему новых социальных отношений, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.

Наиболее сложные и глубокие формы детско-подростковой дезадаптации представлены в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты, которые, как правило, создаются при социальных приютах.

Контингент таких детей характеризуется крайней степенью социальной запущенности, отставанием в психосоциальном развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», дети-бродяжки, либо дети – социальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содержания угрожали их жизни и здоровью.

Социально-реабилитационная работа с детьми начинается с социально-бытовой и медико-социальной реабилитации: детей лечат, избавляют от педикулеза, учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели с простынями и т.п.

Большое внимание уделяется психоэмоциональной реабилитации, где на первом месте – комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и, прежде всего, игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр.

Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в мастерских.

В числе реабилитационных мероприятий важное место отводится социально-педагогической работе с семьей ребенка, а если таковой не имеется, либо ситуация в семье безнадежна, оказывается содействие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя.

 Большой опыт по подбору приемных семей имеет «Воспитательный дом» (Санкт – Петербург), совмещающий, приют и реабилитационный центр. Там осуществляется подбор семей, в которых дети проживают временно с оплатой содержания. Когда ребенок приживается, может быть оформлена опека, попечительство, либо усыновление. Пребывание детей и подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребенок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания либо в родительскую семью, либо в детский дом и школу-интернат.

Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе Министерства образования.

Центры социально-педагогической реабилитации различаются по возрастному контингенту (начальная школа и подростки). Для учащихся начальной школы разрабатываются программы психолого-педагогической диагностики и коррекции при  выявлении дефектов познавательной сферы. Для подростков на первый план выходят проблемы профессионального самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.

Большое значение в реабилитации дезадаптированных детей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье. Современные исследования многодетных семей показывают, что в этих семьях на первый план с большим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической поддержке.

Функции ресоциализации социально дезадаптированных подростков могут выполнять подростковые клубы, молодежные объединения, досуговые центры, летние лагеря труда и отдыха. В настоящее время социально-реабилитационные учреждения, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений также имеют свои социальные и психологические службы. Психологические службы занимаются как разработкой и реализацией индивидуальных диагностико-коррекционых программ, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.

Социальные педагоги и работники социальных служб решают разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость в временном социальном приюте, который целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации. Немало проблем возникает со школой. Чтобы исправить ситуацию, не менее важно изменить к подростку отношение со стороны учителей, вызвать у них стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных стереотипов. Изменение социальной ситуации в семье и школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении дезадаптированного подростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога (работника).

Еще одна большая проблема – уличное окружение, которое противодействует процессу реабилитации подростка, посещению клуба, центра.

В свое время в Тюменском клубе имени Ф. Э. Дзержинского было предложено оригинальное решение: уличная компания целиком приглашалась в клуб. Постепенно должна происходить переориентация группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Такой процесс складывается из трех этапов:

1. Этап групповой автономии: вовлечение группы в коллектив клуба за счет заинтересованности лидера группы;

2. Этап лидерской реорганизации: переориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоятельность прежних форм и методов управления группой в коллективной жизни;

3. Этап слияния группы с коллективом клуба. Группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.

В системе здравоохранения реабилитационные центры занимаются с детьми с нервно-психическими заболеваниями, с подростками и юношами после наркологического лечения. Социально-психологическая реабилитация больных с алкогольной и наркотической зависимостью наиболее эффективно осуществляется, когда реабилитационные программы проходит не только больной, но и его ближайшее окружение.

В заключении рассмотрим подробнее систему реабилитационной работы в учреждениях образования. Она включает несколько направлений.

1. Психолого-педагогическая реабилитация осуществляется в общеобразовательных учреждениях и школах педагогами, практическими психологами, социальными педагогами, учителями коррекционного обучения, логопедами (социально и педагогически запущенные дети).

2. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков, находящихся в конфликтной воспитательной ситуации – сирот, несовершеннолетних правонарушителей, осуществляется в домах ребенка, детских приемниках распределителях, специальных школах, специальных приютах, хосписах, центрах социальной помощи, социально-педагогической реабилитации. Работа выполняется социальными педагогами, социальными работниками, практическими психологами, воспитателями, инспекторами по охране прав детей, опеки и попечительства, сотрудниками ИДН, психотерапевтами, психоневрологами.

3. Медико-педагогическая реабилитация проходит в учреждениях образования для детей с функциональными нарушениями – в коррекционных школах, логопедических группах в дошкольных учреждениях и школах, в домах инвалидов, центрах психического здоровья и реабилитации, центрах здоровья, диагностики и коррекции, в лечебных центрах, центрах терапевтической педагогики. Работа проводится педагогами-дефектологами, валеологами, учителями, воспитателями, социальными работниками, социальными педагогами, медицинскими работниками.

         Рассмотрение  проблемы девиантного поведения мы начнем с таких понятий как «социальная норма» и «социальная роль».

Социальная норма – это правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Норма определяет стандарты развития личности в группе, социуме.

Социальная роль – обобщенный способ выполнения человеком определенной социальной функции. Она определяется статусом личности, ее правами и обязанностями. Отклоняющееся (девиантное) поведение – несоответствие общим нормам и ролевым предназначениям.

Девиантное поведение – это поведение, носящее характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего это отклонение от правовых и нравственных норм.

Делинкветное поведение возникает тогда, когда отклоняющееся поведение выходит за рамки закона и проявляется в уголовно наказуемых действиях.

Проблемами, связанными с деятельностью по профилактике и преодолению девиантного поведения занимается превентивная педагогика.

Теории формирования девиантного поведения человека разделяются на следующие группы:

-       биологические теории связывают склонность человека к преступлениям с его природными особенностями - в частности, с особенностями строения черепа, со своеобразием его внешнего вида и т.д. (Ч. Ломброзо, У. Шелдон);

-       психологические теории в качестве основы склонности человека к конфликтам, правонарушениям рассматривают, в первую очередь, особенности психики (З. Фрейд);

-       социологические теории предполагают, что девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды (А. Дюркгейм,  М. Миллер).

В первых двух теориях, таким образом, утверждается, что человеку от рождения свойственна предрасположенность к девиации. С точки зрения ролевых теорий, относящихся к социологическому направлению, ребенок овладевает ролями в процессе социализации, но если этот процесс нарушен, то происходит овладение асоциальными, негативными ролями. Кроме этого, предрасположенность к девиантному поведению у людей возникает в сложные переходные периоды развития общества, в так называемые периоды аномии (А. Дюркгейм), когда произошел слом старых нравственных и общественных ценностей и норм, а новые еще не сформированы. Отечественная педагогика придерживается социологических позиций.

Основа девиантного поведения проявляется в отрицательной направленности личности, негативных привычках, которые становятся регуляторами антисоциального поведения.

Каковы же основные факторы, обусловливающие формирование девиантного поведения? Выделяют следующие группы факторов.

1.    Отклонения в психическом и физиологическом развитии.

а) низкий уровень интеллекта от рождения или как результат черепно-мозговой травмы;

б) эмоционально обусловленные отклонения эмоционально-волевой сферы, в результате которых проявляется повышенная возбудимость, аффекты, импульсивность, жажда наслаждений, злорадство, деспотизм, бродяжничество и пр.;

в) незавершенность процесса формирования личности, в результате которого возникаю сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

2. Несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка. Необходимо учитывать отклонения в развитии ребенка при воспитании, применяя при этом сдерживание или симулирование, развитие компенсаторных механизмов.

3. Несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития подростка. Необходимо учитывать проблемы переходного возраста (11-13, 14-15 лет). этот возраст характеризуется следующими проблемами:

а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте:

-       ускоренное или неравномерное развитие организма в период полового созревания;

-       недостаточность развития сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка;

-       «гормональная буря» эндокринной системы – повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость;

б) обострение взаимоотношений со взрослыми (родителями, учителями), моральный конфликт «старших и младших», неадекватное чувство взрослости и неприятие требований к себе;

в) стремление заменить отношения с позиции подчинения на позицию равенства;

г) повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность в общении, чрезмерное стремление к самоутверждению, приводящее порой к негативным формам.

4. Негативные факторы среды формирования личности.

а) Проблемы семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, дистантные семьи, многодетные семьи и др., в которых существует недостаток педагогического влияния на ребенка, поскольку формирование его личности происходит только со стороны одного из родителей или присутствуют  такие факторы, как чрезмерное внимание или попустительство;

б) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость, нечестность и пр., что является негативным примером для подражания и способствует формированию неправильного мировоззрения;

в) негативные факторы семьи, способствующие формированию отрицательного отношения к дому, семье, родителям и провоцирующие такие последствия, как уход из дома:

-       агрессивная обстановка, грубость по отношению к ребенку;

-       длительное невнимание к интересам, проблемам ребенка, переключение родителей на свои личные проблемы, предоставление ребенка самому себе;

-       перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей поддержки их, что ведет к недостаточности воспитательного воздействия и безнадзорности;

г) негативные факторы средового воздействия на человека в процессе его развития (негативные увлечения в домашней обстановке, факторы улицы, непедагогичное использование возможностей игры в развитии ребенка и т.д.);

д) отрицательное влияние ближайшего окружения и, прежде всего, антипедагогичное поведение старших, родителей, негативное поведение сверстников;

е) негативное влияние средств массовой информации.

5. Недостатки в воспитании ребенка:

-       ошибки семейного воспитания;

-       «тепличные» условия, отстранение ребенка от сложных жизненных проблем и, как следствие, формирование черствости, инфантильности, неспособности сопереживать, преодолевать трудности;

-       ошибки и упущения в процессе  обучения и воспитания (в детском саду, школе);

-       негативные нравственные ориентиры воспитания;

-       привитие ребенку определенных негативных моделей  жизнедеятельности; этому способствуют СМИ, кинопродукция – «видеоучебники» различных форм преступной деятельности;

-       средовые негативные ожидания по отношению к ребенку из неблагополучной семьи, что является провокацией к нарушениям общественных норм;

-       приобщение ребенка, подростка к алкоголю, наркотикам, курению, азартным играм;

-       отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, школе и т.д.;

-       недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей их адаптации.

6.    Негативная личностная позиция самого ребенка:

-       отклонения в самооценке подростка: завышенная самооценка ведет к чрезмерной самомобилизации и развитию аморальной способности самовыражения через правонарушения; заниженная  самооценка порождает неуверенность, раздвоенность личности, что влечет за собой проблемы с самовыражением и общением;

-       отклонения в личностных притязаниях подростков, которые влияют на активность в достижении целей;

-       безразличие к нравственному самосовершенствованию;

-       негативно реализуемая потребность в самоутверждении, нездоровое соперничество;

-       сложность формирования потребности и желания к самосовершенствованию;

-       стремление подростка к общению, участию в молодежных кампаниях.

Начинать социально-педагогическую работу с этими категориями детей надо с определения психологических, педагогических, социальных причин как факторов деформации личности.

Следует отметить, что строить приюты и колонии для бездомных - непродуктивно, ведь корень зла - отсутствие у детей представлений о родительской любви и добре, наличие комплекса неразрешимых проблем. Из этого следует, что на первом этапе включения подростка воспитательную систему ему необходима специальная помощь в области коррекции,  восстановлении психических ресурсов и потенциальных возможностей.

 В процессе реабилитации дезадаптированных детей социальный работник выполняет мобилизующую и организующую роль. Он старается использовать все, что может помочь ребенку. Он привлекает к помощи родителей, соседей, друзей, официальных лиц, добровольных помощников.

Социальный работник объединяет усилия ближайшего окружения подростка и ведомственных организаций. И здесь социальный работник выступает как менеджер, определяя размеры и виды помощи ребенку.

Но главное направление его работы – непосредственное общение с дезадаптированными детьми и подростками. В работе социального работника с «трудными» детьми и подростками необходимо создать атмосферу реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. При этом в одинаковой мере применимы принцип добровольного обращения за помощью и принцип предложения помощи.

В отличие от детей младшего возраста  трудные подростки – не пассивный объект социальной работы, их дезорганизующая активность весьма велика и заставляет с собой считаться. Социальные работники должны учитывать интересы и потребности подростка и ориентироваться именно на них.

В начале на основе доверительных отношений социальный работник создает костяк единомышленников среди подростков и постепенно вовлекает всех оставшихся в общую деятельность. Он обязан постоянно поддерживать доверительные отношения с трудными подростками, расширяя арсенал своих средств воздействия. Социальный работник, контактируя с подростком, реализует его ярко выраженную и неудовлетворенную потребность в неофициальном и доверительном общении с умным взрослым. Такие отношения исключают традиционные методы – поучение, морализирование, тотальный контроль, строгую регламентацию. Основной механизм воздействия проявляется в умении устанавливать контакт, способности принимать подростка таким, каков он есть, в эмпатии.

Социальный работник помогает подросткам разобраться в себе, сделать соответствующий выбор в жизни, почувствовать себя защищенным.

Помещение дезадаптированных детей в изоляцию от семьи в закрытые учреждения неэффективно, а по отношению к детям, имеющим нервно-психические расстройства, даже вредно. При определении целей и задач социально-педагогической работы с такими детьми основным является понятие «особые социальные потребности». У таких детей как можно раньше должны быть выявлены, определены первичные нарушения развития. После диагностики начинается направленные положительное воздействие, коррекция, обучение и т.д.

Соответствие выбранной для данного ребенка программы развития его реальным достижениям постоянно контролируется. Кроме того, обеспечивается пространственная и временная организация реабилитационной среды.

К примеру, дети-невротики и дети-невропаты нуждаются в особом структурировании жизненного пространства, облегчающего понимание ими смысла происходящего, возможность предсказывать ход событий, планировать свое поведение. Другими словами, для них большое значение имеет размеренность жизни, систематичность деятельности, режим.

Специфика социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми с особыми потребностями состоит в том, что они бывают вполне довольны собой и не считают свое положение сколько-нибудь критическим. Подростки, пробующие наркотики или вступающие в ранние сексуальные связи, до поры, до времени, не только вполне искренно отвергают всякие советы остановиться, но даже слышать не желают о том, насколько значима и реальна угроза такого поведения. Поэтому необходимо выявит то, ради чего ребенок может сознательно отказаться от того или иного поведения.

В настоящий момент дезадаптированные дети, дети с девиантным поведением, или, так называемые дети «группы риска» относятся к категории детей, оказавшихся в «социально опасной ситуации». Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рискованную социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой – на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем с целью их поэтапного освоения и разрешения.

Именно такой комплексный подход в работе с этой категорией детей должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом следует учитывать, что эта работа имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Каждая из выделенных составляющих должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

-       организационные социально-педагогические технологии;

-       социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

Организационные педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального работника обуславливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.

Данная функция является ключевой, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному работнику (педагогу) и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся, так и не обучающихся) детях и подростках:

  • из  семей, находящихся в социально опасном положении;
  • безнадзорных и беспризорных;
  • занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
  • содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
  • употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;
  • совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  • состоящих на внутришкольном учете;
  • состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

При формировании банка данных уточняются следующие позиции: каковы основания постановки на учет; какие структуры работают с подростком; какая работа проводится для разрешения проблемы, что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы;  нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.

На данном этапе работы социальный работник (педагог)  выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный работник дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации – эмоциональной принятие и переживание детских проблем.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого социальный работник (педагог) работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок. При этом в работе используется апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики. Важнейшим инструментом такой диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального работника.

3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.

Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета образовательного учреждения.

4.    Обеспечение условий реализации программ.

На данном этапе социальный работник организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ; отслеживает результаты, информирует: комиссию по делам несовершеннолетних, директора школы о ходе выполнения программ, педагогический коллектив, начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.

5.    Консультирование. Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью проводятся консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при обращении.

6.    Межведомственные связи. Социально-педагогическая деятельность осуществляется в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска.

Они также имеют свои составляющие и этапы (см. этапы социально-педагогического процесса), каждый из которых  выполняет собственное, целевое, локальное назначение:

  • во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
  • во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;
  • в третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ведь как показывает практика социально-педагогической работы,  примерно в 10 % случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.

Основные направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения. 

1. Повышение роли семьи.

 а) Решение проблемы подготовки будущих родителей к семейной жизни. Эта работа включает большой комплекс направлений. В целом, подготовка молодых людей к семейной жизни включает изучение:

основы взаимоотношений в семье;

внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, преодоление и предупреждение;

основы ведения семейного хозяйства, экономика;

основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка.

б) Создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных отношениях.

в) Предупреждение ошибок в семейном воспитании. Наиболее характерными ошибками являются следующие:

  • антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания ( «ложные авторитеты» подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа и т.д.):
  • утрата связи между родителями и детьми;
  • попустительско-снисходительный тон, позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав», активное утверждение достоинства «чада» в его присутствии; педантичная подозрительность; жестко-авторитарный стиль, постоянное увещевание; равнодушие; непоследовательность, несогласованность и т.д..

г) Формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции. Воспитание с раннего детства волевых качеств, чувства собственного достоинства.

д)  Недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным. Необходимо учитывать рекомендации психологов: не применять физическое наказание детей младше трех лет, так как это влияет на их проявление активности; воздержаться от наказания детей, особенно в присутствии сверстников; нельзя наказывать физически за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет – это формирует отчуждение, наносит психические травмы; нельзя наказывать хладнокровно, безжалостно, устраивая экзекуцию.

е) Недопущение приобщения детей к алкоголю, курению, азартным играм (через разъяснение, личный пример и т.д.).

ж) Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений включает решение следующих задач:

  • повышение качества подготовки педагогов;
  • создание наиболее благоприятной обстановки для педагогической деятельности;
  • побуждение педагогов к самосовершенствованию;
  • создание при общеобразовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и родителями;
  • развитие системы внеучебной воспитательной работы в условиях школы.

 3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, административных органов по месту жительства: организация методических семинаров для родителей; повышение роли родительских комитетов в связи родителей и учителей; создание попечительских родительских организаций; приобщение родителей к жизни класса, школы, посещение детей на дому и т.д.

4. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка – ограничение негатива, усиление позитива.

5. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям. В настоящее время создается государственные и негосударственные центры по работе с семьей, которые разрабатывают рекомендации, проводят консультации для родителей, имеют отделения дневного пребывания детей. Однако, таких центров еще недостаточно.

Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный работник может: обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые он начинает решение своих проблем; помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения; содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации; способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.)

В своей индивидуально-профилактической работе социальный работник должен руководствоваться следующими «заповедями»:

-       Не навреди.

- Не оценивай.

- Принимай человека таким, каков он есть.

- Соблюдай конфиденциальность.

- Соблюдай меру взаимного доверия с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.

- Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

- Минимум специальных терминов.

- Соблюдай принцип добровольности.

В труде и общении, в разнообразной творческой деятельности воспитываются нравственные начала личности, формируются ее цели и идеалы, потребности, полезные для общества. Способствует предупреждению отклонений в поведении так называемый метод реконструкции характера, суть которого в перевоспитании, изменении сознания подростка с опорой на нравственные качества личности. Указанный метод предполагает составление индивидуальных программ как познавательной, так и общественно полезной деятельности.

Социальный работник помогает трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Такая работа обязательно предполагает процесс перевоспитания – предупреждения или преодоления различных  отклонений в поведении ребенка или подростка.

Процесс перевоспитания представляет трудность как для воспитанника, так и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути, воспитатель  - поверить в человека, проанализировать Егор прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставить воспитательную цель и добиваться ее осуществления.

Процесс перевоспитания можно разделить на 4 этапа:

первый этап – изучение подростка и окружающей его среды;

второй этап – обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, побуждение интереса к той или иной деятельности;

третий этап – это процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков. Важно постоянно держать этот процесс под контролем и при небольших подвижках поощрять ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения. Цель социального работника в работе с трудными детьми состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные  стороны, причины, и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. В этом ему помогает ориентация на идеал, обрести который помогает ему социальный работник;

четвертый этап перевоспитания – самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса.

В целом, в работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

  • перевод социальной ситуации в педагогическую;
  • воспитание нравственно-правовой убежденности;
  • формирование адекватной самооценки, выработка способности критически относиться к самому себе;
  • развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
  • создание ситуации успеха в доминантном виде деятельности, включение в социально полезные виды деятельности;
  • организация педагогического влияния на индивидуально-групповые мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги и другие взрослые);
  • предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и др.);
  • организация благоприятного социально-психологического климата;
  • ликвидация пробелов в знаниях.

Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:

  • знание и учет факторов социализации личности ребенка, причин отклонений в его поведении;
  • учет индивидуально-психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития;
  • учет особенностей положений, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, в семье, среде неформального общения, в социуме;
  • уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;
  • опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность в судьбе воспитанника;
  • включение в творческую общественно полезную деятельность;
  • выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи, других воспитательных институтов, субъектов социального воспитания;
  • защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний. 

Литература

1.    Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями) / Под ред. Б. М. Левина. - М.: РАН Ин-т социологии, 1995.

2.    Беличева С. А., Фокин В. М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - М., 1991. 

3.    Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

4.    Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. - М.,1994.

5.    Васильчикова Т. А. Социальная педагогика. - М., 1999.

6.    Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-М 33-36, 39-41

7.    Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой. - М., 2002.

8.    Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения

Презентация к семинару "Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девианетного поведения"...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Статья "Этапы работы социального педагога по адаптации подростков с девиантным и делинквентным поведением" (Из опыта работы)

Содержание каждого этапа работы социального педагога с подростками девиантного и делинквентного  поведения по их адаптации. Индивидуальная программа реабилитации таких подростков...

Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.

Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так и в психолого-пе...

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....