«Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого дошкольника».
методическая разработка

Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа-интернат»

Методический материал

«Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития».

Тема работы:  «Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого дошкольника».

Выполнил: Подвысоцкий Андрей Ярославович

Октябрь 2021 год_

Оглавление

1

Введение

1

2

Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого дошкольника

2

3

Сравнительная таблица развития мышления у дошкольников с нарушением интеллекта и в норме

6

4

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления у детей с умственной отсталостью дошкольного возраста

8

5

Заключение

9

6

Список использованных материалов (интернет-ресурсов)

10

1. Введение

Развитие познавательных процессов является важным условием коррекционного обучения. Умственно отсталый ребенок характеризуется общим недоразвитием, мыслительные способности формируются у него с большими задержками и в высокой степени недостаточности. Для психологов и педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения интеллекта, важно правильное понимание проблемы умственной отсталости, так как ошибки могут привести к упрощенному, негативному подходу к воспитанию умственно отсталых детей, когда умственно отсталый ребенок рассматривается исключительно с отрицательной стороны, без учета компенсаторных возможностей и перспектив развития его личности. Своеобразие, атипичность психического развития умственно отсталых детей не исключает наличия у них определенных потенциальных возможностей, что подчеркивает необходимость своевременной коррекционной помощи.

 Актуальность данной проблемы заключается в том, что первоначально необходимо изучить особенности познавательной деятельности дошкольников с умственной отсталостью, затем правильно организовать коррекционно-развивающий процесс таким образом, чтобы он позволил ребенку проникнуть в мир социальных отношений, стимулировал развитие предметной, познавательной, трудовой, учебной деятельности, обеспечивая, таким образом, всестороннее развитие личности. Дети с умственной отсталостью способны к развитию, которое осуществляется замедленно, со многими, подчас весьма резкими, отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.

2. Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого дошкольника.

Внимание к диагнозу «умственная отсталость» возрастает с каждым годом всё больше и больше. Такой интерес со стороны врачей, дефектологов, логопедов и т.д. вызван тем, что появляется большое количество детей с данной патологией. В литературе отмечается, что умственная отсталость характеризуется стойким психическим недоразвитием, имеющим сложную структуру, системой различных наследственных, врождённых или рано приобретённых этиологических причин, носящих стойкий не прогрессирующий характер, проявляющийся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального нарушения. Умственная отсталость взаимосвязана с нарушениями интеллектуального развития, причинами которого являются органические поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза, в период внутриутробного развития до трёх лет.

  Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К.С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.

Особенности нарушений познавательного развития связано с нарушениями интеллекта. Здесь важны конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные социальные условия воспитания. В дополнение к этому, основная причина умственной отсталости связана, как правило, с органической недостаточностью ЦНС (может быть резидуального или генетического характера).

В состав генетических нарушений входят:

  • патология беременности (травма матери и плода, тяжелая интоксикация, токсикоз, стресс во время вынашивания ребенка, несовместимость матери и плода по резус-фактору и др.);
  • болезни плода врожденного характера (например, сифилис); Недоношенность, травма при рождении, асфиксия;
  • ранние постнатальные заболевания (например, инфекционное желудочно-кишечное заболевание, травмы мозга и др.).

   Глубокое недоразвитие познавательного развития и процессов, связанных с познавательной деятельностью, — это наиболее ярко выраженная особенность умственно отсталых дошкольников. Для дошкольников-олигофренов присуще диффузное отсутствие развития (недоразвитие) поверхностных слоев коры полушарий. Это приводит к специфическим нарушениям всей психической деятельности. Структура психики старшего дошкольника с умственной отсталостью осень сложна, что приводит к аномалиям в развитии. Умственная отсталость приводит к неравномерному изменению у старшего дошкольника соответствующих сторон психической деятельности. Нарушения познавательной деятельности и самой личности детей с общим психическим недоразвитием четко можно обнаружить в различных проявлениях.

Дошкольники с умственной отсталостью способны к развитию, осуществляемому более медленно и атипично. Для него присущи весьма резкие отклонения от нормы. Первичные дефекты, как правило, способствуют возникновению большей части прочих вторичных и третичных отклонений. Формирование разных аспектов познавательной деятельности может по этой причине затрудняться и замедляться, что проявляется через особенности чувственного знакомства с окружающим миром.

Особенности восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляются в замедленном темпе узнавания, не умении различать графически сходные буквы, цифры, предметы и т.д. Для детей данной категории характерно нарушение избирательности и объёма восприятия.  В результате описанных выше нарушений у детей возникает пониженный уровень понимания изучаемого материала. У детей с нарушениями в интеллектуальном развитии нарушено восприятие пространства и времени. Такие дети, как правило, плохо ориентируются в помещении и относительно себя, своего тела. У любого человека восприятие тесно взаимосвязано с мышлением, и такие дети не являются исключением.

Процесс мышления является главным инструментом познания, с помощью мышления происходят такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. По многочисленным исследованиям В.Г. Петровой, Б.И. Пинского и др. были сделаны выводы, что такие операции мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью сформированы не полностью и очень своеобразны. В отличие от своих типично развивающихся сверстников, дети олигофрены обладают некритичным мышлением, они не обладают способностью к самостоятельному оцениванию своей работы. Для всех детей с таким нарушением характерна сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления.

Память умственно отсталых детей тесно взаимосвязана с особенностями восприятия и мышления. Основные процессы памяти, такие как запоминание, сохранение, воспроизведение для детей с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд специфических особенностей. Дети намного лучше способны запомнить внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки, чем внутренние логические связи. Характерной чертой для детей с умственной отсталостью являются трудности, которые прослеживаются не в получении новой информации и её сохранении, а в её воспроизведении.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основными нарушениями памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью являются:

  • замедленный темп усвоения;
  • непрочность сохранения и неточность воспроизведения.

Развитие предметной деятельности.

Не всякое действие ребенка с предметом — предметное действие. Предметным действием называется только такое действие, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением. Так, например, если ребенок берет в руки ложку и стучит ей по столу, это не предметное действие, а манипуляция с предметом, так как функция ложки — другая.  Предметным действие будет тогда, когда ребенок использует ложку для еды.

У детей раннего возраста с нарушениями интеллекта предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет не только ориентировки типа «Что с этим можно делать?», но и более простой ориентировки типа «Что это?». В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, которые перемежаются неадекватными действиями. Неадекватными действиями называются такие действия, которые противоречат логике употребления предмета, вступают в конфликт с ролью предмета в предметном мире. Например, когда ребенок надевает на стержень пирамидки вначале колпачок, а затем пытается нанизывать колечки; стучит куклой по столу; в маленький гараж пытается засунуть большую машинку и т. п. — значит, он совершает неадекватные действия. В данном случае отсутствует познавательно-ориентировочная деятельность и эти действия, не способствуют развитию ребенка. Наличие неадекватных действий — характерная черта ребенка с нарушениями интеллекта.

Не формируются самостоятельно и другие виды детской деятельности: игра, рисование, зачатки трудовой деятельности, которые при нормальном интеллекте развиваются к концу третьего года жизни. 

Развитие речи и общения.

У детей с нарушениями интеллекта раннего возраста отсутствуют необходимые предпосылки, для формирования речи: действия с предметами, эмоциональное общение с взрослым, готовность артикуляционного  аппарата и фонематического слуха. У большинства детей с нарушениями интеллекта первые слова в активной речи появляются после двух лет. Фраза до трех лет, как правило, не появляется. Главное заключается в том, что речь ребенка раннего возраста с нарушениями интеллекта не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребенку общественного опыта. Она также не может принять на себя функцию регуляции его действии.

Процесс внимания у детей данной категории нарушен. Он выражается в рассеянности, плохой концентрации, низком уровне устойчивости, затруднении протекания целенаправленной познавательной деятельности. Для некоторых умственно отсталых детей характерно «увязание» в многочисленных деталях объекта. Такие дети не могут самостоятельно переключаться с одного задания на другое. В результате чего у них понижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности.

Дошкольники с данным видом патологии достаточно медленно усваивают новый материал. При этом такими детьми новый материал усваивается только после многочисленных повторений. По исследованиям Х.С. Замского дети не способны вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и навыками. Причина этого заключается в слабости замыкательной функции коры и в связи с этим малом объёме, и замедленном темпе формирования новых условных связей, а также их непрочности.

Воображению умственно отсталых детей характерно фрагментарность, неточность, схематичность. По причине маленького жизненного опыта дети такой категории, как правило, не способны владеть мыслительными операциями, они у них несовершенны. Неблагоприятное формирование воображения сказывается на менее успешном результате обучения.

Кроме особенностей психического развития у дошкольников с данной патологией страдает и речевое развитие, физиологической основой которого является нарушение взаимосвязей между первой и второй сигнальной системой. Для детей с проблемами интеллектуального развития характерны нарушения всех сторон речевой деятельности: фонетическая, грамматическая, лексическая и т.д. В период обучения в школе у детей возникают трудности в звуко - буквенном анализе и синтезе, восприятии и понимании речи окружающих.

Большие трудности представляет для них восприятие картин (К. И. Вересотская, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко). Они, как правило, не видят связей между персонажами, не понимают причинно-следственных  связей, не понимают эмоциональных состояний изображенных персонажей, не видят сюжета, не понимают изображения движения и т. п.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с легкой умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

3. Сравнительная таблица развития мышления у дошкольников с нарушением интеллекта и в норме.

Нормально развивающийся ребенок

Умственно отсталый ребенок

Мышление

Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Примерно в возрасте 6 - 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.

Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного.  Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

   4. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления у детей с умственной отсталостью дошкольного возраста.

Игра - основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Как правило, умственно отсталые дети инертны, не эмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Педагогам необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Дидактические игры, направленные на формирование наглядно- действенного мышления

  1. Игра «Покатаем зайчиков».

Оборудование: два зайчика; две тележки - одна с веревкой, другая без веревки.

Ход игры: Педагог приглашает детей в игровой уголок. В гости к детям приходят два зайчика. Они хотят покататься в тележках. Педагог сажает зайчиков в обе тележки, приглашает двоих детей и просит покатать зайчиков. Он обращает внимание всех детей на то, что тележку без веревки возить неудобно, поэтому надо привязать веревку к тележке. Педагог привязывает к тележке веревку, показывая детям, как нужно правильно взяться за веревку. Дети по очереди катают зайчиков.

  1. Игра «Перевезём игрушки».

Оборудование: машинка, веревка, кирпичики.

Ход игры: Педагог приглашает детей в игровой уголок и говорит, что им сегодня принесли новые игрушки (кирпичики и котят). Игрушки лежат у двери на салфетке. Эти игрушки надо перевезти в игровой уголок, и дети будут с ними играть.

Дидактические игры, направленные на формирование наглядно-образного мышления

  1. Игра «Кошка и молоко».

Оборудование: сюжетная картинка: на столе опрокинутая банка с молоком, молоко льется, кошка сидит на полу в углу, в комнате стоит женщина и смотрит на банку. (Причина - кошка опрокинула банку; следствие - молоко пролилось)

Х од игры: Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Посмотри, что тут изображено. Что тут произошло? Расскажи». В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Где стояла банка? Что было в банке? Кто захотел молока? Куда прыгнула кошка? Что случилось с банкой? Кто опрокинул банку с молоком?».

  1. Игра «Утро мальчика».

Оборудование: сюжетные картинки на первой - мальчик проснулся и сидит на кровати; на второй - мальчик умывается; на третьей - мальчик одевается; на четвертой - мальчик завтракает

Х о д игры: Перед ребенком вперемежку раскладывают картинки и предлагают ему их рассмотреть. Затем просят разложить все картинки по порядку так, чтобы было понятно, что мальчик делал вначале, что потом, чем завершилось его действие. В случае затруднения используется прием припоминания, педагог говорит: «Когда ты утром просыпаешься, что ты делаешь? Найди это на картинке. Верно, здесь мальчик проснулся и сидит на кроватке. Что потом он будет делать?

5.  Заключение.

У умственно отсталых детей в дошкольном возрасте познавательная деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития.  Основной принцип организации воспитательного процесса состоит в коррекционной направленности. Это предполагает активность при воздействии на сенсорное, умственное и речевое развитие дошкольника. Специалисты в этой сфере должны организовывать индивидуально-групповые коррекционные занятия и использовать основные направления работы с детьми. Для системы коррекционно-развивающего обучения присущи индивидуальные и групповые коррекционные занятия, имеющие общеразвивающую и предметную направленность. Цель коррекционных занятий представлена ростом уровня общего развития детей, восполнением пробелов прошлого развития и обучения. В этой системе проводится индивидуальная работа, помогающая сформировать недостаточно освоенные навыки. Коррекционную работу производят в рамках целостного подхода, направленного на восприятие и развитие. По этой причине работа на индивидуально-групповых занятиях концентрируется на общем развитии дошкольников, а не на тренировке психических процессов.

   6.    Список использованных материалов (интернет-ресурсов).

1.   Агавелян  О.К.Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск, 1999.

2.   Выготский  Л.С. Собр.соч.: в 6 т. - М., 1983, т.5.

3.   Забрамная  С.Д.Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1993.

4.   Лубовский  В.И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей \\ Дефектология. -1971 - № 6.

5.   Основы специальной психологии. \ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М «Академия», 2003.

6.   Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М, 1998.

7.   Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. ...

Особенности коррекции мышления умственно отсталых дошкольников

Статья о особенностях развития мышления у умственно отсталых дошкольниках и коррекции вторичных отклонений....

Программа дополнительного образования по курсу «Развитие познавательной сферы обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью»

Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению м...

Особенности развития познавательной сферы учащихся с нарушением интеллекта

Под термином познавательная сфера в научно –теоретической литературе рассматривается совокупность познавательных процессов, речь и общение. Таким образом, развитие...

Статья "Особенности формирования познавательной сферы дошкольника с проблемами интеллектуального развития в игре"

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок ...