Рабочие программы
рабочая программа

Карманова Юлия Владимировна

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 б класс (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II), рабочие программы по предметам: "Двигательная активность", "Предметно-практические действия", коррекционному курсу "Дефектологические занятия"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)

УТВЕРЖДЕНА

приказом № __ от ___________ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По коррекционному  курсу

«Предметно-практические действия»

                                                                 Классы: 9 б

Объём: 68 занятий

Учитель: Карманова Ю.В.

г. Нефтеюганск-2022

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1.1

Основные задачи

1.2

Основные направления и формы занятий

2

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

3

Календарно – тематическое планирование

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

  1. Основные задачи

Программа предназначена для обучающихся 9 б класса. У детей с умеренной умственной отсталостью. Процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой, но часть обучающихся   осваивает основные навыки, необходимые для  простой  практической работы при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного наблюдения.           Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ППК, задачами индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся (см. Таблицу 1);

                       Таблица 1

  1. Коррекционно – развивающие задачи  для

обучающихся на 2022-2023 учебный год

Класс

Ф.И обучающегося

Учебно-коррекционная

Коррекционно-воспитательная

Коррекционно-развивающая

1

…………

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

.

Сформировать умения при направляющей помощи педагога выполнять посильные задания от начала до конца

Сформировать умениевступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).

2

………….

Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями

Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога

Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около).

3

……………

Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога

Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около).

4

…………….

Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога

Сформировать умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).

1.2. Основные направления и формы занятий.

Раздел

Формы организации  коррекционных занятий)

Формируемые

БУД

Коррекционно-развивающая работа

1

«Действия с материалами»

 Индивидуальная

Личностные

- Осознание себя как ученика

Коммуникативные

-Обращаться за помощью и принимать помощь

-доброжелательно относиться, сопереживать

Регулятивные

-передвигаться п школе, находить свой класс

Слуховое восприятие

-прием «Ответ на вопрос, два вопроса»

-игры: «Что упало?» «У кого колокольчик», «Найди игрушку».

Зрительное
восприятие

- зрительная гимнастика

- игра «Наложенные» изображения

Тактильное  восприятие

-Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые).

-работа с пластилином

-игры с  мозаикой

2

«Действия с предметами»

Индивидуальная

Таблица 2

  1. Планируемые результаты реализации программы (коррекционной работы)

Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.

Название

курса

Предметные результаты

Личностные результаты

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

Предметно-практические действия

-освоить умение выполнять  простые  действия с предметами и материалами.

- уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

- уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

 - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

-  уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу

- освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами

-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки

- овладеть   навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

Ожидаемые  результаты: овладеют элементарными действиями с предметами и материалами

              3. Календарно-тематическое планирование занятий

1 четверть

Раздел

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Действия с предметами.

1

Предметно-манипулятивные действия.

2

2

Простые подражательные действия.

2

3

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная) двумя руками (одной рукой).

2

4

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в  разные стороны.

2

Действия с материалами

5

Действия с материалами разных поверхностей.

2

6

Знакомство с разными видами бумаги.

2

7

Упражнения с бумагой.

2

8

Размазывание материала (краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).

2

9

Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками.

2

2 четверть

Раздел

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Действия с предметами.

1

Покажи предмет.

2

2

Учимся ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины).

2

3

Простые постройки из кубиков.

2

Действия с материалами

4

Работа с сыпучими материалами.

2

5

Изготовление сенсорных мешочков из крупы и воздушных шариков.

2

6

Рисование пальчиками

2

7

Рисование ладошками.

2

3 четверть

Раздел

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Действия с предметами.

1

Складывание фигур из счетных палочек.

2

2

Складывание разрезных картинок.

2

3

Конструктор. Знакомство.

2

4

Мозаика. Знакомство.

2

5

Раскладывание геометрических фигур в нужном порядке.

2

Действия с материалами

6

Работа с пластилином.

2

7

Работа с сыпучими материалами.

2

8

Работа с сыпучими материалами.

2

9

Обобщение изученного материала.

2

4 четверть

Раздел

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Действия с предметами

1

Размазывание пластилина по заготовкам

2

2

Разложи по форме.

2

3

Игры с кубиками.

2

4

Складывание фигур из кубиков.

2

5

Складывание фигур из кубиков.

2

6

Обобщение материала по разделу: «Действия с предметами»

2

Действия с материалами

7

Действия с природными материалами.

2

8

Обобщение изученного материала.

2



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)

   

                                                 УТВЕРЖДЕНА

приказом № __ от ___________ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) редакция 2020 года)

Класс: 9 б

Объём: 68 занятий

Учитель: Карманова Ю.В.

г. Нефтеюганск – 2022

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1.

Основные задачи 

1.2.

Основные направления и формы занятий    

2.

Планируемые результаты 

3.

Календарно-тематическое планирование 

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Двигательное развитие» разработана на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9 б класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 

  1. Основные задачи

Программа предназначена для обучающихся 9 б класса. У детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены.         Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ППК, задачами индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся (см. Таблицу 1);

Таблица 1

Коррекционно – развивающие задачи

для обучающихся на 2021 - 2023 учебный год

Класс

Ф.И обучающегося

Учебно-коррекционная

Коррекционно-воспитательная

Коррекционно-развивающая

1

….

Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

.

Сформировать умения при направляющей помощи педагога выполнять посильные задания от начала до конца

Сформировать умениевступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).

2

….

Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями

Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога

Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около).

3

….

Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога

Коррекция восприятия пространственных представлений (лево, право, за, под, в, над, около).

4

………..

Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Сформировать умение выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога

Сформировать умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).

  1. Основные направления и формы занятий

п.п

Раздел

Формы организации учебных (коррекционных) занятий

Формируемые

 БУД

Коррекционно-развивающая работа

Развитие моторных навыков

Индивидуальные

Дистанционная*

- Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия и т.д.

Включение обучающегося в разные виды деятельности.

Создание разных форм мотивации, позволяющих включать в мотивированную деятельность и поддерживать активность.

-Моделирование, анализ ситуации, стимулирование, положительный пример.

Упражнения:

-сравнить промежуточный результат с эталоном;

-выполнить действия по инструкции;

-участвовать в коллективно-распределительной деятельности;

- Коррекция пространственной ориентировки;

-Упражнения на коррекцию двигательных и моторных навыков;

- Упражнения на коррекцию зрительной памяти.

Кинестетическое развитие

Общеразвивающие и корригирующие упражнения

*В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой возможно дистанционное обучение.

  1. Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися предметных (коррекционных) личностных результатов, формирует базовые учебные действий (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты

Предметные

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм,

формирование представлений о правильной осанке, о правильном дыхании,

формирование знаний о правилах личной гигиены.

коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.д.)

коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировке в пространстве, равновесия и т.д.);

устранение недостатков в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.).

выполнение комплексов лечебной гимнастики по демонстрации (самостоятельно, с помощью, со значительной помощью)

  1. Календарно-тематическое планирование занятий

Тема

Кол – во час

Дата

проведения

I четверть (18 занятий)

Дыхательные упражнения.

1

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки.

1

Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет.

1

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях

1

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях

1

Изменение длительности дыхания.

1

Изменение длительности дыхания.

1

Дыхание при ходьбе.

1

Дыхание при ходьбе.

1

Движение руками в исходных положениях.

1

  1. 7

Движение руками в исходных положениях.

1

Движение предплечий и кистей рук.

1

Движение предплечий и кистей рук.

1

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа.

1

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа.

1

Хлопки в ладоши с изменением темпа.

1

Хлопки в ладоши с изменением темпа.

1

Наклоны головой.

1

II четверть (14 занятий)

Наклоны туловищем.

1

Наклоны туловищем.

1

3

Сгибание стопы.

1

4

Сгибание стопы.

1

5

Перекаты с носков на пятки.

1

6

Перекаты с носков на пятки.

1

7

Приседания

1

8

Приседания

1

9

Упражнения на равновесие.

1

10

Упражнения на равновесие.

1

11

Повороты: налево, направо, вверх, вниз.

1

12

Повороты: налево, направо, вверх, вниз.

1

13

Ходьба ровным шагом

1

14

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

1

III четверть (20 занятий)

  1. 5

Бег: на месте, вправо, влево, назад, вперед.

1

  1. 6

Бег: на месте, вправо, влево, назад, вперед.

1

  1. 7

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

1

  1. 8

Ходьба на носках

1

  1. 9

Ходьба на носках

1

Ходьба в медленном и быстром темпе

1

Ходьба в медленном и быстром темпе

1

  1. 1

Ходьба по линии

1

  1. 1

Ходьба по линии

1

  1. 1

Ходьба на носках

1

  1. 1

Ходьба на носках

1

  1. 1

Захват предметов

1

  1. 1

Захват предметов

1

  1. 1

Передача предметов

1

  1. 1

Передача предметов

1

  1. 2

Бросание мячей

1

  1. 5

Бросание мячей

1

  1. 6

Перекатывание мячей

1

  1. 7

Перекатывание мячей

1

  1. 8

Перекатывание мячей

1

                                                 IV четверть (16 занятий)

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем)

1

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем

1

Ходьба по ровной горизонтальной поверхности

1

» Ходьба в медленном и быстром темпе

1

Ходьба в медленном и быстром темпе

1

Упражнение «Птичка», «Веточка

1

Ходьба в медленном и быстром темпе

1

Ходьба в медленном и быстром темпе

1

«Кошка и мышки». Игра.

1

«Волшебный мешочек». Игра.

1

Вот так позы». Игра.

1

Аист ходит по болоту». Игра.

1

Запомни порядок». Игра.

1

Третий лишний». Игра.

1

«Мышеловка» Игра.

1

  1. 1

Повторение

1




Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийскогоавтономногоокруга – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения специалистов

Протокол  от «___»________202__ г. № ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

______________М.И. Иванова

приказ от «___»______202_ г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу

«Дефектологические занятия»

            Классы: 3-4
                   Объём: 408 занятий

Учитель-дефектолог:

Карманова Ю.В.

г. Нефтеюганск-2022 г.

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

1.2.

Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

1.3.

Создание образовательной среды

2.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание занятий с обучающимися

2.2.

Календарно-тематическое планирование

Нормативное обеспечение программы

        Программа   составлена в соответствии с Программой коррекционной работы Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья».  

Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
  • нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
  • Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
  • правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
  • Уставом ОО;
  • Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
  • Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
  • Положением о внутренней системе оценки качества образования;
  • Положением о формах обучения. 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия» составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).

Цель программы:

- осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ начального общего образования, дополнительных образовательных программ.

Задачи программы:

          - закрепление знаний, умений и навыков и восполнение пробелов знаний обучающихся по предметам учебного плана.

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

- определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и логопедической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

  1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

               Программа разработана для обучающихся 3-4 классов  с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всего – 4 обучающихся.  Обучающиеся  данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной  отсталостью и ТМНР.

Для данной категории детей характерны:

-четкая видимостью интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий; 

-недостаточно развитая речь с аграмматизмами и косноязычием, принимают участие в простых беседах, обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих потребностях,   некоторых случаях никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи; 

-        не резко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи); 

-        эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);

-        разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);

-        замедленным темпом психического развития; 

-        отставанием развития навыков самообслуживания,  трудность формирования трудовых навыков.

Исходя из анализа работы за 2017-2018 учебный год определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, на основании которых спланирована коррекционная работа (см. таблицу 1).

Таблица 1

Коррекционно – развивающие задачи для обучающихся

на 2022 - 2023 учебный год

Класс

№ п/п

Ф.И обучающегося

Учебно – коррекционная

Коррекционно – воспитательная

Коррекционно – развивающая

3

1

Ислам К.

Сформировать количественные представления от 1 до 5.

Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с обучающей помощью учителя.

Сформировать пространственные представления (на, под, за).

2

Анастасия Я.

Сформировать количественные представления (от 1 до 5).

Сформировать умение готовиться к уроку до звонка с направляющей помощью учителя.

Сформировать пространственные представления.

4

1

Артем М.

Формировать количественные представления (от 1 до 5).

Формировать умение работать в малых группах.

Формировать пространственные представления (на, под, за).

2

Роман Ч.

Сформировать количественные представления (от 1 до 5).

Сформировать умение соблюдать правила поведения на уроке.

Сформировать временные представления

В основу программы были положены следующие принципы:

- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития базовых учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой духовно-нравственного развития.

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).

1.2. Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

 В соответствии с требованиями ФГОС к АООП (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения  программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Программа определяет возможные личностные результаты и базовые учебные действия (см. Таблицу 2.)

Таблица 2.

Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты  

БУД

  • осознает, что может, а что пока не удается,
  •  умеет устанавливать и поддерживать контакты; пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
  • использует элементарные формы речевого этикета;
  • Проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки;
  • Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями,
  • Выполняет  совместные действия по речевой инструкции;
  • Выполняет простые действия по наглядным алгоритмам;
  • отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации;
  • понимает действия, изображенные на картинке;
  • обращается за помощью и принимает помощь разъясняющего и обучающего характера;
  • работает с несложной по содержанию и структуре информацией, пользуются   знаками, символами, предметами-заместителями.

  1. Создание образовательной среды

        Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вызывают необходимость создания специальных условий организации образовательного пространства (см. таблицу 3).

Таблица 3

Сведения о создании условий для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

п.п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы  с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактического материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки
  • демонстрационных пособий для изучения геометрических величин,
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, сюжетных картин,  серий  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • Наборы «Монтессори»
  • Комплексы физминуток
  • Игровые методы и приемы  (игра не как развлечение, а как средство обучения);
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;
  •  Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

2.Содержательный раздел

Программа включает направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее. Диагностическое направление работы включает в себя:  систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка, выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.  

    Основное  направления коррекционной работы это:

  • коррекция пробелов в знаниях.

        Коррекционная направленность программы реализуется с учетом рекомендаций медико-психолого-педагогического консилиума, через деятельностный подход и создание специальных условий для обучающихся. Эффективность коррекционных занятий обеспечивается посредством взаимодействие с учителем, логопедом, психологом, родителями и другими участниками сопровождения.

        Занятия проводятся индивидуально. Содержание программы для индивидуальных занятий интегрировано с содержанием учебных предметов русский язык, математика, чтение, развитие устной речи и  направлено на расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, на преодоление трудностей в усвоении программного материала по данным предметам. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, развитие устной речи) и соответственно отбираются содержание и методические приемы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции.

Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: предметно-практической, конструктивной, изобразительной, игровой и др. В занятия включены упражнения для формирования личностных характеристик школьников.  Предусмотрено использование информационно - коммуникационных технологий, в частности использование тренажеров, компьютерных презентации.

Содержание программы.

Диагностическое обследование.

Коррекция пробелов в знаниях по письму. 

Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных. Деление слов на слоги. Слово. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос: кто это? что это? Предлоги (на, в, под). Предложение. Графическая запись данных предложений.

Коррекция пробелов в знаниях по математике.

Устная и письменная нумерация в пределах 10-ти. Счет прямой и обратный. Состав чисел. Решение примеров в пределах 10-ти без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Сложение и вычитание с нулем. Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Понятия «дороже-дешевле», знаки «больше-меньше».

Геометрический материал: Обведение по клеткам геометрических фигур.

Формирование (коррекция) пространственного восприятия и пространственной ориентировки.

Ориентировку «на себе», освоение «схемы собственного тела
Ориентировка в схеме собственного тела и напротив сидящего.

Ориентировка «на внешних» объектах; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых.
Пространственное расположение объектов по отношению к человеку, сидящему напротив.

Определение пространственного расположения предметов и их направления по отношению к самому себе. Отработка понятий «выше», «ниже», «над», «под».

Формирование (коррекция) временных представлений.

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.

2.1. Содержание занятий с обучающимися

п/п

Раздел

Формы организации коррекционных занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

1

Диагностика  

Индивидуальная

Личностные.

Осознают себя как ученика.

Коммуникативные:   Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет  совместные действия по речевой инструкции; отвечает   на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации;

Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки)

Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке;, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) в соответствии с индивидуальными возможностями;

-умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования);

-умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием;

Упражнения на умения ориентироваться

в задании,  

2.

Развитие и коррекция графических навыков  

Индивидуальная

Личностные.

Осознают себя как ученика.

Коммуникативные:   Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет  совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации;

Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки).

Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке;

Личностные:

- принятие социальной роли обучающегося; понимание значения собственного учения;

-учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания).

Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Ориентирование в  схеме собственного тела., Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Пальчиковая гимнастика.

3

Развитие и коррекция учебных действий учебных действий, посредством изучения программного материала по письму    

Индивидуальная

Личностные.

Осознают себя как ученика    

Коммуникативные:   Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет  совместные действия по речевой инструкции; отвечает   на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации;

Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки)

Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; материалу.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания);

Познавательные:

-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  Развитие произвольного зрительного внимания. 

Развитие зрительного анализа  Развитие зрительного синтеза Коррекция зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке.

Развитие и коррекция восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука.

Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов.

Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти.

Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством

письма по памяти

Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов

Совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза Коррекция. фонетико-фонематических представлений. «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука»

4

Развитие и коррекция учебных действий, посредством изучения программного материала по чтению  

Индивидуальная

Личностные.

Осознают себя как ученика    

Коммуникативные:   Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет  совместные действия по речевой инструкции; отвечает   на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации;

Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки).

Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке;

Артикуляционная гимнастика. 

Упражнения на развитие смысловой догадки.

.

Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по развитию голоса.

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение

прочитанного текста.

Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. Развитие способности устанавливать    причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности.

Развитие переключения внимания посредством чтения короткого текста и  его иллюстрирования.

Развитие артикуляционной моторики; Развитие ритма. Развитие слухового внимания и памяти. Постановка логического ударения. Коррекция. фонетико-фонематических представлений. Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку)

5

Развитие и коррекция учебных действий, посредством изучения программного материала по математике

Индивидуальная

 Личностные.

Осознают себя как ученика    

Коммуникативные:   Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет  совместные действия по речевой инструкции; отвечает   на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации;

Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки)

Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; осознают себя как ученика.    

Упражнения  на сравнение. классификацию. упражнения на установление причинно-следственных связей.  

Упражнения на коррекцию временных представлений.

Упражнение на коррекцию пространственных представлений.

Упражнения на коррекцию и развитие внимания.

Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах.  Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя

6

Итоговая диагностика

Индивидуальная

Коммуникативные:   Обращаются за помощью и принимают помощь.

 Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке. .    

  Упражнения на коррекцию и развитие внимания.

2.2. Календарно-тематическое планирование

     

п/п

Тема занятия

Кол-во занятий

Дата

проведения

1

Диагностика.

1

2

 Диагностика.

1

3

Рисование и обводка   по трафарету. Раскрашивание.

1

4

Соотношение предметов по количеству. Лепка цифры.  

1

5

Письмо элементов букв (палочек, прямых, с закруглением вверху, внизу).

1

6

 Конструирование простейших фигур из геометрических кубиков, из мозаики. Вырезание геометрических фигур.

1

7

«Угадай, какой формы?»

1

8

«Угадай, какого цвета?»

1

9

 Что больше (меньше)?

1

10

 Описание предмета по рисунку.

1

11

 Письмо элементов прописных букв. Прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

1

12

 Лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур.

1

13

 Чтение слогов.

1

14

 Письмо элементов прописных букв. Прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

1

15

 Конструирование простейших фигур из геометрических кубиков, из мозаики. Вырезание геометрических фигур.

1

16

«Угадай, какого цвета?»

1

17

 Письмо элементов прописных букв. Прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

1

18

 Описание предмета по рисунку.

1

Тема занятия

Кол-во занятий

Дата

проведения

2 четверть

1

Написание элементов букв.  Рисование и обводка букв  по трафарету.

1

2

Лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур.

1

3

Написание элементов букв.  Рисование и обводка букв  по трафарету.

1

4

 Весна. Ответы на вопросы с опорой на рисунок.

1

5

Написание элементов букв.  Рисование и обводка букв  по трафарету.

1

6

 Временные представления.

1

7

Сравнение чисел.

1

8

Написание элементов букв.  Рисование и обводка букв  по трафарету.

1

9

 Ответы на вопросы с опорой на рисунок.

1

10

Дидактические игры на формирование временных представлений

1

11

Геометрические фигуры.

1

12

Дидактические игры на формирование пространственных представлений.

1

13

Рисование и обводка букв  по трафарету. Раскрашивание.

1

14

Геометрические фигуры.

1

3 четверть

Тема занятия

Кол-во занятий

Дата

проведения

1

 Продолжи числовой ряд.

 

1

2

Различие слов, отвечающих на вопросы кто?  и что?

1

3

Состав числа.  

1

4

Названия предметов, отвечающих на вопрос что?

1

5

Обводка карандашом простых фигур. Закраска и штриховка фигур.

1

6

Названия предметов, отвечающих на вопрос кто?

1

7

Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник

1

8

Ответы на вопросы с опорой на рисунок .

1

9

Зима. Зимние забавы.

1

10

 Ответы на вопросы с опорой на рисунок

1

11

 Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры.

1

12

 Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов.

1

13

Конструирование простейших фигур из геометрических кубиков, из мозаики. Вырезание геометрических фигур.

1

14

Различие слов, обозна чающих один или несколько одинаковых предметов.

1

15

Рисование прямых и кривых линий, контурами, напоминающими буквы.

1

16

 Ответы на вопросы с опорой на рисунок.

1

17

«Продолжи логический ряд». Рисование и обводка фигур по трафарету. Раскрашивание.

1

18

Написание элементов букв.

1

19

Ответы на вопросы с опорой на рисунок.

20

Обобщающее занятие.

1

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

4 четверть

1

Написание элементов букв.  Рисование и обводка букв  по трафарету.

1

2

Лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур.

1

3

Написание элементов букв.  Рисование и обводка букв  по трафарету.

1

4

 Весна. Ответы на вопросы с опорой на рисунок.

1

5

Написание элементов букв.  Рисование и обводка букв  по трафарету.

1

6

 Временные представления.

1

7

Сравнение чисел.

1

8

Написание элементов букв.  Рисование и обводка букв  по трафарету.

1

9

 Ответы на вопросы с опорой на рисунок.

1

10

Дидактические игры на формирование временных представлений

1

11

Геометрические фигуры.

1

12

Дидактические игры на формирование пространственных представлений.

1

13

Рисование и обводка букв  по трафарету. Раскрашивание.

1

1416

Диагностическое обследование

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...