Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с приемами развития мыслительной деятельности "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"
план-конспект

Закрепление программного материла по русского языку обучающимися 1 дополнительного класса с ЗПР на занятиях с учителем-дефектологом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_zanyatiya_1_dop._klass.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по русскому языку с  приёмами  развития мыслительной деятельности.

1 дополнительный класс

Тема: «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»

Цель: закрепить  навык различения слов, отвечающих на вопросы кто? что? Развитие словесно-логического мышления: операций классификации и обобщения.

Образовательные задачи:

  • закрепление различения слова по вопросам кто? что?

Коррекционно-развивающие задачи:

  •  развитие умения группировать объекты по существенным признакам;
  • развитие умения выделять относительно устойчивые свойства предметов с помощью упражнений на соотнесение предметов по смыслу;

Воспитательные задачи:

  • прививать интерес детей к учебной деятельности.

Формировать УУД:

Личностные:

Принятие и освоение роли обучающегося, формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям..

Самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;

Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения  (поднимать руку, вставать и  выходить из-за парты  и др; 

        Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем;

Оценивать свою учебную деятельность с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Коммуникативные:

Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками - определение способов взаимодействия.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Обращаться за помощью и принимать помощь;

Познавательные:

Формирование умений работы с учебными материалами  для решения  познавательных задач;

Умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам.

Умение читать и писать.

Используемые технологии: коррекционно-развивающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативная технология; здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: ПК, презентация, раздаточный материал,  иллюстрационный материал, наборное полотно, карточки с вопросами, таблицы со словами к упражнениям.

План урока:

  1. Организационный момент.(формирование личностных УУД)
  2. Актуализация знаний и сообщение темы урока (формирование познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных УУД)
  3. Работа по теме урока (формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД)
  4. Применение знаний и умений. (формирование регулятивных, познавательных УУД)
  5. Итог урока. (формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД)
  6. Рефлексия (формирование личностных, регулятивных УУД)

Ход занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

 

Формируемые УУД

I.Организационный момент:

Цель: создание условий для   психологической комфортности на уроке и положительного настроя на продуктивную учебную деятельность

Приветствие.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
1.Пальчиковая гимнастика. «Ладонь – кулак».

 Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки

Они появились!

 

(Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.)

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И всё быстрее делай так!

Приветствуют друг друга. Слушают учителя.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Личностные

(Принятие и освоение роли обучающегося, формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям.)

Регулятивные

(Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе)

Коммуникативные

(Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию)

II.Актуализация знаний.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся  внутренней потребности включения в продуктивную познавательную учебную деятельность; уточнение типа и тематических рамок урока.

2.Сообщение темы урока.

Упражнение «Калейдоскоп имен»

- Я буду  по очереди называть  буквы алфавита.  Если Ваше  имя начинается с озвученной буквы,  вы должны встать и представиться.

 

- Давайте вспомним, как мы пишем наши имена? (с большой буквы)

- Какие еще слова мы будем с вами писать с большой буквы? (фамилии, отчества, клички животных)

- Из чего строится наша речь?


- В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем людей, животных, предметы, явления. Сегодня на уроке мы закрепим знания о словах, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?

Ученики, услышав первую букву своего имени, встают и представляются.

Отвечают на поставленные вопросы. Дополняют друг друга.

Отвечают на вопрос. Слушают учителя.

Регулятивные

(Адекватно использовать ритуалы школьного поведения  (поднимать руку, вставать и  выходить из-за парты  и др.)

Коммуникативные

(Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками - определение способов взаимодействия)

Познавательные

(Умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности)

Регулятивные

(Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)

III. Работа по теме урока.

Цель: создание условий для формирования умений делать выбор и обосновывать его при самостоятельной работе, применять изученные правила и знания на практике.

1.Словарная работа.

- Из леса к нам прилетела сорока и принесла на хвосте вопросы:
- Что можно увидеть на лесной полянке зимой?
( На наборном полотне картинки-опоры: птица, заяц, ель, пень, след, волк)


- Кто живёт в зимнем лесу?
Птица, заяц, волк.


- Давайте запишем эти слова в 2 группы: слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?


- Какие слова отвечают на вопрос кто? (птица, заяц, волк).
- Какие слова, отвечают на вопрос что? (ель, пень, след)

Игра « Кто? или что?»

-На партах у вас лежат карточки с вопросами Кто? и Что? . Я показываю Вам  картинку с изображением предмета, а вы поднимаете карточку с нужным вопросом «Кто?» или «Что?»
( Тетрадь, ученик, собака, стакан, дом, сом, корова, помидор)


- Какие из этих изображений мы с вами знаем как словарные слова.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ответы детей.

Делят слова на две группы и записывают

Слушают учителя. Смотрят на изображения предметов. Поднимают карточки с нужным вопросом. Дополняют друг друга.

Называют словарные слова, увиденные на картинках.

Познавательные

(Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам)

Коммуникативные

(Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию)

Познавательные

(Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам)

Личностные

(Самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности)

Регулятивные

(Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

 

IV. Применение знаний и умений.

Цель: выполнение заданий для тренировки в использовании изученного материала.

Игра:«Продолжи ряд и назови одним словом кто или что это?»

-На слайде представлены слова, Ваша задача ответить на какой вопрос отвечают эти слова и назвать их одним словом.


(Кто?) Комар, стрекоза, муравей, пчела - это насекомые
(Что?) Ромашка, лилия, роза, василёк- это цветы
Работа в тетрадях ( самостоятельно)
(Кто?) Лиса, волк, медведь, заяц- это животные
(Что?) Груша, яблоко, персик, слива- это фрукты

Упражнение «Четвертый лишний»


- На партах у вас лежат карточки. Вам нужно найти и подчеркнуть лишнее слово в каждой строке.

Пенал, стол, лягушка, груша. (лягушка)
Кошка, стрекоза, курица, карандаш. (карандаш)

-Почему вы подчеркнули именно эти слова? (они отвечают на другой вопрос)
Фронтальная проверка.

Смотрят на слайд. По цепочке читают категории слов и отвечают на вопросы по заданию. Дополняют друг друга.

Выполняют задания на карточках.

Познавательные

(Формирование умений работы с учебными материалами  для решения  познавательных задач, умение читать и писать)

Коммуникативные

(Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; обращаться за помощью и принимать помощь)

Регулятивные 

(Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе)

V. Итог урока.

Цель: создание условий для развития умения анализировать и прогнозировать учебную деятельность.

- Что мы сегодня с вами повторили на уроке?
- Что обозначают слова отвечающие на вопросы кто? и что?

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные

(Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками - определение способов взаимодействия)

Познавательные

(Умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности)

VI.Рефлексия

Цель: самооценка результатов деятельности на уроке.

- Какие задания мы с вами выполняли на уроке?

- Какие задания вам больше всего понравилось на уроке?

- Какие задания вызвали затруднение?

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность.

Регулятивные

(Оценивать свою учебную деятельность с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов)

Личностные 

(Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса

Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."

Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилага­тельных; развитие связной речи; обучение составлению описатель­ного ра...

Конспект открытого группового занятия учителя-дефектолога с младшими школьниками с ЗПР

Конспект группового занятия учителя-дефектолога, направленного на коррекцию познавательной сферы младших шкльников с задержкой психического развития...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с приемами развития мыслительной деятельности «Действие и его название. Различие названий действий по вопросам»

Закрепление программного материала по русскому языку с обучающимися 1 дополнительного класса на занятиях с учителем-дефектологом....