Коспект группового занятия в 5 классе "Слова-антонимы"
план-конспект урока (5 класс)

Конспект группового занятия по коррекции дисграфии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elesina_riro.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова-антонимы»

Конспект   логопедического занятия  в 5 классе  (10-11 лет)

Ход занятия

Слайд 1

  1. Организационный момент

Скажу я слово: «Высоко!»

А ты ответишь: «Низко!»

Скажу я слово: «Далеко!»

А ты ответишь: «Близко!»

Скажу  тебе я слово: «Трус!»

Ответишь ты: «Храбрец!»

Теперь «Начало» я скажу,

Ну, отвечай: «Конец».

Я неслучайно начала сегодня наше занятие с этого стихотворения. Ведь оно состоит из особенных слов. Как мы называем эти слова? (Антонимы). Что такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по значению).

О чем сегодня пойдет речь на занятии?

      (Мы будем говорить о словах, которые противоположны по  значению)

  1. Основная часть

Слайд 2

Наше  занятие будет сказочным. Не удивляйтесь, да сказочным. Вы  думаете, что мы просто будем читать сказку? Нет. Сказку можно не только  читать, слушать или рассказывать, а еще и участвовать в ней. А  как вы думаете, для кого пишут сказки? (Для детей). Сказки  изначально предполагались не для детей. Ведь сказка это  хранилище  народной мудрости, в которой каждый  найдет для себя что-то важное, будь то взрослый или ребенок.

Сядьте по удобнее и   приготовьтесь слушать. Мне  и герою  сказки очень  понадобится ваша помощь. Будьте  наготове!

Слайд 3

Жили  на краю деревни  старик со старухой. Детей  у них не было. Хозяйства они за всю жизнь себе не нажили. И  уж такие они были  ворчливые, часто ссорились, что дворовая собака и та от них сбежала. С раннего утра  до поздней ночи только и было у них дело,  что ругаться,  друг друга  попреками изводить, да  наперекор все  делать, да на судьбу жаловаться.

- «Несчастный я, - говорит старик, - неудачливый, жену и ту не мог найти хорошую.  Была бы у меня  жена  получше, разве я бы так жил?  Заботливая жена и дом в порядке содержал бы, и за мной  ходила. А эта все  делает и говорит  наперекор: я ей говорю черное, а она мне белое, я ей  холодно, а она жарко, я закрою, она откроет. Да, не повезло мне, уж не повезло».

И говорит, говорит, словно дождь по крыше стучит.

Ну старуха за словом  в карман не лезла и спуску старику не давала.  Он – слово, она – десять, он – десять, она – двадцать. Так и сяк ругает она  старика.  И уж никакими  силами ее не остановишь, несет ее, будто воду в бурливом ручье. Так они и жили.  Однажды сидели  старик со старухой в своем доме и, как водится, друг на друге срывали злость. Тут старик не выдержал и говорит:

- Пойду по свету и узнаю, что нам нужно сделать, чтобы мир у нас воцарился в доме. Сказал – сделал. Взял котомку и отправился в путь.

Слайд 4

Идет старик, и видит – сад. А в саду волшебная  яблоня и вокруг нее спор. А какой вы сейчас узнаете.  

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно:

Кислое – зачем оно?

-Что вы! – шепчет червячок. –

Сладкий у него бочок.

Старик просит яблоню: «Яблоня, голубушка, помоги мне, подскажи  как нам со старухой в мире   жить!»

- «А ты выполни мои задания, сними с моих веток яблочки, тогда скажу».

1 задание. Найдите антонимы в тексте стихотворения, выпишите их в тетрадь. (Низко-высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое).

Слайд 5.

Выполнил старик первое задание. Яблонька похвалила его и говорит:
«Осталось у меня на самом  верху  одно золотое яблочко,   оно поможет тебе, покажет путь к заветному ларцу, где лежит то, что ты ищешь». Покатилось яблочко, а за ним дед еле успевает. Видит впереди мост разобранный, чтобы его починить, нужно собрать дощечки.

Слайд 6

2 задание.  

Игра «Найди пару»  

Прочитайте словосочетание и с помощью антонимов составьте противоположное по смыслу словосочетание.

Тихо плакать – громко смеяться

Холодная ночь – жаркий день

Хорошо трудиться – плохо лениться

Какие слова будут антонимами? Назовите их парами.

Слайд 7,8

Мост починили, отправляемся дальше. Видит старик на дороге мешок стоит. Любопытно  стало старику, что лежит в мешке. Он развязал веревку, а оттуда птицы вылетели, а на хвостах у этих птиц начало известных пословиц.  Так одна из птиц схватила  волшебное яблочко. Чтобы вернуть всех птиц обратно, надо закончить пословицы с помощью слов-антонимов.

3задание.  

Игра «Закончи пословицу»

Не спеши языком,  (торопись делом).

Подальше положишь, (поближе возьмешь).

Не было бы счастья,  (да несчастье  помогло).

Говори меньше, (делай  больше).

Списать и подчеркнуть антонимы.

Вернулись птицы в мешок, а с ними  и яблочко.

Слайд 9

Покатилось  яблочко дальше, а за ним и старик еле-еле успевает. И прикатилось оно к горе. А в той горе пещера и вход в нее закрыт дубовыми воротами с огромным замком.  Слайд 10 Чтобы открыть ворота необходимо знать волшебное слово, которое зашифровано.

4 задание.

Игра «Расшифрованное слово»

Прочитайте предложения, оцените их правильность. Заполните таблицу: если антоним употреблен в предложении  правильно, то обведите цифру в кружочек в столбике «да», если неправильно, то обведи цифру в кружочек в столбике «нет». А затем расшифруй слово с помощью  таблицы.

Предложения

Да

Нет

Работать  тяжело, а отдыхать легко.

7

2

Дерево низкое, а куст высокий.

12

5

Камень легкий, а пух тяжелый.

11

3

Днем светло, а ночью темно.

9

6

Ключ к ответу  

К

У

О

Ц

Х

Й

В

Ф

Д

М

Т

Ь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Прежде чем открыть замок, давайте немного разомнемся:

         5 задание. Физминутка  

(ходьба высоко поднимая колени)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал ─

Не споткнулся, не упал.

Волшебное слово  «ВХОД». Старик произнес волшебное слово, замок открылся и ворота распахнулись. Слайд 11 Внутри пещеры на цепях висел большой ларец.  Старик подошел к нему, открыл крышку и вытащил свиток на котором был написан секрет мирной семейной жизни. Только предложения в нем были перепутаны местами.

Слайд 12

6  задание. Работа с деформированным текстом.

а) Поменяйте предложения местами так, чтобы получился связный рассказ.

б)  Подчеркните в тексте все антонимы.

__ Старуха не будет молчать, а будет  без умолку говорить и задавать вопросы.

__ На вопросы ее не отвечай, только головой кивай и молчи.

__Молчанью старуха удивится и перестанет браниться.

__ Настанет жизнь спокойная, счастливая, без сор и без войн.

__ Дома встретит тебя  злая старуха.

__С доброй душой возвращайся домой.

__ Браниться как  перестанет, так и мир в семье настанет.

Слайд 13

Ключ к заданию

1 С доброй душой возвращайся домой.

2  Дома встретит тебя  злая старуха.

3 Старуха не будет молчать, а будет  без умолку говорить и задавать вопросы.

4  На вопросы ее не отвечай, только головой кивай и молчи.

5 Молчанью старуха удивится и перестанет браниться.

6  Браниться как  перестанет, так и мир в семье настанет.

7  Настанет жизнь спокойная, счастливая, без сор и без войн.

Вернулся  старик домой. Стал делать именно так, как было написано. И стали  они со старухой жить мирно и счастливо.  И сейчас живут, пироги  пекут и нас в гости ждут. Вот сказки конец.

Слайд 14

  1. Подведение итогов

Что мы делали на занятии? Какое задание запомнилось? Что было трудным? Молодцы! Я хочу поблагодарить вас за активную работу. Занятие окончено. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект открытого занятия "Восславим Русскую берёзку"

Воспитывать доброе, любовное отношение к русской березе. Чуткость и восприимчивость к красоте родной природы, желание охранять её. ...

Разработка группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ). Тема занятия: «Мой выбор».

Цели занятия:1.     Выявить причины употребления ПАВ.2.     Сформировать представление о вредном воздействии ПАВ на организм человека.3....

Планы-коспекты показательных занятий

Знакомство с музыкальным искусством Мородовии.Осень в музыке,поэзии,живописи....

Групповая сплоченность подростков в условиях специально организованных групповых занятий по ОБЖ

«Человек  один…ни  черта».  Это  предсмертные   слова   героя   романа Э.Хемингуэя «Иметь и  не  иметь»  являются  одной  из...

Коспект профориентационного занятия "Последнее дело мисс Марпл"

Конспект профориентационного занятия для обучающихся 9 класса...

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...