Программа обучения общественно-полезному труду "Комнатное цветоводство"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Пурдяева Валентина Викторовна

Программа обучения общественно-полезному труду "Комнатное цветоводство" предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиея младших и средних классов учатя ухаживать за комнатными растениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 «Обучение общественно полезному труду. Комнатное цветоводство»

Программу составила:

Пурдяева В.В., учитель цветоводства

Смоленск

2019

Пояснительная записка

     Данная программа по внеурочной деятельности предназначена для оптимизации состояния комнатных растений в центре.    

     Отличительной особенностью данной программы является использование практической деятельности по уходу за комнатными растениями. Дети переносят знания, полученные на уроках по цветоводству, во внеурочную деятельность, в другую среду.

          Данный вид деятельности – комнатное цветоводство – сравнительно мало в настоящее время, представлен в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования как особое направление, способствующее не только развитию потенциальных способностей ребенка с нарушениями в развитии, но и формированию у него новой системы нравственных принципов и овладению стратегией гармоничных отношений с окружающей средой.

        Показателем эффективной реализации данной программы является повышение уровня общего развития ребенка с ОВЗ: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной экологической деятельности, эстетическое восприятие окружающей среды, стремление к сохранению собственного здоровья через окружающую нас среду.

     Данная программа предназначена для учителей цветоводства и биологии; учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений, с практическими работами по уходу за комнатными растениями в школе, экологическим состоянием окружающей территории.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

     Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.

      Программа  составлена на основе: УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

     Цель программы: на основе системного подхода осуществить развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению в области опытнической работы и применению полученных навыков практической деятельности; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю, к окружающей среде.

     Задачи программы:

Программа решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • развивать мыслительные операции, познавательную активность в целом, корректировать   речь;
  • формировать навыки самоконтроля;
  • расширять и   углублять знания учащихся об окружающем мире;
  • расширять и углублять  знания о многообразии комнатных растений, используемых в цветоводстве;
  • формировать положительные личностные качества учащихся (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
  • формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, воспитание бережного отношения к природе;
  • развивать мелкую моторику рук.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

     Программа по внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» для учащихся 5-6 классов разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под ред. В. В. Воронковой.

     В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями.

Сроки реализации программы.

На реализацию программы «Комнатное цветоводство» для 5-6 классов отводится 1 час в неделю, в течение 2 лет . Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.

Формы и режим занятий.

Форма проведения занятий: теоретические и практические занятия в кабинете. Форма организации деятельности:  групповая и индивидуально-групповая. Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год (для 5-6 классов). Учащиеся допускаются до работы с растениями после ознакомления с правилами по технике безопасности.  Основными направлениями программы служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения: практические (упражнения, практические работы, практикумы), наглядные (использование таблиц схем, рисунков, моделей, образцов, ТСО), словесные (беседы, рассказ, объяснение).

Планируемые результаты и формы их оценки

     Личностные результаты:

В результате освоения программы обучающиеся будут способны:

- испытывать чувство гордости за свою Родину, город, школу;

- осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи;

- понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;

- осуществлять сотрудничество с взрослыми и сверстниками при выполнении проекта;

- осознание положительной мотивации к изучению комнатных растений;

- формировать эстетические потребности у учащихся.

     Метапредметные результаты:

В результате освоения программы обучающиеся будут способны:

- ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении творческих заданий;

- ориентироваться в своих правах и обязанностях как члена коллектива;

- выполнять возложенные должностные обязанности;

- выполнять задания по инструкции педагога;

- участвовать в групповой работе в качестве исполнителя;

- участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем;

- участвовать в проектной деятельности;

- представлять продукты творческой деятельности на выставке;

- выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей;

- отбирать инструменты и материалы для выполнения своей творческой работы;

- владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами, механизмами.

     Предметные результаты:

    В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

- о материалах, инструментах; правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

- месте и роли экологического образования в жизни человека;

- особенности организации проектной деятельности;

- значении терминов, понятий, используемых при работе над проектом;

     будут уметь:

- пользоваться различными инструментами и материалами;

- правильно рыхлить почву, уметь осуществлять перевалку и пересадку;

- различать растения сада, огорода, леса, поля, комнатные растения, знать их названия;

- правильно ухаживать за комнатными растениями, различать плоды и семена растений используемых в быту;

- уметь поливать комнатные растения и ухаживать за ними;

- уметь пересаживать комнатные растения;

- уметь вегетативно размножать комнатные растения.

Формы подведения итогов реализации программы

      Формами подведения итогов реализации программы будут:

- отчетная выставка;

- защита проектов;

- фотовыставка.

     Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития ребенка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной экологической деятельности, эстетическое восприятие окружающей среды.

Данная программа состоит из 4 разделов.

В I разделе изучается:  использование комнатных растений в учебном процессе, о значении комнатных растений в школьном интерьере и интерьере дома.

Во II разделе изучаются: особенности комнатных растений, виды комнатных растений. Большое внимание уделяется декоративно-лиственным и декоративно-цветущим комнатным растениям.

В III разделе изучается уход за комнатными растениями. Практические работы:

  • составление почвенных  смесей;
  • перевалка комнатных растений;
  • пересадка комнатных растений;
  • полив комнатных растений;
  • обрезка и формирование кроны;
  • борьба с вредителями и болезнями комнатных растений.

В IV разделе изучается размножение комнатных растений; экскурсии на станцию юннатов.

Учебно-тематический план первого года реализации программы

№ п/п

Название темы

Практические работы,  экскурсии, опыты.

Количество часов

 I раздел: Использование и значение комнатных растений

1.

Введение. Использование комнатных растений в учебном процессе

2

2.

Комнатные растения и их значение.

2

3.

Использование комнатных растений в интерьере школы

2

4.

Использование растений в домашнем интерьере

2

II раздел: Семейств и виды комнатных растений

5.

Комнатные растения, наиболее распространенные в школах

2

6.

Декоративно-лиственные комнатные растения

4

7.

Декоративно-цветущие комнатные растения

4

8.

Лианы и ампельные растения

4

9.

Суккуленты

4

10.

Цитрусовые и другие плодовые комнатные растения

4

11.

Аквариумные растения

2

12.

Бонсай – древнее искусство Востока

2

13.

Выращивание салатной зелени

4

III раздел: Уход за комнатными растениями

14.

Необходимые условия для роста и развития комнатных растений (тепло, свет, влажность воздуха, вода, почва)

Практическая работа: «Влияние света на развитие герани»

2

15.

Почвенные смеси

Практическая работа: «Составление почвенной смеси для фиалок»

2

16.

Перевалка и пересадка комнатных растений

Практическая работа: «Перевалка и пересадка комнатных растений»

2

17.

Полив комнатных растений

Практическая работа: «Полив комнатных растений»

2

18.

Обрезка и формирование кроны у комнатных плодовых растений

Практическая работа: «Формирование кроны»

2

19.

Болезни и вредители комнатных растений

Практическая работа: «Биологические меры борьбы с болезнями и вредителями»

2

20.

Календарь ухода за комнатными растениями

Практическая работа: «Составление календаря ухода за комнатными растениями»

4

IV Раздел: Размножение комнатных растений

21.

Вегетативное размножение (отводками, стеблевыми черенками, листовыми черенками, усами, корневищами и т.д.)

Практическая работа: «Размножение фиалок, хлорофитума бегонии»

4

22.

Размножение семенами.

Практическая работа: « Размножение бегонии, фиалки, эхмеи»

4

23.

Экскурсия на станцию юннатов. Знакомство с растениями, растущими в теплице.

Экскурсия

4

Материально-техническое оснащение программы.

  1. ТСО (ПК, мультимедиа).
  2. Столы ученические, стулья.
  3. Инвентарь: горшки, ящики, вазоны, лейки, лопатки, грабли, тачки, лопаты, садовые ножницы.
  4. Почвенные смеси, субстраты, минеральные и органические удобрения, песчано-гравийная смесь.
  5. Графические материалы (краски, карандаши, фломастеры, пластилин, бумага для рисования, картон).
  6. Дидактические материалы: методическая литература, книги по комнатному цветоводству, энциклопедии дачников, садоводов.

Литература:

  1. Быховев А.И., «Комнатные растения» (практическое руководство), Изд-во «Просвещение», 1998.
  2. Биондикация загрязнений наземных экосистем/ под ред. Р. Шуберта - М.: Мир, 1988.- 350 с.
  3. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе», М. – «Просвещение», 1986.
  4. Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Матюшина В.Н. «Цветущие комнатные растения», М. – «Просвещение», 2000.
  6. Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.
  7. Сорокина Н.В., Проект «Школьный дворик».
  8. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/10/23/proekt-po-ozeleneniyu-prishkolnoy-territorii-mbou-sosh-no3
  9. http://pandia.ru/text/78/447/42044.php
  10. http://neobionika.ru/ozelenenie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: "Общественно полезный труд"

В реферате описывается трудовая и общественно полезная деятельность детей коррекционной школы-интернат, а также виды этой деятельности по годам обучения. Далее описывается процесс формирования навыка ...

«Практика социального партнерства в процессе организации общественно- полезной и досуговой деятельности»

В статье раскрывается система партнёрства нашего центра школы ,социального центра и библиотеки,совета ветеранов....

Мастер-класс: «Применение элементов хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).

Мастер-класс: «Применение элементов  хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).Обоснование выбора:   Использован...

Программа по внеурочной деятельности "Общественно-полезные практики" для 5-7 классов по ФГОС ООО

Рабочая программа по дополнительному образованию "Общественно-полезные практики" для 5-7 классов по ФГОС ООО...

Рабочая программа "Общественно-полезный труд" 5 класс

Рабочая программа по предмету "Общественно-полезный труд" для учащихся 5 класса с индивидуальными особенностями, занимающихся по соответствующему виду адаптированной учебной программы....

Программа ОБЩЕСТВЕННО_ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД

 Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению -общественно-полезная деятельность составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь...