Программа по духовно-нравственному воспитанию "Моя Смоленщина"
рабочая программа (9, 10, 11 класс)

Пурдяева Валентина Викторовна

Программой предусматривается изучение духовного наследия родного края, истории и культуры Смоленщины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г Смоленска»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Моя Смоленщина»

УЧЕБНЫЙ ГОД

2018 – 2019

Программу составила:

Пурдяева В.В., учитель  профильного труда (цветоводство)                             

Смоленск 2018

Пояснительная записка

Данная программа предназначена  для учащихся 10-11 класса.  

Программой предусматривается изучение духовного наследия родного края, истории и культуры Смоленщины. Программа курса «Моя Смоленщина» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Смоленщины, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся сформируют целостное представление о взаимосвязи развития своего села, района, области и развития страны.

Изучение своей малой Родины, одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Смоленского края, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

 Данная программа многоплановая, реализуется в  Центре с 2013 года, внесены изменения в 2018 годах. Она включает в себя разработку и подготовку тематических экскурсий для учащихся центра и учебных занятий, дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает речь, мышление, укрепляет память.

Данная программа предназначена для  духовно-нравственного развития учащихся центра.

Новизна и оригинальность программы заключается в проектной деятельности учащихся по теме «Что мы видим из окон Центра? Прошлое и настоящее центра», разработки мероприятий направленных на изучение прошлого наследия Смоленского края, участия в различных экологических акциях нашего города.

 Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. 

    Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

     Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.

      Программа  составлена на основе: УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

        Цель: создание  благоприятной обстановки  для проявления творческого потенциала детей, их духовного и физического развития, формирования потребности бережного отношения к национальному наследию.

       Задачи:

- развивать интерес к духовному наследию родного края, истории и культуре малой Родины;

- развивать творческий потенциал подростков, навыки проектной деятельности;

- воспитывать уважение к православной культуре;

- способствовать расширению и совершенствованию круга культурных потребностей.

Ожидаемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

          Это предполагает:

          - освоение знаний об основных духовных понятиях; особенностях Развития Смоленщины, начиная с 12 века и до настоящего времени ; об окружающей среде, материальной и духовной культуре родного края;

- освоение знаний о музейной экспозиции, музейной работе, храмах города Смоленска;

- повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

- использование полученных знаний в дальнейшей жизни, участие в конкурсах, исторических реконструкциях, просвещению младших братьев и сестер.

По завершению курса обучения учащиеся будут обладать следующими качествами:

- самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение;

- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;

- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков.

Будут уметь:

- соотносить даты событий истории Смоленщины  с основными периодами отечественной истории;

- рассказывать о важнейших событиях истории Смоленщины и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни;

- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии Смоленского  края;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Формы диагностики и подведения итогов реализации программы

1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.

2. Наблюдение –  при посещении музеев, при посещении храмов, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста,  самостоятельная работа с книгой и так далее).

3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в духовно-нравственном воспитании).

4. Методы самооценки – личные дневники, портфолио.

5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

6. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).

7. Конкурсы, викторины, выставки в рамках программы «Моя Смоленщина»

8. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.

             Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы:

     I раздел – Смоленщина в годы ВОВ. В этом разделе изучается Смоленщина в годы ВОВ, улицы города, памятники города. Организуется экскурсия в музей ВОВ.

      II раздел – Смоленщина в XII – XVIII веке. В этом разделе изучается Смоленщина в 12 веке, защитник Смоленска – Меркурий; Грюнвальдская битва; Смоленщина в Ливонской войне; Смоленская крепостная стена, ее строительство; зодчий Федор Конь; Смоленск в Северной войне; посещение Смоленска Петром I; современная крепостная стена; экологическая работа по уборке территории рядом со стеной.

     III раздел -  Религиозные праздники на Руси. В этом разделе изучаются религиозные праздники на Руси, и в частности в Смоленске; Светлое воскресение – Пасха; экскурсия в Успенский собор; изучение икон; экскурсия в выставочный зал исторического музея.

     IV раздел – Знаменитые духовные люди Смоленщины и всей Руси. В этом разделе изучаются знаменитые люди Смоленщины и всей Руси: Святые Благоверные князь Петр и княгиня Ольга; Александр Невский; Святой Благоверный князь Андрей; Преподобный Прохор Лебедник и Герасим Болдинский; Святитель Николай Чудотворец; Княгиня Ольга и Князь Владимир Святославович; Александр Невский; Преподобный Сергий Радонежский и Александр Свирский;  Патриарх Московский и всея Руси Гермоген; Блаженная Ксения Петербургская; Преподобный Серафим Соровский; колокола, экскурсия на колокольню Успенского собора.

     В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения.

     Практические методы: упражнения, практические работы, экскурсии.

     Словесные методы: лекции, беседы.

     Наглядные методы: использование схем, таблиц, рисунков, видео.

     Программа расчитана на учащихся 10- 11 класса, возраст детей  16-17 лет.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.

                                   Тематическое планирование

 

Тема

Количество часов

Форма проведения

1.

Вводное занятие. Постановка целей

1

Лекция с элементами беседы

2

Смоленщина в годы ВОВ

2

Лекция с элементами беседы

3

ВОВ   в памятниках города Смоленска

3

Видео-просмотр, чтение литературы

4

ВОВ в названиях улиц города Смоленска

3

Экскурсия, беседа

5

Музей ВОВ

3

Экскурсия

6

Смоленщина в 12 веке. Меркурий Смоленский – герой военноначальник

6

Лекция с элементами беседы, видео-просмотр. Чтение литературы

7

Грюнвальдская битва – 15 июня 1410 года

3

Составление рефератов, чтение литературы

8

Смоленщина в Ливонской войне

3

Лекция с элементами беседы

9

Крепостная стена: строительство; зодчий Федор Конь; современная крепостная стена.

3

Библиотечный урок, просмотр видео-материалов,экскурсия

10

Смоленщина в Северной войне в 18 веке. Посещение Смоленска  Петром Первым.

6

Просмотр видеоматериалов, лекция с элементами беседы

11

Религиозные праздники на Руси

3

Чтение литературы, беседа

12

Пасха

3

Беседа с использованием интернет - ресурсов

13

Экскурсия в Успенский собор

3

Экскурсия

14

Иконы: цвет, изображение, иконопись

6

Просмотр видеоматериалов, лекция с элементами беседы

15

Посещение выставочного зала в историческом музее

3

Экскурсия

16

Знаменитые люди Смоленщины

3

Просмотр презентаций

17

Историко-этнографический музей Тенишевой. Экскурсия в село Талашкино

3

Экскурсия

18

Святые Благоверные князь Петр и княгиня Ольга

3

Лекция с элементами беседы, изучение литературы

19

Александр Невский – защитник земли Русской

3

Лекция с элементами беседы, изучение литературы

20

Святой Благоверный князь Андрей

3

Просмотр видеоматериалов

21

Переславльский чудотворец

3

Изучение литературы

22

 Преподобный Прохор Лебедник и Герасим Болдинский

3

Просмотр видеоматериалов, изучение литературы

23

Святитель Николай Чудотворец

3

Изучение литературы, икон и изображений

24

Княгиня Ольга и Князь Владимир Святославович

3

Изучение литературы, икон и изображений

25

Преподобный Сергий Радонежский и Александр Свирский

3

Просмотр видеоматериалов

26

Василий Блаженный

3

Изучение литературы

27

Патриарх Московский и всея Руси Гермоген

3

Просмотр презентаций

28

Блаженная Ксения Петербургская

3

Изучение литературы, просмотр видеоматериалов

29

Преподобный Серафим Соровский

3

Лекция с элементами беседы

30

Колокола. Виды звонов. Экскурсия на колокольню Успенского собора

3

Экскурсия

31

Музей «Громовая башня» Экскурсия: Смоленск-щит России

3

Экскурсия

Материально-техническое обеспечение программы.

  • бумага,  анкеты, литература, раздаточный материал;
  • наглядные пособия;
  • краеведческая литература для чтения;
  • сведения из интернета (краеведческих сайтов по Смоленской области);
  • книги, брошюры, газетные материалы;
  • картографические пособия по родному краю;
  • фотографии;
  • тесты, кроссворды по темам;
  • видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках;
  • компьютерные презентации по темам;
  • аудиозаписи с народными и патриотическими песнями.

Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Транспорт для экскурсий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.

Литература

  1. Алексеев Л.В. Смоленская земля в IX - XIII веках М.: Наука, 1980. - 261 с.
  2. Аникеев В.М. Смоленск. Взгляд через столетие Смоленск: Смоленская обл. орг-ция Союза фотохудожников России, 2009. — 217 с.
  3. Голубовский П.В. История Смоленской земли до начала 15 столетия Киев: Типография Императорского университета Святого Владимира, 1895. - 334 с.
  4. Исторический очерк Смоленска Автор неизвестен. 1894 г Краткое описание истории Смоленска (IX - XIX в.)
  5. Коваленко Д.П. Смоленск завтра Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1961. — 46 с.
  6. Перлин Б.Н. Смоленск и его улицы. Историко-географические очерки Смоленск: Смядынь, 2002. — 182 с.
  7. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии, СПб.: 1864. - 381 с.
  8. Шупинский И. История города Смоленска, Смоленск: Библиотека журнала «Край Смоленский», 1991. - 19 с.
  9. Детская энциклопедия: Древняя Русь: [познават. журн. для девочек и мальчиков] / авт. текста С. Перевезенцев ; ред. В. Поляков. — М. : Аргументы и факты, 2009. — 64 с.
  10.  Калашников В. Легенды Древней Руси  / В. Калашников; худ. С. Атрошенко. — М. : Белый город, 2002. — 47 с.
  11.  Бутромеев В. Владимир Мономах / Владимир Бутромеев // Бутромеев В. Детский Плутарх. Великие и знаменитые : средние века и эпоха Возрождения : энциклопедия для среднего школьного возраста / Бутромеев В. П. — Минск, 1995. — С. 103-111.
  12.  Каргалов В. Полководцы Древней Руси  / Каргалов В., Сахаров А. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 575 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей; вып. 16). 
  13.  Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси  / Пушкарева Н. Л. — М.: Мысль, 1989. — 286 с.
  14.  Пастухова З. И. Шедевры русского зодчества  / Пастухова З. И. — Смоленск: Русич, 2000. — 234 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надпредметная программа по духовно-нравственному воспитанию

Преподавая обществознание в 6-7 классах, "Духовное краеведение Подмосковья" в 8 классах, искусство в 8-9 классах, решила выстроить единую концепцию....

Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"

Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеч...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста "Дорога к Храму"

Как воспитывать детей. воспитанников детского дома, потерявших надежду, веру в людей, веру в близких, предавших их? Вот такой вопрос встал передо мною- учителя начальных классов с глухой деревни, где ...

Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"

Данная  программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.Данная про...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...