Программа по внеурочной деятельности "Озеленение пришкольного участка"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Пурдяева Валентина Викторовна

Данная программа предусмотрена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений, с практическими работами на пришкольном участке и внутри школы, экологическим состоянием окружающей территории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

Утверждаю

Приказ №___

от «__» сентября 201_г.

С.А.Дюг

Согласовано

Зам.директора по учебной работе

_____________

Принята на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 201_г.

Рассмотрено на МО учителей

Протокол №  1

от «__»  __ 201_ г.

Руководитель МО

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Озеленение пришкольного участка и внутришкольного пространства»

5-11 класс

Программу составили:

Пурдяева В.В., учитель
Бурченкова О.А., учитель

Смоленск

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений, с практическими работами на пришкольном участке и внутри школы, экологическим состоянием окружающей территории. Одной из форм совершенствования трудового, экологического и профориентационного воспитания  являются практические работы на пришкольном участке и создание благоприятной среды в школе. Учащиеся получают возможность применения на практике теоретических знаний, полученных на уроке биологии и трудового обучения (цветоводстве). Привлечение учащихся к внеурочной деятельности по озеленению территории дает возможность формировать социально-значимые компетенции, позволяет выпускникам рассчитывать на трудоустройство в муниципальных озеленительных хозяйствах. Выращивание однолетних и многолетних цветковых растений, древесно-кустарниковых пород способствует социальной адаптации обучающихся. Путем к новому мировоззрению школьников, осознанию роли и места своей личности является целостное восприятие природы, которое развивает внеурочная деятельность на школьной территории и деятельность по оптимизации внутришкольного пространства.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

     Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.

      Программа  составлена на основе: УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

     Цель программы: на основе системного подхода осуществить развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению в области опытнической работы и применению полученных навыков практической деятельности; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю, к окружающей среде.

     Задачи программы:

Программа решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • Развитие мыслительных операций, познавательной деятельности в целом, коррекция  речи и мышления.
  • Формирование навыков самоконтроля.
  • Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире.
  • Расширение и углубление знаний о многообразии однолетних, многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, комнатных растений, используемых в цветоводстве.
  • Формирование  навыков и приемов выращивания культурных и декоративных растений.
  • Формирование положительных личностных качеств учеников (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.).
  • Формирование знаний обучающихся о природе своего края.
  • Формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека, воспитание бережного отношения к природе.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия за пределами школы.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Программа по внеурочной деятельности «Озеленение пришкольной территории и внутришкольного пространства» для учащихся 5-11 классов разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под ред. В.В.Воронковой.

В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Отличительной особенностью данной программы является использование практической деятельности на пришкольном участке.

Сроки реализации программы.

На реализацию программы «Озеленение пришкольного участка и внутришкольного пространства» для 5-11 классов отводится 1 час в неделю, в течение 3 лет (с 2018-2019уч.г по 2020-2021 уч.г.). Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.

Формы и режим занятий.

Форма проведения занятий: теоретические занятия в кабинете и   практические занятия на пришкольном участке. Форма организации деятельности:  групповая и индивидуально-групповая. Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год (для 5-11 классов). Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности.  Основными направлениями программы служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения: практические (упражнения, практические работы, практикумы), наглядные (использование таблиц схем, рисунков, моделей, образцов, ТСО), словесные (беседы, рассказ, объяснение).

Планируемые результаты и формы их оценки

     Личностные результаты:

В результате освоения программы обучающиеся будут способны:

- испытывать чувство гордости за свою Родину, город, школу;

- осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи;

- понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;

- осуществлять сотрудничество с взрослыми и сверстниками при выполнении проекта;

- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формировать эстетические потребности у учащихся.

     Метапредметные результаты:

В результате освоения программы обучающиеся будут способны:

- ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении творческих заданий;

- при консультационной поддержке педагога извлекать и структурировать информацию из различных источников;

- ориентироваться в своих правах и обязанностях как члена коллектива;

- выполнять возложенные должностные обязанности;

- выполнять задания по инструкции педагога;

- участвовать в групповой работе в качестве исполнителя;

- участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем;

- участвовать в проектной деятельности;

- представлять продукты творческой деятельности на выставке;

- выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей;

- отбирать инструменты и материалы для выполнения своей творческой работы;

- владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами, механизмами.

     Предметные результаты:

    В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

- о материалах, инструментах; правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

- месте и роли экологического образования в жизни человека;

- особенностях цветовых форм при озеленении территории;

- особенности организации проектной деятельности;

- значении терминов, понятий, используемых при работе над проектом;

     будут уметь:

- пользоваться различными инструментами и материалами;

- правильно называть изученные объекты и явления;

- различать растения сада, огорода, леса, поля, комнатные растения, знать их названия;

- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений используемых в быту;

- уметь собирать и хранить семена однолетних декоративных растений;

- уметь поливать комнатные растения и ухаживать за ними;

- уметь пересаживать комнатные растения.

Формы подведения итогов реализации программы

      Формами подведения итогов реализации программы будут:

- отчетная выставка;

- защита проектов;

- фотовыставка.

     Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития ребенка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной экологической деятельности, эстетическое восприятие окружающей среды.

Учебно-тематический план первого года реализации программы

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Анализ СМИ, ресурсов Интернета и др. источников

4

4

3.

Оценка экологического состояния пришкольного участка

2

1

1

4.

Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты»

2

2

5.

Разработка коллективного проекта школьного двора.

4

2

2

6.

Составление плана озеленения и благоустройства школьного двора.

4

2

2

7.

Приобретение семян и выращивание рассады.

6

2

4

8.

Благоустройство и укладка дорожек школьной территории.

6

2

4

9.

Разбивка новых клумб на территории школы.

4

1

3

Итого:

34

13

21

Учебно-тематический план второго года реализации программы

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Разбивка новых клумб на территории школы

4

1

3

3.

Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

2

2

4.

Обработка почвы и посадка многолетних цветочных культур на школьном дворе.

2

2

5.

Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

2

2

6.

Разработка проекта зимнего сада. Выбор места для зимнего сада и подготовка помещения.

4

2

2

7.

Обсуждение дизайна помещения, интерьера сада. Изготовление аксессуаров для зимнего сада.

4

1

3

8.

Приобретение посадочного материала, горшков, кашпо, почвы, подкормки для цветов. Посадка растений.

4

2

2

9.

Презентация зимнего сада. Практические работы по уходу за растениями: размещение растений в саду по группам, наблюдение за их ростом и развитием.

4

2

2

10.

Весенние работы в цветнике.

6

6

Итого:

34

9

25

Учебно-тематический план третьего года реализации программы

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Создание коллекции кактусов и фиалок

4

2

2

3.

Составление каталога растений «Зимнего сада»

2

2

4.

Выбор и подготовка места для установки теплицы.

4

1

3

5.

Изучение видов теплиц. Подбор растений для высаживания в теплицу.

4

4

6.

Подбор семян для тепличной рассады.

2

2

7.

Подготовка ящиков для высаживания рассады. Высаживание и уход за рассадой.

4

2

2

8.

Изучение влияния каждого растения на здоровье человека.

2

2

9.

Работа в теплице. Высаживание рассады в теплицу. Уход.

6

1

5

10.

Приобретение вазонов и пересадка растений. Уход за растениями.

4

2

2

Итого:

34

17

17

Содержание программы первого года обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Ознакомление детей с особенностями программы. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика. Знакомство детей с рабочими инструментами (лопата, грабли, носилки, садовые ножницы и т.д.).

Тема 2. Анализ СМИ, ресурсов Интернета и др. источников.

Теория. Ознакомление с источниками информации: журналами, газетами, книгами, интернет-ресурсами по теме программы (знакомство с учебной и познавательной литературой по экологии, цветоводству, ландшафтному дизайну).

Тема 3. Оценка экологического состояния пришкольного участка.

Теория. Показатели оценки экологического состояния (видовой состав растений; внешний вид растений; факторы, влияющие на жизнеспособность растений).

Практика. Внешний осмотр растений на пришкольном участке, подсчет нежизнеспособных особей, оценивание состояния почвы, выбор затененных и солнечных участков. Оценка влияния экзогенных факторов на экологическое состояние пришкольного участка (близость промышленных предприятий и автомобильных дорог).

Тема 4. Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты».

Практика. Организация конкурса рисунков «Школьный двор моей мечты». Выбор лучших, подведение итогов.

Тема 5. Разработка коллективного проекта школьного двора.

Теория. Изучение правил сочетания видов растений и расположения их на участке, совместимые и несовместимые растения. Правила расположения садовых дорожек на участке. Выбор видов клумб и ограждений на пришкольном участке.

Практика. Составление конфигурации участка на листе бумаги в масштабе 1:100, составление садового коллажа, изготовление эскизов клумб, ограждений, садовых дорожек, альпийских горок из пластилина и бумаги.

Тема 6. Составление плана озеленения и благоустройства школьного двора.

Теория. Использование цветов в озеленении (однолетних и многолетних растений, кустарников, деревьев).

Практика. Планирование территории, выбор места для клумб, рабаток, альпийской горки.

 Тема 7. Приобретение семян и выращивание рассады.

Теория. Изучение особенностей строения семян, правил выращивания рассады.

Практика. Правильно осуществлять посев семенами; высаживать рассаду в грунт; уход за высаженной рассадой; полив растений и рыхление почвы.

Тема 8. Благоустройство и укладка дорожек школьной территории.

Теория. Изучение видов дорожек, выбор покрытия дорожек. Просмотр презентации на тему: «Садовые дорожки».

Практика. Разметка дорожек с помощью шнура с кольями на концах. Укладка щебневой дорожки, утрамбовка, полив водой, укладка гравия.

Тема 9. Разбивка новых клумб на территории школы.

Теория. Изучение видов клумб, рабаток, бордюров, солитеров. Правила разбивки клумб.

Практика. Подготовка территории для клумб, разбивка клумб. Использование следующих инструментов: лопата, грабли, тачка. ТБ.

 

Содержание программы второго года обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Ознакомление учащихся с правилами поведения во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика. Работа детей на пришкольном участке. Работа с инструментами (лопата, грабли, садовые ножницы и т.д.).

Тема 2. Разбивка новых клумб на территории школы.

Теория. Изучение видов клумб, рабаток, бордюров, солитеров. Правила разбивки клумб.

Практика. Подготовка территории для клумб, разбивка клумб. Использование следующих инструментов: лопата, грабли, тачка. ТБ.

Тема 3. Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Практика. Выбор растений для сбора семян. Виды растений, используемые на клумбах (однолетние, двулетние, многолетние). Бархатцы, космея, календула, цинния, цинерария, виола, георгины, розы, тюльпаны, нарциссы и т.д.

Тема 4. Обработка почвы и посадка многолетних цветочных культур на школьном дворе.

Практика. Работа на пришкольном участке: перекопка и рыхление почвы, внесение удобрений, посадка луковиц тюльпанов, лилии и др. Обработка зимующих многолетних растений, подготовка их к зиме.

Тема 5. Осенние работы: подготовка семян к хранению; заготовка компоста; осенняя обработка почвы.

Теория. Особенности осенних работ на пришкольном участке. Приемы сбора и хранения семян.

Практика. Изготовление бумажных пакетов и полотняных мешочков для хранения семян. Сбор семян, сушка, укладка на хранение. Заготовка компоста. Осенняя обработка почвы.

Тема 6. Разработка проекта зимнего сада. Выбор места для зимнего сада и подготовка помещения.

Теория. Подбор справочной литературы, работа с интернетом, обсуждение за круглым столом. Разработка проекта.

Практика. Изучение школьных помещений, благоприятных для создания зеленой площадки. Выбор места для зимнего сада и подготовка помещения.

Тема 7. Обсуждение дизайна помещения, интерьера сада. Изготовление аксессуаров для зимнего сада.

Теория. Обсуждение дизайна помещения, интерьера сада. Конкурс эскизов и рисунков дизайна зимнего сада.

Практика. Изготовление аксессуаров для зимнего сада (кашпо, подвесные фонари, фонтан, зеленые коврики, имитирующие траву, шторы, птички из соленого теста, картины). 

Тема 8. Приобретение посадочного материала, горшков, кашпо, почвы, подкормки для цветов. Посадка растений.

Теория. Изучение видов посадочного материала, соответствия цветковых растений определенным условиям школьного пространства.

Практика. Приобретение посадочного материала, горшков, кашпо, почвы, подкормки для цветов. Посадка растений. Уход за посаженными растениями.

Тема 9. Презентация зимнего сада. Практические работы по уходу за растениями: размещение растений в саду по группам, наблюдение за их ростом и развитием.

Теория. Выступление детей, защита проектов зимнего сада.

Практика. Уход за растениями: размещение растений в саду по группам, наблюдение за их ростом и развитием.

Тема 10. Весенние работы в цветнике.

Практика. Уход за перезимовавшими многолетниками, рыхление почвы. Высаживание однолетних цветковых растений. Уход за цветами. Формирование приствольных кругов вокруг кустарников. Уход за газоном, подсевание травы, внесение удобрений, подкормка.

Содержание третьего года обучения.

Тема1. Вводное занятие.

Теория. Ознакомление учащихся с правилами поведения во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика. Работа детей на пришкольном участке. Работа с инструментами (лопата, грабли, садовые ножницы и т.д.).

Тема 2. Создание коллекции кактусов и фиалок.

Теория. Изучение особенностей выращивания кактусов и фиалок. Видовое разнообразие.

Практика. Подготовка субстрата, горшков, дренажа. Высаживание кактусов и фиалок.

Тема 3. Составление каталога растений «Зимнего сада».

Теория. Перепись растений «Зимнего сада». Составление каталога растений, их характеристик. 

Тема 4. Выбор и подготовка места для установки теплицы.

Теория. Экскурсия на лесоторговую базу для выбора теплицы.

Практика. Выбор и подготовка места для установки теплицы.

Тема 5. Изучение видов теплиц. Подбор растений для высаживания в теплицу.

Теория. Изучение особенностей различных видов теплиц. Консультация со специалистом по установке. Подбор растений для высаживания в теплицу.

Тема 6. Подбор семян для тепличной рассады.

Практика. Подбор семян для тепличной рассады (огурцы, помидоры, перец, баклажан).

Тема 7. Подготовка ящиков для высаживания рассады. Высаживание и уход за рассадой.

Теория. Виды емкостей для высаживания рассады. Положительные и отрицательные стороны разных видов емкостей.

Практика. Подготовка ящиков для высаживания рассады. Высаживание и уход за рассадой.

Тема 8. Изучение влияния каждого растения на здоровье человека.

Теория. Особенности влияния растений на здоровье человека. Комнатные растения по знакам зодиака. Растения, благотворно влияющие на определенные органы и системы органов человека.

Тема 9. Работа в теплице. Высаживание рассады в теплицу. Уход.

Теория. Инструктаж по технике безопасности при работе в теплице.

Практика. Работа в теплице. Высаживание рассады в теплицу. Уход за высаженной рассадой. Полив. Внесение удобрений.

Тема 10. Приобретение вазонов и пересадка растений. Уход за растениями.

Теория. Особенности и правила ухода за растениями. Приемы уход за растениями: перевалка, пересадка.

Практика. Приобретение вазонов и пересадка растений. Уход за растениями.

Материально-техническое оснащение программы.

  1. ТСО (ПК, мультимедиа).
  2. Столы ученические, стулья.
  3. Инвентарь: горшки, ящики, вазоны, лейки, лопатки, грабли, тачки, лопаты, садовые ножницы.
  4. Почвенные смеси, субстраты, минеральные и органические удобрения, песчано-гравийная смесь.
  5. Графические материалы (краски, карандаши, фломастеры, пластилин, бумага для рисования, картон).
  6. Дидактические материалы: методическая литература, книги по комнатному цветоводству, энциклопедии дачников, садоводов.

Литература:

  1. А.И. Быховев, «Комнатные растения» (практическое руководство), Изд-во «Просвещение», 1998.
  2. В.Н. Матюшина «Цветущие комнатные растения», М. – «Просвещение», 2000.
  3. Н.И. Клинковская, В.В. Пасечник «Комнатные растения в школе», М. – «Просвещение», 1986.
  4. Безель В.С., Жуйкова Т.В. Химическое загрязнение среды: вынос химических элементов наземной фитомассой травянистой растительностью//Экология – 2007.-№4,- С.259-267.
  5. Биондикация загрязнений наземных экосистем/ под ред. Р. Шуберта - М.: Мир, 1988.- 350 с.
  6. Декоративное озеленение школьной территории: Методические рекомендации. Белгород, 2003 г. - 20 с.
  7. Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.
  8. Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
  9. Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка//Школьные технологии.- 1998. № 3.
  10. Сорокина Н.В., Проект «Школьный дворик».
  11. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/10/23/proekt-po-ozeleneniyu-prishkolnoy-territorii-mbou-sosh-no3
  12. http://pandia.ru/text/78/447/42044.php
  13. http://neobionika.ru/ozelenenie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ.

Конечно, научные полевые опыты на больших делянках, с применением трактора и сельскохозяйственных машин, не по силам юному опытнику. Для него существуют упрощенные, облегчен­ные, доступные...

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:УБОРКА ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЯТС С ОВОЩНЫМИ КУЛЬТУРАМИ,СОСТАВИТЬ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ПРИШКОЛЬНЫМ УЧАСТКОМ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД,РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ,ВНИМАНИЕ,ВОСПИТЫВАТЬ ТРУДОЛЮБИЕ. -ОТГАДАЙТЕ З...

Сортоиспытание тыквы на пришкольном участке

Овощеводство включает производство овощей в открытом и закрытом грунте. Надо хорошо изучить биологические особенности каждого растения. В условиях севера у жителей наблюдается недостаток витамин...

Исследование физико-химических свойств и плодородия почвы пришкольного участка МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Презентация к исследовательской работе ученицы 9 класса Бакулиной Л....

Проект "Рациональное использование пришкольного участка"

Огромную роль играют пришкольные участки в школах, особенно сельских.   Актуальны задачи, которые решаются с помощью  пришкольного участка:-формирование сельскохозяйственных умений...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Озеленение пришкольного участка и внутришкольного пространства» 5-11 класс

Данная программа по внеурочной деятельности предназначена для оптимизации состояния пришкольного участка.         Отличительной особенностью данной программы яв...

Программа развития пришкольного участка "Азбука Земли"

В данной программе показана работа пришкольного участка...