Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию
рабочая программа (5 класс)

Коновалова Елена Андреевна

Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_sensorn.razv_._5kl.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по коррекционному курсу

«Сенсорное развитие», 5б класс

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Волжская школа№1» на 2022-2023 учебный год (АООП О ОУ (ИН), вариант2).

Цель программы: обогатить чувственный опыт в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

  • формирование умения воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества);
  • обучение   применению полученных знаний в практической и познавательной деятельности;
  • формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов;
  • развитие слухоречевых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана   на 34 учебные недели. В 5 классе по 2 ч. в неделю - 68 часов;

Программа состоит из следующих разделов:

  • «Зрительное восприятие»,
  • «Слуховое восприятие»,
  • «Кинестетическое восприятие»,
  • «Восприятие запаха»,
  • «Восприятие вкуса».

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

5 класс

Личностными результатами  изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • Выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.
  • Делать выбор,  как поступить, в предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.
  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие».
  • Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Предметные результаты

Сформированность следующих умений:

-Следить взглядом за движущимся предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

-Узнавать  и различать цвет и форму объекта.

-Слуховое восприятие: следить за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука.

-Соотносить звук с его источником.

-Находить объекты, одинаковые по звучанию.

-Адекватно реагировать  на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

-Адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

-Различать материалы по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

-Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-Сравнивать между собой предметы, явления;

-Обобщать, делать несложные выводы.

Количество часов по четвертям 5 класс (по 2 часа в неделю)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

18 часов

14 часов

20 часов

16 часов

68 часов

Содержание учебного предмета 5 класс (68 часов)

  1. Зрительное восприятие:

Диагностика на начало учебного года, фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете, фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, прослеживание взглядом за движущимся, близко расположенным предметом, прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом, основные цвета: красный, желтый, основные цвета: синий, зеленый, ахроматические цвета: белый, черный, серый, промежуточные цвета: розовый, оранжевый,  голубой, фиолетовый, коричневый.

  1. Слуховое восприятие:

Звуковые понятия: громко – тихо, бытовые шумы и звуки природы, музыкальные звуки, высокие и низкие звуки, звуковые понятия: далеко – близко, соотнесение звука с его источником, дидактические игры на слуховое восприятие, дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки), характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки), различение мелодии по характеру (веселая, грустная), подражание звукам окружающей среды, различение по голосу знакомых людей.

  1. Кинестетическое восприятие:

Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений, движения и позы верхних и нижних конечностей, выразительность движений, горизонтальное (вертикальное) положение тела, вербализация собственных ощущений, имитация движений и поз (повадки животных, природные явления), игры на копирование поз и движений ведущего, различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода), различение материалов по температуре  (холодный, горячий), времена года (лето, зима), (жаркое, холодная), различение материалов по фактуре (гладкий, шероховатый), различение материалов по влажности (мокрый, сухой), различение материалов по вязкости (жидкий, густой).

  1. Восприятие запаха.

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный).

          5. Восприятие вкуса

Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений.. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее), диагностика на конец учебного года.

Материально-техническое  и методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Волжская школа №1» на 2021-2022 учебный год (АООП О ОУ (ИН), вариант 2).
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Сборник 1. Под ред. В.В.Воронковой. - Москва, изд. центр «ВЛАДОС», 2011 г.

Учебники, учебные пособия:

  1. Под ред. Л.С.Волковой   Логопедия -  М. «Просвещение» 2009.г. 527с.
  2. И.А.Смирнова. Логопедический  альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. – Москва, издат  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007г.,48с.
  3. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова  - Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет, М. «ТЦ СФЕРА»2004г., 96с.
  4. О.Б. Иншакова  Альбом для логопеда  Москва «ВЛАДОС», 2014 г.
  5. О. Узорова , Е. Н., Е.Нефёдова Большая книга загадок Москва  издат «АСТ»  2013г.
  6. В.С Володина Альбом по развитию речи Москва «РОСМЭН» 2021г.
  7. О. С. Жукова Готовимся к школе «Учимся говорить правильно и перессказывать» Москва изд. «АСТ» 2019г.

Демонстрационные пособия

  • Наглядно-дидактические пособия: «Времена года, природные явления», «Овощи и фрукты», «Одежда», «Игрушки», «Транспорт».
  • Набор картинок «мамы и детки».
  • Набор картинок «Найди отличия».
  • Набор картинок «Четвёртый лишний».
  • Муляжи: фрукты, овощи.
  • Графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
  • Алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

электронные средства (персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1 - 4 кл.)"

Моя авторская программа по этому предмету. Включает пояснительную записку, содержание занятий по блокам, классам, ожидаемый результат и тематическое планирование  по классам, список литературы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...

Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2-3 классов с ОВЗ.

Коррекционно-развивающая  программа для  развития  высших  психических  функций...

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....

Рабочая программа по сенсорному развитию для 1 класса 2 вариант

Пояснительная записка, содержание программы и календарно-тематическое планирование...