Рабочая программа по сенсорному развитию для 5 класса 2 вариант
рабочая программа по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Пояснительная записка, содержание и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_5_kl_2_var.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие

5 класс (2 вариант)

Пояснительная записка

Рабочая программа «Сенсорное развитие» составлена для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант

Цель рабочей программы: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Основные задачи программы:

  • расширять диапазон воспринимаемых ощущений обучающегося;
  • стимулировать активность (под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоциональнодвигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация);
  • формировать сенсорно-перцептивные действия (не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию), что в будущем поможет лучше ориентироваться в окружающем мире; формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий.

Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Программно-методический материал включает 5 разделов: "Зрительное восприятие", "Слуховое восприятие", "Кинестетическое восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры.

Содержание коррекционного курса Сенсорное развитие

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед или назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный).

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие запаха.

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе).

Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Реализация рабочей программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» для рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Содержание учебного курса «Сенсорное развитие»

  1. класс 2 вариант

Название раздела

Количество часов

1.

Обследование

1

2.

«Зрительное восприятие»

12

3.

«Слуховое восприятие»

6

4.

«Кинестетическое восприятие»

9

5.

«Восприятие запаха»

2

6.

«Восприятие вкуса»

10

7.

Итоговое обследование

1

 

Итого за год

34

 

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Сенсорное развитие»

на 2023-2024 год

5 класс (2 вариант)

п/п

Название раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

 

план

факт

1.

Обследование

1

Зрительное восприятие (12 ч.)

2

Упражнения на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Выполнение движений в нужной темпе и ритме. Пальчиковая гимнастика и игры.

1

3.

Нахождение отличительных признаков на наглядном материале.

Нахождение общих признаков на наглядном материале.

1

4

Нахождение нелепиц на картинках.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Дидактические игры: «Что изменилось», «Запомни и повтори», «Чего не стало?», «Группируй и запоминай» и др.

1

6

Ориентировка в помещении по словесной инструкции. Пальчиковая гимнастика.

1

7

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений. Дидактические игры: «Определи положение предмета», «Выполни задание»,

«Где что лежит?», «Обставим комнату». Основные формы: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

1

8

Закрепление знаний о цвете предметов: красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный. Конструирование из цветных кубиков по инструкции педагога.

1

9

Упражнения на развитие графомоторных навыков, зрительно- моторной координации (плавность, точность, скоординированность движений рук).

1

10

Составление композиций из геометрических фигур.

1

11

Соотнесение предметов по величине: длинный, короткий, длиннее, короче.

1

12

Части тела. Игры и упр. на развитие ориентировки в собственном теле, дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. 

1

13

Различение и называние основных цветов и их оттенков (голубой, оранжевый).

Различение и называние основных цветов и их оттенков (розовый, фиолетовый).

1

Слуховое восприятие (6 ч.) 

14

Игры на развитие слухового восприятия: «Шумящие коробочки», запоминание последовательности звучаний.

1

15

Игры на определение направления звука в пространстве (слева, справа, спереди, сзади).

1

16

Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, ложки и др.). «Определи, что слышится»

1

17

Дидактические игры на слуховое восприятие: «Хлопни на слово», «Телефончик», «Узнай, кто я?» «Жмурки с колокольчиком».

1

18

Различение и запоминание цепочки звукоподражаний. Выполнение действий в соответствии со звуковыми сигналами. Игры на развитие слухового восприятия и внимания: «Похлопаем – потопаем», «Раз, два, три- замри», «Слушай и выполняй».

1

19

Прослушивание музыкальных мелодий. Различение мелодии по эмоциональному характеру: весёлая, грустная.

1

Кинестетическое восприятие (10 ч.) 

20

Игры и упражнения с сенсорным материалом. 

1

21

Различение материалов по влажности (мокрый-сухой): влажный, мокрый, сухой материал.

Различение материалов по вязкости (жидкий -густой).

1

22

Восприятие предметов по структуре поверхности через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой (гладкий – шероховатый, плотный-тонкий)

1

23

Восприятие предметов по плотности материалов через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком резиновым мячиком, деревянным кубиком

1

24

Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами

1

25

Восприятие предметов по размеру: большой – средний - маленький через тактильное взаимодействие с предметами.

1

26

Упражнения на развитие общей моторики.

Упражнения на развитие графомоторных навыков.

1

27

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

1

28

Игры на развитие воображения и общей моторики. Игры на восприятие предметов в движении (снежки, камушки); передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.

1

29

Определение предмета с помощью тактильного анализатора. Игра «Волшебный мешочек».

1

Восприятие запаха (2 ч.) 

30

Игры на развитие осведомленности о различных запахах, умение различать простые запахи.

1

31

Сравнение разных запахов: резкий-слабый, приятный, неприятный. Игры на развитие обоняния (душистые мешочки, ароматная радость).

1

Восприятие вкуса (2 ч.) 

32

Различение продуктов по вкусовым качествам: сладкий, горький, кислый, сырой, варёный. Определение вкусовых ощущений: «Попробуй отгадай», «Узнай и сравни», «Найди пару»).  

1

33

Различные продуктов по консистенции: жидкий, твердый, сыпучий (крупа).

1

34

Итоговое обследование

1

Итого за год

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 10-11 класс (вариант для девочек)

Главная цель образовательной области "Технология" - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни  в  условиях  рыночной  экономики....

Аннотация к рабочей программе по технологии 10,11 классы (вариант для девочек)

Аннотация к рабочей программе по технологии10,11 классы (вариант для девочек)Базовым направлением для МОБУ Новобурейской СОШ№3 выбрано «Технология. Обслуживающий труд»Выбранное направление технологиче...

Аннотация к рабочей программе по технологии 5-8 классы (вариант для девочек)

Аннотация к рабочей программе по технологии5-8 классы (вариант для девочек)Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о сос...

Рабочая программа по технологии 6-9 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко)

Рабочая программа по технологии 6-9 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко)...

Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию

Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию 5 класс...

Рабочая программа по сенсорному развитию для 1 класса 2 вариант

Пояснительная записка, содержание программы и календарно-тематическое планирование...