Рабочая программа по сенсорному развитию для 1 класса 2 вариант
рабочая программа по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Пояснительная записка, содержание программы и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_1_klass_2_variant.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Сенсорное развитие»

1 класс (вариант 2)

Пояснительная записка

Программа «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся  с уо (ин) и предназначена для обучающихся первого класса. Программа разработана на основе следующих документов:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273;

Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.

Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Цель: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:

 развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. 

Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы: первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов;

второе направление – обучение использованию специальных действий,

необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает 5 разделов:

«Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация.

 В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса

«Сенсорное развитие»:

-фиксация взгляда на лице человека;

-фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки);

-фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка); -

-прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад);

-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;

-узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.);

-локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии);

-прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука; -

-локализация неподвижного удаленного источника звука;

-соотнесение звука с его источником;

-нахождение одинаковых по звучанию объектов;

-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;

-адекватная реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре, фактуре, вязкости;

-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

-адекватная реакция на давление на поверхность тела;

-адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела;

-адекватная реакция на изменение положения тела;

- адекватная реакция на положение частей тела;

-адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;

-различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий, шероховатый; мокрый, сухой; жидкий, густой; адекватная реакция на запахи;

- результат: узнавание/различение объектов по запаху;

- адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий);

-узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.);

-узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» направлено на развитие психомоторной и сенсорной сферы обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано.

I. Зрительное восприятие:

-Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

- Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.

-Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

II. Слуховое восприятие:

- Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

-Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения). - Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.

-Формирование умения соотносить звук с его источником.

-Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты

III. Кинестетическое восприятие:

-Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

- Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

- Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов. - Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.

- Формирование адекватной реакции на положение тела.

- Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

- Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

- Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

- Формирование умения различать свойства материалов.

IV. Восприятие запаха:

- Формирование адекватной реакции на запахи.

- Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.

V. Восприятие вкуса:

- Формирование адекватной реакции на продукты.

- Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.

- Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

I. Зрительное восприятие:

-Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

Ожидаемый результат: фиксация взгляда на лице человека.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

Ожидаемый результат: фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Ожидаемый результат: фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

Ожидаемый результат: прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад).

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.

Ожидаемый результат: прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

-Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

Ожидаемый результат: узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

II. Слуховое восприятие.

-Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

Ожидаемый результат: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии).

- Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения).

Ожидаемый результат: прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

-Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.

Ожидаемый результат: локализация неподвижного удаленного источника звука.

-Формирование умения соотносить звук с его источником.

Ожидаемый результат: соотнесение звука с его источником.

-Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

Ожидаемый результат: нахождение одинаковых по звучанию объектов.

III. Кинестетическое восприятие.

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Ожидаемый результат: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

-Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

-Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

-Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на давление на поверхность тела.

-Формирование адекватной реакции на положение тела.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на горизонтальное

(вертикальное) положение тела.

-Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на изменение положения тела.

-Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на положение частей тела.

- Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

-Формирование умения различать свойства материалов.

Ожидаемый результат: различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий, шероховатый; мокрый, сухой; жидкий, густой).

IV. Восприятие запаха.

-Формирование адекватной реакции на запахи.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на запахи.

-Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.

Ожидаемый результат: узнавание/различение объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

V. Восприятие вкуса.

-Формирование адекватной реакции на продукты.

Ожидаемый результат: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

-Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.

Ожидаемый результат: узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

-Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.

Ожидаемый результат: узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Учебно-тематический план

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

на 2023-2024учебный год

1 класс

№ п/п

Раздел программы

Количество занятий

1

Зрительное восприятие

21

2

Слуховое восприятие

15

3

Кинестетическое восприятие

18

4

Восприятие запаха

3

5

Восприятие вкуса

5

6

Обследование

2

ИТОГО

64

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Сенсорное развитие»

на 2023-2024 учебный год

1 класс (2 вариант)

Название раздела   и темы

Кол-во часов

Дата

план

факт

1.

Обследование

1

5.09

Зрительное восприятие (21 ч.)

2.

Фиксация взгляда на лице человека.

1

6.09

3.

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.

1

12.09

4.

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне, ниже и выше уровня глаз.

1

13.09

5.

Фиксация взгляда на неподвижном предмете светящемся предмете, на предмете, расположенном справа, слева от ребенка: на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз.

1

19.09

6.

Прослеживание         взглядом         за         движущимся         близко расположенным предметом: по горизонтали (вправо/влево), по вертикали (вправо/влево), по кругу (против часовой стрелки), вперед/назад.

1

20.09

7.

Прослеживание         взглядом         за         движущимся         удаленным объектом.

1

26.09

8-12

Дифференциация и узнавание цвета объектов: красный, желтый, чёрный, белый, серый.

5

27.09

3.10

4.10

10.10

11.10

13.

Зрительная гимнастика

1

17.10

14-15

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога).

2

18.10.

24.10

16-17

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

2

25.10

7.11

18-21

Нахождение отличительных и общих признаков двух и более предметов.

4

8.11

14.11

15.11

21.11

22

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

22.11

Слуховое восприятие (15 ч.) 

23-24

Локализация неподвижного близко расположенного источника звука на уровне уха: справа, слева, сзади.

2

28.11

29.11

25-26

Локализация неподвижного близко расположенного источника звука на уровне плеча: справа, слева, сзади.

2

5.12

6.12

27-28

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии: справа, слева, сзади.

2

12.12

13.12

29-30

Локализация неподвижного источника звука на уровне уха, плеча, талии: справа, слева, сзади.

2

19.12

20.12

31

Локализация неподвижного удалённого источника звука.

1

26.12

32

Локализация неподвижного близко расположенного и

1

27.12

удалённого источника звука.

33-35

Соотнесение звука с его источником. Бытовые шумы и звуки природы.

3

9.01

10.01

16.01

36-37

Музыкальные звуки. Нахождение одинаковых по звучанию объектов: с использованием музыкальных инструментов, «шумящих» коробочек и др.

2

17.01

23.01

Кинестетическое восприятие (18 ч.) 

38

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

1

24.01

39-40

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами различными по температуре: холодный, теплый. Различение материалов по температуре.

2

30.01

31.01

41-42

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами, различными по вязкости: густой, жидкий, сыпучий. Различение материалов по вязкости.

2

6.02

7.02

43-44

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами, различными по состоянию: мокрый, сухой. Различение материалов по состоянию.

2

20.02

21.02

45

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами, различными по фактуре: гладкий, шероховатый. Различение материалов по фактуре.

1

27.02

46

Формирование адекватной реакции на вибрацию,

исходящую от объектов (вибрирующие игрушки, массажеры без звука, бытовые приборы и др.)

1

28.02

47-48

Формирование         адекватной         реакции         на         давление         на поверхность тела.

2

5.03

6.03

49

Формирование адекватной реакции на положение тела.

1

12.03

50

Формирование адекватной реакции на вертикальное положение тела.

1

13.03

51-52

Формирование адекватной реакции на изменение положения тела с использованием мячей с разными поверхностями, массажеров и др.

2

19.03

20.03

53

Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

1

9.04

54-55

Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

2

10.04

16.04

Восприятие запаха (3 ч.) 

56

Формирование адекватной реакции на запахи.

1

17.04

57-58

Узнавание объектов по запаху. Различение объектов по запаху.

2

23.04

25.04

Восприятие вкуса (5 ч.) 

59-60

Формирование адекватной реакции на продукты, различные по вкусовым качествам: горький – сладкий.

2

7.05

8.05

61-62

Формирование адекватной реакции на продукты, различные

по вкусовым качествам: кислый - соленый.

2

14.05

15.05

63

Формирование умения узнавать продукты питания по вкусу: горький, сладкий, кислый, солёный.

1

21.05

64

Итоговое обследование

1

22.05

Итого за год

64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 10-11 класс (вариант для девочек)

Главная цель образовательной области "Технология" - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни  в  условиях  рыночной  экономики....

Аннотация к рабочей программе по технологии 10,11 классы (вариант для девочек)

Аннотация к рабочей программе по технологии10,11 классы (вариант для девочек)Базовым направлением для МОБУ Новобурейской СОШ№3 выбрано «Технология. Обслуживающий труд»Выбранное направление технологиче...

Аннотация к рабочей программе по технологии 5-8 классы (вариант для девочек)

Аннотация к рабочей программе по технологии5-8 классы (вариант для девочек)Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о сос...

Рабочая программа по технологии 6-9 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко)

Рабочая программа по технологии 6-9 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко)...

Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию

Аннотация к рабочей программе по сенсорному развитию 5 класс...