Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности
рабочая программа

Керимова Марина Сергеевна

Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности в освоении АООП, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их успешную социальную адаптацию.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Цель реализации Программы - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, снижение численности обучающихся с высоким риском школьной неуспешности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

с высоким риском школьной неуспешности

Автор: учитель-дефектолог

Керимова М.С.

Содержание программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

с высоким риском школьной неуспешности

  1. Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

Стр. 3

1.2

Формы и методы работы с обучающимися

Стр. 5

1.3

Планируемые результаты

Стр. 6

II. Содержательный раздел

2.1

Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся группы риска школьной неуспешности

Стр. 7

2.2

Организация работы с обучающимися

Стр. 8

2.2.1

Диагностическое направление

Стр. 8

2.2.2

Коррекционно-развивающее направление

Стр. 9

2.2.3

Психологическое сопровождение

Стр. 10

2.3

Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся

Стр. 12

2.4

Информационно – просветительская работа

Стр. 13

III. Организационный раздел

3.1

Система отслеживания результатов

Стр.13

3.2

Материально-технические условия реализации программы

Стр. 15

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности (далее – Программа) разработана учителем-дефектологом школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (далее – АООП) с учётом особенностей психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности в освоении АООП, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их успешную социальную адаптацию.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Цель реализации Программы - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, снижение численности обучающихся с высоким риском школьной неуспешности. Достижение поставленной цели при разработке и реализации Программы предусматривает решение следующих основных задач:

  1. Выявить категорию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности в процессе овладения ими учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций.
  2. Обеспечить разработку и реализацию индивидуальных планов по ликвидации неуспеваемости для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих риски школьной неуспешности.
  3. Обеспечить реализацию модели психолого-педагогического сопровождения учащихся группы риска школьной неуспешности.
  4. Обеспечить организацию тесного сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся в рамках реализации Программы.

Программа обеспечивает:

- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

- определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья АООП;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК и школьного ПМПк);

- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

- получения дополнительных коррекционных занятий со специалистами сопровождения;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание Программы определяют следующие принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. - Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о переводе детей с ограниченными возможностями здоровья в другие классы.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

- раннее получение специальной помощи средствами образования;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

- обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. Это позволяет формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

1.2 Формы и методы работы с обучающимися

Формы и методы работы учителя-дефектолога.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые (2-3 обучающихся) коррекционно-развивающие занятия.

Методы работы: Скрайбинг-технология, сенсорная интеграция, АВВ-терапия, интерактивные игры и задания, технология проблемного обучения, проектная деятельность, поэтапное объяснение, беседа, демонстрация наглядных иллюстраций и схем, наглядный показ способа выполнения задания или отдельных его частей, практические упражнения, графические работы.

Формы и методы работы учителя-логопеда.

Формы работы: индивидуальные логопедические занятия.

Методы работы: речевые игры и упражнения, логопедический массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, бланковые методики, работа с текстом, письменные работы.

Формы и методы работы педагога-психолога.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые (4-5 обучающихся) психолого-педагогические занятия.

Методы работы: релаксационные упражнения, музыкальные этюды, сенсорные игры и упражнения, беседа, консультации, анкетирование, психотренинг, арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, индивидуальная игровая терапия, наблюдение, визуализация, эксперимент, психологическое моделирование.

Формы и методы работы социального педагога.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые (4-5 обучающихся) беседы и консультации.

Методы работы: формирование сознания и взглядов, самовоспитание личности, формирование социально-приемлемого поведения, общение, организация свободных видов деятельности, самореализация и индивидуальная коррекция действий.

Формы и методы работы учителя.

Формы работы: урок, внеклассные мероприятия, дополнительные обучающие занятия.

Методы работы: наглядные, словестные, практические, метод иллюстрации, самостоятельное выполнение заданий и упражнений, письменные и устные работы, объяснение, интерактивные методыобучения.

1.3 Планируемые результаты

Общие результаты обеспечивают сокращение количества обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих риски школьной неуспешности.

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

II. Содержательный раздел

2.1 Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся группы риска школьной неуспешности

       

2.2 Организация работы с обучающимися

2.2.1 Диагностическое направление

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика обучающихся

Создание банка данных обучающихся, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности, нуждающихся в специализированной помощи. Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля.

Наблюдение, логопедическое, дефектологическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами. Заполнение диагностических документов специалистами (речевой карты, протокола обследования)

Сентябрь

Классный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог

Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

Сентябрь - октябрь

Классный руководитель, педагог-психолог, учитель-предметник социальный педагог

2.2.2 Коррекционно-развивающее направление

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности.

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственны е

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Индивидуальные планы работы

Разработать индивидуальные планы работы с детьми. Осуществление педагогического мониторинга достижений обучающегося

Сентябрь

Учитель-предметник, классный руководитель

Обеспечить дефектологическое психологическое и логопедическое сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Динамика развиваемых параметров

Формирование групп для коррекционной работы. Составление расписания занятий. Проведение коррекционных занятий. Отслеживание динамики развития

Октябрь

Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог

Профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Разработка рекомендаций для педагогов, учителей, и родителей по работе с детми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности. Внедрение здоровьесберегаю щих технологий в образовательный процесс. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

В течение года

Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог

2.2.3 Психологическое сопровождение

Контингент

Вид деятельности

Предполагаемые формы и средства

Сроки

Предполагаемый результат

Диагностическая работа

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности, родители (законные представители)

Изучение детско-родительских отношений: диагностика взаимоотношений детей и родителей, способов взаимодействия, общения

Анкетирование родителей Проективные методики «Дом. Дерево. Человек» «Лесенка для детей» В.В. Ткачева

В течение года

Изучение положения ребенка в системе родительских отношений и определение структуры и характера коммуникации в семье

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Изучение уровня школьной мотивации учащихся

Диагностика «Школьная мотивация» М. Р. Гинзбург

Ноябрь

Выявление уровня учебной мотивации учащихся

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Диагностика эмоционально-волевой сферы учащихся

Индивидуальная диагностика Цветовой тест Люшера

Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга Рисуночный тест Дж. Бука «Дом.  Дерево. Человек» январь «Психодиагностические методы изучения личности» Филлипс

Ноябрь

Выявление учащихся с нестабильным эмоциональным фоном

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Диагностика взаимоотношений в детском коллективе

Методика «Капитан корабля» Рисуночная методика «Нарисуй, как ты играешь с другом»

Апрель

Выявление взаимоотношений учащихся в детском коллективе

Коррекционно-развивающая работа

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Индивидуальные занятия с агрессивными, возбудимыми детьми

Психогимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и игровые упражнения, сказкотерапия, беседы

В течение года

Оказание психологической поддержки учащимся

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Индивидуальные занятия по коррекции отклонений в поведении учащихся.

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися (индивидуальные).

В течение года

Оказание психологической поддержки учащимся с трудностями в поведении

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов.

Индивидуальные занятия

В течение года

Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы, преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Индивидуальные занятия по коррекции отклонений в поведении учащихся

Индивидуальные занятия, беседы

В течение года

Обеспечение психологического сопровождения проблемных учащихся

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Развивающие занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся

Психогимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и игровые упражнения, сказкотерапия, беседы

Февраль

Коррекция и развитие эмоциональной сферы учащихся

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися по повышению уровня школьной мотивации

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися (индивидуальные)

Декабрь

Коррекция и развитие мотивации учащихся

2.3 Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности и их семей по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственны е

Консультирование родителей

Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

В течение года

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог

2.4 Информационно – просветительская работа

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности со всеми участниками образовательных отношений.

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы семинаров, тренингов

Информационные мероприятия

В течение года

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Организация методических мероприятий

Информационные мероприятия

В течение года

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог

III. Организационный раздел

3.1 Система отслеживания результатов

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании экспертной оценки, по результатам оценивания группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, узких специалистов), родителей (законных представителей).

Результаты анализа представлены в форме условных единицах:

0 баллов ― нет фиксируемой динамики;

1 балл ― минимальная динамика;

2 балла ― удовлетворительная динамика;

3 балла ― значительная динамика.

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

Программа оценки личностных результатов

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

Сформированность навыков коммуникации со взрослыми

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью

Сформированность навыков коммуникации со сверстниками

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность обращаться за помощью

Владение средствами коммуникации

Способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

Способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Результаты овладения Программой выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

- по способу предъявления (устные, письменные, практические);

- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» – от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

3.2 Материально-технические условия реализации программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с высоким риском школьной неуспешности

Материально-технические условия реализации программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций. Материально-техническое обеспечение реализации Программы соответствует не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Школа обеспечивает отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной работы психолого-педагогического сопровождения обучающегося с высоким риском школьной неуспешности.

Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики Цветкова Раиса Васильевна, учитель математикиКОУ ВО «Новоусманская шк...

Дневник комплексного сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классы)

В дневнике описаны контрольно-измерительные материалы диагнотики и мониторинга БУД для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушенями) (1-4 кллассы)....

Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.

Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество...

Экологическое воспитание учащихся с умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями/ в свете внедрения ФГОС обучающихся с УО

В данной статье обобщён опыт школы по формированию устойчивых экологических воззрений учащихся с умственной отсталостью в различных учебно - воспитательных формах и мероприятиях (семинары, акции, обще...

Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....

Формирование навыков социального поведения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами современных педагогических технологий

Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся  трудоспособны...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...