Конспект индивидуального занятия в 1 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Различение звучаний барабана и гармошки. Долгое и краткое произнесение слогов»
план-конспект
Цели занятия:
- Формировать у ребенка потребность в устном общении.
- Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.
- Расширять представления ребенка о звучащих предметах,
- Долгое и краткое произнесение слогов
- Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия в 1 классе для детей
с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и
обучению произношению
Тема: «Различение звучаний барабана и гармошки. Долгое и краткое произнесение слогов»
Цели занятия:
- Формировать у ребенка потребность в устном общении.
- Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.
- Расширять представления ребенка о звучащих предметах,
- Долгое и краткое произнесение слогов
- Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.
Коррекционные задачи:
Развитие слухового восприятия
- Тренировать слуховую память при восприятии и воспроизведении гласных звуков.
- Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.
- Научить ребенка различать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами звучания барабана и гармошки, соотнося определенное действие со звучание той или иной игрушки;
Обучение произношению
- Поощрять речевую активность детей.
- Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.
- Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.
Задачи комплексного развития детей
- Развитие мелкой и общей моторики.
- Формировать навык глобального чтения табличек.
Задачи развития эмоционально-волевой сферы
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.
- Развивать навыки взаимодействия ребенка с педагогом.
- Развивать слуховое восприятие, внимание, двигательную память, закреплять словарь по теме.
Оборудование: таблички с речевым материалом, наборное полотно,
игрушки, картинки с изображением животных, разноцветные ленточки на подставке, колокольчики (большой и маленький),
экраны (большой и маленький).
Методические приемы: сюрпризный момент, слухо-зрительное восприятие, различение на слух, выбор табличек, называние ребенком и/или сопряжено-отраженное проговаривание, фонетическая ритмика, дидактические игры «Что звучало?», «Солнышко и дождик».
Наглядный материал: картинки с изображением барабана, гармошки таблички, прикрепленные на шкафу вырезанные из картона солнышко и туча с дождем.
Словарь: будем заниматься, слушай, что звучало? барабан, гармошка, верно, неверно, солнышко, иди гулять, идет дождь, беги.
Структура занятия:
- Организационное начало занятия .
- Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
- Различение барабана и гармошки
- Дидактическая игра «Солнышко и дождик»
- Организационное окончание занятия.
Ход занятия.
Организационный момент | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 Организационный момент
| - Педагог играет на бубне. Педагог предъявляет табличку и проговаривает: «БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ». | - Ребенок проговаривает вместе с педагогом: «Будем заниматься».
|
2,Фонетическая ритмика
| ф_ф_ф_ф_ - произнести на выдохе. А__ - развести руки в стороны, говорить долго. ПА_ - то же движение, па – хлопнуть в ладоши перед грудью, сказать кратко. О_ - поднять руки вверх, говорить долго. ПО_ - то же, по – хлопнуть в ладоши над головой. У_ - вытянуть руки вперед, говорить долго. ПУ_ - то же, пу – хлопнуть в ладоши перед собой. ПАПА – ударять кулачками влево-вправо на каждый слог, потом произнести плавно: «ПАПА». МА_ - движение из «М» переходит в «А» (от щек в стороны) МАМА – плавно погладить левой рукой правую. |
Ребенок повторяет за педагогом движения, сопряжено-отраженного проговаривает.
|
3, Различение барабана и гармошки
| Педагог привлекает внимание ребенка к большой красивой коробке и спрашивает, побуждая его повторить: «Что там?» Педагог просит ребенка закрыть глаза и достает из коробки барабан, играет на нем. Педагог спрашивает: «Что это?» Просит выбрать нужную табличку – БАРАБАН, вместе называют. Педагог демонстрирует соответствующую картинку и закрепляет ее на доске с табличкой. Педагог играет на барабане и предлагает тоже поиграть. Педагог снова привлекает внимание к коробке и спрашивает: «Что там?» Педагог просит ребенка закрыть глаза и достает из коробки гармошку, играет на ней. Педагог спрашивает: «Что это?» Просит выбрать нужную табличку – ГАРМОШКА, вместе называют. Педагог демонстрирует соответствующую картинку и закрепляет ее на доске с табличкой. Педагог играет на гармошке и предлагает тоже поиграть. Педагог прячет за мольбертом барабан и гармошку, побуждая повторить: «Барабан там. Гармошка там». Предъявляет табличку: СЛУШАЙ. За мольбертом в разной последовательности педагог играет то на барабане, то на гармошке. В случае затруднений педагог демонстрирует игрушку, не прекращая игру на инструменте (слухо-зрительное восприятие). Задает вопрос: «Что звучало?» |
Ребенок проговаривает вместе с педагогом: «Что там?» Ребенок, услышав звучание, открывает глаза, удивляется. - Это барабан. Ребенок выбирает нужную табличку из 3-х. Ребенок слухо-зрительно воспринимают звучание и имитируют игру на барабане (ударяют пальчик о пальчик), произносят тататата. Ребенок проговаривает вместе с педагогом: «Что там?» Услышав звучание гармошки, открывает глаза, удивляется. - Это гармошка. Ребенок выбирает нужную табличку из 3-х. Ребенок слухо-зрительно воспринимает звучание гармошки и хлопает в ладоши. - Барабан там. - Гармошка там. - Слушай. Ребенок воспринимает звучания на слух и в ответ выполняет определенные движения: «игра на барабане» (+произнесение тататата) или хлопанье. Ребенок демонстрируют соответствующую картинку, прочитывает подпись.
|
4,Дидактическая игра «Солнышко и дождик»
| Раздается стук в дверь. Педагог привлекает внимание к звуку: «Тук-тук. Кто там?» «Приходит» кукла, здоровается. Педагог обращает внимание на одежду куклы, говорит: «У куклы зонт. Кукла пойдет гулять». Обращает внимание на прикрепленное на шкафу солнышко: «Вот солнышко. Погода хорошая. ИДИ ГУЛЯТЬ». Педагог играет на бубне. Прекращение игры на бубне. Педагог обращает внимание на тучку с дождем, говорит: «Дождь». В это время воспитатель открывает зонт. Педагог опять играет в бубен, побуждая ребенка бежать к воспитателю. Педагог демонстрирует табличку: «ИДЁТ ДОЖДЬ. Кап-кап-кап» Зонт закрывают, и педагог говорит: «Дождя нет. Солнышко (убирает тучку). ИДИ ГУЛЯТЬ». Звучит бубен. Игра повторяется. |
- Тук-тук. Кто там? - Привет. - Кукла пойдет гулять. Ребенок прочитывает табличку и под звуки бубна ходит по группе. Остановка по сигналу. Действия ребенка по сигналу (ходьба), а в случае затруднений с помощью педагога. Ребенок прочитывает табличку, имитируют дождь: «Кап-кап-кап». - Иди гулять. выполняет те же действия под звучание бубна. |
Итог занятия
| Педагог: «Кукла рада. Ты играл хорошо». Прощание с куклой. Ты занимался хорошо! |
- Спасибо. - Пока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (6 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.6 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...
Конспект по развитию слухового восприятия и обучения произношению для детей с нарушениями слуха во второй младшей группе
Конспект по развитию слухового восприятия и обучения произношению для детей с нарушениями слуха во второй младшей группе Тема: «Домашние животные» (Различение звукоподражаний «а...
Конспект индивидуального занятия для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению "Автоматизация звука «М»"
Цели занятия:1.Автоматизировать звук –М- в слогах , в словах.2.Упражнять в различении и воспроизведении знакомых слов (названия игрушек, предметов мебели).3. Формирование...
Конспект индивидуального занятия для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению "Автоматизация звука «Т»"
Цели занятия:1.Автоматизировать звук –Т- в слогах , в словах.2.Упражнять в различении и воспроизведении знакомых слов (названия игрушек, предметов мебели). 3. Формир...
Конспект индивидуального занятия в 1 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Фрукты и овощи»
Цель:- закрепление ранее пройденного материала;-Формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на слухо - зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.- ...
Конспект индивидуального занятия в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Различение звучания барабана и бубна. Воспроизведение звукоподражаний»
Цели занятия:- Формировать у ребенка потребность в устном общении.- Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.- Расширять представления ребенка о звучащих игрушках.- Эмоциональное разв...
Конспект фронтального занятия во 2 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.
Цели:1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме «Весна», различать неречевые звуки. 2. Автоматизироват...