Конспект индивидуального занятия в 1 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Различение звучаний барабана и гармошки. Долгое и краткое произнесение слогов»
план-конспект

Елена Геннадиевна Брикез

Цели занятия:

- Формировать у ребенка потребность в устном общении.

- Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.

- Расширять представления ребенка о звучащих предметах,

- Долгое и краткое произнесение слогов

- Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия в 1 классе для детей

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

Тема: «Различение звучаний барабана и гармошки. Долгое и краткое произнесение слогов»

Цели занятия:

- Формировать у ребенка потребность в устном общении.

- Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.

- Расширять представления ребенка о звучащих предметах,

- Долгое и краткое произнесение слогов

- Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.


 
Коррекционные задачи:

Развитие слухового восприятия

- Тренировать слуховую память при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

- Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.

- Научить ребенка различать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами звучания барабана и гармошки, соотнося определенное действие со звучание той или иной игрушки;

Обучение произношению

- Поощрять речевую активность детей.

- Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

- Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

Задачи комплексного развития детей

- Развитие мелкой и общей моторики.

- Формировать навык глобального чтения табличек.

Задачи развития эмоционально-волевой сферы

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

- Развивать навыки взаимодействия ребенка с педагогом.

- Развивать слуховое восприятие, внимание, двигательную память, закреплять словарь по теме.


Оборудование: таблички с речевым материалом, наборное полотно,

игрушки, картинки с изображением животных, разноцветные ленточки на подставке, колокольчики (большой и маленький),

экраны (большой и маленький).

Методические приемы: сюрпризный момент, слухо-зрительное восприятие, различение на слух, выбор табличек, называние ребенком и/или сопряжено-отраженное проговаривание, фонетическая ритмика, дидактические игры «Что звучало?», «Солнышко и дождик».

Наглядный материал: картинки с изображением барабана, гармошки таблички, прикрепленные на шкафу вырезанные из картона солнышко и туча с дождем.

Словарь: будем заниматься, слушай, что звучало? барабан, гармошка, верно, неверно, солнышко, иди гулять, идет дождь, беги.


 

Структура занятия:

  1. Организационное начало занятия .
  2. Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
  3. Различение барабана и гармошки
  4. Дидактическая игра «Солнышко и дождик»
  5. Организационное окончание занятия.

                                                   Ход занятия.

Организационный

         момент

  Деятельность 

      учителя

     Деятельность

         ученика

1 Организационный момент

 

 

 

- Педагог играет на бубне.

Педагог предъявляет табличку и проговаривает: «БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ».

- Ребенок проговаривает вместе с педагогом: «Будем заниматься».

 

 

 

2,Фонетическая ритмика

 

 

 

ф_ф_ф_ф_ - произнести на выдохе.

А__ - развести руки в стороны, говорить долго.

ПА_ - то же движение, па – хлопнуть в ладоши перед грудью, сказать кратко.

О_ - поднять руки вверх, говорить долго.

ПО_ - то же, по – хлопнуть в ладоши над головой.

У_ - вытянуть руки вперед, говорить долго.

ПУ_ - то же, пу – хлопнуть в ладоши перед собой.

ПАПА – ударять кулачками влево-вправо на каждый слог, потом произнести плавно: «ПАПА».

МА_ - движение из «М» переходит в «А» (от щек в стороны)

МАМА – плавно погладить левой рукой правую.

 

 Ребенок  повторяет за педагогом движения, сопряжено-отраженного проговаривает.

 

3, Различение барабана и гармошки

 

 

 

Педагог привлекает внимание ребенка к большой красивой коробке и спрашивает, побуждая его повторить: «Что там?»

Педагог просит ребенка закрыть глаза и достает из коробки барабан, играет на нем.

Педагог спрашивает: «Что это?»

Просит выбрать нужную табличку – БАРАБАН, вместе называют.

Педагог демонстрирует соответствующую картинку и закрепляет ее на доске с табличкой.

Педагог играет на барабане и предлагает тоже поиграть.

Педагог снова привлекает внимание к коробке и спрашивает: «Что там?»

Педагог просит ребенка закрыть глаза и достает из коробки гармошку, играет на ней.

Педагог спрашивает: «Что это?»

Просит выбрать нужную табличку – ГАРМОШКА, вместе называют.

Педагог демонстрирует соответствующую картинку и закрепляет ее на доске с табличкой.

Педагог играет на гармошке и предлагает тоже поиграть.

Педагог прячет за мольбертом барабан и гармошку, побуждая повторить: «Барабан там. Гармошка там».

Предъявляет табличку: СЛУШАЙ.

За мольбертом в разной последовательности педагог играет то на барабане, то на гармошке.

В случае затруднений педагог демонстрирует игрушку, не прекращая игру на инструменте (слухо-зрительное восприятие).

Задает вопрос: «Что звучало?»

 

Ребенок проговаривает вместе с педагогом: «Что там?»

Ребенок, услышав звучание, открывает глаза, удивляется.

- Это барабан.

Ребенок выбирает нужную табличку из 3-х.

Ребенок слухо-зрительно воспринимают звучание и имитируют игру на барабане (ударяют пальчик о пальчик), произносят тататата.

Ребенок проговаривает вместе с педагогом: «Что там?»

Услышав звучание гармошки, открывает глаза, удивляется.

- Это гармошка.

Ребенок выбирает нужную табличку из 3-х.

Ребенок слухо-зрительно воспринимает звучание гармошки и хлопает в ладоши.

- Барабан там.

- Гармошка там.

- Слушай.

Ребенок воспринимает звучания на слух и в ответ выполняет определенные движения: «игра на барабане» (+произнесение тататата) или хлопанье.

Ребенок демонстрируют соответствующую картинку, прочитывает подпись.

 

 

4,Дидактическая игра «Солнышко и дождик»

 

 

 

Раздается стук в дверь. Педагог привлекает внимание к звуку: «Тук-тук. Кто там?»

«Приходит» кукла, здоровается.

Педагог обращает внимание на одежду куклы, говорит: «У куклы зонт. Кукла пойдет гулять».

Обращает внимание на прикрепленное на шкафу солнышко: «Вот солнышко. Погода хорошая. ИДИ ГУЛЯТЬ». Педагог играет на бубне.

Прекращение игры на бубне. Педагог обращает внимание на тучку с дождем, говорит: «Дождь». В это время воспитатель открывает зонт. Педагог опять играет в бубен, побуждая ребенка бежать к воспитателю.

Педагог демонстрирует табличку: «ИДЁТ ДОЖДЬ. Кап-кап-кап»

Зонт закрывают, и педагог говорит: «Дождя нет. Солнышко (убирает тучку). ИДИ ГУЛЯТЬ». Звучит бубен.

Игра повторяется.

 

 

 - Тук-тук. Кто там?

- Привет.

- Кукла пойдет гулять.

Ребенок прочитывает табличку и под звуки бубна ходит по группе.

Остановка по сигналу.

Действия ребенка по сигналу (ходьба), а в случае затруднений с помощью педагога.

Ребенок прочитывает табличку, имитируют дождь: «Кап-кап-кап».

- Иди гулять.

выполняет те же действия под звучание бубна.

Итог занятия

 

 

 

Педагог: «Кукла рада. Ты играл хорошо».

Прощание с куклой.

 Ты занимался хорошо!

 

 

 - Спасибо.

- Пока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (6 класс)

Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.6 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...

Конспект по развитию слухового восприятия и обучения произношению для детей с нарушениями слуха во второй младшей группе

Конспект по развитию слухового восприятия и обучения произношению для детей с нарушениями слуха во второй младшей группе Тема: «Домашние животные» (Различение звукоподражаний «а...

Конспект индивидуального занятия для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению "Автоматизация звука «М»"

Цели занятия:1.Автоматизировать звук –М- в слогах , в словах.2.Упражнять в различении и воспроизведении знакомых слов    (названия  игрушек, предметов мебели).3. Формирование...

Конспект индивидуального занятия для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению "Автоматизация звука «Т»"

Цели занятия:1.Автоматизировать звук –Т- в слогах , в словах.2.Упражнять в различении и воспроизведении знакомых слов    (названия  игрушек, предметов мебели). 3. Формир...

Конспект индивидуального занятия в 1 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Фрукты и овощи»

Цель:- закрепление ранее пройденного материала;-Формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на слухо - зрительной  и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.- ...

Конспект индивидуального занятия в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Различение звучания барабана и бубна. Воспроизведение звукоподражаний»

Цели занятия:- Формировать у ребенка потребность в устном общении.- Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.- Расширять представления ребенка о звучащих игрушках.- Эмоциональное разв...

Конспект фронтального занятия во 2 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.

Цели:1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям  опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме  «Весна», различать неречевые звуки. 2. Автоматизироват...