Сборник физкультурных минуток для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка

Вовк Евгения Владимировна

Физкультминутка – это одна из форм  активного отдыха, способствующего восстановительным  процессам нервной системы. После  физкультурной минутки повышается  внимание, активность детей, улучшается восприятие учебного материала, а также способствует разгрузке позвоночника, что является  особо важным  для оздоровления организма ребенка. 

В методическом пособии представлены различные комплексы физминуток для учащихся коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска

РАССМОТРЕНО:

На  заседании  МО

ГКОУ школы № 8 г. Лабинска

______________Скорикова А.В.

«         »                  2022г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГКОУ школы № 8

 г. Лабинска

_________________ Скорик О.В.

«      »                          2022г.

  1. Методическое пособие

Сборник физкультурных минуток для детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Разработала:Вовк Евгения Владимировна –

 учитель физической культуры

ГКОУ школы №8 г. Лабинска

Пояснительная записка

Основная задача физкультурных минуток – предупредить и  снять умственное утомление на занятиях, связанных с большой сосредоточенностью, длительным вниманием, напряженным положением тела.

Физкультурные минутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень  учащихся, снимают статические нагрузки, предупреждают нарушение осанки.

Физминутки проводятся в классе под руководством учителя, ведущего урок и не должны превышать 1,5 – 2 мин.

Целесообразно их проводить в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. При проведении физминутки форточка в классе должна быть открытой. Для выполнения упражнений учащиеся должны выйти в проход около стола, расстегнуть воротничек, ослабить пояс. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы учащиеся при выполнении не мешали друг другу. Упражнения должны быть простыми и доступными, не сложными по координации движений. Они должны включать в работу основные  группы мышц, которые участвуют в  поддержании позы сидения во время  урока. В комплексах физминуток применимы упражнения на потягивание, наклоны, полунаклоны, полуприседы и приседы с  различными движениями рук.

 Речитативы говорит учитель.

Физкультминутка – это одна из форм  активного отдыха, способствующего восстановительным  процессам нервной системы. После  физкультурной минутки повышается  внимание, активность детей, улучшается восприятие учебного материала, а также способствует разгрузке позвоночника, что является  особо важным  для оздоровления организма ребенка. При проведении  физминуток учитель концентрирует внимание на осанке детей (спина  прямая, плечи отведены назад, подбородок поднят) и на правильное выполнение упражнений. Небрежность, нечеткость, вялость  при выполнении движений исключают мышечное напряжение, а следовательно  снимают положительный эффект гимнастики. Движения должны быть простыми, хорошо знакомыми всем учащимся и соответствовать возрастным особенностям детей. Движения надо выполнять легко без напряжения и  соответствовать ритму дыхания.

Легко возбудимым детям необходимо  предложить выполнение спокойных упражнений в среднем темпе,  для заторможенных учащихся подойдут упражнения, активизирующие их мышечную систему.

Физкультурные минутки  представляют собой небольшой комплекс физических упражнений, состоящий из 4-6 упражнений, простых по координации и доступных в выполнении. Физминутки целесообразно проводить после 20-25 минут урока, в зависимости от его задач. На уроках необходимо включать динамические  дыхательные упражнения, упражнения на формирование правильной осанки, расслабление и растягивание мышц, находящихся в статическом положении, на устранение застойных явлений в организме.

Не рекомендуется использовать упражнения силового и статического характера. Увеличивая или уменьшая количество упражнений, темп, заменяя периодически упражнения, можно проводить физкультминутки для учащихся  разных классов с учетом дефектов умственного, физического  развития и моторики.

Комплексы упражнений в физкультминутке

Рекомендуется для учащихся 1-2 классов

1. Исходное положение (и.п.) – сидя за столом, руки скрестно на парте, голова опущена.

1-2 – поднять голову, выпрямить туловище, прогнуться, руки в стороны – вверх – вдох.

3-4 – вернуться в и.п. – выдох.

2. И.п. – основная стойка (о.с.) – проверить положение правильной осанки.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.

Мы идем как все ребята,

И как мишка косолапый.

Выполнить на месте ходьбу на носках (руки на поясе), на пятках (руки за голову, локти отвести назад),  на наружных сводах стоп (руки опущены).

3. «Самолет» - и.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – руки в стороны, ладонями кверху, голову поднять – вдох.

2-поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж» - выдох.

3-стать прямо

4-и.п.

5-8-то же в другую сторону.

Расправил крылья самолет.

Приготовились в полет.

Я направо погляжу

Жу-жу-жу.

Я налево погляжу

Жу-жу-жу.

4. «Насос» - и.п. – основная стойка.

Наклон вправо, влево, скользя руками вдоль туловища, одной рукой вверх, другой вниз. Наклоняясь – выдох, произнося звук «с-с-с», выпрямляясь – вдох.

Это очень просто –

Покачай насос ты.

Направо, налево.

Руками скользя,

Назад и вперед

Наклоняться нельзя.

Это очень просто –

Покачай насос ты…»

5. «Мельница» - и.п. – ноги шире плеч, руки в стороны.

1-с наклоном вперед, правой рукой коснуться носка левой ноги, левая рука назад в сторону.

2-смена положения рук.

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре –

Завертелась, закружилась.

6. «Зайцы»- и.п. – основная стойка – выполнение подскоков, приседаний, наклонов.

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Для учащихся 3-4 классов

1.И.п. – руки на столе, туловище прямо.

1-поднимая правую руку вверх, ладонь за голову, левую руку вниз-назад, прогнуться, лопатки соединить – вдох.

2-вернуться в и.п. – выдох.

3-4-то же, меняя положение рук.

2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1-6-поднимать руки чрез стороны вверх, одновременно сжимая и  разжимая кисти в кулаки.

7-8-хлопки в ладоши над головой.

1-6-опускать руки через стороны вниз, так же сжимая и разжимая кисти.

7-8-хлопки в ладоши перед собой внизу.

3. И.п. – основная стойка.

1-подняться на носки,  правую руку поднять вперед – вверх, левую отвести вниз – назад, голову поднять вверх – вдох.

2-вернуться в и.п. – выдох.

3-4 повторить упражнение со сменой рук.

4.И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.

1-наклон в сторону, хлопок в ладоши над головой – выдох.

2-вернуться в и.п. – вдох.

3-4-то же в другую сторону.

4.И.п. – основная стойка.

1-присесть, руки вверх – выдох

2-выпрямиться в и.п. – вдох

Для учащихся 5-6 классов

1. И.п. – кисти к плечам, локти вперед, перед грудью.

1-отвести локти назад, прогнуться и соединить лопатки.

2- руки выпрямить в стороны – вверх – вдох

3-кисти к плечам.

4-вернуться в и.п. – выдох.

2.И.п. – основная стойка.

1-поднять левую руку в сторону – назад, правую  согнуть перед грудью.

2-вернуться в и.п.

3-4-то же в другую сторону.

3.И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1-2 – пружинистые наклоны вперед, ладонями коснуться пола.

3-4 – выпрямиться, хлопки в ладоши над головой.

4.И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1-руки за голову.

2-поворот туловища направо, руки в стороны.

3-поворот прямо, руки за голову.

4-вернуться в и.п.

5-8 – то же с поворотом налево.

5.И.п. – основная стойка, руки опущены.

1-прыжок ноги  врозь, хлопок в ладоши над головой.

2-прыжок, ноги вместе, руки вниз.

6.Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

Для учащихся 7-9 классов

Стоя в проходе между столами.

1.И.п. – ноги вместе, руки за голову.

1-отвести ногу назад на носок, руки в стороны – вверх – вдох.

2-вернуться в и.п. – выдох.

3-4-то же, отводя другую ногу назад на носок.

2. И.п. – основная стойка, руки вниз, кисти в «замок».

1-поворот туловища направо с одновременным рывком руками в «замке».

2-вернуться в и.п.

3-4 – то же в другую сторону.

5-от груди выпрямить руки вперед, кисти в «замке», ладонями вперед.

6-кисти к груди.

7-выпрямить руки вверх, кисти в «замке» ладонями вверх.

8-вернуться в и.п.

3.И.п. – основная стойка.

1-2 – руки дугами внутрь в лицевой плоскости (перед грудью) до положения – руки в стороны.

3-согнуть руки к плечам, кисти в кулаки.

4-вернуться в и.п.

4. И.п. – руки вверх в «замок», ладонями вверх.

1-2 – два рывка руками назад.

3 – наклон вперед с касанием руками пола.

4-вернуться в и.п.

5. И.п. – основная стойка.

1-присед, руки на колени.

2-вернуться в и.п.

6. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

Общеразвивающие комплексы на развитие координации.

Комплекс № 1

1.И.п. – руки лежат на столе, кисть одной руки сжата в кулак.

На каждый счет смена положения рук (поочередное сжимание и разжимание кистей).

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки за голову, локти вперед.

1-прогибаясь назад,  голову приподнять, лопатки соединить, одну руку перевести на пояс – вдох.

2-вернуться в и.п. – выдох.

3-4-то же, со сменой положения рук.

3. И.п. – основная стойка

1-наклон головы  вперед

2-возвращение головы в и.п.

3-поворот головы  к правому плечу

4-поворот головы к левому плечу.

4.Поворот туловища направо с отведением одноименной руки в сторону, левую руку на пояс.

6.И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-2 – пружинистые  наклоны в сторону с подниманием противоположной руки вверх.

3-4 – то же в другую сторону.

Комплекс № 2

1. И.п. – основная стойка.

1-отвести правую ногу назад на носок, руки в стороны – вверх-вдох

2-вернуться в и.п. – выдох.

3-4-то же, с другой ноги.

2.И.п. – ноги вместе, кисти к плечам.

1-подняться на носки, локти вверх. Коснуться за головой тыльными сторонами ладоней – вдох.

2-вернуться в и.п. – выдох.

3-4-повторить это упражнение.

5-8-круговые движения в плечевых суставах назад.

3. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-наклон  назад, прогнуться в пояснице – вдох.

2-3-пружинящие наклоны вперед, голову приподнять – выдох.

4-вернуться в и.п.

4.И.п. – основная  стойка, руки на поясе.

1-присесть, руки вперед.

2-вернуться в и.п.

5. И.п. – основная стойка.

1-выпад в сторону, руки согнуть к плечам, кисти в кулаки.

2-вернуться в и.п.

3-4-то же, с выпадом в другую сторону.

6.Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

Комплекс № 3

Сидя за столом.

1. И.п. – кисти в «замок».

Круговые движения в лучезапястных суставах.

2.И.п. – соединить пальцы обеих кистей (ладонь к ладони).

1-2-пружинистые нажатия пальцев друг на друга.

3-4-сжать кисти в кулаки.

3.И.п. – сидя, выпрямить ноги. Круговые движения стопами, поочередное сгибание и разгибание стоп.

Упражнения при утомлении глаз

1.И.п. – сидя, туловище и голова прямо.

Поморгать глазами, посмотреть вниз, вверх, влево, вправо.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

2.Закрыть глаза ладонями и посмотреть по дуге вверх – вправо – и вверх – влево.

Посмотреть вниз, зажмурить глаза, затем открыть  и поморгать ими.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

3.Взгляд вверх (потолок) мысленно на  макушку головы, затем вниз (область щитовидной железы).

4.Движения глазными яблоками:

-взгляд глаз на левое, затем на правое ухо.

-«Бабочка» - взгляд переводится последовательно в нижний левый угол глаза, затем в верхний левый угол, далее в верхний правый угол и нижний правый угол.

5. «Восьмерка» - взглядом необходимо описать плавно восьмерку в пределах лица.

6.Посмотреть на кончик носа, скосив глаза, затем расслабление.

7. «Большой круг» - круговые движения глазными яблоками с открытыми и закрытыми глазами вправо и влево  (голова неподвижна).

После каждого упражнения отдых до 10 секунд и расслабление глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

Занятие по социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В занятии рассматриваются вопросы содержания жилья (оплата коммунальных услуг, ремонт и т.д.), что необходимо выпускникам, после выхода из школы-интерната....

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...

Рецензия на методическое пособие "Сборник физкультурных минуток для детей с умственной отствлостью"

Рецензия на методическое пособие "Сборник физкультурных минуток для детей с умственной отсталостью"...