Обогащение словаря прилагательных у детей с ОНР 5-7 лет в ходе изоразительной деятельности
статья
Дети любят рисовать и комментировать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обогащение словаря прилагательный у детей с ОНР | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительная деятельность как эффективное условие для обогащения словаря прилагательных у дошкольников с ОНР
Барановская Л.В. МБДОУ «Детский сад №2» г.Сыктывкара (г. Сыктывкар, Россия, cbyfgc@yandex.ru)
«Рисование – это графическая речь ребёнка»
Л.С. Выготский
Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.
Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Обогащение и расширение словарного запаса у детей – одна из важнейших задач воспитания, направленная на развитие логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Ведь логическая богатая речь – залог успеха во многих и многих областях знания (Архипова Е.Ф.)[4]
Современный, нормально развивающийся ребенок, к 5 годам владеет всей системой родного языка: говорит связно; полно излагает свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения; без труда пересказывает рассказы и сказки. Эти дети коммуникативны, их высказывания целесообразны и, адекватен выбор языковых средств. Словарный запас к концу пятого года увеличивается от 2500 до 3000 слов. В речи детей все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений, начинают появляться притягательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Словарь старшего дошкольника достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту.
Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. У них к пятилетнему возрасту эти речевые функции недоразвиты. А это, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшее развитие и обучение ребенка.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
По данным Н.С. Жуковой Н. В. Серебряковой[12] в словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет синонимов, мало антонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, квадратный, пушистый и т.д.). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.
Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.
Разработанная нами серия занятий содержит традиционные виды детской изобразительной деятельности: рисование, лепка, ознакомление с искусством. В серию занятий были включены и нетрадиционные виды изодеятельности . Именно нетрадиционные техники не требуют развитой ручной умелости детей с ОНР, вызывают у детей живейший интерес и желание заниматься, например: «пальчиковая» и «ладошковая» графика, рисование ватными палочками, разгадывание пятнообраза в кляксе, оттиск цветными нитками, монотипия, процарапывание (граттаж), рисование пластилином и др. Но в тоже время активно развивают мелкую моторику, готовят руку к письму. Занятия проводились нами два раза в неделю , темы занятий подбирались согласно лексическим темам группы и способствовали накоплению пассивного словарного запаса и перевод его в активный словарь.
С опорой на лексические темы группы, нами был разработан тематический план, состоящий из циклов:
- Что нам осень подарила
- Краски осени пурпурной
- «В дымковском хороводе»
- Зима пришла. Новый год.
- Животные и птицы
- Здания и транспорт
- В гостях у сказки
- Я и моя семья зимой
- Молодушка-Весна.
По каждому занятию мы определили речевой материал для обогащения и актуализации словаря имен прилагательных у дошкольников.
Обогащение лексического словаря детей с ОНР именами прилагательными в процессе изобразительной деятельности осуществлялось входе ознакомления и употребления дошкольниками слов-признаков художественно-эстетической направленности на занятиях по ознакомлению с искусством ( близкий, далёкий, пейзажный, детский), происходило активное накопление слов, характеризующих свойства предмета, объекта или его частей («пушистый», «колючий», «гладкий,», «прозрачный» и т.д.), Процесс рассматривания объекта изображения осуществлялось в единстве с мышлением и речью. Экспериментально доказано, что включение речи в акт восприятия способствует более активному его протеканию. Об этом свидетельствует получивший в последнее время популярность приём «комментированного рисования», описанный некоторыми учёными (О. П. Гаврилушкиной, Т.А. Мироновой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Микляевой). Так, комментируя действия детей, воспитатель рассказывает о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях. воспитатель фиксирует внимание на последовательности и способах выполнения заданий и результатах работы. Включение комментированной речи педагога в изобразительную деятельность существенно перестраивает течение процесса обогащения словаря : ребенок начинает анализировать и синхронизировать слово с изображением , осознает и раскрывает свойства, фактуру и даже характер изображаемых предметов и объектов»[4] . Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых прилагательных, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Привлекая детей к комментированному рисованию, мы используем примерную схему рассказа о будущем рисунке, рекомендованную Т. В. Лусс, Т.В. Волосовец , Е.Н . Кутеповой .
- Расскажи, что ты будешь делать?
- Расскажи, что будешь использовать?
- Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом ?
- Расскажи, как будешь делать?
- Что ты ещё хочешь добавить в свой рассказ?
Компонентами развивающей речевой среды в рамкам обогащения словаря прилагательными является выразительная речь педагога, проводящего занятия по изобразительной деятельности, демонстрационный материал , воздействующий на сенсорно-визуальную сферу детей, слова-комментарии педагога и детей во время изображения или подбора красок необходимой цветовой гаммы.
Так на занятии цикла « Что нам осень подарила» педагогом используются названия цветов: пурпурный, огненный, багряный с показом на демонстрационных репродукциях, осень сравнивается с «рыжеволосой красавицей». Дети смешивают цвета на палитрах, обозначая своеобразие оттенков: светло-жёлтый, темно-зелёный, янтарный, желто-красные(листья). В цикле « Что нам осень подарила» представлены занятия, содержание которых уже является стимулирующим речевым материалом, обогащающим словарь имён прилагательных.
- В серии занятий «Игры с цветом» дети наносили 2 и более цвета на палитры, проговаривая полученный результат: «желтый с зелёным- получится синий, а если добавить воды, будет бледный, светлый…водянистый, а если в красный добавить жёлтый, то будет жёлто-красный цвет… огненный и т.п.».
- В рамках словотворчества для обозначения цветовых оттенков детям предлагалось раскрасить и назвать полученные цвета прилагательными, образованными от названий предметов изображенных на незаконченных композициях (лимонный, кирпичный, салатовый и т.п .)
На занятиях пластилинографией или «рисование пластилином» обязательным условием являлось то, что дети должны были отщепнуть крохотные кусочки пластилина и раскатывать одновременно пальцами обеих рук , затем фигурно растирать в нужном направлении, оставляя ломаную, либо кудрявую линии, либо завиток из многоцветного пластилина в темах « Осенний лист» или « Фруктовый натюрморт» (-вытянутый, -крошечный, -кудрявый, -разноцветный, -пятнистый и т.п.) Большое значение для обогащения речи детей имеет применение в образовательном процессе таких приемов как искусствоведческий рассказ педагога, где педагог демонстрирует детям образец правильно построенного содержательного речевого высказывания по картине. Искусствоведческие беседы на материале репродукций и иллюстраций служат источником огромного словарного запаса имён прилагательных, обозначающих качества, свойства предметов, объектов, прилагательных с противоположным значением размера, веса, цвета, вкуса и т.д. В процессе работы с детьми регулярно включались в содержание занятий изобразительные игры. Наиболее интересными для детей и эффективными в обогащении речи именами прилагательными оказались следующие изо-игры: « Придумай портрет» направлена на реализацию речевой задачи по обогащению активного словаря прилагательных, обозначающих части лица, тела, их особенности цвета, размера, фактуры, где детям предлагалось составить самим портрет Бабы Яги, Снегурочки, Лешего с помощью портретного «конструктора», созданного нами специально для подобных занятий. Он представляет собой папку с множеством разрезных фрагментов частей лица: злые глаза, крупный нос , нахмуренные брови и т.п.
Б) «Придумай портрет». Подобно картинам Дж. Арчимбольдо дети выкладывали портреты из шаблонов всевозможных овощей и фруктов.
На изобразительной игре «Нарисуй слово наоборот» ставиться цель развивития у детей слухового внимания, памяти, активизации словаря прилагательных, антонимов, синонимов.. Одновременно закрепляются такие понятия, как высокий, низкий, длинный, короткий…Дети делят лист с пополам и изображают к заранее нарисованным предметам и объектам противоположные по смыслу предметы: высокий дом для Жирафа и маленький для Мышонка, широкая дорога для самосвала и узкая для велосипеда. В игре « В гостях у Льдинки»- дети подбирали и рисовали все атрибуты зимы в исключительно холодной цветовой гамме. Игра « В гостях у Лучика» - атрибуты лета и тёплой цветовой гаммы .
Наше исследование на данный момент еще продолжается, проведя промежуточный анализ уровня сформированности словаря имён прилагательных в старшей группе детей с ОНР, мы отмечаем наличие положительной динамики.
В ходе нашего исследования было определено то, что рисование помогает в развитии вербальной памяти, изобразительная деятельность помогает в коррекции вербальных парафазий помогает выделять и обозначать словом существенные признаки и дефференцировать качества предметов , формирует и совершенствует синтагматические реакции( изображение выступает стимулом слова и в дальнейшем- стимулом к семантической связи).
Детям удаётся свободно выделять и называть признаки предмета (цвет, форма, величина, характеристика пространства, вкус, запах, звук);
активизирует словарь прилагательных-антонимов и синонимов, процесс поиска слов осуществляется без длинных пауз, совершенствует процесс поиска слова. Заметно расширился активный словарь.
Изобразительная деятельность- это это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей, всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.(Косминская В.Б)
Список использованной литературы.
- Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – М., 1992.
- Грошенков, И.А. Занятия изобразительным творчеством в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / И.А. Грошенков. – М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2001г.
- Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – С. 35-44
- Игнатьев, С.Е. Закономерности ИЗО деятельности [Текст] / С.Е. Игнатьев. - М., 2007.
- Жукова Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1975. – 74с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, - 2006. – 320 с
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд. «Союз », 2001.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999. – С. 22-26.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. – Изд. : Карапуз, 2008.
- В.И. Селиверстова «Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. М., 1987. Вып.2.
- Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2002.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. – М., 2004.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программ обучения детей с ОНР. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
- Филичева Т.Б., Н.А.Чавелёва, Г.В.Чиркина. Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение. – Москва.: ГНОМ и Д, 2000. – с 128.
- Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия. - М.: Экономика, 1997. - 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...
«Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и явлениях окружающей действительности» (коррекционная школа VIII вида)
Представление педагогического опыта.Тема по самообразованию:«Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и...
О проблеме развития словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с ОНР
У обучающихся с общим недоразвитием речи из-за ограниченности словарного запаса существует проблема употребления имён прилагательных в связной речи. Наиболее проявляется она у детей ...
О проблеме развития словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с ОНР
У обучающихся с ОНР существует проблема употребления имён прилагательных в связной речи из-за ограничености словарного запаса. Наиболее она проявляется у школьников при составлении как повествовательн...
Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности. (Экологическая направленность)
Развитие связной речи, активного словаря детей дошкольного возраста, посредством экспериметирования....
«Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и явлениях окружающей действительности» (коррекционная школа VIII вида)
Представление педагогического опыта.Тема по самообразованию:«Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представл...
Обогащение словаря и активизация речи детей дошкольного возраста на прогулках.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляци...