Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста
консультация

Гасанова Ольга Сергеевна

   Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития, который зависит от биологических и социальных факторов. Задача педагогов и родителей максимально помочь в развитии психических процессов ребёнка. В статье представлены варианты игр для развития памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc_document.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития, который зависит от биологических (всех функциональных систем организма) и социальных (семья, общество) факторов.

Отечественные учёные А.Р. Лурия и Г.М. Дульнев выделяют 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка:

- правильная работа головного мозга и его коры;

- нормальное психическое развитие, заключающееся в сохранении нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

- сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

- систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду и далее в школе.

У ребёнка с ограниченными возможностями здоровья нарушение данных условий приводит к нарушению развития различной степени выраженности. Задача педагогов и родителей максимально помочь в развитии психических процессов ребёнка.

К психическим процессам относят: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь.

Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста.

Память - процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение человеком его опыта.

Мышление – процесс, во время которого происходит познание и отражение объективной действительности через представления, суждения и понятия. 

Внимание - процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Воображение - способность создавать образы, представления, и манипулировать ими. 

Игры на развитие восприятия

1. Положить предметы разного цвета. Ребенок должен отобрать предметы заданного цвета.

2. Среди предметов одного цвета (кубики, шарики и др.) найти большой, средний, маленький.

3. Среди предметов разного цвета и величины найти заданный (например, большой синий кубик, маленький зеленый шарик).

4. Кубики Кооса (9 штук, окрас сторон: красная, белая, бело-красная) и кубики Никитина (16 штук, окрас сторон: синяя, красная, желтая, белая, бело-красная и желто-синяя) + карточки с изображениями фигур разной (постепенно возрастающей) сложности, составленных из 4, 9 или всех 16 кубиков. Ребёнок должен составить узор в соответствии с изображением на карточке.

Игры на развитие памяти

1. На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять… - количество наращивать постепенно). Ребенок проговаривает их названия, потом закрывает глаза, а взрослый убирает одну игрушку (в дальнейшем 2-3). Открыв глаза, ребенок определяет, чего не стало.

В норме, к 6-7 годам ребёнок определяет 2 пропавших предмета из 8.

2. На том же материале меняется задание. Взрослый добавляет одну (в дальнейшем 2-3) игрушки. Ребенок должен угадать, что добавилось.

3. Поставить несколько игрушек и предложить ребенку запомнить, в каком порядке они стоят. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушки. Предложить ребенку выставить их в правильном порядке.

4. Подобрать картинки с изображением знакомых ребёнку предметов. Ребенок проговаривает их названия, потом закрывает глаза, а взрослый переворачивает картинки. Ребёнок должен назвать предметы, которые запомнил.

В норме, к 6-7 годам ребёнок называет 9-10 предметов из 10.

5. Показать 2-3 картинки из общей стопки. Затем разложить все картинки перед ребенком. Он должен назвать или показать те, которые уже видел.

6. Взрослый называет 2 (в дальнейшем 3-4) слова, а ребенок среди картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам.

7. Ребенок должен внимательно прослушать слова, запомнить их, потом повторить.

В норме, к 6-7 годам ребёнок называет 8-10 слов из 10.

8. Показать ребенку сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше предметов.

9. Взрослый выкладывает из счетных палочек или спичек фигуры (сначала простые, затем сложные). Ребенок должен сложить такую же фигуру сначала по образцу, а затем по памяти.

Игры на развитие мышления

1. На столе разложены картинки, относящиеся к разным обобщающим понятиям: одежда, мебель, фрукты, игрушки и др. Ребенку предлагается разложить картинки по группам в соответствии с обобщающими понятиями.

2. Выложить ряд картинок, в котором 3-4 картинки относятся к одному обобщающему понятию, а одна - не относится. Например: лук, картошка, капуста, машина. Ребенок должен выбрать и отложить лишнюю картинку, а также объяснить, почему она лишняя.

3. Предыдущее задание усложняется: даются картинки из близких групп. Например: шапка, платье, кофта, шуба; медведь, волк, лиса, кошка.

4. Показать ребёнку картинки, объединённые одним сюжетом. Сказать: «Вот здесь на картинках один рассказ. Найди, с чего все началось, что было потом, чем закончилось. Положи все картинки по порядку». Если ребёнку сложно справиться с серией из нескольких картинок, начинайте с двух, спрашивая, «Что было сначала? Что было потом?».

В норме, к 6-7 годам ребёнок способен разложить в правильной последовательности 4-6 картинок и составить по ним историю.

5. Предложите ребёнку собрать разрезную картинку.

В норме, к 6-7 годам ребёнок способен собрать разрезную картинку из 8 равных частей, или из 6 неравных частей, в том числе разрезанных под углом.

Игры на развитие внимания

1. Показать ребёнку две односюжетные картинки в которых есть различия. Предложить ребёнку найти и назвать, чем отличаются картинки.

В норме, к 6-7 годам ребёнок может найти до 15 отличий за 2 – 2.5 минуты.

2. Показать ребёнку бланк с изображёнными геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг, ромб). Сказать: «Посмотри на рисунок. На нём изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из 4-х верхних фигур (галочка, черта, плюс, точка). Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах как вверху на образце».

В норме, к 6-7 годам ребёнок выполняет данное задание без ошибок чуть больше, чем за 1 минуту.

Игры на развитие воображения

1. Игры – наблюдения («На что похоже облако?», «На что похожа клякса?» и т.д.).

2. Игры – дорисовывания. Ребенку предлагаются различные геометрические фигуры, линии и др., которые нужно дорисовать чтобы получился предмет.

3. Игры, направленные на сравнение предметов («Найди предметы похожие на мяч» и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции и развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают ма...

Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов....

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества нетрадиционными техниками и материалами".

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.Чем выше уровень развития способностей челов...

Дидактические игры на развитие эмоций у детей дошкольного возраста с ОВЗ

В своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы часто используем игры, сделанные своими руками. Наши дидактические игры созданы и адаптированы для детей, и...

игры на развитие психических процессов для детей с ОВЗ

организациооный раздел. структура психологического заняти....