Дидактические игры на развитие эмоций у детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка

Коркина Наталья Николаевна

В своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы часто используем игры, сделанные своими руками. Наши дидактические игры созданы и адаптированы для детей, испытывающих трудности в усвоении сенсорных эталонов (цвет, величина предметов), на различение эмоций человека, на развитие мелкой моторики. В процессе данных совместных игр учатся быть терпеливыми и выполнять определённые правила, уступать друг другу в случае необходимости. Также наши дети учатся высказывать своё мнение, делать умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file2-378f6767d6c1e088dc5d70da309c6852c1f7660d.docx839.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие эмоций у детей дошкольного возраста с ОВЗ

     В своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы часто используем игры, сделанные своими руками.  Наши дидактические игры созданы и адаптированы для детей, испытывающих трудности  в усвоении сенсорных эталонов (цвет, величина предметов), на различение эмоций человека, на развитие мелкой моторики. В процессе  данных совместных  игр учатся быть терпеливыми и выполнять определённые правила, уступать друг другу в случае необходимости. Также наши дети учатся высказывать своё мнение, делать умозаключения.

Дидактическая игра  «Любимые сказки»

Игра предназначена  для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

     Цели: 1. Развивать умения определять настроение сказочного героя с опорой на  схемы. Закреплять умения обозначать своё эмоциональное состояние словом. 2. Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, воображения, обогащать словарный запас детей дошкольного возраста с ОВЗ. 3. Прививать любовь к чтению  детской художественной литературе.

     Примечание: 1. Перед началом игры  желательно познакомить детей с художественными произведениями и главными героями. В зависимости от возраста и особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ количество героев может быть разным. Так,  одним  дошкольникам нравятся Винни – Пух и крокодил Гена, а другим – котёнок по имени  Гав.

    2. Педагог знакомит детей с карточками – «домиками», на которых символически изображены эмоции, которые дети старшего дошкольного возраста  должны различать. На каждом домике  разноцветная крыша, Колобок с выражением разных эмоций на лице и опорная «логическая» картинка. Так, домик с зелёной крышей, картинкой с книгами и «задумчивым» Колобком символизирует  задумчивость. Домик с крышей тёмно – синего цвета, картинкой  с тучей и Колобком со слезинкой на щёчке помогает детям определить, что это эмоции грусти или печали. А  домик с ярко – оранжевой крышей, воздушными шарами и смеющимся Колобком – радость, удовольствие.

   Оборудование: Семь одинаковых по размеру домиков с разноцветной крышей и картинками – зрительными опорами. Домики  и изображения на них  символизируют эмоции:  радости - воздушные шары, грусти - туча, задумчивости – книги, спокойствия – подушка, удивление – лупа, счастья и доброты – солнышко, интерес или  любопытство -  шляпа фокусника. Р

9ри

D:\ЗАГРУЗКИ\100_0238.JPG

   Карточки с изображением героев любимых сказок и мультфильмов: котёнок  Гав и щенок Шарик, Карлсон  и Малыш, Львёнок и Черепаха, дядя Фёдор, кот Матроскин и собака Шарик, Чебурашка и крокодил Гена, ослик Иа, Винни – Пух, умная Сова, попугай Кеша, Рыжий кот и герои мультфильмов «38 попугаев», «Ну, погоди!». Картинки подобраны так, что детям легко определить эмоции любимых героев. Однако  у каждого ребёнка может быть своё мнение и один и тот же герой может быть для одного малыша стеснительным, а для другого малыша – добрым.

D:\ЗАГРУЗКИ\100_0241.JPG

Ход игры

1 вариант  Педагог предлагает детям рассмотреть большие карточки с изображением героев и назвать сказку, в которой эти герои «живут». Карточки с изображением сказочных  героев педагог может подготовить заранее. Так же карточки с изображением сказочных героев могут выбрать сами дети. Далее  каждый ребёнок самостоятельно или с помощью наводящих вопросов определяет настроение героя (добрый, весёлый, задумчивый, спокойный, удивлённый, сердитый  и т. п.) Педагог  предлагает детям «поселить» своего сказочного героя в соответствующий  в «домик настроения».

   2  вариант «Цветочки».  В игру добавляются «лепестки» с изображением этих же сказочных героев, только маленького размера и круги красного, зелёного, оранжевого, синего цветов (цвета крыш домиков). Дети выбирают несколько лепестков с изображением сказочных героев и прикрепляют лепестки  к середине цветов (в зависимости от настроения и характера сказочных героев).

D:\ЗАГРУЗКИ\100_0242.JPG «Цветочки»

   3  вариант: В игре участвуют от двух  до пяти человек. Игра способствует развитию зрительного восприятия и памяти.  Педагог раскладывает на столе  5-6 карточек с изображением героев мультфильмов  рисунком вверх. Детям предлагается запомнить картинки .Затем  игроки закрывают глаза, а ведущий убирает одну карточку и просит детей открыть глаза. Тот из игроков, кто первым вспомнит,  какая карточка исчезла,  забирает карточку себе. Ведущий добавляет ещё одну - две новых  карточки. Игра продолжается до тех пор, пока карточки  не закончатся. Побеждает  тот игрок, у кого окажется больше карточек.

  4 вариант:  «Четвёртый лишний».  Игра способствует развитию зрительного и памяти, операций сравнения, обобщения. В игре могут участвовать два – четыре человека.  Педагог заранее подбирает картинки с изображением  героев одного произведения и одну картинку с героем из другого произведения. Например: дядя Фёдор, котёнок  Гав, кот Матроскин, собака Шарик.  Детям предлагают найти «лишнего» героя и объяснить свой выбор.

   5 вариант: в игре участвуют от двух до четырёх человек. Игра способствует развитию наглядно – действенного мышления, фантазии, воображения. Из предложенных карточек с изображением  знакомых сказочных героев детям предлагается выбрать  всех  «весёлых» героев, «печальных», «задумчивых» и т. п.  Победителей в этой игре нет, так как каждый ребёнок может иметь своё мнение и своё видение ситуации.

Дидактическая игра «Пятнашки»

    Многим коллегам знакома  любимая с детства игра «Пятнашки». В неё играли и дети дошкольного возраста, и ученики школ, и взрослые. Считалось, что игра успокаивает нервную систему и помогает  «скоротать» время в дороге.  Мы адаптировали данную игру для занятий с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. На каждый квадрат  мы приклеили картинку с изображением весёлого или грустного смайлика – и игра готова! Ребёнок с удовольствием играет и незаметно  для себя развивает мелкую моторику, зрительное и тактильное восприятие, произвольное внимание и много е другое.

D:\ЗАГРУЗКИ\100_0250.JPG

   

Игра предназначена детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Цели: 1. Систематизировать представления детей о разнообразии положительных эмоций, способствовать созданию положительного настроения. 2. Развивать мелкую  моторику, зрительное  восприятие, память, мышление, ориентировку на  плоскости.

Ход игры: 1 вариант: Педагог предлагает рассмотреть картинки  с изображением смайликов и показать весёлого, грустного, скромного смайлика. Затем ребёнок передвигает фишки в рамке по собственному желанию «Иду, куда захочу».

2 вариант:  Игра способствует развитию навыков ориентировки  на плоскости; сенсорному развитию.  Ребёнок отвечает на вопросы педагога: «Какого цвета смайлик (человечек) в нижнем левом углу, в верхнем правом углу»; « Покажи всех смайликов синего цвета, зелёного цвета» и т. п.

Дидактическая игра «Весёлые человечки»

(для детей и взрослых   любого возраста)

     Для изготовления игры мы использовали  пластмассовые пазлы  разного цвета и наклейки с изображением смайликов. Смайлики наклеивались на одиночные  пазлы по принципам: «одинаковые» - «разные» по эмоциям, «большие» - «маленькие» по величине, «одинаковые» - «разные» по цвету.  В эту игру может играть один человек или  три – четыре человека. Не расстраивайтесь, если ребёнок первое время будет  просто рассматривать наклейки со смайликами, гладить их пальчиками и не будет следовать правилам игры. Просто ему очень понравились пазлы.

D:\ЗАГРУЗКИ\100_0247.JPGD:\ЗАГРУЗКИ\100_0244.JPG

Цели: 1. Учить детей определять своё эмоциональное состояние словом, соотносить свои эмоции с изображением весёлых смайликов - человечков.   2. Развивать зрительное восприятие, воображение, мышление, мимическую мускулатуру, мелкую моторику рук.

Ход игры

1 вариант: Педагог  предлагает ребёнку рассмотреть пазлы со смайликами (в младшем дошкольном возрасте дети лучше воспринимают слово «человечки»),  найти  среди них двух  одинаковых  смайликов – человечков и  определить  их настроение.

2 вариант: Ребёнок выбирает пазлы с изображением смайликов (человечков), которые ему больше всего  нравятся и выкладывает из них «дорожку». Педагог предлагает ребёнку объяснить свой выбор и постараться определить настроение смайликов (человечков). Дополнительно: педагог предлагает ребёнку посчитать смайликов и назвать конечный результат.

3 вариант: Педагог  предлагает ребёнку рассмотреть пазлы и найти смайликов (человечков), которые смеются, грустят, показывают язык и т. п .Примечание: прежде чем дать детям задание найти  двух смайликов, которые показывают язык или закрыли один глаз нужно проверить наличие этих смайликов -человечков.

4 вариант: «Четвёртый лишний» - Ребёнку предлагают найти «лишний» смайлик и объяснить свой выбор.  Лишним  может быть по разным признакам: по цвету пазла, по величине  смайлика - человечка, по настроению смайлика – человечка, по цвету смайлика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Роль дидактической игры в становлении познавательных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ

В материале представлены формы, виды дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

Картотека музыкально - дидактических игр на развитие голоса у детей дошкольного возраста.

Подбор музыкально - дидактических игр на развитие голоса.Например : Громко-тихо,Идите с нами играть,Не разбуди куклу и др....

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста

 Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития, который зависит от биологических и социальных факторов. Задача педагогов и родителей максимально пом...