Программа кафедры коррекционной педагогики и психологии
рабочая программа

Бедова Надежда Владимировна
Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. "Коррекционная педагогика" — понятие гораздо более узкое, чем "специальная педагогика". Термин используется в советской и российской педагогической литературе; из-за вполне очевидного указания на активное воздействие со стороны реализующих коррекционные мероприятия (которые не всегда требуются и, главное, на которые не всегда дают своё согласие обучающиеся и их родители или опекуны) в мировой литературе почти не встречается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Классическая школа» г. Гурьевска

Программа

психологического образования

кафедры коррекционной педагоги и психологии

Составила: Бедова Н.В.,

руководитель кафедры

коррекционной педагогики и

психологии

Гурьевск

2022

Пояснительная записка

Кафедра коррекционной педагоги и психологии была открыта в МБОУ «Классическая школа» г. Гурьевска в сентябре 2021 года.

Данная Программа создана с целью популяризации психологического образования среди обучающихся, педагогов, родителей.

Для реализации программы привлечены все педагоги кафедры: психологи, логопеды, социальный педагог, дефектолог, тьютор.

С помощью различных методов и приёмов работы (акция, мастер-класс, презентация, флешмоб, игры, тренинг, семинар и т.д.) надеемся повысить уровень знаний в области  психологии у обучающихся и их родителей, а также углубить понимание в сфере коррекционной педагогики среди коллег.

Содержание программы:

№ п/п

Стр.

1

Актуальность Программы

2

2

Цель и задачи Программы

4

3

Основные направления работы по реализации Программы

5

4

Этапы реализации Программы

6

5

План мероприятий, направленных на реализацию Программы

6

6

Критерии и показатели результативности реализации Программы

8

Актуальность Программы:

За последние 5 лет число неуспевающих школьников возросло в среднем с 20 до 40%; 1,5 – 3% детей с отклонениями в развитии поступает в 1 класс; 20 - 30% не могут освоить учебную программу; 70 – 80 % нужны специальные формы обучения. Связано это и с возросшими требованиями школьной программы, с одной стороны, и с ухудшением здоровья учащихся, с другой.

Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации, в частности, вхождения в школьную жизнь.

Ситуация риска характеризуется нарушением гармоничных отношений между личностью и средой. Состояние риска – адаптационное нарушение в обучении.

Ребёнок должен адаптироваться (от латинского adapto – «приспособлю») к новым социальным условиям, установить контакт с одноклассниками, взаимоотношения с учителем, определить своё отношение к лидерам класса и т.д. Для некоторых детей обучение в школе является психотравмирующей ситуацией, овладение школьной программой – непосильной нагрузкой.

Дети «группы риска»:

-задержка психического здоровья;

-нарушение нормального темпа психического развития;

-сочетание трудности в обучении в освоении учебных задач и хорошей речью и памятью;

- способность к использованию помощи и перенос на выполнение сходных заданий;

- нет нарушений отдельных анализаторов, интеллектуальной недостаточности;

- социальная девиация (агрессивное поведение, демонстративное поведение, протестное, комфортное);

-гиперактивность.

Доказано, что в начальной школе семь ошибок из восьми, которые допускает ребенок на письме, обусловлены не леностью (вредностью, упрямством, непослушностью) ребенка, а имеют объективные причины.

Причина первая. Чаще всего к учебным затруднениям младшего школьника приводит недостаточная зрелость его психических функций – тех, которые необходимы для формирования умений письма, счета, чтения. Корни таких проблем, как правило, уходят в период внутриутробного развития и родов или в социально-психологическую среду развития дошкольника. До школы внешние проявления будущих учебных затруднений могут быть неяркими и ограничиваться лишь отдельными симптомами. Однако, когда ребенок приходит в первый класс, эти проблемы начинают манифестировать.

Причина вторая. Слабое физическое здоровье ребенка, ослабленность его организма хроническим заболеваниям.

Причина третья. Неумение организовать себя и свою учебу, учесть при этом свою индивидуальность. Каждый ребенок видит, познает и осваивает окружающий мир по-своему, формируя неповторимо особенный индивидуальный учебный стиль.

Цель коррекционно-развивающей работы - создание в образовательном учреждении такой среды, которая исключила бы саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебную деятельность сделала бы лечебной.

Факторы устранения нарушений:

- коррекционно-развивающая работа;

-оздоровление;

-подготовка.

Знание и предотвращение причин неуспешности позволяет сделать процесс обучения более эффективным с первых дней обучения школьников.

Неуспевающих школьников можно объединить в следующие группы:

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника».

Среди этих учащихся, в свою очередь, выделяются две подгруппы. Одни свой неуспех в учебной деятельности компенсируют какой-либо практической деятельности, у других такой компенсации нет, что затрудняет выработку адекватной самооценки и, в свою очередь, затрудняет работу учителя.

Основная направленность работы с этими учащимися – развитие их мыслительной деятельности, мыслительных операций и качеств ума, в частности самостоятельности.

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности у этих неуспевающих сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной утрате «позиции школьника». На качество их учебной работы влияет то, что они привыкли заниматься тем что им нравится. Отсутствие более широкой мотивации приводит к неуспеху в учении. Неуспех вызывает конфликт и общее негативное отношение к школе.

Среди этой группы тоже выделяются две подгруппы.

Одни учащиеся свой неуспех в учебной деятельности компенсируют, какой-либо интеллектуальной деятельностью (чтение, например). Это создаёт благоприятные условия для воспитания. Они имеют навыки интеллектуальной деятельности, тяготеют к коллективу, используя их интерес к интеллектуальной деятельности, их легко включить в коллектив.

Значительно сложнее работа со второй подгруппой. Неуспех в учении здесь обусловлен сформировавшимися у этих детей отрицательными моральными установками по отношению к учителю, школе. Эти школьники компенсируют свой неуспех в учении связью с каким-то другим коллективом. Работа по преодолению неуспеваемости этих учащихся сложна, так как необходимо изменить их «внутреннюю позицию», сформировать новое отношение к учению. Малоэффективны в этом случае дополнительные занятия, они могут даже усилить отрицательное отношение к учению.

3 группа. Для неуспевающей этой группы характерны низкий уровень умственного развития, а также отрицательное отношение к учению.

Возможная модель коррекционно-развивающей работы:

1. Восстановление пробелов в знаниях и умениях ребенка.

2. Развитие психологических основ.

3. Формирование такого уровня эмоционально-волевой регуляции, который бы позволил ребёнку в дальнейшем учиться без дополнительной помощи.

           Педагогам достаточно тяжело работать с учениками, не вникая в суть психологической проблемы ребёнка. Родителям, в свою очередь, сложно сориентироваться в школьной  жизни, выстроить доверительные отношения с ребенком и учителем.

Программа адресована обучающимся 111 классов  и их родителям, педагогическим работникам МБОУ «Классическая школа» г. Гурьевска.

Цель программы – просвещение обучающихся, родителей, педагогов в области психологии и коррекционной педагогики.

Задачи программы:

  • Создание условий для усвоения обучающимися, родителями и педагогами ведущих идей, основных понятий, научных фактов о психике;
  • Формирование прикладных знаний и практических умений изучения по улучшению психического здоровья;
  • Содействие пониманию школьниками важности понимания и осознания своих чувств, эмоций;
  • Развитие потребности общения с окружающими;
  • Активизация познавательной деятельности у обучающихся;
  • Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;
  • Развитие навыков рациональной организации умственного и физического труда;
  • Сохранение психического здоровья детей.

Основные направления работы по реализации Программы:

  • Изучение коррекционной педагогики и психологии;
  • Развитие высших психических функций;
  • Просвещение детей и родителей в области психологии.

Формы реализации Программы:

  • Урочные и внеурочные занятия психологического, логопедического и коррекционного содержания;
  • Мастер-классы;
  • Исследовательские, творческие проекты;
  • Семинары;
  • Тренинги;
  • Курсы.

Ожидаемые результаты:

  • Эмоционально-ценностное отношение обучающихся к психическому здоровью;
  • Возрастание у школьников познавательного интереса к общим законам мироустройства, стремление приобрести обширные психологические знания, ориентированные на практику;
  • Осознание обучающимися, родителями и педагогами психологических проблем, способность и готовность участвовать в их решении;
  • Проявление родителями ответственности за психическое состояние своих детей;
  • Соблюдение обучающимися норм здорового образа жизни.

Этапы реализации Программы:

Подготовительный

Август – сентябрь

Продолжение изучения теоретических основ проблемы;

Разработка рабочих программ педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора;

Составление плана мероприятий по реализации Программы.

Основной

Октябрь – апрель

Реализация рабочих программ педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора;

Организация и проведение мероприятий по реализации Программы;

Мониторинг процесса и промежуточных результатов;

Корректировка дальнейшей работы.

Заключительный

Май – июнь

Оценка эффективности системы работы;

Анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

План мероприятий по реализации Программы:

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Разработка рабочих программ педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора

Август–сентябрь

Все педагоги кафедры

2

Мониторинги 1-х классов: уровень речевого развития и процесс адаптации обучающихся к школе

Сентябрь-    октябрь

Логопеды, психолог начальной школы

3

Заседания психолого-педагогического консилиума

Согласно графику плановых заседаний (не менее 4 раз в год), внеплановые в течение учебного года по запросу администрации

Все педагоги кафедры

4

Мониторинг уровня психологической адаптации обучающихся 5-х классов

Октябрь

Психолог

5

Плановые диагностики детей с ОВЗ

С 1 по 15 сентября, с 1 по 15 мая

Психологи, логопеды, дефектолог

6

Участие в методическом объединение на базе центра «Доверие»

В течение года по расписанию центра «Доверие»

Все педагоги кафедры

7

Консультации родителей и педагогов

В течение года

Все педагоги кафедры

8

Проектная деятельность у старшеклассников

В течение года

Психологи

9

Подготовка детей с ОВЗ к участию в конференция «Умка»

Январь-март

Логопеды, дефектолог

10

Диагностическое обследование неуспевающих по запросу родителей и учителей

В течение учебного года

Психологи, логопеды, дефектолог

11

Профориентация в старшей школе

Декабрь

Психолог

12

Мастер-класс для 1 классов «Артикуляционная нейрогимнастика»

Ноябрь, апрель

Логопеды

13

Курс лекций для родителей «Школа родительства»: адаптация, социализация

В течение года

Психолог

14

Мероприятия, посвящённые Дню психического здоровья

Октябрь

Психологи

15

Уроки доброты от АНО «Аппарель»

Сентябрь

Дефектолог

16

Семинар для учителей «Особенности обучения детей с РАС»

Ноябрь

Психолог, дефектолог

17

Тренинг «Волшебный мир ассоциаций»

 Ноябрь

Психолог

18

Беседа с родителями первоклассников «Проблемы освоения грамоты у обучающихся»

 Ноябрь

Логопед

19

Семинар для учителей начальных классов «Дисграфия. Чем помочь ребёнку?»

Март

Логопед

20

Семинар для родителей будущих первоклассников по психолого-педагогической готовности ребёнка к школе

Апрель

Психолог, логопед

21

Ресурсный тренинг для педагогов

Февраль

Дефектолог, психолог

22

Конкурс среди обучающихся на ассистента кафедры

Октябрь

Психолог

23

Лекция психолога по детско-родительским отношениям

Апрель

Психологи

24

Курс для выпускников по снятию тревожности

Январь - март

Психолог

25

Мастер-класс по арттерапии

Февраль

Тьютор

26

Выпуск стенгазет, агитационных листовок, посвящённых психологическим проблемам, развитию навыков здорового общения

В течение года

Все педагоги кафедры

27

Курс профилактики суицидального поведения среди подростков

Март

Психолог

При необходимости в план мероприятий могут быть внесены коррективы.

Родители обучающихся привлекаются к участию в мероприятиях, а также оказывают консультативную помощь в подготовке творческих проектов.

Критерии и показатели результативности реализации Программы:

  • Высокий познавательный интерес обучающихся к знаниям и умениям психологического характера;
  • Активное участие обучающихся, родителей и педагогов в мероприятиях психологической направленности;
  • Знание и соблюдение норм здорового общения.

Формы отчёта:

  • Сценарии мероприятий;
  • Фотоотчёты о мероприятиях;
  • Отзывы о мероприятиях;
  • Освещение на школьном сайте хода реализации Программы;
  • Аналитическая справка по окончании реализации Программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец - примерная программа по проведению и организации школьной недели педагогики и психологии

Приводим вашему вниманию примерную программу по проведению и организации Недели педагогики и психологии в рамках Дня учителя. В рамках этой недели стало традициеий - организация Дня школьного самоупра...

программа ДО: коррекционная педагогика

Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (обучающиеся по основным адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психиче...

Рабочая программа по коррекционной педагогике

Эта рабочая программа будет полезна учителям СКО....

Школьная тревожность как актуальная проблема коррекционной психологии и коррекционной педагогики

В статье раскрываются теоритические аспекты школьной тревожности...

Экзаменационная работа по программе повышения квалификации «Педагогика и психология дополнительного образования детей» Научно-просветительский центр «Арт логос»

Роль социального партнерства при организации дополнительного образования детей на примере объединения «От проекта до модели» ОДОД ГБОУ школа № 588 СПбПримеры проектной деятельности с детьм...

ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2 с

1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная фи...

ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группы АФК 191, АФК 192

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическ...