Доклад: «Практическая направленность современных образовательных технологий»
материал

Минаева Елена Сергеевна

За последнее время произошли большие изменения во внедрение информационных технологий в жизнь общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеющий другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить современное общество, а стало быть, и современное образовательное учреждение....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_doklad_1.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад:

«Практическая направленность современных образовательных технологий»

         Хотелось бы дополнить предыдущий доклад, и более конкретно остановиться на некоторых технологиях, ИКТ, игровые и здоровьесберегающие. Свой доклад хочу представить в виде диалога с вами.

За последнее время произошли большие изменения во внедрение информационных технологий в жизнь общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеющий другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить современное общество, а стало быть, и современное образовательное учреждение. 

Одним из приоритетных  направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.            

Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру,  все задания должны носить занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности.

Задачи ИКТ в коррекционном воспитании:

– развитие психических функций учащегося: мышления  внимания, памяти, воображения, воли;

– знакомство с информационными процессами в современном обществе;

– формирование основных навыков использования компьютера для решения разнообразных задач;

– формирование коммуникативных способностей;

– развитие творческих способностей;

– индивидуализация воспитания;

– использование компьютера как средства познания.

Возникает вопрос, где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке и во внеурочное время.

                Подробнее остановимся на вопросе использование ИКТ во внеурочное время. ИКТ позволяет расширить сферу самостоятельной познавательной деятельности детей с ОВЗ, повышает интерес воспитанников и активизирует их деятельность. Современные информационно- коммуникационные технологии дают возможность повышения эффективности и качества воспитательного процесса в самых разных сферах. ИКТ могут быть использованы на любых этапах подготовки и проведения мероприятия. Применение ИКТ в воспитательной работе сейчас очень актуально и востребовано.

Мы работаем в  коррекционной школе воспитателями и стараемся использовать ИКТ в полном объёме. Наша школа-интернат имеет все необходимые ресурсы для использования ИКТ в воспитательском процессе: компьютерный класс, интерактивную доску. Использование ИКТ в своей работе даёт нам возможность представить наглядно тот материал, который невозможно продемонстрировать другими способами, создать положительную атмосферу, активизировать познавательную деятельность воспитанников. Самой  распространённой формой подготовки  к внеклассным мероприятиям в моей работе является создание мультимедийных презентаций. Одним из таких мероприятий был фестиваль педагогических идей, где мы представляли разнообразные темы внеклассных мероприятий, «Подснежник, военная песня, по безопасности и тд». Кроме мультимедийных презентаций у нас в школе проводятся занятия в компьютерном классе. Считаю, что Воспитанники наших групп принимают большое участие в пополнении материалами школьного сайта, соц сетей: выставляются рисунки, поделки, фотографии, песни, стих, поздравления и конечно же наши достижения.
Благодаря таким занятиям дети приобретают навыки работы на компьютере, у них появляется осознание того, что им доступны те знания, о которых они не ведали ранее. Ни  одно мероприятие не обходится без музыкального сопровождения. Это могут быть как песни под фонограмму, так и танцы. Кроме этого воспитанники в интернете под руководством педагогов принимают участие в дистанционных конкурсах.

Особое внимание на занятиях с применением компьютера и мультимедиа нужно  уделять здоровьесберегающим технологиям. С целью предотвращения перегрузки воспитанников и сохранения их здоровья проводятся физминутки, гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение (звуки природы, пение птиц ).  

Применение информационно- коммуникационных технологий не ограничивается только демонстрацией презентаций, компьютер используется как средство хранения информации (фото, видео) и как средство коммуникации (сайт, почта).

                Подводя итог, хотелось бы сказать, что в результате применения ИКТ в нашей школе - интернате значительно повысился интерес педагогов и детей в использовании новых технологий. Воспитанники учатся элементарным навыкам работы на компьютере. Применение ИКТ способствует повышению мотивации, развивает познавательную активность, позволяет расширить сферу самостоятельной деятельности, проявить свою индивидуальность, расширяет детский кругозор ребёнка, воспитывает творческую личность. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс.

Игровые технологии.

Игровые  технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:

 

Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Применение игровых технологий дают хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени развития. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Использование игровых приемов в процессе воспитания способствует: формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении, повышению самостоятельности, развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний.

Я считаю, использование игр на уроках и в свободное время в нашей школе позволяет добиться лучшего усвоения определенного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать знания.

Для педагога важно понять, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры развлечения, вводимые лишь для занимательности разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.

Игра является игровой формой обучения и воспитания, позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя. Учащиеся с отклонениями психического развития приобретают в процессе активной, познавательной деятельности более прочные знания, важнейшей предпосылкой которых является интерес. А, как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему использование игровых технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Макаренко А.С. говорил, что «…хорошая игра похожа на хорошую работу. Каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке».

В своей работе мы широко используем игровые технологии. Практика показывает, что внеклассные мероприятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным весь процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса воспитанников. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

В работе с учащимися школ VIII вида в работе применяются следующие воспитательные технологии:

1. Технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой):, акции, тематические праздники и т.п.

2.Здоровьесберегающие технологии (сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его):

- Медико-гигиенические технологии (МГТ): мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, мониторинг здоровья учащихся и посещаемости, организация профилактических мероприятий в преддверии эпидемий (гриппа), активное привлечение медиков к проведению бесед, классных часов, организация занятий по оказанию ПМП и т.д.

- Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ): привлечение учащихся к посещению спортивных секций, участию не только в спортивных состязаниях за честь школы, но и участие в спортивных массовых мероприятиях, школьной спартакиаде, включение в занятия физкультминуток...

- Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ):создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В работе педагогов это и обустройство пришкольной территории, и озеленение школы, классов, и участие в природоохранных мероприятиях (Акции «Чистый двор», «Чем можем, тем поможем»).

- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ): , систематические беседы и классные часы по соответствующей тематике

3.Технология проектного обучения,        при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.

       

4.Технология педагогики сотрудничества: развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности; возрождение национальных культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

5. Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии педагогов и воспитанников. Это создание ситуации успеха, формирование сплоченного классного коллектива, создание комфортного психологического климата в группе.

6.Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Способы разрешения конфликта, применяемые мною: юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи».

7. Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогами используются следующие приемы: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.

8. Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная  на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей  является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей.

Заключение

Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной и воспитательной  деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной и воспитательной деятельности, основывающихся на теории обучения и воспитания, и обеспечивающих планируемые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии и новые направления в преподавании русского языка и литературы"

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы....

Продуктивное использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении

Использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении...

Использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно деятельностного подхода в обучении

 Урок основная форма работы в школе, так пошло еще от Яна Амоса Каменского. Провести урок на современном этапе стало намного сложнее и труднее, так как появились новые образовательные стан...

Современные образовательные технологии в преподавании предметов филологического направления.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что если ребёнок в школе не научился творить, то в жизни он всегда будет только подражать.Отсюда понятно, что современному обществу нужны не исполнители, ...

Доклад "Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий

2018г.Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения»...

Современные образовательные технологии, их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов

Современные образовательные технологии, их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов...