Социальная практика « Социальный проект «Моё наследие»»
проект

Егорова Елена Ивановна

Социальный проект "Моё наследие" разработан для того, чтобы такое серьёзное учреждение, как музей, могло помогать в воспитании чувства патриотизма у "особенных детей".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_nasledie_egorova.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная практика « Социальный  проект «Моё наследие»»

  1. Общая информация
  1. Направление деятельности, к которому отнесена практика

          Патриотическое воспитание

  1. Наименование практики

« Социальный  проект «Моё наследие»

  1. Краткая аннотация практики

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию имени Г.И.Россолимо  Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы  (ГБУ ЦССВ имени Г.И. Россолимо)  - организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность отделения дополнительного образования осуществляется на основании Лицензии на образовательную деятельность, выданной Департаментом образования города Москвы. В учреждении имеется музей «Москвичи», в котором собраны документы и экспонаты об истории становления и развития учреждения.

    В учреждении проживают дети-сироты в возрасте от 0 до 18 лет, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Проект «Моё наследие» предоставил коллективу учреждения возможность использования материалов музея в работе  с детьми-сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность. В основу данного проекта заложена идея создания в учреждении  образовательной развивающей среды в виде экспозиций и проведения  интерактивных занятий на базе музея.

     Проект «Моё наследие» направлен на формирование нравственно- патриотических чувств, представлений об истории и традициях учреждения, расширение знаний об истории и культуре родного края. Основой проекта является погружение ребёнка в специально организованную музейную среду, которая включает в себя элементы искусства, старины, документов, памятников и многое другое. Воспитание уважения и любви к родному дому, краю, является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания.

В учреждении создана команда по работе над проектом в состав которой входят воспитатели, воспитанники, педагоги дополнительного образования, специалисты, которые ведут работу по сохранению и осмыслению исторического наследия. Очень важным моментом является вовлечение в активную деятельность трудных подростков.

 

Кем, где и когда была первоначально разработана практика. Указать авторов или тех, кто адаптировал зарубежный аналог

У ребёнка с различными нарушениями познавательной деятельности возникают трудности непосредственного освоения окружающего мира с его многообразными проявлениями и в том числе с объектами культуры. Однако именно культурная среда позволяет расширить возможности социальной адаптации ребёнка с ОВЗ.
Многолетняя практика работы с детьми, имеющими дефекты в развитии, показала, что становление нетипичного ребенка происходит по тем же законам, что и формирование обычных детей. При создании специальных условий все дети способны к развитию. Практика включения детей с ОВЗ в процесс социализации посредством привлечения к музейному делу распространена широко как у нас в стране, так и за рубежом.

Место реализации практики (страна, регионы, города, села и пр.)

Россия, Город Москва  

  1. Начало реализации практики и ее завершения (если завершена)

2021год

  1. Тип практики (к какому типу практики можно отнести вашу практику)

Устоявшаяся практика (отработанная, сложившаяся)

  1. Наличие  аналогичных /похожих практик в регионе, стране, за рубежом

Многолетняя практика работы с детьми, имеющими дефекты в развитии, показала, что становление нетипичного ребенка происходит по тем же законам, что и формирование обычных детей. При создании специальных условий все дети способны к развитию. В России лидером в работе с особыми детьми, принято считать Русский музей, в котором направление арттерапии, получило интенсивное развитие. В музее с 1996 года реализуется программа «Шаг на встречу» (авторы: Н. Ю. Жвитиашвилли, О. В. Платонова) для детей с проблемами. На основе этой программы  работает  арттерапевтическая  студия  для  слабовидящих  детей, аутичных и с последствиями  церебрального паралича. Столь же активно работают сособой категорией и сотрудники Государственного Эрмитажа. Опыт  их  работ  получил  освещение  в  материалах  научно-практической конференции «Музей и особые дети» и в книге «Наш Эрмитаж. Курс «Музей для начинающих» был разработан инклюзивным отделом Музея «Гараж» специально для учащихся московских школ для глухих и слабослышащих. Опыт экскурсий показал, что большинство глухих и слабослышащих детей не владеют многими понятиями из области искусства и музейной работы. В связи с этим Музей «Гараж» разработал курс «Музей для начинающих», с помощью  которого  поход  в  музей  для  ребенка  становится  интереснее  и понятнее. Инклюзивный отдел Музея современного искусства «Гараж»  в Москве активно работает с глухими и слабослышащими детьми. Один из самых  распространенных  форматов  работы  с  глухим  сообществом —проведение  экскурсий  с  переводом  на  жестовый  язык.

1.10 Область применения практики.

Учреждения системы социальной защиты населения, образования.

1.11 Ключевые слова (не более 5)

Музейная педагогика, передвижная экспозиция, арт-терапия, взаимодействие, визуальное мышление.

II. Краткое описание практики

2.1. Ценности практики 

Целью проекта является адаптация в социуме ребят с отклонениями в развитии и подготовка их к самостоятельной жизни путем применения расширенного доступа к культурному наследию и нестандартного использования музейного предмета.

ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ – адресный музей, целью которого является обслуживание интересов детей через экспозиции и программы, стимулирующие любознательность, создающие мотивацию к обучению служащие интересам развития личности ребенка. Определяющим  является интерактивный способ презентации предметов через творчество и игру. Это помогает усилить образовательную функцию предмета и внести сильную эмоциональную составляющую. Пространство, воссоздающее своеобразный мини-мир, позволяет воспринимать предметы в тех связях и соотношениях, в которых они существуют в реальности, что дает основание для контекстного освоения информации и помогает социальной адаптации ребенка.

2.2. Проблемы, задачи, на решение которых направлена практика (актуальность)

Но давайте ответим на вопрос: нужна ли музейная педагогика для детей с ОВЗ и каково ее влияние на данную категорию учеников? Известно, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый ребенок «нормы» приобретает без специально организованных условий обучения. Целью образования таких детей, прежде всего, является введение их в социальную культуру. Одним из таких методов смело можем назвать музейную педагогику, так как она включает всевозможные формы работ, но при этом одна из немногих способна быть максимально приближенной к конкретным потребностям в развитии, образовании и воспитании каждого конкретного ученика. Для достижения поставленной цели необходимо:

- способствовать установлению эмоционально-положительного взаимодействия всех участников программы;

- содействовать развитию интеллектуальных способностей учащихся-способствовать раскрытию индивидуальных творческих способностей учащихся и развитию эстетического вкуса у них в процессе работы;

- содействовать закреплению навыков предметно-практической деятельности   в разновозрастных группах.

- организация и проведение совместных  мероприятий для опекунов, кандидатов в приемные родители и воспитанников;

Разработка музейных занятий производится с учетом психологических особенностей этих ребят и предполагает поэтапность работы.

Реализация такого рода деятельности требует разработки особых форм работы с детьми. Они достаточно разнообразны: исследование предметов старины, музейные маршруты, и путешествия, игры, праздники, театральные действа, музейное производство, арт-площадки.

2.3. Целевые группы

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Люди старшего возраста

Дети-инвалиды и дети  с ограниченными возможностями здоровья

Кандидаты в приемные родители, опекуны, слушатели Школ приемных родителей

2.4. Цель(и) применения практики

Цели:

- помощь воспитанникам с отклонениями в развитии в образовании, духовном и интеллектуальном развитии, содействовать социализации и жизненному самоопределению в процессе многообразной деятельности, основанной на общении, изучении истории и культурных ценностей, практическом участии в сохранении народных ремесел, обычаев, традиций.

 - семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- привитие семейных ценностей;

- реабилитация и социальная  адаптация  детей-сирот и детей, попавших в сложную    жизненную ситуацию, средствами музейной педагогики;

 - личностно-ориентированный подход к воспитаннику, создание "ситуации успеха" для каждого;

- привитие чувства патриотизма, гражданственности  и верности Родине на примере жизни и творчества ветеранов Великой Отечественной войны ;

- воспитание толерантности, идеалов справедливости, добра, чуткого отношения к окружающим.

2.5.Социальные результаты

- помощь воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья стать творческой личностью;

- развитие у ребенка эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию, обеспечение опыта, извлечение информации из первоисточника через наблюдение и общение с миром культуры;

- расширение кругозора, представления о мире.

- формирование такой системы ценностей, при которой самым главным оказываются  человеческие, нематериальные отношения. Она включает его в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму – интересно не разрушать, а  созидать;

– воспитание  социально здоровой личности ребенка-сироты, способной реализовать устойчивую потребность в творчестве, максимально раскрыть себя, социально и профессионально самоопределиться в современном обществе;

  - организация  творческой, личностно и общественно значимой  деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активизация  процесса развития и благополучной социализации воспитанников.

2.6. Нормативные документы, обеспечивающие применение практики

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г. Москва)

Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства  Российской Федерации №1726-р от 4 сентября 2014 года)

III. Деятельность (алгоритмизация практики)

3.1. Последовательность действий

Первый этап - организационно-подготовительный.

Анализ и планирование:

  1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
  2. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
  3. Степень готовности детей и возможных приёмных родителей и опекунов к взаимодействию с педагогами.
  4.  Необходимые условия для развития познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

Второй этап, практический.

  1. Планирование экспозиций. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие –понимание –осмысление –закрепление -применение.
  2. Выбор дизайна оформления.
  3. Подбор экспонатов.
  4. Разработка форм работы с экспозициями.
  5. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций.

Третий этап, презентационный.

  1. Презентации могут проходить в форме экскурсий для воспитанников ; в форме игр драматизаций; в форме мини-концертов и др.

Игры музейного содержания по формированию художественной культуры: игры-развлечения («Достопримечательности нашего города», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мода из бабушкиного сундука» и т.д.), игры путешествия («Зачем зерно в землю сажают», «Откуда родом самовар»).

Интеллектуально –творческие игры: («Волшебный клубок», «Заседание клуба знатоков культуры»), игры –эстетические упражнения («Закрась поднос» и др)

  1.  Основной «музейный» этап предполагает посещение музея.

Четвёртый этап -  рефлексия.

        Закрепляющие  занятия, которые, состоят в том, что дети вспоминают        увиденное в музее, обмениваются впечатлениями, используя новые слова и понятия.

           Организация и проведение творческих показов для различных категорий граждан. Участие в конкурсах и творческих мероприятиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей в ОВЗ.

3.2. Механизм воздействия практики и социальные результаты

1) вовлечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социально-активную и социально-полезную деятельность.

      2)   увеличение количества совместных мероприятий  воспитанников ГБУ ЦССВ им. Г.И. Россолимо  и граждан, выразивших желание взять на воспитание  в свои семьи детей-сирот, слушателей Школы приемных родителей.

      3) профилактика социальной исключенности  в отношении «особенных» детей -  инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей  с нарушениями в развитии.

     4) развитие социально значимых  компетенций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика асоциального поведения, развитие положительных социальных связей.

    5)  активная работа с людьми старшего возраста,  

     6) увеличение количества общегородских мероприятий с участием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

   7)   расширение границ не только межрегионального, но  и международного сотрудничества  ЦССВ им. Г.И.Россолимо.

IV. Ресурсное обеспечение практики

Ресурсы:

4.1. Информационно-методические

4.2. Материальные

Наименование ресурса

Основные характеристики ресурса

Роль ресурса в реализации практики

1

Музейные экспонаты

Источники информации

Оборудование для проведения занятий, экскурсий, игр.

2

Кадры

Квалифицированные педагоги и волонтеры

Организация и проведение занятий, экскурсий, игр.

3

Помещение музея

Учет количества обучающихся, свет, звук (при наличии)

Место для проведения  обучающих занятий, экскурсий, игр

4

Печатная продукция

Буклеты, брошюры, документы, альбомы

Привлечение новых участников

5

Транспорт

Соответствие требованиям  безопасности

Организация и проведение выездных мероприятий

4.3.Организационные и управленческие

Контроль  за реализацией проекта и оценка его результативности проводятся посредством отчетов, которые предоставляются директору ГБУ ЦССВ имени Г.И.Россолимо

4.4. Кадровые

Штат ГБУ ЦССВ имени Г.И. Россолимо укомплектован высококвалифицированными кадрами. Большая ответственность лежит на  педагогах дополнительного образования и психологах учреждения: задача педагогов – организовать работу по освоению музейной практики, задача психологов -   подготовить воспитанников - волонтеров к восприятию  людей различного социального статуса, возраста, состояния здоровья и особенностей в развитии и общению с ними.

4.5. Временные

3 года

4.6. Перечень организаций

- Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения города Москвы;

4.7. Наличие  и формы государственной  и спонсорской поддержки

Отсутствуют

V. Регламентированность практики

5.1. Наличие разработанного регламента практики или документов, в которых закреплены процедуры практики.

План мероприятий по реализации проекта «Моё наследие» (утверждены директором ГБУ ЦССВ имени Г.И. Россолимо)

5.2.Перечислите материалы, где представлено полное описание практики

5.3. Наличие методического обеспечения деятельности специалистов, реализующих практику.5.4. Какие используются формы и методы обеспечения качества работы специалистов, реализующих практику

Обучение по программам повышения квалификации, участие в конференциях, семинарах, вебинарах.

Участие в исследовательской проектной  деятельности ГБУ ЦССВ имени Г.И. Россолимо.

5.5. Какие есть расхождения между существующими регламентами и их реализацией

5.6. Перспектива стандартизации практики

-

VI. Показатели результата (количественные и качественные)

6.1. Количественные результаты

Количество участников проекта «Моё наследие» в 2021году – 12

Количество участников проекта «Моё наследие» в 2023 году - 18

6.2. Качественные результаты

1.В результате вовлечения детей в проект «Моё наследие» происходит погружение в  историческое прошлое, формируется положительное взаимодействие всех участников, раскрываются творческие способности детей, развивается эстетический вкус. Всё это играет немаловажную роль в становлении личности ребёнка и успешности в адаптации в обществе.

2. Благодаря групповому взаимодействию происходит взаимная адаптация, налаживается контакт между детьми, появляется взаимное доверие и готовность к восприятию других детей.

3.Происходит личностный рост ребёнка, появляется чувство сопереживания, соучастия, взаимопомощи, что очень важно для воспитания детей в условиях закрытого учреждения.

4. Осуществляется нравственно-патриотическое воспитание, формируются познания детей с в области истории, в том числе детей с ОВЗ через тактильное восприятие событий, формируется умение сопереживать другому человеку.

5.    Социальный проект «Моё наследие » предусматривает продолжение практики проведения  мероприятий граждан, выразивших желание взять на воспитание  в свои семьи детей-сирот, слушателей Школы приемных родителей. Кандидаты в приемные родители и опекуны в процессе занятий приобретут практические навыки в области педагогики, психологии, социологии, получат возможность обобщения опыта семейного воспитания детей-сирот.  Совместный творческий труд детей и взрослых способен оказать  благотворное влияние на установление прочных межличностных отношений, укрепление института семьи, способствовать  реализации комплекса мер социально-педагогического характера, направленных на формирование у детей-сирот адекватного представления о семье, ее членах и взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также в формировании умений и навыков в преодолении этих трудностей.

6.Подготовка экскурсоводов-воспитанников – особая часть работы музейного педагога. Воспитанникам центра содействия семейному воспитанию, как и любому человеку, важно позиционировать себя с положительной стороны. Демонстрация музейных предметов, проведение экскурсии или ее фрагмента уменьшает тревожность, позволяет почувствовать себя нужным, формирует представление о востребованности в социуме определенных качеств личности. Возникает понимание, что для проведения экскурсии нужны определенные знания и умение излагать эти знания связно. Таким образом, попутно идет развитие когнитивных и речевых навыков.     Помимо знаний об экспозиции и умения излагать экскурсионный материал, экскурсоводу необходимо установить контакт с посетителями, вести диалог: предлагать, спрашивать, отвечать, руководить движением и действиями группы.

6.4.Наличие системы мониторинга и оценки результатов практики.

Анкетирование участников проекта, обратная связь от участников, наблюдение.

6.5. Факторы, влияющие на достижение социальных результатов

Развитие чувства уверенности в своих возможностях.

VII. Оценка эффективности

7.1.Механизм оценки эффективности

Результаты анкетирование участников проекта, обратная связь от участников, количество участников в мероприятиях.

7.2.  Оценка социально-экономической эффективности практики.

Реализация практики зависит от человеческого фактора, используются минимальные экономические затраты.

7.3.  Экономия общественных ресурсов выражается в организации  развития мотивации к общественно-полезной деятельности.

7.4. Оценка благополучателями (отзывы)

7.7. Наличие  экспертных заключений

VIII. Доказательность практики

 8.1. Обоснованность практики с точки зрения научных теорий и концепций, результатов научных исследований в данной области

О необходимости использования музейной педагогики писали ещё К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. По их мнению, именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.

Знаковым и значимым для развития детского направления в конце XX века является обращение музея к детям с особыми потребностями. Незрячие и слабовидящие, глухие, слабослышащие, дети, страдающие опорно-двигательными функциями, с задержкой психического развития, умственно отсталые, аутисты, испытывающие сложности в общении. Их характеризует некоторая скованность, незнание окружающей жизни и непонимание себя, неразвитость воображения. Они не осознают свою духовную индивидуальность, присутствие страха не позволяет им адекватно воспринимать окружающий мир и реагировать на происходящее, нуждаются в социальной адаптации. Средством этой адаптации становится музей, стремящийся не только дать равные возможности доступа к музейным ценностям, но и подготовить детей с ОВЗ к интеграции в современную жизнь. Именно музей, концентрируя в себе многообразие духовного опыта достижений человечества и представляя собой уникальное культурное пространство, способствует расширению представлений о мире. Музейная среда предоставляет возможность испытать эмоциональный подъем, нравственные переживания, «соприкоснуться» с другими эпохами.

У ребёнка с различными нарушениями познавательной деятельности возникают трудности непосредственного освоения окружающего мира с его многообразными проявлениями и в том числе с объектами культуры, наблюдается несформированность духовно-нравственной культуры. Однако именно культурная среда позволяет расширить возможности социальной адаптации ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Поскольку она не только обогащает и расширяет знания учащихся об окружающем мире и мировой культуре, но и положительно влияет на эмоциональное и личностное развитие. Для ребёнка с ОВЗ такая форма общения с миром искусств дает возможность узнать об интересных исторических событиях и фактах происходящих в разные периоды времени, познакомится с известными героями и знаменитыми людьми других эпох.
Современный музей активно участвует в процессе непрерывного образования, решая развивающие, образовательные и воспитательные задачи, способствуя социализации личности. Музейные предметы, несущие в себе социальный опыт и глубокое гуманистическое содержание, приобщают ребёнка к культуре и окружающему миру. Музейное искусство является проводником накопленных культурных ценностей, социальных норм, что способствует социализации личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках

Статья Статья  "Психология творчества и рефлексиив современных социальных практиках"С.Ю.Степанов...

Социальные практики в старшей школе

Для чего в старшей школе организуются социальные практики...

Летняя социальная практика

В целях обеспечения эффективной организации летней оздоровительной кампании, создания условий для полноценного отдыха, творческого развития и занятости несовершеннолетних, одним из приоритетных направ...

Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"

Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута  по теме  «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...

Школьный семинар "Социальная практика", выступление с опытом работы по теме: "Социальная практика в профильном обучении"

В основу организации учебно-воспитательного процесса профильных классов нашей школы была положена идея практико-ориентированного обучения. Из опыта работы классного руководителя....

Социальный проект "Помним! Гордимся! Наследуем!"

  Всё дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Уже давно встали из руин города и сёла, шумят густыми кронами деревья, выросшие на брустверах старых окопов и могиль...