Упражняем дар слова
консультация

Крупицкая Юлия Юрьевна

Весёлые игры и упражнения на развитие грамматического строя речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорогие родители!!!

 Предлагаю Вам взять за основу предложенные игры-беседы, которые не требуют специального времени: и на прогулке, и в машине, и в поликлинике – везде можно найти время и место для развития у ребенка дара слова.

Играйте со своим ребенком, читайте ему книги, смотрите вместе мультфильмы и обсуждайте их, РАЗГОВАРИВАЙТЕ СО СВОМИ ДЕТЬМИ!!!

С уважением, учитель-логопед.

п. Васильково

2020

МБДОУ «Детский сад №5 «Ручеёк»

Подсказка для воспитателей и родителей

Весёлые и полезные игры

В деревне у бабушки

Упражняем дар слова №1

Первым слагаемым первоначального обучения К. Д. Ушинский считал развитие у ребенка дара слова. Уметь излагать свои мысли, делать выводы и умозаключения – это главное условие дальнейшего успешного изучения многих предметов в школе.

Учите ребенка думать, анализировать, творить, грамотно и толково говорить.

Игра 1 «Хрюкаем, шипим, лаем»

*Кто мычит? (корова) Кто каркает? (ворона) Кто крякает? (утка) Кто чирикает? (воробей) Кто квакает? (лягушка) Кто жужжит? (пчела, жук, шмель, муха) Кто мяукает? (кошка) Кто пищит? (котенок, птенец, цыпленок) Кто хрюкает? (свинья) Кто лает? (собака) кто кудахчет? (курица) Кто кукарекает? (петух)Кто ревет?

(медведь) Кто стучит? (дятел) Кто ржет? (лошадь) Кто ухает? (сова) Кто воркует? (голубь) Кто рычит? (тигр, собака) Кто воет? (волк) Кто блеет? (овца) Кто гогочет? (гусь) Кто шипит? (змея) Кто трубит (слон)

**Сова…(ухает). Волк…(воет). Тигр…(рычит). Перебрать всех перечисленных животных.

Кто прыгает? (заяц, лягушка, лошадь кузнечик и т.д.) А кто плавает и летает? А кто прыгает, плавает и летает?

Игра 2 «Птичий базар»

Корова мычит, а лошадь? (ржет) Дятел стучит, а кукушка? (кукует) Медведь ревет, а кто кудахчет? Змея шипит, а кто еще шипит? Пчела жужжит, а кто еще жужжит? Тигр рычит, а кто еще рычит?  Ворона каркает, а кто еще умеет каркать?

Игра 3 «Поправь меня, если я ошибаюсь»

Голубь чирикает, а воробей воркует. Волк блеет, а овца воет. Лягушка жужжит, а пчела квакает. Дятел ревет, а медведь стучит. Лошадь трубит, а слон ржет. Петух кудахчет, а курица кукарекает. Сочиняем дальше сами.

Игра 4 «Улетаем, уплываем, уползаем»

Кузнечик прыгает, а бабочка? Лошадь бегает, а сверчки? Щуки плавают, а окуни? И мухи, и комары, и пчелы летают, а жуки, бабочки и осы? И соловьи, и бабочки летают, значит и птицы, и насекомые умеют летать. Змеи ползают, птицы …, а рыбы? И дельфин, и морж, и тюлень плавают, а кобра, уж и гадюка?

Игра 5 «Скажи наоборот»

Назови животное, у которого детеныш – жеребенок, ягненок, котенок, слоненок, китенок, гусенок, щенок, моржонок, крысенок, кенгуренок, дельфиненок, бобренок, ужонок, цыпленок, козленок, львенок, поросенок, теленок, верблюжонок, лосенок, осленок, рысенок, кукушонок.

Игра 6 «Подумай и скажи»

У ежа есть оружие от врагов. Это… Это оружие он приобрел в магазине? А чем защищается змея? А у пчелы есть оружие от врагов? А у собаки? А кто вооружен шипами? А кто может больно ущипнуть клювом? А кто может лягнуть копытом? А кто может боднуть рогами?

Игра 7 «Всякому свое место»

Собака, бык, свинья – домашние животные, а волк?

Заяц, белка, тигр – дикие животные, а кролик?

Волк – дикое животное, а медведь?

Коровы, козы, кролики едят траву, а собаки, волки и кошки?

Львы едят мясо, а олени?

И корова, и жираф едят траву – это травоядные животные, а лев и кошка едят мясо – это хищные животные. Лошадь травоядное, животное, а жираф? Дельфин, морж и чайка едят рыбу. А кто ест траву? А кто ест мясо?

Игра 9 «Что делают этим предметом?

Веслом, зубами, иглой, ложкой, ногами, ножом, пилой, руками, топором, удочкой, лопатой, ушами, глазами, замком, ружьем, языком, лейкой, носом, половником, утюгом, клеем.

Игра 10 «Что делают с этим предметом?»

Деньги считают. Что еще можно посчитать? Котлеты жарят. Что еще можно пожарить? Суп варят. Что еще можно сварить? Грибы собирают. Что еще можно собирать? Грибы сушат. Что еще можно сушить? Волосы стригут. Что еще можно подстричь?

Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.

                                                                                       К. Д. Ушинский

Развивайте в игровой форме речь, логику, наблюдательность и память!!!

С уважением, учитель-логопед.

МБДОУ «Детский сад №5 «Ручеёк»                                                                                                                          

Подсказка для воспитателей и родителей

Весёлые и полезные игры

В гостях у мастера

Граблями грабят, ушами хлопают

Упражняем дар слова №2

В основе заданий – беседы-игры, которые не требуют специального времени: и на прогулке, и на автобусной остановке – везде можно найти время и место для развития дара слова у своего ребенка. Задания принуждают ребенка выдумывать, фантазировать, получать радость от собственных наблюдений и открытий. А это повышает интерес и желание ребенка учиться.

Игра 1 «Что делает…?»

Рыбак (ловит рыбу), охотник, швея, учитель, пекарь, кузнец (кует подковы, перила), столяр (делает мебель), шофер, строитель, сапожник, священник, пожарный, земледелец, конюх, ветеринар, пограничник, полицейский, сторож, пастух?

Игра 2 «Человек, управляющий…»

Такси (таксист), танком, самолетом (летчик), поездом (машинист), ракетой (космонавт), трактором, трамваем (водитель), мотоциклом, велосипедом, бульдозером, подъемным краном (крановщик), экскаватором, оркестром (дирижер).                                                        

Игра 3 «Кто что делает?»

Кто делает глиняные горшки? А что еще делает гончар?

Кто делает подковы? А что еще делает кузнец? (Железные решетки, ограды, заборы)

Кто делает мебель? А что еще делает плотник, столяр? (деревянные двери, рамы для окон и т. д.)

Кто делает курточки? А что еще шьёт швея?

Игра 4 «Человек, играющий на…»

Скрипке (скрипач), гитаре (гитарист), пианино (пианист), трубе (трубач), балалайке (балалаечник), баяне (баянист), флейте (флейтист), барабане (барабанщик).

Игра 5 «Кто потерял…?»

Кисть (маляр, художник), мольберт (художник), иглу (швея, портной, врач), ножницы (садовник, парикмахер, швея), грабли (садовник), лопату (строитель, садовник), лейку, скрипку, сковородку, мел, указку, топор, пуанты, кнут (дрессировщик), метлу (дворник, Баба-Яга), мышку, удочку, фортепиано, градусник, телескоп.

Игра 6 «А у нас в доме порядок»

Что можно прибить в доме? (Гвозди) Чем можно прибить дома гвозди? (молотком) Что можно прикрутить в доме? Что можно полить в доме? Что можно пожарить в доме? Что можно испечь в доме? Что можно почистить в доме? Что можно помыть в доме? Чем можно помыть посуду в доме? (тряпочкой, губкой, моющим средством) Что можно постирать в доме? Что можно просушить в доме? Что можно погладить в доме? Что можно починить в доме? Что можно разобрать в доме? Что можно разложить в доме? Что можно приготовить в доме? Что можно разбить в доме? Что можно рассыпать в доме? Что можно разбить в доме? Что можно включить в доме? Что можно выключить в доме? Что можно открыть в доме? Что можно закрыть в доме?

Игра 7 «Всякому свое место»

Лопата и грабли – садовый инструмент, а скрипка и гитара – это…

Арфа – это музыкальный инструмент, а балалайка…

Скрипка – это инструмент, а кастрюля – это…

Линейка – это инструмент, а мяч – это…

Игра 8 «Где работает...?»

Воспитатель, дрессировщик, каменщик, аптекарь, медсестра, продавец, повар, почтальон, кассир, охранник, клоун, пилот, пожарный, библиотекарь, ветеринар, кузнец, пекарь, швея, учитель, парикмахер, сапожник, артист, священник, хирург, садовник, пианист, дворник, художник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Подсказка для родителей Веселые и полезные игры В деревне у бабушки Упражняем дар слова

Речевые игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий....