Памятка для учителя. Как распознать "логопедические" ошибки.
материал

Ямнова Оксана Сергеевна

В материале представлены основные виды и примеры специфических ошибок,  встречающихся у учащихся начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_uchitelyu.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Как распознать «логопедические» ошибки.

Среди множества ошибок, встречающихся у младших школьников в процессе письма, есть так называемые специфические. Такие ошибки бывают стойкими, повторяющимися, и вызваны несформированностью тех или иных речевых процессов у ребёнка и не зависят от обычной невнимательности, лени, неусидчивости; их невозможно объяснить незнанием правил правописания.

I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  • пропуск букв и слогов - «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);  

  • перестановка букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);

  • недописывание букв и слогов - «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

  • наращивание слов лишними буквами и слогами - «тараава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

  • искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

  • слитное написание слов и их произвольное деление -«насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стаала» (устала);

  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;

  • замена одной буквы на другую - «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);

  • нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  • аграмматизм - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки цыплятки» (пять желтеньких цыплят);

  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».

Если в тетрадях ученика вы регулярно исправляете подобные ошибки, вероятней всего у ребёнка дисграфия – нарушение письма. Ему необходима помощь логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка молодым учителям

В работе предложены советы молодым учителям, закончившим  высшее профессиональное  учебное заведение или среднее профессиональное учебное заведение....

Памятка для учителей, работающих с пятиклассниками.

Памятка создана в рамках работы по сопровожению адаптационного периода в пятых классах....

Памятки для учителей и классных руководителей

Данные памятки помогут учителям, классным руководителям и учащимся при проведении классных часов, родительских собраний, а также пр подготовке к выступленим на педагогических советах...

Как сохранить здоровье педагога в условиях школы. Памятка для учителей

Рекомендации педагогам  по профилактике синдрома эмоционального выгорания...

Памятка для учителя

Памятка для учителя....

Памятка для учителя

советы для учителя....

Памятки для учителя

Описание видов самостоятельных работ, дифференцирующего контроля учащихся...