Нейропсихологические методы в работе школьного учителя-логопеда
статья

Топоркова Инна Васильевна

Использование нейропсихологических методов в работе школьного учителя-логопеда как средства оптимизации образовательного процесса и сохранения ресурсов учащегося с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических методов в работе школьного учителя-логопеда как средства оптимизации образовательного процесса и сохранения ресурсов учащегося с ограниченными возможностями здоровья

Топоркова И.В., учитель-логопед,

МОУначальная школа –детский сад

№11 Копейского городского округа

Необходимость  в психолого-педагогической службе в общеобразовательном учреждении в составе учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога обусловлена тем, что количество детей, испытывающих трудности (в том числе стойких) в усвоении образовательной программы не уменьшается, а, к сожалению, наоборот.

Эти трудности, мешающие выработке у учеников приемлемого и хорошего учебного поведения, разнообразны и имеют разное происхождение: они могут быть связаны с недостатком развития ученика; с трудным приспособлением к школьным  условиям (дезадаптация); возрастным негативизмом; с неудачными и неверными действиями педагога и др.

Логопедическое сопровождение  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является необходимым и обусловленным на этапе начального образования, так как именно в речевой деятельности (устной и письменной) можно наблюдать несформированность определённых и важных для успешного обучения умений и навыков. А ведь именно на вербальной основе построено всё обучение!

  Проявления  этих нарушений могут носить различный характер – от затруднения в написании отдельных букв и их элементов до глубоких нарушений графики письма (дисграфия), от замедленного темпа чтения, чтения с многочисленными ошибками до неспособности воспринимать смысл текста или  соотносить звук и его графическое изображение (дислексия). В любом случае дисграфия и дислексия порождают серьезные и хорошо знакомые многим учителям трудности в учебе.

Ребенок и его родители тратят огромные усилия и большое количество времени на выполнение учебных заданий, но усвоение школьного материала происходит медленно, тяжело. Результаты не соответствуют затраченной энергии. Постепенно утрачивается интерес к некоторым школьным предметам, а подчас к учебе в целом.

Современные учителя и школьные специалисты понимают, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой.

Немного теории.

Многие серьезные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое своей половиной тела, но и выполняют разные функции. Условно левое полушарие можно обозначить как аналитическое (“стараюсь”, “хочу”), а правое – как рефлекторное (“могу”). Между двумя полушариями существует анатомическая связь – большая спайка головного мозга,  называемая “мозолистое тело”.  Для слаженной  работы обоих полушарий требуется их функциональная связь.

 Какое бы полушарие в данный момент ни работало, второе помогает ему. Мозолистое тело становится связью, мостиком между полушариями.

Но бывает, когда активность одного из полушарий “выключает”, блокирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует, нарушается и взаимодействие “мозг-тело”. Мозолистое тело становится барьером, отделяющим  одно полушарие мозга от другого.

Отсутствие этой слаженности – основная причина трудностей в учебе, в том  числе и порожденных дисграфией и дислексией. Интегрировать два полушария в единое целое, соединить их усилия – вот путь устранения этих трудностей, решения проблем и в учебе, и во многих других видах человеческой деятельности.

Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг  пластичен. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

Как понять учителю, что ребенку нужна помощь нейропсихолога или хотя бы включение нейропсихологических упражнений в процесс обучения?

По словам специалистов, если ребенок не может удерживать правила поведения и применять правила правописания, это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. Встречаются дети, которые талантливо проявляют себя на математике, делают интересные творческие проекты, но — часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка. 

Признаки нейропсихологических проблем:

плохо запоминает информацию, стихи,

не может сосредоточиться, переключиться,

плохо себя контролирует, 

медленно читает,

неловок в движениях, 

истощаем (нет энергии), 

пишет буквы зеркально,

имеет навязчивые движения, 

обладает макро- или микропочерком и другие.

Зачем нужны нейропсихологические упражнения в коррекционных занятиях учителя-логопеда?

Нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при различных видах нарушений. К таковым относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания задержка развития и другие, которые, естественно, отражаются на формировании письма и чтения.

Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений,  занятия  являются доступным способом решения или уменьшения многих проблем  у детей младшего школьного возраста.

 Здесь необходим комплексный подход: развитие зрительного и слухового внимания, фонематического слуха, двигательного праксиса, межполушарного взаимодействия.    Конечно, комплексную методику  нейропсихологической коррекции, трудно применить на логопедических занятиях, да и квалификация учителя-логопеда не позволит сделать это правильно, но отдельные виды упражнений каждый логопед может использовать, как дополнительный метод коррекционной работы. Не буду касаться классических упражнений, типа «Глаз-Ухо», «Перекрёстные шаги», «Перевёрнутая восьмёрка», хотя тоже активно их использую на занятиях. 

Эти упражнения могут быть использованы на разных этапах логопедической работы как диагностические, а в случае трудностей в выполнении- становятся обучающими. Помните, что навык легко приобретается и закрепляется в игре с эмоциональным и двигательным подкреплением! 

Этап первичной диагностики.

«Ритмы»  – это  первый этап в выявлении патологии. 

Инструкция: послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами)

Простые ритмы – !! !     !  !!     !! ! !      !!! !  Если задание выполняется верно переходят к сложным ритмам, если допущено больше одной ошибки – прекращают

Сложные ритмы –  !!!   ! !       !  !!  !!       !  !!! Критерии выполнения – те же.

В дальнейшем можно усложнить игру: «Если я стукну один раз – ты стукнешь 2 раза, если я стукну 2 раза-ты 1 раз».

Тест «Кулак-ребро-ладонь» (проба Н.И Озерецкого на динамический праксис).

Инструкция:  посмотри, что я сейчас сделаю и повтори так же. Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность

 Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5 демонстраций.

3. Проба Н.И Озерецкого (реципрокная координация).

Ручки вытягиваются параллельно вперед и попеременно идет сжимание и разжимание руки в кулак, то на одной руке, то на другой.  Необходимо речевое сопровождение «кулачек – ладошка я иду как кошка».

Проба позволяет хорошо увидеть состояние межполушарного взаимодействия. В норме ребенок выполняет это движение плавно. Если ребенок начинает шагать руками, то это говорит о слабости серийной организации движения и о трудностях с пространственным построением процессов, что приводит к большим затратам энергии. 

Реципрокные координации выполняются сначала  в медленном темпе.  Если проба совсем заучена ее можно усложнить – попросить ребенка выполнить пробу с закрытыми глазами без зрительного сопровождения.

Если ребенок выполняет пробу поступательно, то есть поочередно (сначала все сжимает, а потом разжимает), это говорит о трудностях переключения и недостаточной плавности движения. К восьми годам, эта проба должна быть полностью плавной.

Когда ребенок не берет всю программу одновременно и из программы выпадает какой-либо элемент или в пробе  руки у него двигаются вместе, а он понять не может, что одну нужно сжать в кулак, а другую выпрямить, то это свидетельствует о слабости межполушарных связей.

Этап коррекционной работы.

Коррекция звукопроизношения.

1.Автоматизация и дифференциация звуков в скороговорках. Проговариваем текст и подключаем движения рук. Подойдут известные двигательные серии: «Кулачок-ладошка», «Блины» (одна ладонь закрытая на столе, другая-ладошкой вверх) и др.

2.Автоматизация и дифференциация звуков, слогов.

 Подключаем пальчиковую гимнастику. Упражнение «Колечки» на обеих руках, повторяем и складываем колечки, например: «ра-ро-ру-ры-рэ…» или «са-ша-са-ша…».

Чередование поз «Зайчик»-«Колечко» и проговаривание аналогичных слогов. На левой руке, на правой руке, на обеих руках.

3.Дифференциация звуков или слогов с выстраиванием серийного ряда (кружки разных цветов, палочки разных цветов, круг-квадрат и др.). Выстраиваем ритмический ряд по образцу. Проговариваем: пальцем левой руки показываем красный- «с» («са»), пальцем правой руки-синий «ш» («ша»). Левой рукой двигаем красный кружок вверх и произносим «с» («са»), правой рукой синий кружок двигаем вниз и произносим «ш» («ша») и так до конца ряда. Затем поочерёдно обеими руками собираем элементы: в правый кулак красные («с»), в левый –синие («ш»). Звуки меняем по необходимости.

4. Автоматизация и дифференциация звуков.

 Рисуем карту движения рук и условные обозначения: кружок- «ша» («мишка»), треугольник- «са» («миска»). Движения рук одновременно: левая- слева направо, правая-справа налево, встречаются в центре. Пример полученного ряда: «ша-ша-са-са-ша»… или «мишка-мишка-миска-мишка…».

Автоматизация и дифференциация звуков с использованием предметов.

Упражнение с мячиком.

 Потребуется теннисный мячик. Произносим скороговорку и каждое слово отбиваем об пол мячиком одной рукой, ловим другой рукой. Сначала-темп медленный, затем-увеличиваем. Возможно работать в паре.

Прыжки через нейроскакалку. Сначала-обучаем детей навыку перепрыгивать скакалку, затем подключаем хлопки в ладони, затем- автоматизированную речь: счёт до 10 и обратно, повторение дней недели и т.д. Для закрепления звуков в речи-скачем и произносим скороговорки, стихи.

Профилактики и коррекции дисграфий и дислексий.

1.Корректурная проба. Любой классический вариант. Усложнение: левая рука подчёркивает(зачёркивает)одну букву, правая-другую. Руки работают поочерёдно.

2.Таблица Шульте (буквенный вариант). В таблице алфавит написан в 5 столбиках. Называем алфавит с А до Я (или до любой другой буквы). Буквы, написанные в Двух левых столбика показываем указательным пальцем левой руки и называем, два правых столбика-пальцем правой руки, столбик посередине-пальцем любой руки. Можно фиксировать время и прослеживать динамику.

Таблица, в которой буквы записаны одна под другой.

Читается вслух верхняя буква, а нижняя буква указывает на движения рук: «Л» -левая кисть влево, «П»-правая кисть вправо, «О»-обе кисти направлены вверх. Ребёнок читает верхнюю букву и одновременно двигает вправо-влево-вверх кистями рук.

Графическое написание слов и предложений (Арабское письмо).

 Если ребёнок пропускает гласные (согласные) буквы, записываем слово (предложение) таким образом: записываем только гласные (согласные) буквы, вместо других букв-прочерк. 

   Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но, к сожалению, есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые регулярные упражнения на уроке в форме зарядки или игрового задания могут помочь справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме взаимосвязано и успех ребенка во многом  зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.
⠀И, конечно, можно пойти в лоб: натаскать, натренировать, потратить ресурсы (время, деньги, но самое главное-силы ребёнка), а можно пойти экологичным путем- выяснить что же именно послужило этой самой причиной (механизмом) трудностей и помочь ребёнку дорастить то, чего не хватает, построить обходной путь, не растратить ресурсы впустую, насытить ощущением успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)...

Современный учебно-методический комплекс в работе школьного учителя-логопеда

Важным и необходимым помощником в работе учителя – логопеда является учебно-методический комплекс, используемый на разных этапах логопедической работы....

Сочинение Я – учитель логопед! Работу выполнила учитель – логопед Евсейчева Светлана Васильевна.

Не допускать, чтобы ребенок скучал во время непосредственной образовательной деятельности. Именно заинтересованность и действительная познавательная активность ребенка являются самым важным в обучении...

План работы наставника учителя-логопеда с молодым специалистом учителем-логопедом

План оказания методической помощи начинающему специалисту учителю-логопеду в развитии и совершенствовании уровня организации коррекционно-образовательной деятельности....

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Методы и приемы коррекционной работы на  логопедических занятиях в темной сенсорной комнате с детьми с различной речевой патологией...

Использование «Моторных дорожек», как нейропсихологического приема, в практической деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ.

Как правило, дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушени...