Практикум для специалистов и воспитателей «Играем, творим, развиваемся» Выступление: "Потенциал сенсорной комнаты в формировании эталонов цвета, формы и величины у детей с ЗПР"
консультация

Пименова Татьяна Николаевна

Сенсорное развитие , направленное на тщательное наблюдение за окружающей средой, обеспечивает познание мира, первый этап которого является чувственным опытом. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в различной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. е. от того, совсем совсем ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних объектах и ​​предметах и ​​пространстве, в пространстве и времени. Обосновано использование сенсорной комнаты в более близких цветах, формах и размерах. Отражены результаты экспериментального исследования, доказывающие эффективность избранной стратегии развития сенсорных эталонов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                                     141613, Московская область,                    

                                                                                                                г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                                     тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                                fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Практикум для специалистов и воспитателей «Играем, творим, развиваемся»

Потенциал  сенсорной комнаты в формировании эталонов цвета, формы и величины у детей с ЗПР

Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н.

Дата проведения: 27 апреля2023г

Г.о. Клин

Сенсорное развитие , направленное на тщательное наблюдение за окружающей средой, обеспечивает познание мира, первый этап которого является чувственным опытом. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в различной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. е. от того, совсем совсем ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних объектах и ​​предметах и ​​пространстве, в пространстве и времени. Обосновано использование сенсорной комнаты в более близких цветах, формах и размерах. Отражены результаты экспериментального исследования, доказывающие эффективность избранной стратегии развития сенсорных эталонов. 

Сенсорное развитие , направленное на тщательное наблюдение за окружающей средой, обеспечивает познание мира, первый этап которого является чувственным опытом. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в различной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. е. от того, совсем совсем ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем младший ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. В этой связи возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних объектах и ​​предметах и ​​пространстве, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т. д.

Перцептивное действие создает условия для формирования мышления. Многочисленные исследования стран и обычаев перцептивного развития детей, проведенные А.В. Запорожцем, В.П. Зинчен-ко, Н.Н. Поддъяковым, Н.П. Сакулиной и другими, выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место.

Степень ускорения физического, умственного и эстетического воспитания и развития в странах мира зависит от уровня сенсорного развития детей, которое играет решающую роль в психологическом и социальном становлении личности.

Сенсорное развитие дошкольника включает в себя две независимые стороны - представление о сильных свойствах и отношениях веществ и воздействия, а также владение новыми действиями, более полное и расчлененное восприятие окружающего мира. Большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу, которая усиленно формируется в раннем и дошкольном детстве. Из этого следует, что сенсорное воспитание имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка.

В отличие от проблем сенсорного развития детей с нормальным интеллектом, которые изучались со всех сторон, проблемам сенсорного развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) было уделено меньше внимания. Такая актуальная проблема актуальна и в настоящее время.

Проблемному сенсорному развитию детей с ЗПР посвящены исследования Л.С. Венгера, А.В. Запорожца, А.А. Катаевой, Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой и др.

У детей с ЗПР нарушен процесс восприятия: снижен его темп, уменьшен объем, недостаточна точность восприятия, возникают нарушения целостности изображения предметов, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Таким образом, детям требуется больше времени для восприятия и восприятия зрительного, слухового и других впечатлений.

Характерной особенностью каждого ребенка с задержкой психического развития является то, что у них затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов, тем самым сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, например, воспринимается как круг). Проблемы возникают при обследовании предмета, требуется практически большее количество проб и примеров при рассмотрении наглядно-практических задач, столкнувшись с новым, незнакомым заданием, они не умеют пользоваться поисковыми методами ориентировки. Также у детей с ЗПР не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которые в норме обрабатываются в 3-4 года.

Происходит несформированность эталонов и развитие действий относительно предметов с эталоном, т.е. к. Дети с ЗПР не показывают разницы между мячиком и корпусом шарика, не различают одинаковые по цвету предметы, не могут расставлять фигурки по размеру. Сенсорный опыт этих детей долго не общается и не фиксируется в словах, отмечает ошибки при названии признаков цвета, формы, параметров измерения.

Недостатки сенсорного развития ребенка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости организации процесса сенсорного воспитания детей с ЗПР, как можно раньше.

Следует отметить, чтобы сенсорное развитие проходило качественно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассмотрению, ощупыванию и т. д. п., т. е. оказывают на него перцептивное действие. Но обследовать предмет, и увидеть ощупать его еще недостаточно. Необходимо отношение определить выявленные свойства и сравнить данный предмет со свойствами и качествами других предметов. Для этого ребенка нужны меры, которые можно сравнить с воспринимаемым в настоящий момент предметом.

В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, которые характерно однообразие материала, в данном проведении для формирования эталонов цвета, формы, формы у дошкольников с ЗПР необходимо использовать сенсорную комнату. В оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов, позволяющее добиться гораздо большего разнообразия впечатлений, чем традиционное окружение. Продуманное их применение повысит эффективность повседневной жизни, создаст дополнительный потенциал для развития ребенка.

Как отмечает А.И. Титарь, создаю наличие сенсорных комнат в различных ее видах, стимулирующих воздействия расслабляющего и активизирующего характера - это «волшебные и сказочные» эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежных звуков успокаивающей музыки, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоции. моторные состояния у ребенка. Различные мягкие модули: шары, колеса, ступеньки, колонны, бочки, «сухой бассейн», дополненные цветными шариками -способствуют формированию и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, пуфики, подушки обеспечивают приятное, расслабляющее действие, дают возможность удобных позы, мягкую поддержку. Оформление интерьера и цветного оборудования подобрано с учетом их психотерапевтического воздействия на психическое здоровье ребенка. Таким образом, в сенсорной детской комнате не допускается никаким давлением извне и держать себя в полной безопасности, что способствует развитию вредных процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств, вестибулярного аппарата и адаптации личностных состояний, а также релаксации. 

 В сенсорной комнате условия для торможения процессов тренировки, необходимые при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие в обществе с мощным воздействием воздействия сенсорной комнаты, создание у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство создает эмоции - развитие внутренних резервов детей, особенно формирование в них новых понятий и подходов, основанных на доброжелательности. . Они общаются, делятся впечатлениями .

Повышение интереса, движения и познания - все это заложено в оборудовании сенсорной комнаты, значительно повышающее эффективность и результативность проводимых, стимуляционных и релаксационных мероприятий. Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоций.

на самом деле положительного контакта между ребенком и взрослыми, что повышает уровень доверия и критику ребенка к взрослому и настраивает его на результат и результативную работу. По сути, сенсорная комната – это реальная возможность расширения жизненного опыта детей, обогащения их чувственного мира. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», обеспечивающая гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение

Для работы в сенсорной комнате  был подобран набор игр, который состоит из трех блоков: I блок - игры, направленные на развитие восприятия цвета; II блок – игры, направленные на развитие восприятия формы; III блок -игры, направленные на развитие форм.  Таким образом, можно сделать вывод, что в каждом возрастном периоде задачи формирования сенсорных эталонов следует решать путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов по формированию сенсорных эталонов с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

 

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения.
Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.
Примеры воздействия на организм некоторых цветов:

КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует; 


ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует; 


ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует; 


ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает; 


СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции. 


ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Прежде чем продолжить рассказ о темной сенсорной комнате хотелось бы процитировать слова Альберта Эйнштейна, великого математика, Мыслителя с большой буквы: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…»

Сенсорная комната обладает   выраженной полифункциональностью. В ней при наличии света (поднятые шторы, включенный свет) можно проводить занятия без использования светового интерактивного оборудования.

Взаимодействие с различными световыми панно, такими как Пучок фибероптических волокон «Волшебный фонтан» и фибероптический островок — процесс увлекательный и познавательный. Например, перебирая, собирая в пучки, вытягивая по одной нити разного цвета, ребенок не просто увлеченно взаимодействует с этим интерактивным оборудованием, моделируя различные пространственные формы. В ходе такого взаимодействия стимулируются зрительные и тактильные ощущения. И таких примеров саморазвития, которое осуществляется в процессе взаимодействия с пространственной средой сенсорной комнаты, можно привести много. Этот процесс не менее познавателен, чем дидактические игры с предметами и игрушками, столь активно используемые в образовательном процессе.  

       Пуфик-кресло «Груша» с гранулами — удобное сидение, выполненное в форме «груши» и наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.

Детская сенсорная дорожка — дорожка различными наполнителями и квадратные ребристые коврики. Съемное крепление позволяет менять последовательность их расположения. Ходьба   ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной дорожке увлекательным и полезным для людей любого возраста. Сенсорная дорожка может использоваться в качестве оборудования и для светлой, и для темной сенсорных комнат. Восприятие сенсорной дорожки меняется, если она расположена в темной сенсорной комнате, когда перемещаться по «кочкам-мешочкам» надо в полутьме, например, при освещении, исходящем от зеркального шара. В этом случае направленный луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное количество «солнечных зайчиков». Они, словно маленькие звездочки, скользят по полу, попадают на «кочки-мешочки», изменяя их цвет. Такой светоэффект требует определенных изменений и в пространственной ориентировке во время ходьбы по сенсорной дорожке. Не меняя тактильных ощущений, он обостряет их. Для более полноценных ощущений рекомендуется ходить по дорожке босиком или в тонких носках.

     Воздушно пузырьковая панель и воздушно-пузырьковая колонна с рыбками. Прозрачная панель высотой 150 см, выполненной из прочного пластика и заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков и происходит смена цвета- активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации. Если в колонне рыбки начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, кружась в цветных переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию.

      Световой стол для рисования песком. Используется для развития тактильного восприятия, формирования уверенности в себе, снижения нервно-психического напряжения, обогащения восприятия и воображения. Упражнения развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Комплексное воздействие на психику обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение.

Проектор «Релакс», фотопроекционное колесо «Космос», «Океан», колесо спецэффектов «Жидкое». Помогает расслабиться, оказывает зрительную стимуляцию, развивает фантазию.

Декоративно-развивающая панель «Дерево» предназначены для развития мелкой моторики, тактильных ощущений, логики и пространственного мышления, а также для изучения времен года.

Ширма с тактильными мешочками развивать мелкую моторику

-учить анализировать тактильные ощущения.

-развивать воображение, эмоциональную сферу.

-расширять словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие «Восприятие цвета, формы и величины»

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. Интеграция образовательных областей:познание. художественное творчество, чтение худ. литературы, музыка, физическая культурв....

Формирование сенсорных эталонов цвета у детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях.

В этой статье представлено обобщение опыта работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Раскрываются основные этапы работы по формированию сенс...

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)».

Цель: формирование у детей представления о сенсорных эталонах, внешних свойств предметов (цвет, форма, величина).Задачи: Научить ребенка узнавать и запоминать цвета.Закреплять представления...

Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость.

Конспект урока в 5 классе по предмету Декоративно - прикладное творчество....

Практикум для специалистов и воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе над развитием зрительного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями"

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песк...