Проект "Развитие связной речи на логопедических занятиях"
методическая разработка

Юрченко Ирина Федоровна

Игры и упражнения используемые на логопедических занятиях по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx341.98 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Гагаринская школа- интернат»

ПРОЕКТ

«Игры и упражнения, используемые на логопедических занятиях для развития связной речи». 

Подготовила учитель- логопед: Юрченко Ирина Федоровна

Гагарин

2022г

Игры и упражнения, используемые на логопедических занятиях для развития связной речи. 

 Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы и т.д. – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Работа над предложением

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.

     Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы:

 1.   Упражнения на основе образца.

 2.   Конструктивные упражнения.

 3.   Творческие упражнения.

  7 слайд

Дифференциация слов и предложений:

Осень. Наступила золотая осень.

Ребята идут к реке. Река.

 

Упражнение 1     

Является или не является группа слов предложением?

 1.   Пришла холодная осень.

 2.   День дождь идет весь.

3.   Всюду лужи и грязь.

4.   Деревья стоят голые.

5.   Улетели давно перелетные птицы.

6.   на холодно дворе.

7.   В такую погоду нельзя гулять.

8.   В лесу смолкли голоса птиц.

9.   Скоро наступит зима.   

 

 Упражнение 2     

 Составь предложения из слов каждой строки.    

  Мама, куклу, Оле, подарила    

 Тропинке, птенец, по, прыгал 

10  слайд

Упражнение 3     

Прочитай и выпиши только предложения.      

Наступила осень.

На птица сидела ветка.

Подул холодный ветер.

Верхушка ель на дятел. 

 

Упражнение 4.     

 Прочитай и определи группы слов, которые нельзя назвать предложением.

1.   Наступила осень.

2.   Летят на птицы юг.  (это)

 3.   Часто идет дождь.

4.   Густой город туман затянул. (это)

5.   Дует резкий, холодный ветер.

6.   По он несет сада дорожкам желтых груды листьев. (это)

 7.   Вьется из сизый дымок труб. (это)

8.   Ребята сидят дома.

9.    Скоро наступить зима.  (это)  

    Границы предложения.  

Упражнение 5     

Поставь точки.      

За городом красивый парк в парке растут липы, клены и березки на клумбах цветут яркие цветы   

Упражнение 6     

Найти предложения с ошибками.

 1.   Я обидел товарища.

 2.   я толкнул прохожего.

 3.   Яударил собаку.

 4.   Я швырнул камень в птицу.

 5.   Я нагрубил сестре

6.   Все ушли от меня.

7.   Я остался один и горько заплакал,

 8.   Кто наказал его.

 9.   Он сам наказал себя.

 

Упражнение 7     

Поставь точки. Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавь его. Спиши.    

 На тропинку выбежал колючий ежик был теплый день вдруг в кустах они услышали шорох мальчики гуляли в лесу

 

Упражнение 8     

Определи правильность границ предложения. Спиши.

1.   В субботу в классе. Не было Аллы Ивановой.

 2.   Группа школьников. Гуляет в аллеях парка.

 3.   Был жаркий день в саду под скамейкой. Спала собака Жучка.

 4.   После долгих, хмурых, холодных дней пришла. Весна светит и греет веселое солнышко.

5.   Весной ребятишки пошли в рощу. За щавелем на сосне они увидели белку. 

Упражнение 9     

Выдели слова и предложения в слитном тексте.     ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ 

Упражнение 10     

 Какой знак надо поставить в конце предложения?

1.   Медленно плывут по озеру красивые лебеди…

 2.   Какие красивые у них шеи…

3.   В другом конце пруда стоят удивительные птицы…

4.   Вы узнали их…

5.   У Пети поселился маленький лохматый щенок…

6.   Как назвать малыша…

7.   Почему ландыш белый…

8.   В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цвета…

9.   Учись разгадывать загадки природы… 

Упражнение 11     

Прочитайте. В каждой группе предложений найдите лишнее. Дайте ему характеристику. Лишние предложения напишите в порядке их выделения. Можно ли считать написанное текстом? Почему?    

 Громко поют птицы.    

 Медом пахнут луговые цветы и травы.      

Когда это бывает?        

Вы любите, слушать дождь?    

 О чем он вам сможет рассказать?      

Прилетают птицы, ярко светит солнце.      

 Как чудесно весной!      

Синеет высоко небо.      

Бегут говорливые ручьи.         

Упражнение 12     

Прочитайте. Напишите предложения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ. Поставьте нужные знаки препинания - . ? !    

     Из-под них показался ежик( ) Какой он запасливый( ) На его иголках зеленели яблоки ( ) В кустах послышался шорох( )

      - Распределите предложения на две группы. Какой вид предложения отсутствует?      Охарактеризуйте его. Составьте вопросительное предложение к данному рассказу.  

Упражнение 13     

Прочитайте. Напишите текст; Поставьте знаки препинания и замените, где нужно, строчные буквы заглавными. Закончите текст восклицательным или вопросительным предложением.    

 Собака – это радость и забота ее надо кормить, обучать и выводить на прогулку тогда она становится другом    

 Варианты ответов:     

У тебя есть собака?      

Хочешь ли ты иметь собаку?      

Ты любишь собак?      

Как хорошо иметь такого друга!      

Заведи себе собаку!   

21 слайд

Упражнение 14     

Прочитайте. Напишите предложения в такой последовательности: вопросительное, повествовательное, повествовательное, восклицательное.      Дятел стучит по дереву      Тихо шепчут молодые осины      Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца      Вам нравится в лесу     

- Можно ли назвать написанные предложения текстом? Обоснуйте свой ответ.  

Упражнение 15     

 Прочитайте. К каждому повествовательному предложении составьте подходящие по смыслу вопросительное и восклицательное предложения.      Грянул гром.      Я прочитал сказку.      Прилетели птицы.

Варианты ответов:     

Грянул гром. Вы боитесь грозы? Как страшно в грозу!      

Я прочитал сказку. Какие книги ты любишь? Как хороши сказки!      

Прилетели птицы. Как вы помогаете птицам? Охраняйте птиц!     

Составьте схему к каждому виду предложений.        

Упражнение 16     

Составьте и запишите три предложения из данных слов. Поставьте нужные знаки в конце предложения.    

Мальчики, они, кораблики, мастерят, делают, что, красивые, какие     

Упражнение 17     

Верно ли поставлен знак в конце предложения?

1.   Пришла весна.

 2.   Из теплых стран летят стрижи, грачи и скворцы!

3.   Почему нужно беречь птиц!

4.   Они поедают вредителей полей, садов, лесов?

5.   Почему школьники спешат повесить скворечники.

6.   Птицы – наши верные друзья.

7.   Ребята, не разоряйте гнезд?

8.   Берегите природу и птиц. 

Упражнение 18     

 Определи вид предложения: вопросительное, повествовательное, побудительное. (Логопед читает предложения вслух).

 1.   Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам…

2.   Переходи улицу только в тех местах, где имеются линии перехода или указатели..

3.   Если нет тротуара, то иди только по левому краю дороги…

4.   Можно ли перебегать улицу перед близко идущим транспортом…

 5.   Находясь на эскалаторе, держитесь за поручень…

 6.   Школьники, соблюдайте правила дорожного движения…

7.   Нельзя ездить на подножках трамвая и автобуса..

 8.   Правила дорожного движения позволяют поддерживать порядок на дорогах…           

Текст         

Упражнение 19     

Прочитайте. Напишите предложения каждой группы в смысловой последовательности. Что объединяет предложения между собой?      

Прошел дождь. Промокли ноги. Появилась туча. Образовались лужи.  

   

Наступило утро.  Прошла ночь.  Запели птицы.  Стало светло.  

   

Свисают сосульки.  Солнце стало горячее.  Капает с крыш.  Пришла весна.           

Упражнение 20     

Является или не является группа предложений текстом?

1.   В семенах репейника есть масло. Оно нужно для приготовления мыла. Из стеблей репейника делают бумагу.                    (да)

2.   В воздухе похолодало. Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера!                                    (нет)

 3.   У Пети на столе стоит большой глобус. Глобус стоит на черной ножке. Он похож на большую голову.                               (да)

4.   Март – первый весенний месяц. Долго задерживается в нашей средней полосе ненастная осень. Дождь, ветер, холод.                   (нет)

5.   Енот – живой и веселый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном.                (да)         

Упражнения, развивающие мышление

Развитие мышления и обогащение лексики

В этом разделе помещены игры, развивающие умение систематизировать понятия (звуки, буквы, предметы) по категориям, исключать лишнее, не соответствующее заданным признакам. А кроссворды и чайнворды, собранные в этом разделе, помогают узнавать знакомые слова по описанию. Эти игры позволяют активизировать словарный запас, чтобы нужное слово легко и быстро приходило на ум.

ЧАЙНВОРД «ЛЕСЕНКА»    

Отгадай слова и впиши их в указанном стрелками направлении. Последняя буква первого слова является одновременно первой буквой второго слова и т. д.

1. Рыба, живущая у дна.

2. Месяц весны.

3. Лекарство для смазывания царапин.

4. Вьётся из трубы, когда топят печь.

5. Им пишут на доске.

6. Папа лисят.

7. Его заметают на совок.

8. То, чем бодается корова.

9. Он загорается, когда к плите подносят спичку.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ      

Какой звук лишний и почему?

АПИ        (П — согласный)                           ЖШЧ         (Ч — мягкий)

СТА        (А — гласный)                                    ЙЧЦ                 (Ц — твёрдый)

ПТМ        (М — звонкий)                                    ЧЖЦ                (Ч — мягкий)

БВК        (К — глухой)                                    ШЙЩ            (Ш — твёрдый)

Слайд 32

ПРОДОЛЖИ РЯД    

Найди продолжение и объясни, почему выбрал именно его.

 

        ТВОЙ КОССВОРДЕНОК      

Впиши слова в клеточки так, чтобы они пересекались первыми и последними буквами.

Упражнение 21     

Прочитайте предложение. Дайте ему характеристику. Распространите предложение, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова.    

 Шелестит ветвями береза.

Образец:     

Шелестит ветвями белая береза.      

Тихо шелестит ветвями белая береза.      

Тихо шелестит гибкими ветвями белая береза.

Напишите предложение по памяти.         

Упражнение 22     

Прочитайте предложения. Что их объединяет? На какие две группы можно разделить предложения? Объясните смысл данных пословиц. Напишите пословицы первой группы по памяти.      

Два сапога пара.      

Одного поля ягода.      

По одежде встречают, по уму провожают.   

Упражнение 23     

Прочитайте. Составьте предложения, используя в скобках подходящие по смыслу слова.

1.   Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

2.   В городе всегда имеются (автомобиль, здания, толпа, улицы, велосипеды).

3.   Сада не бывает без (растения, садовник, собака, забор, земля).

4.   Спорт – это (медаль, оркестр, состязания, тренировки, стадион).

Справка:

 1.   Жидкая. 2.   Здания, улицы. 3.   Растения, земля. 4.   Тренировки, состязания. 

Упражнение 24     

Прочитайте. Можно ли считать написанные слова предложениями? Обоснуйте свой ответ.      

Сумерки. Ветер. Молния. Гром. Дождь.     

Распространите каждое предложение, состоящее из одного слова, так, чтобы получился связный рассказ. Как бы вы его озаглавили?

Вариант ответа.    

Быстро наступили сумерки. Ветер завыл и засвистел. Сверкнула ослепительная молния. Грянул гром. Хлынул сильным потоком дождь. 

Упражнение 25     

 Соедините два предложения в одно.    

  С полей уже убрали рожь и пшеницу. Овес и ячмень тоже убрали.      

Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины. Девочки поливали грядки с клубникой. 

Упражнение 26     

Выразите одну и ту же мысль в нескольких вариантах предложения.    

 В марте с крыш капает, весна приближается.

Варианты предложений:      

Приближается весна, с крыш уже капает.      

Закапало с крыш, значит скоро весна.    

Март наступил, а с крыш не капает.    

Если с крыш закапало, значит, весна скоро.    

Весна приближается, вот и с крыш уже закапало.         

     Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие (расположены по степени самостоятельности и развивающемуся эффекту):

 •     Составление предложения по опорным словам \2-3 слова/; •     Составление предложения по одному опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью;

•     По заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;

•     По предметной картинке;

•     По сюжетной картинке;

 •     По узкой теме заданной логопедом или учащимися;

•     Свободное составление предложения (Составить предложение любого вида и на любую тему).

Цель творческого составления предложений – активизация слов, сочетаний, оборотов речи, накопление своего рода речевых «заготовок», «деталей» для предстоящего рассказа или сочинения.          

41слайд

Игры и упражнения с компьютером для развития связной речи

Найди лишнее слово в предложении

Маленькая весело заплакала Саша Улетел воздушный тяжелый шарик весело клоун Грустный смеялся Уполз колючий пушистый ёжик смотрит старушка Молодая телевизор

Составь предложение, найди лишнее слово.

ёлка срубили  огнями новогодняя красивыми сверкает         

Под водой плавают красивые лебеди снежки рыбки         

В голубом небе плывут птицы корабли облака

Закончи пословицу

Только трудом держится стол дом смех ветер          

Закончи пословицу

В каждой избушке свои окна погремушки столы птицы 

Закончи пословицу

Семья сильна, когда над ней крыша течет одна едет золотая         

Закончи пословицу

Всякий дом хозяином строится держится рушится разваливается        

Закончи пословицу

Коли в семье лад, так не надобен и дом клад стол сват          

Закончи пословицу

Вся семья вместе, так и душа на виду месте работе море

Закончи пословицу

У мужа и жены мысли разные одни всякие о деньгах          

Закончи пословицу

Есть дети, будут и горести радости деньги разговоры        

Семья-опора счастья.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Ищи себе мужа для века и выходи замуж, рассмотрев человека.

Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

Не бери тоской, бери лаской.

Мир в семье женой держится.

Только трудом держится дом.

 Есть дети-будут и радости.         

Из двух вариантов выбери тот, на котором текст. Докажи.

 Наступила зима. У Ани живёт маленький щенок. Утром я завтракаю и иду в школу.

 В нашем лесу много грибов. Грибы растут под деревьями. Грибы скрывает от нас трава. Интересно искать грибы в траве.         

В тексте допущены грубые речевые ошибки. Какие?

В нашем лесу много грибов.

Грибы растут под деревьями.

Грибы скрывает от нас трава.

Интересно искать грибы в траве.          

Расставь предложения по порядку.

Отец похвалил его за правду.

Он решил узнать, кто разбил чашку.

Мальчик сказал правду.

Пришёл отец.

Мальчик разбил дорогую чашку.          

Запиши текст самостоятельно, проверь.

Отец похвалил его за правду.

Он решил узнать, кто разбил чашку.

 Мальчик разбил дорогую чашку.

Пришёл отец.

Мальчик сказал правду.

                                     

Подготовила:  Юрченко И.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи на логопедических занятиях с использованием ИКТ

Вашему вниманию представляется работа на тему: «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи на логопедических занятиях с использованием ИКТ».   Выбранная тема является в настоящее в...

Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе «В гости к Самовару».

Цель: Развитие связной речи,через обучение составлению описательного рассказа....

Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях

laquo;Обучение эффективно только тогда, когда дети проявляютпознавательную активность»...

ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. В методической разработке демонстрируются приемы формирования фразеологического словаря у школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.Ключевые слова: фразеология, тяже...

Использование элементов куклотерапии в практике школьного учителя – логопеда по коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях с учащимися с ЗПР

Инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными, эмоционально окрашенными, дающая возможность испытывать удовлетворение от занятий.          ...