Новые технологии в практике работы учителя-дефектолога.
методическая разработка

Степанова Наталия Олеговна

Современные технологии, применяемые в специальной коррекционной педагогике, направлены на развитие и коррекцию психических функций и физических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова Наталия Олеговна, учитель-дефектолог

 СПб ГБУ Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №2»

Новые технологии в практике работы учителя-дефектолога.

Педагогические инновации в современном мире необходимы для  совершенствования процессов воспитания и обучения детей и сочетают в себе прогрессивные технологии со стереотипными элементами образования, доказавшими свою значимость в процессе педагогической деятельности. Современные технологии, применяемые в специальной коррекционной педагогике, направлены на развитие и коррекцию психических функций и физических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья.  Они способствуют усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности.

Среди современных технологий, применяемых в работе учителя-дефектолога, особое место занимают здоровьесберегающие технологии, которые наиболее актуальны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые представления по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основными задачами коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются:                   - определение психолого-педагогических условий развития детей;                    - воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью;     - формирование физической и социальной готовности к обучению в школе;    - коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальной недостаточностью.

Необходимо учитывать специфику содержания и организации мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие движений, а так же психические и физические возможности каждого ребенка. Научные исследования отмечают: ограничения физической активности влияют на уровень психического развития и интеллектуальные способности детей.  Для таких детей необходимо создавать специальные благоприятные условия для повышения двигательной активности, что должно способствовать снятию утомления, напряжения в эмоционально-волевой сфере, повышению работоспособности, потребности в активных движениях.

Основными формами коррекционно-педагогической работы при использовании здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания являются индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию зрительно-двигательной координации и навыков ориентировки в пространстве, на которых решаются коррекционные задачи по развитию зрительного восприятия и сенсорных эталонов в процессе выполнения следующих заданий:

-  на соотнесение цветов и оттенков («Выбери предметы только красного (желтого) цвета», «Посади бабочку на цветок по цвету», «Посади лягушку на листок такого же оттенка зеленого цвета», «Рукавички» и др.);

- на классификацию по форме («Подбери заплаты», «Собери круги, квадраты», «Найди все предметы, похожие на круг, овал», «Перфокарты»);

-для развития умения ориентироваться в окружающем пространстве  («Что слева, что справа от тебя?», «Дойди до домика по заданной дорожке», «Проследи, куда покатится мяч», «Выполни движения в соответствии с графической схемой», «Построй дом по схеме из цветных модулей», «Где что стоит?», «Что ближе, что дальше (вверху – внизу?);

- для развития равновесия («Пройди по массажной дорожке», «Пройди по шнуру», «Пройди по гимнастической скамейке с мешочком песка на голове», игры «Ходим в шляпах», «Стул есть – никак не сесть»)

- для формирования умения прыгать («Перепрыгни из обруча в обруч», «Зайцы на поляне», «Зоопарк», «Допрыгни до бубна», «Лягушки»);

-для развития глазомера и навыков метания («Прокати мяч в ворота», «Прокати мяч с горки», «Догони, поймай мяч», «Попади в цель», «Съедобное – несъедобное»).

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогической работе во взаимосвязи с лечебно-восстановительным процессом способствует целенаправленной педагогической коррекции недостатков физического развития и преодоления нарушений в двигательной сфере, помогает успешному овладению программой по физической культуре  и обеспечивает своевременную подготовку детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Презентация: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Организация доступной образовательной среды для детей с нарушенным слухом»....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников, как новое направление в работе учителя-дефектолога ДОУ

Среди одних из важных задач для меня в воспитании и обучении детей в детском саду - это развитие речи и речевое общение.Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой ку...