Сообщение из опыта работы
методическая разработка

Светлана Викторовна Федотова

Выступление на методическом объединении учителей русского языка "Формирование у глухих обучающихся предметных компетенций на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshch._mo_23-24.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Горбатовская областная специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат для глухих и позднооглохших детей»

Выступление на методическом объединении учителей

 предметного цикла

«Формирование у глухих обучающихся предметных компетенций на уроках русского языка и литературы в рамках реализации новых образовательных стандартов»

                                                                                Подготовила

 учитель русского языка

                                                                               Федотова С.В.

Октябрь, 2023

  Основа образовательного процесса в рамках ФГОС  – компетентностный подход, который обеспечивает формирование и развитие метапредметных и предметных компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой.

      Предметные компетенции — это набор знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в определенной предметной области или предмете.

     Предметные компетенции играют важную роль в образовании, так как они позволяют ученикам осваивать конкретные предметы и применять знания и навыки в практической деятельности. Значение предметных компетенций заключается в следующем:

   Глубокое понимание предмета: предметные компетенции помогают ученикам развивать глубокое и детальное понимание предмета. Благодаря этому, они могут применять полученные знания и навыки не только в учебных задачах, но и в реальных ситуациях.

   Логическое мышление: развитие предметных компетенций способствует формированию логического мышления учеников. Они учатся анализировать информацию, находить связи и закономерности, решать сложные задачи и принимать обоснованные решения.

   Развитие творческого мышления: предметные компетенции способствуют развитию творческого мышления учеников. Они учатся находить нестандартные решения задач, применять креативные подходы к изучению предметов и использовать свои знания и навыки для создания новых идей.    

   Подготовка к будущей карьере: предметные компетенции имеют практическую значимость в контексте будущей профессиональной деятельности учеников. Они могут использовать полученные знания и навыки для выбора и успешного освоения профессиональной области, а также для непрерывного самообучения.

    Развитие предметных компетенций происходит в процессе обучения и практической деятельности. Основными методами развития предметных компетенций являются:

Учебная деятельность: выполнение учебных заданий, решение задач, анализ и синтез информации, освоение теоретического материала и практических навыков.  

Практическая деятельность: выполнение практических работ, лабораторных работ, проектных заданий, обучение на рабочих местах.

Самостоятельная работа: углубленное изучение предмета, чтение специальной литературы, выполнение домашних заданий, подготовка к экзаменам и контрольным работам.

      На уроках русского языка и литературы у глухих обучающихся формируются следующие компетенции:

-         языковая;

-         речевая;

-         коммуникативная;

-         лингвокультурологическая.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Эти задачи традиционно решаются на уроках путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи обучающихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка.

    Речевая компетенция - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле. 

Речевая деятельность – основная в процессе обучения языку и литературе, она формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме.

    Коммуникативная компетенция – владение культурой речи, правилами речевого общения и разными видами речевой деятельности; сформированность умения создавать самостоятельные устные и письменные связные высказывания разных стилей, типов и жанров речи в соответствии с целями и задачами общения. Коммуникативная компетенция включает способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

     Лингвокультурологическая компетенция предполагает владение знаниями о языке как системе сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения общечеловеческих и национальных идеалов, традиций, обычаев, ценностей и норм, регулирующих взаимодействие личностей и их поведение в обществе; сформированность социальных, духовно-нравственных качеств личности и её гражданской позиции.

    Предметная компетенция по русскому языку  в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС)   включает в себя знание основ науки о языке, определенного комплекса понятий, целенаправленное овладение способами действий, обеспечивающими распознавание языковых явлений и употребление их в речи. Ведущим разделом курса русского языка в формировании предметной компетенции является морфология.

      Морфология – традиционный раздел школьного курса русского языка, один из самых трудных, на изучение которого  программой отводится значительное количество часов. Знания по морфологии дают возможность сформировать на их основе языковые умения и навыки, обеспечивающие грамотное письмо и овладение грамматическими средствами в соответствии с нормами русского литературного языка, что и является основой лингвистической компетенции.

    Для формирования предметных компетенций по теме «Причастие», в 7 классе, как показывает опыт работы, наиболее действенными в работе являются  наглядный метод (таблицы, схемы), проблемный метод (использование проблемных заданий),  практический метод обучения (тренировочные упражнения, задания, самостоятельные и проверочные работы).  Важную роль  играют и  уроки   развития речи, так как на таких занятиях особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.

    Процесс формирования предметных компетенций у глухих обучающихся на уроках литературы также предполагает структурно-функциональное многообразие и интеграцию форм и методов обучения на основе системно-деятельностного подхода и включает в себя четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:

мотивационный (формирование познавательных мотивов обучающихся); когнитивный (совокупность знаний, необходимых для осуществления формирования предметных компетенций, на основе которых каждый учащийся отбирает средства, строит программу работы с текстом); деятельностный (владение разнообразными способами деятельности, позволяет реализовывать умения в данной предметной области: объём умения, прочность теоретической основы умения; интегрированность, устойчивость, гибкость, действенность);

оценочно-результативный (направлен на соотнесение результата и цели процесса формирования предметных компетенций, а также на исследование того, в какой мере поставленная цель подтвердилась).

     На мотивационном этапе задача учителя заключается в мотивации обучающегося к действиям. В начале урока учителем  даются пояснения о том, что будет изучаться на уроке, что нового и полезного он может приобрести, как сможет применить полученные знания на практике.  В конце урока создается мотивация завершения: обучающийся получает возможность самостоятельно оценить, степень достижения первоначально поставленных задач.  Очень важно  формировать учебную деятельность таким образом, чтобы вызывать у глухих обучающихся положительные эмоции и заинтересовывать их в данной деятельности.

      На когнитивном этапе (процесс познания)  формирования предметных компетенций предполагается последовательное выполнение обучающимися системы знаний, основанием для  которой стала содержательная характеристика данного компонента предметных компетенций. На данном этапе увеличивается объём понятий, актуализация знаний при выполнении заданий: 1) задания, направленные на расширение знаний об изучаемом произведении:       назовите жанр прочитанного вами произведения?

       охарактеризуйте особенности композиционного строения прочитанного произведения?

      охарактеризуйте героев изученного произведения?

2) задания, направленные на расширение литературоведческих знаний:        найдите в тексте слова, которые вызывают у вас затруднения (смысл которых вам неясен) и обратитесь к словарю для их истолкования;        определите, к какому направлению относится изученное произведение?           определите, какие приёмы использует автор в изучаемом произведении?

На деятельностном  этапе формирования предметных компетенций обучающимся предлагаются часто  следующие задания:

- прочитайте заглавие произведения и предположите, о чём будет идти речь в тексте;

назовите главную мысль произведения;

— назовите основной конфликт произведения,

охарактеризуйте своё отношение к событиям, описанным в тексте;

— понравилось ли вам изученное произведение.

Формировать предметные компетенции обучающихся на уроках литературы, можно следующими приёмами:

       находить ответы на вопросы, используя текст;

        осмысленно и правильно читать текст;

       делать выводы на основе обобщения знаний, полученных после прочтения текста;

        самостоятельно работать с книгой;

        выполнять задания, предложенные в конце текста;

        извлекать главную информацию из текста.

Оценочно-результативный этап направлен на проверку соответствия полученного результата поставленной цели — формированию предметных компетенций, а также на исследование того, в какой мере поставленная цель подтвердилась. Оценочно-результативный этап позволяет оценить уровень предметных компетенций.  Показатели сформированности предметных компетенций: осмысленность, информативность, применимость, творческое использование.

    Таким образом, предметные компетенции необходимы для обеспечения качественного образования, развития учебных и практических навыков учеников, а также формирования у них логического и творческого мышления. Они помогают обучающимся уверенно применять полученные знания в реальной жизни и успешно адаптироваться к требованиям современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение из опыта работы. Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у...

Сообщение из опыта работы «Культура общения подростков"

Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчив...

Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".

Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...

Сообщение из опыта работы по теме «Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»

«Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»Среди самых значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Не секрет, чт...

Сообщенеи из опыта работы

«Народная кукла в игре современных детей»...

Сообщение из опыта работы

laquo;Личностно-ориентированный подход в работе с детьми группы риска»...