Сообщение из опыта работы
статья (7 класс) на тему

Солнцева Валентина Васильевна

«Личностно-ориентированный подход в работе с детьми группы риска»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_podhod_s_detmi_gruppy_riska.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Коробчеевская школа-интернат  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коломенского муниципального района Московской области»

 

Методическое объединение воспитателей

Сообщение из опыта работы воспитателя 7 группы Солнцевой В.В.

«Личностно-ориентированный подход в работе с детьми группы риска»

За последнее время, личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Ведь “решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого из них своя биография, свой сугубо индивидуальный путь развития”.

  Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие личности – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике.

Традиционное образование воспринимало личность через призму функционально заданных параметров – успеваемости, правильного поведения и др. Традиционное образование, преследующее цели функциональной, предметно-вещной образованности человека, использует личность в функции средства и опирается на механизмы мотивации, ценностной ориентировки, как на своего рода движущие силы достижения заданных извне целей. На личностную сферу распространялись традиционные предметно-функциональные подходы, утверждалась не сама личность, а некие законы и постулаты, которые должны были материализоваться в этой личности, тогда как подлинное личностное своеобразие человека, его самобытность не становились предметом изучения и развития.    

 Личностный подход в образовании, провозглашенный ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания . Поэтому есть все основания вести речь о множественности личностно-ориентированного образования.    

 Выделим некоторые наиболее часто встречающиеся трактовки этого феномена:

Личностный подход в образовании на уровне обыденного, наиболее массового педагогического сознания понимается как этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанников. К гуманизму, к принятию ребенка как личности призывали педагогов как классики педагогической мысли – Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, М. Монтесори и др., так и современные педагоги-новаторы, придают этому принципу форму так называемой педагогики сотрудничества. Сотрудничество есть объективный фактор. Этого требует и природа подростка, и природа наших социальных, общественных устремлений и сложившаяся в школе практика. Само слово “сотрудничество” кажется достаточно простым и понятным. Однако содержание его чрезвычайно многообразно, оно имеет самый разный – философский, психологический и педагогический смысл. Мы же рассматриваем его лишь в контексте образования. Сотрудничество детей и взрослых, как и всякое другое, предполагает глубокую заинтересованность в успехе общего дела, Единство понимания тех целей и задач, ради достижения которых они вступили в союз, инициативу и активность каждой стороны и, конечно, взаимное уважение и внимание, когда они действуют во имя общих целей, рука об руку. Не всегда готовы   сотрудничеству дети. Наша задача как педагогов и состоит в том. Чтобы их подготовить. Они жаждут  этого. Это их объективная потребность. Со  стороны  педагога нужна глубокая психологическая перестройка, переосмысление прежних представлений о своем собственном педагогическом авторитете. Педагогика сотрудничества – дело двустороннее, требующее активности, как детей, так и старших. Но решающее слово в ее становлении и утверждении за взрослыми.

 

  Личностный подход – это объяснительный принцип, раскрывающий механизм личностных новообразований в педагогическом процессе. Смысл этого принципа состоит в том, что никакие изменения в жизнедеятельности человека не могут быть объяснимы без понимания их места и роли в самореализации личности.

  Личностный подход может рассматриваться, как построение особого рода педагогического процесса, который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.

В основе педагогической цели должна лежать не модель личности, а модель личностно утверждающей ситуации, свободного жизнепроявления человека. Мир человека – это не только “государство” и “общество”, и поэтому цели наши должны отражать не только социальные функции, но и все многообразие человеческого бытия.   Определение цели неотрывно от определения функций школы. Например, говорить, что цель школы – “воспитывать личность”, не очень корректно, так как воспитание начинается не в школе и не в ней заканчивается.  

Среди источников целей воспитания, как правило, не упоминается личность педагога. Ему традиционно отводится роль исполнителя “проектов” и “технологий”. Но педагогическая деятельность – как раз одна из немногих уникальных реальностей, в которых личность не только опосредствует, а именно определяет цель и содержание процесса. Личностная ориентация воспитания предполагает целостность личности воспитания, недопустимость ее отчуждения от его труда, утверждение его уникальности при решении педагогических задач.  Педагогический процесс – это еще и самореализация воспитателя с известной самостоятельностью полагающего свои цели, содержание, средства. Воспитатель – это нечто гораздо большее, нежели просто ученый, знающий человек. Большой ученый может и не быть воспитателем. Воспитатель – это и актер. Он ведет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо группа ребят – тоже зрители. Но Воспитатель – больше чем актер. Даже самый народный артист, в конечном счете, не несет ответственности за своего зрителя. А Воспитатель – несет. Воспитатель – это еще и режиссер-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и ее участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой своих подопечных.

  Как сказал А. В. Луначарский: воспитатель   формирует самый благородный материал – людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам. Это и значит, что вы явились перед ними как художник”.

Воспитательский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения. Воспитатель обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремления воспитывать лучшие человеческие качества у школьников, подчас встречают сопротивление с их стороны. По капельке воспитатель отдает себя детям. Отдает, порой не получая в ответ причитающихся ему внимания, участия. Даже любимого воспитателя ребята вспоминают лишь по праздникам или в часы  когда он им необходим.  Не зря профессия воспитателя стоит в одном ряду профессий с эмоциональными перегрузками. Воспитание – процесс хлопотливый и требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Без этого ни мастерства, ни таланта у воспитателя не будет никогда.

  Вся жизнь воспитателя, его духовный мир, увлечения, вкусы, симпатии, антипатии, сильные стороны и слабости – все идет, как лента кино, на глазах ребят. Все подвергается их строгой, но достаточно объективной оценке. В школе нередко и воспитатели оказываются в роли “подопытных”. Дети изучают педагога, выставляют ему свои оценки в особых дневниках памяти. И здесь не помогут ни диплом, ни знания. Только работа с детьми показывает доброту и ум воспитателя, ограниченность и ремесленничество, щедрость и отзывчивость, черствость и равнодушие. Главное, что должно характеризовать работу педагога – профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.

Личностный подход будет проявляться хотя бы в том, как воспитатель будет обращаться к детям. Воспитатель, любящий ребят, не будет   называть их только по фамилии. Любящий детей воспитатель не побоится признать свою ошибку, извиниться перед ребятами, если окажется в чем-то неправым. Ничего нет страшнее, чем воспитатель  с холодным сердцем. Многое из школьных наук потом забывается, не забывается одно – общение с умным, готовым тебя понять, собеседником. Педагог учит   не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда  воспитывает. Да, воспитатели – обыкновенные люди. С нервами, сердцем, самолюбием, усталостью. Но детям от этого не легче. Они воспитателя не выбирают. Он им достается. Воспитатель – профессионал умеет оставлять за порогом класса все, что может его отдалить от воспитанников, помешать созданию творческой . Это нелегко, в этом – мужество воспитательского подхода. Надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам такое важное: “Добрый день, дети!”. Проявить мужество, выдержку,  не ответить резкостью на грубость. В этом проявляется, прежде всего, личностный подход к детям.

 

Личностный подход предполагает от воспитателя создавать в группе  атмосферу хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех – лучшее лекарство. Ненормально, когда дети испытывают страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения воспитателя к ученику, без ободрения не родится на занятиях общение, а без общения нет воспитания.  

  Личностный подход не возможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях воспитателя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Также не возможен личностный подход без чувства толерантности. В основе толерантности   лежит способность  педагога  адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации – с другой. Формирование у себя толерантности – одна из важнейших задач профессионального воспитания воспитателя в условиях личностно-ориентированного обучения.

День школьника вмещает множество открытий, неизгладимых впечатлений, поступков. Кроме уроков ученику необходим досуг, когда, оставшись наедине с другом, с книгой или просто с самим собой, он может подумать о том, что волнует и увлекает. Если ребенок со своими склонностями и интересами существует сам по себе, а школа и ее требования сами по себе, воспитание и образование воздвигаются на песчаном фундаменте, а он не долговечен, быстро выветривается. Личностно ориентированное обучение как раз направлено на индивидуальный учет интересов  школьников.

Равнодушных учеников  немного. Каждое зерно неравнодушия прорастет и даст богатейшие плоды, нужно только перекинуть  мост от интересов каждого к тому, чем можно увлечь. Если пренебрегать увлечениями ребят, учение превращается для них в труд без радости. Часто мы представляем себе ученика только таким, каким видим его в школе, где он у нас на глазах.  И тогда воспитателям кажется, если ученик не делает того, чего хотят они, значит, он вообще ни к чему не способен.   Не заметив самобытности, можно посчитать ученика лентяем, тупицей, бездельником.  Личностно-ориентированный подход требует от воспитателя избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на самоподготовке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность,   инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание что-то  знать, веру в свои способности и память, волю и ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения. Доброе слово, что дождь в засуху. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, оно укрепляет их волю. Внимательное отношение воспитателя к победам своих воспитанников  значит очень многое. Похвала окрыляет, вселяет в них  новые силы, но не следует “перехвалить”, так как эффект от “перехваливания” может получиться обратным. Но все же ошибки и промахи увидеть легче, чем заметить едва наметившуюся удачу. Особенно, если ее не ждешь. Создание на занятиях ситуации успеха является одним из приоритетных задач личностного ориентированного подхода. Раскрепостить  неуемную энергию школьника, укрепить  его веру в свои силы, направить их в нужном направлении – и ряды неуспевающих поредеют.

При личностно-ориентированном подходе, воспитатель использует педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, проектирует характер учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся, использует разнообразные формы общения.  Педагогу необходимо постоянно развивать свои способности к перцептивному общению. Мы понимаем перцептивное общение, как адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения.

Педагог должен научить учащихся использовать речевые обороты: “мне кажется, что…”, “по моему мнению…”, “я думаю…”, “я считаю…”, и т.д. Учащиеся должны научиться мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для поиска ее решения. Проводя   занятия, педагоги должны следовать принципу самоактуализации, принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки. Только так можно воспитывать активно мыслящую личность.

  Особую роль в личностно ориентированном подходе играет знание воспитателем психологии. Воспитатель не сможет построить свою работу в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на занятиях, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть воспитатель  должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям.Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.  

 

Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Воспитатель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.

 

 Принципы личностно – ориентированного подхода:

  1. Принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
  2. Принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть   самим собой, обрести   свой образ;
  3. Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
  4. Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в классе и школе;
  5. Принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
  6. Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля;

  Методы работы лично-ориентированного подхода:

1. метод диалога;

2. игровые методы;

3. рефлексивный метод;

4. метод педагогической поддержки;

5. диагностические методы;

6. создание ситуации выбора и успеха.

В заключении можно сделать вывод о том, что наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.

   Знакомясь с литературой по проблемам личностно-ориентированного обучения и практикой личностно-ориентированного подхода, осмысливая собственный опыт работы пришла к выводу, что как бы не были сложны проблемы распространения личностно – ориентированного подхода в системе образования, он сегодня может помочь решить ряд поставленных перед школой проблем.Он создаёт благоприятные условия, препятствующие возникновению педагогического отчуждения ребёнка, и в случае необходимости, корректирующие личностное развитие каждого ученика.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение из опыта работы. Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у...

Сообщение из опыта работы «Культура общения подростков"

Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчив...

Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".

Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...

Сообщение из опыта работы по теме «Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»

«Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»Среди самых значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Не секрет, чт...

Сообщенеи из опыта работы

«Народная кукла в игре современных детей»...

Сообщение «Из опыта работы педагога д/о и объединения «Юный журналист» по взаимодействию со средствами массовой информации"

Совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным результатам – вот что понимается под «социальным партнерством».Любое учреждение работат...