"Коррекционно - развивающая программа"
рабочая программа

светлова татьяна евгеньевна

программа разработана для работы в условиях семейного центра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области

Семейный центр помощи семье и детям «Преображение»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Разработала воспитатель

ГКОУ СО МО «Преображение»: Светлова Т.Е. 

Г. Егорьевск 2021г.

Содержание

1

Общие положения

3

1.1.

Определение и назначение индивидуальной коррекционно-развивающей программы

3

1.2.

Структура индивидуальной коррекционно-развивающей программы

3

1.3.

Принципы формирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы

3 -4

2.

Целевой раздел

4

2.1.

Пояснительная записка

4

2.1.1.

Нормативная и правовая база

4 - 6

2.1.2.

Цель и задачи реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

6

2.1.3.

Общая характеристика индивидуальной коррекционно-развивающей программы

6 - 10

2.2.

Планируемые результаты и система оценки внедрения индивидуальной коррекционно-развивающей программы

10 - 13

3.

Содержательный раздел

13

3.1.

Этапы и сроки реализации программы

13

3.1.1.

Механизм реализации программы

14

3.1.2.

Требования к условиям реализации программы

14  15

3.2.

Содержание коррекционно-развивающих занятий

           15

3.2.1.

Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

15 - 18

3.2.2.

Структура занятий

18

3.3

План реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

18

3.3.1.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком

19

4.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

19 - 21

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Определение и назначение индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, а также с учетом опыта работы по данной проблематике. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на коррекцию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

В Концепции модернизации российского образования четко обозначена мысль о том, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

 Индивидуальная коррекционно-развивающая программа определяет содержание, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

1.2. Структура индивидуальной коррекционно-развивающей программы воспитанников

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС и учитывающие особенности ОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучающихся .

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, а также механизм реализации компонентов программы.

1.3. Принципы формирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы

В основу формирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы положены следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка: принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность: принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность: принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность: принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи: принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
  • Комплексность: при составлении плана работы по коррекции здоровья каждого обучающегося учитываются его медицинские показатели ( медсестра); результаты психологической ( психолог) и педагогической (воспитатель) диагностик;
  • Достоверность: оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса обучающегося, семьи, условий обучения и воспитания;
  • Гуманистическая направленность: опора на потенциальные возможности обучающегося, учёт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
  • Педагогическая целесообразность: интеграция усилий педагогического коллектива (воспитатель, врач, психолог, заместитель директора по УВР, курирующий вопросы организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья на дому, заместитель директора по ПП и др.) и родителей.

2.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2.1. Пояснительная записка

2.1.1. Нормативная и правовая база

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа  составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. «Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.
  4. «Конвенция ООН о правах ребенка» - принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  6. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).
  7. Гражданский кодекс РФ.
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  9.  «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599.
  10. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761.
  11. «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г.  № 1916-р.  
  12. Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
  13. Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».
  14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  15.  «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.
  16. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014.
  17. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015

2.1.2. Цель и задачи реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Программа направлена на достижение следующей цели: обеспечить системный подход в создании условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

В процессе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и методические задачи:

  • выявить детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  • определить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  • определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработать и реализовать индивидуальные учебные планы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
  • обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

2.1.3. Общая характеристика индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа обеспечивает:

  • выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
  • реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех обучающихся с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • создание специальных условий воспитания, обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Целевая направленность программы заключается в разработке и обосновании основных положений, направленных на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования.

Основу данной программы составляют принципиальные положения:

  • коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;
  • содержание коррекционной работы – это программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской поддержки обучающихся, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Направления работы:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях  учреждения.

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в  учреждении) диагностику  и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося , выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
  1. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях  учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.

Преодолению  неуспешности  отдельных воспитанников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствует пониманию результата.

  • Организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения:
  • Индивидуальные занятия с педагогами:

В учреждении организована поддержка детей, испытывающих особые трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам (болезнь, переезд и т.д.).

  • Психологические индивидуальные и групповые занятия:

Коррекционная психологическая работа направлена на коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

 Направления коррекционной работы:

  • Развитие различных видов мышления:

Развитие наглядно-образного мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

  • Стимуляция  познавательной  активности  как  средства  формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
  • Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков:
  • формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей.
  • гармонизация аффективной сферы;
  • профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении;
  • предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
  • развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  • создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
  • развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
  • Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности).

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. 

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного и воспитательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, выпуск буклетов),направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

В центре проводятся следующие мероприятия:

  • Встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, зам. директором по УВР, воспитателем,  социальным педагогом, педагогом-психологом,  представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития.
  • Психолого-медико-педагогические консилиумы;
  • Педагогические советы;
  • Совещания.

Практическая значимость программы: разработанная программа может быть использована в практике психологов других образовательных учреждений, осуществляющих психологическую помощь.

Субъекты программы: педагог-психолог, классные руководители, воспитанники, их родители (законные представители), учителя.

Основные формы работы: наблюдение за воспитанниками  на уроках и во внеурочное время, первичная диагностика, проведение итоговой диагностики, занятия с элементами тренинга, игры, психологические практикумы, индивидуальные консультации, коррекционно-развивающие занятия, формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально), оформление тематического стенда, информационных листов.

Учебно-методические материалы: диагностические материалы, тренинги, презентации, видеофильмы, кейсы, творческие задания.

Условия проведения: семейная группа, кабинет педагога-психолога, кабинет логопеда.

2.2. Планируемые результаты и система оценки внедрения индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ также может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Жизненно значимые компетенции

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях.

Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо.

Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей.

Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.

Овладение навыками самообслуживания: дома и в школе.

Умение включаться в разнообразные повседневные дела.

Умение принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

Представления об устройстве школьной жизни.

Умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.

Готовность попросить о помощи в случае затруднений.

Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность.

Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными.

Стремление порадовать близких.

Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника

Овладение навыками коммуникации

Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации

Адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию.

Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

Умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы.

Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса.

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение круга освоенных социальных контактов.

Ожидаемый результат взаимодействия с педагогами:

1.Участие педагогов деятельности по данной проблеме.

2.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

3.Создание условий для эффективного развития школьников.

Ожидаемый результат взаимодействия с родителями:

1.Участие родителей в вопросах по проблемам в развитии.

2.Использование своих знаний в разнообразной деятельности.

3.Сотрудничество детей и взрослых.

4.Совместная семейная детско-взрослая деятельность.

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Этапы и сроки реализации программы

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа реализуется поэтапно:

  1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
  2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.
  3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
  4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

3.1.1. Механизм реализации программы

Механизм взаимодействия – психолого-педагогический консилиум, психологическое, логопедическое и педагогическое сопровождение.

Механизм реализации программы – организация индивидуальной траектории обучения:

  1. Индивидуальное обучение по отдельному учебному плану;
  2. Дистанционное обучение (обучение на дому);
  3. Внеурочное обучение в группах коррекции с целью ликвидации пробелов знаний;

Социальное партнерство:

  1. Психолого-медико-педагогическая комиссия;
  2. Родительская общественность.

3.1.2. Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.

Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы (педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, воспитателя), инструментарий необходимый для осуществления профессиональной деятельности воспитатедя, педагога-психолога, учителя—логопеда.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ.

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения.

Информационное обеспечение:

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

3.2. Содержание коррекционно-развивающих занятий обучающихся

3.2.1. Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

Внеурочные мероприятия

Внешкольные мероприятия

Задачи мероприятий

Содержание коррекционных мероприятий

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
  • Развитие речи, овладение техникой речи
  • Развитие различных видов мышления
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
  • Развитие речи, овладение техникой речи
  • Развитие различных видов мышления

Формы работы

  • внеклассные занятия
  • кружки и спортивные секции
  • индивидуально ориентированные занятия
  • культурно-массовые мероприятия
  • индивидуальная работа
  • школьные праздники
  • экскурсии и ролевые игры
  • литературные вечера
  • социальные проекты
  • субботники
  • коррекционные занятия по формированию навыков игровой и коммуникативной деятельности, по формированию социально-коммуникативных навыков общения, по коррекции речевого развития, по развитию мелкой моторики, по развитию общей моторики, по социально-бытовому обучению, по физическому развитию и  укреплению здоровья, по формированию навыков пространственной ориентировки, по формированию и развитию зрительного восприятия.
  • консультации специалистов
  • ЛФК
  • посещение учреждений дополнительного образования
  • (творческие кружки, спортивные секции)
  • занятия в центрах диагностики, реабилитации и коррекции
  • поездки, путешествия, походы, экскурсии
  • общение с родственниками
  • общение с друзьями

Диагностическая направленность

  • Обследования специалистами учреждения (педагог-психолог, учитель-логопед, медработник)
  • Медицинское обследование, заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Коррекционная направленность

  • Организация коррекционных занятий, индивидуально ориентированных занятий;
  • занятия со специалистами, соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, полноценное питание.

Соблюдение режима дня, смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную, изотворчество, хореография, логоритмика, занятия ЛФК, общее развитие обучающегося, его кругозора, речи, эмоций и т.д.

Профилактическая направленность

Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную и т.п., контакты со сверстниками, педагогами, специалистами центра

Социализация и интеграция в общество обучающегося.

Стимуляция общения обучающегося.

Посещение занятий в системе дополнительного образования по интересу или формировать через занятия его интересы.

Развивающая направленность

Организация часов общения, групповых и индивидуальных коррекционных занятий, занятия с психологом, соблюдение режима дня

Посещение учреждений культуры и искусства, выезды на природу, путешествия, чтение книг, общение с разными (по возрасту, по религиозным взглядам, по образу жизни) людьми, посещение спортивных секций, кружков и т.п.

Ответственные за индивидуально ориентированные мероприятия

Воспитатель

Психолог

Школьные работники

Библиотекарь

Психолог

Медицинские работники

Педагоги дополнительного образования

3.2.2. Структура занятий

  • Ритуал приветствия.
  • Разминка.
  • Введение в тему занятия (в основное содержание).
  • Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания.

3.3. План реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Направление работы

1

  1. Диагностическое обследование психолога на общее психофизическое развитие
  2. Обследование детей на ПМПк, коллегиальное заключение и рекомендации
  3. Подбор коррекционных методик, составление комплексной программы коррекционного воздействия

2

  1. Обсуждение рекомендаций ПМПк, ознакомление с содержанием программы педагогов
  2. Реализация индивидуальной коррекционно-развивающей программы

3

  1. Промежуточная проверка эффективности коррекционного воздействия
  2. Собеседование с педагогами и специалистами  об эмоциональном состоянии детей

4

  1. Определение способностей ребенка
  2. Психолого-педагогическое консультирование  по вопросам воспитания и обучения ребенка

5

  1. Психотерапевтическая работа по выравниванию или развитию компенсаторных навыков
  2. Развитие Я-концепции, самопознания ребенка

6

  1. Развитие интеллектуальных способностей
  2. Консультирование педагогов и специалистов по отслеживанию динамики развития ребенка

7

  1. Развитие творческих способностей ребенка
  2. Проверка результативности коррекционной программы
  3. Психологическое консультирование педагогов ребенка

8

  1. Дополнительная индивидуальная работа по результатам диагностического обследования, определение целей и задач на следующий учебный год
  2. Рефлексия

3.3.1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Примечания

Работа с семьей

Адресные посещения, постоянный контроль

Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение

Индивидуальная коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей

Повышение воспитательной и педагогической компетенции

Соцпедагог

Воспитатель

Психолог

Взаимодействие с социальным педагогом школы, классным руководителем

Консилиум на базе школы

Консультирование классного руководителя

Обучение ребенка  навыкам конструктивного диалога

Соцпедагог

Психолог

Психогимнастика и психотерапевтические методы

Психолог

Отреагирование негативных эмоций, релаксация

Обучение навыкам распознавания и  выражения  эмоций  

Психолог

Психолог

Обучение навыкам самоконтроля

Соцпедагог, Психолог

Воспитатель

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/938. – Заглавие с экрана.
  2. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития [Текст]: Монография / О. К. Агавелян. — Челябинск, 2003. – 154 с.
  3. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст]: учебно – методическое пособие / Д.И. Бойков. – СПб.: КАРО, 2005. – 228с.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1999. – 221с.
  5. Выготский Л.С. Динамика и структура личности у детей и подростков [Текст]: хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1994. – 385 с.
  6. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции: учебно-методическое пособие / А. Г. Грецов; под общ. ред. Евсеева С. П. - СПб: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 44 с.
  7. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей [Текст] / Е.В. Заика, И.А. Калмыкова // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие/ И.А. Зимняя. - Ростов на Дону: Издательство "Феникс ",1997. – 254 с.
  9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: кн. для учителя / В.П. Кащенко. – 3. изд., доп. – М.: Academia, 2000. – 223 с.
  10. Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / doc4web: Хостинг документов ученикам и учителям. – Режим доступа: https://doc4web.ru/pedagogika/kompleks-uprazhneniy-igr-i-zadaniy-po-razvitiyu-poznavatelnih-pr.html. – Заглавие с экрана.
  11. Коробейников И. А. Проблемы диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения детей с легким психическим недоразвитием [Текст] / И. А. Коробейников // Дефектология. 2009. № 5. – С.23– 25
  12. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости [Текст] / К. С. Лебединская. – М.: Просвещение, 2002. – 225с.
  13. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие / А.А. Леонтьев. – М.: «Смысл», 2008. – 365 с.
  14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И Лисина.– М.: Инфра – М, 1997. – 384 с.
  15. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В.И. Лубовский. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.
  16. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / под ред. А.А. Бодалева. - М.: изд. «Институт практической психологии», 1998. - 36с.
  17. Психологические тесты [Текст] / Под.ред. А.А. Карелиной: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.2. – 248 с.
  18. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы) [Текст] / Н.В. Самоукина. - М.: 1992.
  19. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст]: учеб. – метод. пособие / А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь,2011. – 432с.
  20. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст]: практическое пособие. – 2-е изд. / Н.П. Слободяник. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256с.
  21. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. [Текст] / Л.М. Фридман.– М.: Педагогика, 1988– 95 с.
  22. Худенко Е. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях [Текст] / Е. Худенко // Коррекция и развитие. – 1988. – № 1. – С. 29–35.
  23. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2005. – 475с.
  24. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин //Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт – Воронеж, 1995. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программа предназначена для обеспечения  эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

Коррекционно-развивающие программы для детей с отклонениями в развитии, реализуемые в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении

Для детей с глубокой умственной отсталостью (4 года обучения) разработаны коррекционные программы:- социально-бытовой адаптации (СБА), на занятии СБА формируется эмоционально-волевой статус, приобрета...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...