Преподавание английского языка глухим обучающимся
консультация (8 класс)

Назарова Светлана Леонидовна

В сообщении раскрыты особенности преподавания английского языка глухим обучающимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В программе учебного предмета «Иностранный язык» рассматривается обучение первому иностранному языку (английскому).

Изучение иностранного языка является необходимым для современного культурного человека.  Для лиц с нарушениями слуха владение английским языком открывает дополнительные возможности для понимания современного мира, профессиональной деятельности, интеграции в обществе. В результате изучения курса иностранного языка у глухих обучающихся формируются начальные навыки общения на иностранном языке, первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека в поликультурном мире.

В курсе английского языка для обучающихся с нарушениями слуха решаются следующие коррекционные задачи.

- расширение представлений об окружающем мире; 

  • развитие умений адекватно использовать сохранные анализаторы, остаточный слух для компенсации утраченной функции;
  • развитие познавательной деятельности, своеобразие которой обусловлено ограниченностью слухового восприятия;
  • коррекция специфических проблем, возникающих в сфере общения у глухих обучающихся;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • развитие английской речи в связи с организованной предметно-практической деятельностью.

Обучение английскому языку детей с нарушениями слуха строится на основе следующих базовых положений.

  • Важным условием является организация языковой среды. Уроки строятся по принципу формирования потребности в общении. Мотивация обучающегося к общению на английском языке имеет важнейшее значение.
  • Изучаемые образцы речи соответствуют языковым нормам современного живого языка и предъявляются слухозрительно, через письменную речь и другие доступные глухому обучающемуся способы предъявления учебного материала.
  • Отбор языкового материала осуществляется на основе тематики, соответствующей возрастным интересам и потребностям обучающихся с учетом реалий современного мира. Отбираемый для изучения языковой материал обладает высокой частотностью.
  • Предлагаемый для изучения на иностранном языке языковой материал должен быть знаком обучающимся на родном языке.
  • Обязательным условием является включение речевой деятельности на иностранном языке в различные виды деятельности (учебную, игровую, предметно-практическую), при этом должны быть задействованы сохранные анализаторы для восприятия информации (остаточный слух, зрение, тактильное восприятие).

- При проведении лексико-грамматической работы раскрытие лексического значения слов необходимо осуществлять в неразрывной связи с их грамматическими значениями, опираясь на изучаемые англоязычные грамматические образцы, словосочетания, контексты.

  • Работа над аудированием с глухими обучающимися не проводится. Речевой материал для восприятия предъявляется на слухозрительной основе с опорой на письменную речь. В помощь обучающимся предлагаются ключевые слова и словосочетания, используемые в предъявляемом для восприятия тексте.
  • На протяжении всего курса обучения необходимо уделять специальное внимание произносительной стороне изучаемого языка – англоязычным произношению, интонации. Для данной категории обучающихся допустимо приближенное произношение английских звуков, английская речь должна быть доступна для понимания.
  • Ведущее значение при обучении необходимо придавать овладению письменной формой англоязычной речи. Должна быть учтена особая роль письма, при глухоте являющегося важнейшим средством овладения языком в целом. Письменную форму следует использовать для поддержки диалогической и монологической речи.
  • Обучение детей с нарушениями слуха следует проводить, широко опираясь на зрительное восприятие, наглядность. С этой целью необходимо использовать различные виды наглядности, ассистивные технологии, современные компьютерные средства.

Предметные результаты дисциплины «Иностранный язык» на уровне основного общего образования ориентированы на формирование иноязычной компетенции и овладение коммуникативными навыками в пределах уровня А1 согласно системе CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка). Обучение глухих детей иностранному языку начинается с 8 класса и осуществляется при учете индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, состояния их слуховой функции и уровня развития родной речи.

В результате изучения предмета «Иностранный язык (английский)» на уровне основного общего образования выпускник научится:

в области речевой компетенции:

рецептивные навыки речи:

слухозрительное восприятие

1) понимать инструкции учителя во время урока;

2) воспринимать знакомый языковой материал с общим пониманием содержания при необходимости с опорой на таблички с ключевыми словами;

чтение

1)        читать изученные слова без анализа звукобуквенного анализа слова с опорой на картинку;

2)        применять элементы звукобуквенного анализа при чтении знакомых слов;

3)        применять элементы слогового анализа односложных знакомых слов путем соотнесения конкретных согласных и гласных букв с соответствующими звуками;

4)        понимать инструкции к заданиям в учебнике и рабочей тетради;

5)        высказывать предположения о возможном содержании, опираясь на иллюстрации и соотносить прогнозируемую информацию с реальным сюжетом текста;

6)        понимать основное содержание прочитанного текста;

7)        извлекать запрашиваемую информацию;

8)        понимать существенные детали в прочитанном тексте;

9)        восстанавливать последовательность событий;

10)        использовать контекстную языковую догадку для понимания незнакомых слов,  в частности, похожих по звучанию на слова родного языка;

продуктивные навыки речи:

говорение

1)        вести диалог этикетного характера в типичных бытовых и учебных ситуациях;

2)        запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;

3)        обращаться с просьбой и выражать отказ ее выполнить;

речевое поведение

1)        соблюдать очередность при обмене репликами в процессе речевого взаимодействия;

2)        использовать ситуацию речевого общения для понимания общего смысла происходящего;

3)        использовать соответствующие речевому этикету изучаемого языка реплики-реакции на приветствие, благодарность, извинение, представление, поздравление;

4)        участвовать в ролевой игре согласно предложенной ситуации для речевого взаимодействия;

монологическая форма речи

1)         составлять краткие рассказы по изучаемой тематике;

2)        составлять голосовые сообщения в соответствии с тематикой изучаемого раздела;

3)        высказывать свое мнение по содержанию прослушанного или прочитанного;

4)        составлять описание картинки;

5)        составлять описание персонажа;

6)        передавать содержание услышанного или прочитанного   текста;

7)        составлять и записывать фрагменты для коллективного видео блога;

письмо

1)        писать полупечатным шрифтом буквы алфавита английского языка;

2)        выполнять списывание слов и выражений, соблюдая графическую точность;

3)        заполнять пропущенные слова в тексте;

4)        выписывать слова и словосочетания из текста;

5)        дополнять предложения;

6)        подписывать тетрадь, указывать номер класса и школы;

7)        соблюдать пунктуационные правила оформления повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения;

8)        составлять описание картины;

9)        составлять электронные письма по изучаемым темам;

10)        составлять презентации по изучаемым темам;

фонетический уровень языка

1)        стремиться к разборчивому произношению слов в речевом потоке с учетом особенностей фонетического членения англоязычной речи;

2)        корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей;

в области межкультурной компетенции

использовать в речи и письменных текстах полученную информацию:

1)        о правилах речевого этикета в формулах вежливости;

2)        об организации учебного процесса в Великобритании;

3)        о знаменательных датах и их праздновании;

4)        о досуге в стране изучаемого языка;

5)         об особенностях городской жизни в Великобритании;

6)        о Британской кухне;

7)        о культуре и безопасности поведения в цифровом пространстве;

8)        об известных личностях в  России и англоязычных странах;

9)        об особенностях культуры России и страны изучаемого языка;

10)        об известных писателях России и  Великобритании;

11)         о культурных стереотипах разных стран.

В содержание учебной дисциплины входит следующая

тематика для организации ситуации общения по годам обучения

8 класс

I год обучения иностранному языку

  1. Я и моя семья, Знакомство, страны и национальности, семейные фотографии, профессии в семье, семейные праздники, день рождения.
  2. Мои друзья и наши увлечения.   Наши интересы, игры, кино, спорт посещение кружков, спортивных секций
  3. Моя школа. Школьные предметы, мой любимый урок, мой портфель, мой день.
  4. Моя квартира. Моя комната, названия предметов мебели, с кем я живу, мои питомцы.
  5. Мой день. Распорядок дня, что я делаю в свободное время, как я ухаживаю за питомцами, как я помогаю по дому.

9 класс

II год обучения иностранному языку

  1. Мой город.  Городские объекты, транспорт, посещение кафе, магазины.
  2. Моя любимая еда. Что взять на пикник, покупка продуктов, правильное питание, приготовление еды, рецепты.
  3. Моя любимая одежда. Летняя и зимняя одежда, школьная форма, как я выбираю одежду, внешний вид.
  4. Природа. Погода, явления природы, мир животных и растений, охрана окружающей среды.
  5. Путешествия. Разные виды транспорта, мои каникулы, аэропорт, гостиницы, куда поехать летом и зимой, развлечения, праздники в разных странах, фестивали.

10 класс

III год обучения иностранному языку

  1. Культура и искусство. Посещение музея и выставки, театра, описание картины, сюжета фильма.
  2. Иностранные языки. Язык международного общения, общение с англоязычными друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.

    Тема моей  работы по самообразованию – «Раннее обучение  детей  английскому  языку  с  1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данно...

К урокам английского языка - Инновационные технологии в преподавании английского языка

Инновационные технологии в преподавании английского языка: Новые информационные технологии в обучении английскому языку Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета  Са...

Презентация по английскому языку на тему "Особенности преподавания английского языка"

Исследовательская деятельность это- специфическая  деятельность, которая  регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных по...

Особенности преподавания английского языка для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья посвящена особенностям организации учебного процесса на уроках  английского языка в условиях школы для детей с НОДА. Рассмотрены некоторые методические и организационные приёмы, применяемы...

Из опыта преподавания английского языка обучающемуся с расстройством аутистического спектра в 6-9 классах

Здесь я публикую презентацию своего выступления на семинаре Городского методического объединения учителей иностранных языков города Новосибирска: «Особенности преподавания иностранных языков обу...

Трудности преподавания английского языка глухим детям

В сообщении расерываются особенности преподавания английского языка глухим обучающимся....