Самоанализ работы по теме " Формирование у обучающихся социокультурной и коммуникативной компетенции через преподавание английского языка с учётом регионального компонента,"
материал на тему

Румянцева Наталия Анатольевна

В данной работе представлен опыт работы по реализации регтонального компонента на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_regionalnyy_komponent.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Румянцева Наталия Анатольевна

Год рождения: 1972.

Квалификационная категория: высшая

Образование: высшее, 2001г., Иркутский государственный лингвистический университет, специальность «Филология», квалификация «Учитель немецкого языка»; профессиональная переподготовка, 2002г., Иркутский государственный университет, получение сертификата с правом преподавания английского языка.

Повышение квалификации:

2013г. – ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования: «Использование веб-технологий в образовательном процессе», 72ч.

2013г.- Центр образовательных программ издательства «Титул», г.Москва: курс лекций  по методике обучения иностранным языкам «Организация проектной деятельности учащихся в обучении английскому языку», 2ч.

2013г.- Центр образовательных программ издательства «Титул», г.Москва: курс лекций  по методике обучения иностранным языкам «Формирование универсальных учебных действий  в обучении английскому языку», 2ч.

2014г. – ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»: «Менеджмент организации. Построение системы оценки качества в образовательном учреждении», 108 ч.

2014г.- Центр образовательных программ издательства «Титул», г.Москва: курс лекций  по методике обучения иностранным языкам «Обучение полилогическому общению в курсе «Enjoy English» на старшей ступени обучения, 2 ч.

2014г. – ФГБОУ ВПО Российский университет дружбы народов, г.Москва: краскосрочные курсы повышения квалификации в рамках «Дней русского языка в Монголии».

2015г. – РСП МКУ «Управление образования Баргузинского раона»: «Формирование общественной экспертизы качества образования», 48 ч.

2015г.- Центр образовательных программ издательства «Титул», г.Москва: курс лекций  по методике обучения иностранным языкам «Организация рефлексии на уроках английского языка для развития умений самоконтроля и самооценки», 2ч.

2015г. - Центр образовательных программ издательства «Титул», г.Москва:

курс лекций  по методике обучения иностранным языкам «Чему и как можно научить с помощью песен на уроке английского языка», 2ч.

2016г. – ГАМА международный центр ГОУ  английского языка, г.Улан-Батор, закончила курс английского языка с уровнем выше среднего.

Обобщение опыта:

2012г. – областной уровень, выступление на августовской конференции педагогических работников Западного образовательного округа «Модернизация системы образования района – основа для повышения конкурентоспособности школ» с докладом «Совершенствование профессиональных качеств учителя как одно из условий повышения социального статуса педагога».

2012г. – Международный уровень, публикация статьи «Формирование информационно-коммуникативной компетентности на уроках иностранного языка» в сборнике по итогам международного форума «Образовательное пространство России: проблемы взаимодействия языков и культур», г.Благовещенск

2013г. – школьный уровень, выступление по теме «Инновации в образовательном процессе школы и работе учителя» на педагогическом совете    .

2014г. – школьный уровень, выступление по теме «Метод проектов в преподавании английского языка» на МО учителей средней школы Береинского филиала Мухинской СОШ.

2016г. – Международный уровень, выступление на Международной научной конференции «А.А.Леонтьев в мире наук», г. Улан-Батор.

         Я работаю в Улан- Баторском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова третий год. С течением времени я решила больше узнать о Монголии, людях, традициях этой замечательной страны. Моими основными собеседниками стали наши учащиеся. Но выяснилось, что обучающиеся не могут рассказать о многом, так как сами не обладают информацией. А ведь на данном этапе развития современного общества, особенностей политического положения Монголии, когда страна открыта для туризма и бизнеса, и граждане Монголии могут выезжать за рубеж, владение английским языком является необходимым для установления коммуникации между представителями разных стран.. Наличие таких контактов, а также экономических и культурных связей, требует умения неформального общения в различных сферах жизни. Я пришла к выводу, что  необходимо содействовать подготовке учащихся к стихийно возникающему спонтанному общению. Это и определило актуальность связи изучения иностранных языков с особенностями страны проживания.

Выпускники Монгольских вузов имеют более высокие шансы на получение высокооплачиваемой работы при владении двумя иностранными языками, так как в стране экономика представлена предприятиями, в которых есть доля иностранного капитала – горнодобывающие, железнодорожные, строительные, или которые ориентированы на обслуживание иностранных граждан, пребывающих здесь – это предприятия общественного питания, туристические, финансовые. Соответственно, в таких предприятиях сотрудники должны уметь общаться на иностранных языках, среди которых английский является лидирующим. Причём в ситуациях общения сотрудники компаний должны не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и быть способными рассказать о своей стране, городе, традициях.

         Традиционно  в практике преподавания иностранных языков сложился подход, при котором иностранный язык рассматривается в основном как средство приобщения к культуре страны изучаемого языка. В учебно-методическом комплекте М.З.Биболетовой «Enjoy English» , по которому ведётся преподавание в нашей школе, отведено достаточно места лингвострановедческому аспекту англоговорящих стран.  Но понимание иной культуры и способность вступать в межкультурную коммуникацию возможны только на основе знания своего региона.

Поэтому как учитель английского языка я поставила перед собой цель: обучать английскому языку с учётом регионального компонента, что позволит сформировать у обучающихся социокультурную и коммуникативную компетенции.

В достижении этой цели необходимо, на мой взгляд, решить следующие задачи:

-изучить имеющийся опыт по реализации регионального компонента в обучении английскому языку педагогов: Симаковой В.А., г.Чебоксары, Абышевой Н.Ю., г.Тюмень, Лащенко А.В., г.Магадан

-подобрать оптимальные методы и приёмы обучения языку

-проанализировать УМК М.З.Биболетовой и определить темы, позволяющие включать региональный компонент

-разработать дидактические материалы: тексты для чтения, упражнения к текстам, видео, фотографии, кроссворды.

Для определения исходного уровня знаний о своей стране я провела анкетирование учащихся 6-10 классов. По полученным результатам я сделала вывод, что учащиеся заинтересованы в изучении своего региона на английском языке.

С учётом интересов учащихся я определила структуру регионального компонента:

-достопримечательности Улан-Батора

-природные особенности Монголии

-праздники

-традиции

Мною были рассмотрены возможности реализации регионального компонента в нашей школе. Содержание регионального компонента в преподавании английского  языка  включает тексты, тематически ориентированные на изучение природы, географии, материальной и духовной культуры Монголии.  Проанализировав УМК М.З.Биболетовой, я определила темы, при изучении которых возможно включать региональный компонент:

6        класс    

Праздники Монголии.

Природные особенности Монголии.

Герои монгольских сказок.

7        класс    

 Мой город.

Путешествие по Монголии.

Средства коммуникации, популярные у подростков.

Наша школа.

Выдающиеся спортсмены Монголии.

Популярные виды спорта в Монголии.

8        класс    Мир глазами подростка.

Экология Улан-Батора.

Успешная личность.

9        класс   Мое будущее.

Какие мы?

Профессии будущего

Стили жизни.

Реализация регионального компонента осуществляется мною на уроках и во внеурочной деятельности. На уроках я использую метод проектов при работе со страноведческим материалом. В основном это краткосрочные информационные, практико-ориентированные и творческие проекты. Так, учащимся шестых классов было предложено создать бумажный макет интернет- сайта о Монголии. Целью проекта было создание источника информации для туристов, желающих посетить Монголию. Идея этого проекта стала основой для создания сайта о Монголии, над которым сейчас работают ученики 10-х классов. С учащимися 10 классов мы проводили виртуальную экскурсию по национальному парку Терелж. Одни ребята выступали в роли туристов, другие были экскурсоводами. И тем, и другим давалось предварительное домашнее задание – познакомиться с информацией о Терелже на сайтах Discover Mongolia и Wikipedia и составить описание особенностей парка либо составить список вопросов,  в зависимости от роли, которую они играли. Результатом стал видеоролик о Терелже на английском языке.

Работу с текстами о родной стране я организую, разделив учащихся на три группы. В начале урока каждый участник группы «Home group» получает текст о какой-либо достопримечательности Улан-Батора, выполняя задания, направленные на контроль понимания прочитанного. Затем учащиеся объединяются в «Expert group», состав которых определяется текстом, который они читали. Учащиеся сравнивают выполненные ими задания, решают, какой ответ правильный, соотносят его с эталоном, затем составляют пересказ текста, причём более подготовленные учащиеся помогают другим усвоить материал. Затем все возвращаются в первоначальные группы и знакомят участников со своей информацией. Далее я предлагаю ответить на вопросы, что и позволяет выяснить, насколько дети усвоили информацию. В конце урока учащиеся ранжируют достопримечательности по степени интереса для туристов. Таким образом, приём «Обучение в команде » является, на мой взгляд, наиболее эффективным приёмом технологии обучения в сотрудничестве при работе с текстами.

Во внеклассной деятельности я включаю страноведческую информацию в проводимые мероприятия. В качестве примера хочу привести игру для 7 классов «Virtual journey around the world», где одним из этапов было путешествие в Улан-Батор. Ребята отвечали на вопросы о городе, узнавая о нём новое и интересное. По результатам конкурса презентаций  «Ulaanbaatar sights», также проведенном среди учащихся 7-х классов,  создан каталог достопримечательностей Улан-Батора, который доступен для учителей нашего МО и других педагогов на моём мини-сайте в интернете.

Построенная таким образом работа не только интересна, но и эффективна. Возросло число учащихся, выполняющих творческие и информационные проекты, что в начале моей деятельности в этой школе было ребятам не очень понятно. Теперь они с удовольствием выполняют проекты по предложенным темам, самостоятельно формируя группы, планируя работу и распределяя обязанности. Обучающиеся активно принимают участие в дистанционных всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах. Это позволяет им сопоставить свой уровень владения английским языком со сверстниками за рубежом, повысить мотивацию к изучению всех аспектов языка.

Мои ученики стали победителями олимпиад и конкурсов среди школьников города Улан-Батор:

Энхтамир Эрин, 7б класс, Энх-Од Мунхгоо, 8б класс - 1 место в телевизионной олимпиаде на английском языке «TV English»;

Ганболд Отгонцэцэг, 9в класс, 1 место в конкурсе презентаций на английском языке в «Русской гимназии»;

Улзийбадрах Унубилэг, 9б класс, 2 место в конкурсе презентаций на английском языке в «Русской гимназии»;

В 2015 и 2016 г.г. мои учащиеся стали призёрами  научно-практической конференции «Шаг в будущее»:

Чимэдцэрэн Анхбаяр

6а класс

3 место в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» («How do colours effect our life»)

Амарбаяр Нинжин, Адъяасурэн Хулан

8г класс

3 место в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» («Скороговорки и правильная речь»)

Намсрай Дашноров

9б класс

2 место в Международной научно-практической конференции «Шаг в будущее» («What does my username say»)

В этом году мы зарегистрировались на сайте сообщества преподающих и изучающих английский язык «Английский в школе», где сможем принять участие в олимпиаде и конкурсе разговорного английского языка он-лайн, что позволит показать свои достижения и установить контакты с ребятами, изучающими английский язык в России и других странах.

Повысился интерес к изучению английского языка, что привело к значительному повышению качества обучения с 76% в 2015г. до 86% в 2016г.

На данном этапе реализация регионального компонента осуществляется не в том объёме, как хотелось бы в идеале. Но полученные результаты говорят о необходимости продолжения работы. В нашей школе не я одна работаю над этой темой. Поэтому возникла идея организации творческой группы учителей географии, английского языка, информатики и монгольского языка для создания электронных учебных пособий и методических материалов. В настоящий момент мы с учителем монгольского языка работаем над сборником пословиц на русском, монгольском и английском языках.

        Работая в школе на протяжении 19 лет, я определила для себя основные принципы обучения и воспитания своих учащихся. Главное, к чему стремлюсь я – это гармония взаимоотношений с учениками, родителями и учителями. Только путем сотворчества можно достичь положительного результата. Он никогда не бывает конечным. Потому что личность (ученика, и родителя, и учителя) находится в постоянном движении, в процессе совершенствования. И моя задача – это помочь обрести ребенку чувство собственной значимости в этом мире. Научить его общаться, адекватно реагировать на успехи и неудачи. Помочь обрести уверенность и самореализоваться. Верю, что кто-то из моих учащихся выберет в будущем специальности, в которых умение общаться на английском языке станет залогом успеха. Как это сделали Горшкова Вероника, которая обучается в Восточном институте Школы региональных и международных исследований по направлению «Востоковедение и африканистика» г. Владивосток, и Громова Яна, студентка третьего курса факультета социально-культурного сервиса и туризма Тихоокеанского государственного университета г.Хабаровск.

        В дальнейшем планирую обобщить результаты работы в методическом сборнике для учащихся «My country».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание русского языка с учётом регионального компонента

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений яз...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения

В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования Тема: Развитие уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной де...

Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

  В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...

План по самообразованию «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно-деятельностный подход»

План по самообразованию "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского зыка через системно-деятельностный подход"...