Выступление на педсовете на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД"
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Доклад для педсовета на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Талдома

Доклад для педсовета

На тему: формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД

Составитель: КОЛГАНОВА АЛИНА СЕРГЕЕВНА

учитель английского языка

08.12.2015 г.

Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Это обуславливает  необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное  развитие универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

            Задания для учащихся, формирующие универсальные учебные действия также можно разделить на группы:

Основные виды универсальных учебных действий

Тип/характер задания, формирующего данное УУД

1

Личностные

- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить  уровень успешности на данном  учебном занятии;

- проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);

- задания типа «Оцени поведение главного героя. Как бы повёл себя ты на его месте?»

2

Регулятивные

- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению;

- составление плана как последовательности речевых действий  при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

- контрольные задания, в том числе тестового характера;

3

Познавательные

-формулировка познавательной задачи самими учащимися;

- организация проектной деятельности учащихся;

- подготовка устного и письменного речевого высказывания;

- формулирование проблемы  текста;

- извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

- составление таблиц, схем-моделей;

- замещение буквы звуком;

- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;

- самостоятельное выведение правил (грамматические явления,    словообразование)

4

Коммуникативные

- организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других  людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  •  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  •  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  •  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  •  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, можно также предложить учащимся такие задания:

- упражнение на логическое заполнение пропусков;

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

-поиск ошибок в письмах и текстах;

- составление текстов из предложенного набора предложений;

- выстраивание логических смысловых цепочек;

- подготовка творческих мини-проектов;

- заполнение анкет.

В своей практике для формирования коммуникативной компетенции   я наиболее часто  использую парную и групповую работу. В этом виде деятельности  формируются все виды УУД:

  • коммуникативные -  умение выразить свои мысли на иностранном языке, умение участвовать в обсуждении проблем.
  • познавательные -  поиск и выделение информации.
  • регулятивные -  контроль, коррекция, оценка.
  • личностные – смыслообразование (обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями).

Диалогическая речь

Диалоги применяются мною как в начальной, так и в средней школе. Диалоги позволяют не только формировать коммуникативный навык у учащихся, но и помогают закреплять грамматические и лексические структуры. Применение их на практике способствует их более быстрому запоминанию. Ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

Виды диалога

Коммуникативные задачи

и соответствующие им речевые действия

Диалог этикетного характера

-Приветствовать и ответить на приветствие;

-представиться, представить другого;

-попрощаться;

-поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

-начать, поддержать и закончить разговор;

-вежливо переспросить;

-выразить благодарность и отреагировать на нее;

согласиться/не согласиться с чем-либо;

выразить радость/огорчение.

Диалог-расспрос

а) Типа интервью:

- целенаправленно запрашивать информацию, в одностороннем порядке задавая вопросы: Кто? Что? Где? Куда и т.д.

б) Обмен вопросами и сообщениями:

- запрашивать и сообщать информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Диалог-побужде-ние

-Обратиться с просьбой, выразить готовность/отказ ее выполнить;

-дать совет и принять/не принять его;

-высказать предложение и выразить согласие/несогласие с ним;

-пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие.

Диалог-обмен мнениями, сообщениями

-Выслушать сообщение/мнение собеседника и согласиться/не согласиться с ним;

-выразить свою точку зрения, обосновать ее, чтобы убедить собеседника;

выразить сомнение, неуверенность;

выразить одобрение/неодобрение.

В начальной школе я применяю преимущественно диалог этикетного характера и диалог расспрос. С помощью проектора я  показываю ученикам план  задания. Ученики одновременно в парах разыгрывают диалоги, а я хожу между рядами, слушаю, при необходимости оказываю поддержку  и помощь более слабым ученикам.  Например, при повторении темы «Знакомство» ученикам 3а и 3б  класса я даю задание составить диалог этикетного характера по следующей схеме.

Kate

-поздороваться

- спросить, как зовут собеседника

- спросить о возрасте

- узнать, откуда собеседник

- рассказать о том, что ты любишь делать

- попрощаться

Polly

-ответить на приветствие

-представиться, спросить имя собеседника

-сказать свой возраст и спросить о возрасте собеседника

- сказать, откуда ты и спросить, откуда собеседник

- рассказать о том, что ты любишь делать

- попрощаться

Видео 1

При прохождении модального глагола can/can’t –уметь/не уметь в 3а и 3 б классах детям предлагается выполнить в парах следующее задание:

- поздороваться

- узнать, как дела у собеседника

- рассказать о том, что ты умеешь делать (минимум 3 предложения)

- рассказать о том, что ты не умеешь делать (минимум 3 предложения)

- попрощаться

Видео 2

 Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. В ролевых играх могут участвовать более двух учеников. Учащиеся получают определенные роли и задачи. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно  слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так  и на продвинутом. Учащимся средних классов нравятся ролевые игры («Больница», «Аптека», «Прием у врача», «В магазине», «Интервью» и другие).

При повторении в 5б классе настоящего длительного времени я даю учащимся задание разыграть  «разговор по телефону» по определенной схеме.

Разговор по телефону.

M: Yes?

K: Good afternoon.

M: Good afternoon.

K: Is Olga at home?

M: Yes, she is. Who is speaking?

K: This is Kate, Olga's friend. May I speak to her?

M: Yes, you may.

O: Yes?

K: How are you, Olga?

O: I am well, Thank you. And how are you?

K: I am well too. And what are you doing?

O: I am doing my homework. And what are you doing?

K: I am watching TV. By the way, what is our homework?

O: Exercise 4.  

K: Thank you. Good-bye.  

 O: Bye-bye.

При выполнении этого задания у обучающихся формируется не только коммуникативный навык, но также умение строить предложения в настоящем длительном времени и применять их по ситуации.

При закреплении темы «Посещение Великобритании» в 6а классе я проводила в парах ролевую игру «Турист из Москвы».      

Турист из Москвы

- поздороваться и представиться (кто, откуда)

- рассказать, что вы вчера приехали в Лондон, хотите посмотреть его достопримечательности

- поблагодарить и рассказать о Красной площади

- попрощаться

Житель Лондона

- поздороваться и представиться (кто, откуда)

- предложить посетить Трафальгальскую площадь (или другое место) и рассказать о ней

- поблагодарить за рассказ, сказать, что хотели бы посетить Москву

- попрощаться

Видео 3

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащихся, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД Колганова Алина Сергеевна учитель английского языка МОУ СОШ №3 г.Талдома

Слайд 2

Универсальные учебные действия: - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ВИДЫ УУД: * личностные; * регулятивные; * познавательные; * коммуникативные

Слайд 3

Задания для учащихся Основные виды УУД Тип/характер задания, формирующего данное УУД Личностные на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии; проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни); задания типа «Оцени поведение главного героя. Как бы повёл себя ты на его месте?»

Слайд 4

Задания для учащихся Основные виды УУД Тип/характер задания, формирующего данное УУД Регулятивные составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению; составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

Слайд 5

Задания для учащихся Основные виды УУД Тип/характер задания, формирующего данное УУД Регулятивные задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»; контрольные задания, в том числе тестового характера;

Слайд 6

Задания для учащихся Основные виды УУД Тип/характер задания, формирующего данное УУД Познавательные формулировка познавательной задачи самими учащимися; организация проектной деятельности учащихся; подготовка устного и письменного речевого высказывания; формулирование проблемы текста; извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

Слайд 7

Задания для учащихся Основные виды УУД Тип/характер задания, формирующего данное УУД Познавательные составление таблиц, схем-моделей; замещение буквы звуком; выделение гласных и согласных букв/звуков в словах; классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.; самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

Слайд 8

Задания для учащихся Основные виды УУД Тип/характер задания, формирующего данное УУД Коммуникативные организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

Слайд 9

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Слайд 10

Задания для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС упражнение на логическое заполнение пропусков; составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок; поиск ошибок в письмах и текстах; составление текстов из предложенного набора предложений; выстраивание логических смысловых цепочек; подготовка творческих мини-проектов; заполнение анкет.

Слайд 11

В парной и групповой работе формируются все виды УУД: коммуникативные - умение выразить свои мысли на иностранном языке, умение участвовать в обсуждении проблем. познавательные - поиск и выделение информации. регулятивные - контроль, коррекция, оценка. личностные – смыслообразование (связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

Слайд 12

Диалогическая речь Виды диалога Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия Диалог этикетного характера приветствовать и ответить на приветствие; представиться, представить другого; попрощаться; поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; начать, поддержать и закончить разговор; вежливо переспросить; выразить благодарность и отреагировать на нее; согласиться/не согласиться с чем-либо; выразить радость / огорчение.

Слайд 13

Диалогическая речь Виды диалога Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия Диалог расспрос Типа интервью: - целенаправленно запрашивать информацию, в одностороннем порядке задавая вопросы: Кто? Что? Где? Куда и т.д. Обмен вопросами и сообщениями: - запрашивать и сообщать информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Слайд 14

Диалогическая речь Виды диалога Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия Диалог-побуждения с просьбой, выразить готовность/отказ ее выполнить; дать совет и принять/не принять его; высказать предложение и выразить согласие/несогласие с ним; пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие.

Слайд 15

Диалогическая речь Виды диалога Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия Диалог-обмен мнениями, сообщениями выслушать сообщение/мнение собеседника и согласиться/не согласиться с ним; выразить свою точку зрения, обосновать ее, чтобы убедить собеседника; выразить сомнение, неуверенность; выразить одобрение/неодобрение.

Слайд 16

Задание для учеников 3а и 3б класса Составить диалог этикетного характера по следующей схеме: Kate -поздороваться - спросить, как зовут собеседника - спросить о возрасте - узнать, откуда собеседник - рассказать о том, что ты любишь делать - попрощаться Polly -ответить на приветствие -представиться, спросить имя собеседника -сказать свой возраст и спросить о возрасте собеседника - сказать, откуда ты и спросить, откуда собеседник - рассказать о том, что ты любишь делать - попрощаться

Слайд 17

Задание для учеников 3а и 3б класса на развитие коммуникативного навыка и закрепление глагола can / can ’ t –уметь/не уметь Составить диалог по следующей схеме: - поздороваться - узнать, как дела у собеседника - рассказать о том, что ты умеешь делать (минимум 3 предложения) - рассказать о том, что ты не умеешь делать (минимум 3 предложения) - попрощаться

Слайд 18

Виды ролевых игр. Разговор по телефону. M: Yes? K: Good afternoon. M: Good afternoon. K: Is Olga at home? M: Yes, she is. Who is speaking? K: This is Kate, Olga's friend. May I speak to her? M: Yes, you may. O: Yes? K: How are you, Olga? O: I am well, Thank you. And how are you? K: I am well too. And what are you doing? O: I am doing my homework. And what are you doing? K: I am watching TV. By the way, what is our homework? O: Exercise 4. K: Thank you. Good-bye. O: Bye-bye.

Слайд 19

Покупки в магазине P1: Good morning ! P2: Good morning! P1: Have you got a red blouse? P2: Yes, I have. Here it is. P1: Thank you very much. P2: Not at all. P1: Have you got a warm scarf? P2: Sorry, but I haven't. P1: Good-bye. P2: Good-bye.

Слайд 20

Ролевая игра «Турист из Москвы» в 6а классе Составить диалог по следующей схеме: Kate -поздороваться - спросить, как зовут собеседника - спросить о возрасте - узнать, откуда собеседник - рассказать о том, что ты любишь делать - попрощаться Polly -ответить на приветствие -представиться, спросить имя собеседника -сказать свой возраст и спросить о возрасте собеседника - сказать, откуда ты и спросить, откуда собеседник - рассказать о том, что ты любишь делать - попрощаться

Слайд 21

Заключение Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащихся, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулиру...

Реферат "Формирование коммуникативных компетенций на уроках родного языка путем использования приемов ТРКМ"

Традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний...

Использование серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в рамках программы ФГОС

Описание серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» и эффективности их использования на уроках английского языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на...

Развитие коммуникативных компетенций на уроках английского языка путем применения проектной технологии

Развитие коммуникативных компетенций на уроках английского языка путем применения проектной технологии...