Трудности преподавания английского языка глухим детям
консультация (7 класс)

Назарова Светлана Леонидовна

В сообщении расерываются особенности преподавания английского языка глухим обучающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_prepodavaniya_angl_yaz_detyam_s_ovz.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к обучению иностранному языку у детей с ОВЗ несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов–представлений, непорочностью связи между вербальной невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи. При изучении иностранного языка дети с ОВЗ испытывают определённые трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи. Затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике: характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, а так же трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.

В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью). Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а так же совершенствованию навыков в чтении и устной речи. В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению, в то время как в общеобразовательной школе обучение строится на устной основе. Требования к практическому владению учащимися каждым видом речевой деятельности определяются адаптированной программой обучения в каждом классе и учитывают индивидуальные возможности учеников. Ввиду того, что обучение иностранному языку базируется на обучении чтению, на начальном этапе устный вводный курс сокращается и параллельно с ним вводится изучение букв с тем, чтобы дети имели зрительные опоры. Специфика обучения иностранному языку детей в коррекционной школе предполагает использование на уроках большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опорных схем, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур. Введение в урок элементов игры, даже в старших классах, повышает работоспособность детей и способствует развитию, коррекции познавательных процессов.

Сложные конструкции и клише учащимися не смогут усвоить, так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Такую работу, возможно, проводить лишь с целью ознакомления.

Большая часть программного материала при изучении иностранного языка берется только в качестве ознакомления.

Новая лексика отрабатывается в предложениях и сочетается с работой со словарем; на дом даются не новые упражнения, а отработанные на уроке. Сокращается объем письменных упражнений, а, оставшиеся упражнения тщательно разбираются или выполняются в классе. Желательно сократить объём письменных упражнений с грамматическими заданиями. Объём домашнего чтения значительно сокращён. Он проходит на уроках, для домашней работы задание дается выборочно. Необходимо иметь в виду, что программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Но объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала значительно уменьшается. Это обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики. 

При выборе видов деятельности следует иметь в виду, что 1) ученику с ОВЗ доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются такие как, составление или заполнение таблицы, работа по алгоритму, подбор и поиск примеров, работа с презентациями, лексико-графическая работа, проектная работа, просмотр фильмов. Некоторые виды деятельности доступны только с использованием специального оборудования.

Виды и формы контроля  имеют свою специфику в работе с детьми с ОВЗ. Оценка – выставляется с позитивным уклоном. Контрольные работы в конце каждой четверти снимаются, так как у детей слабо сформированы навыки аудирования и устной речи. Письменные работы существенно сокращены, так как они в основном базируются на знании грамматического материала.

Выбор образовательных технологий

Цель, которую мы ставим на уроках иностранного языка, - максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации. На уроках иностранного языка осуществляется коррекция внимания путём выполнения различных видов упражнений, коррекция и развитие связной устной речи посредством работы с текстом (чтение, аудирование), коррекция и развитие связной письменной речи при работе над письменными упражнениями, коррекция и развитие памяти, различных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и конкретизации).

Дети с ОВЗ особенно утомляемы и в целях предупреждения чрезмерной утомляемости таких детей, крайне важно отойти от однообразия в планировании учебных занятий. Для успешного выполнения учебных заданий необходимо привлекать все органы чувств: зрительные, слуховые, речевые и двигательные. Использование разнообразных приёмов, таких как, недосказанность, смена логики последовательности событий, визуализация, ролевые игры, музыкальный фон и т.д. будет способствовать подключению воображения учащихся при выполнении заданий. Естественно, эффективность их выполнения будет во многом зависеть от выбора образовательных технологий.

Арсенал образовательных технологий велик и здесь необходимо отобрать такие, которые обладают коррекционно – развивающим потенциалом. Среди них можно выделить технологии разноуровнего обучения, игровые, проектную деятельность, Информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии. Важно помнить, что должна соблюдаться специфика применения даже в рамках одной технологии в зависимости от особенностей нарушений ребенка.

Покажем это на примере игровых технологий. Все дети, особенно младшего школьного возраста любят играть, дети с ОВЗ особенно. Участие в игре повышает интерес данных детей к иностранному языку. Вступая в игру преодолевают самый важный психологический барьер – страх и у них появляется стремление улучшить свои знания по предмету, Все учащиеся, даже самые слабые, пытаются принять участие в игре, хотя бы в одном из её этапов.

Особенность игровых заданий состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность.

Каждому ребенку, приступающему к изучению нового для них языка, важно почувствовать себя успешным, хочется увидеть результат и задача учителя и будет состоять в том, чтобы показать этот результат уже с первых уроков.

Урок начинается с приветствия, запомнится оно за счет его необычной формы. Это достигается использованием игровой ситуации «Приветствие», выполняемой с движениями. Каждый играющий получает свою роль, новое имя. Все слова сопровождаются движениями, например, на приветствие «Hello, Ann!» дети машут друг другу рукой, на вопрос «How are you?» хлопают друг друга по плечу, говоря «I have missed.» скрещивают руки на груди, констатируя «You have come» разводят руки в стороны, а на слова «Very well!» обнимают друг друга.

Двигательная память хорошо развита у детей с ОВЗ. Эту особенность необходимо использовать, включая в учебный процесс игровые ситуации, требующие от детей каких-то движений. Это может быть рисование, жестикуляция, подвижные игры. Так, например, игру в мяч можно успешно использовать при изучении и букв, и слов, и грамматики. Игра «Кузнечик» используется для повторения порядка слов в предложении. Части предложения записываются на отдельных листах бумаги и раскладываются на полу, ученик прыгает с листа на лист, соблюдая правильную последовательность, проговаривая предложение. Игра «Типография» способствует развитию навыков звукового анализа и синтеза слов. Учитель предлагает ряд букв (одного слова) и просит разложить их в правильном порядке, затем прочитать его, записать в тетради (при необходимости сосчитать звуки и буквы). Игра «Пишущая машинка» развивает произвольное внимание, помогает закрепить навыки чтения. Ребёнку присваивается звук, ведущий произносит слово, затем дети, быстро поднимаясь и садясь, произносят звуки в том порядке, в каком они следуют в слове. Когда слово «напечатано», все хлопают в ладоши.

Знакомые для детей игры, в которые они играют в своей повседневной жизни, приобретают для них особую окраску на уроках иностранного языка, например, игра «Съедобное, несъедобное».

Игра для закрепления глаголов «What can I do?» также проходит с двигательной активностью. Ведущий, обычно это один из участников игры, показывает движение, кто догадался должен назвать слово, обозначающее это движение. Заинтересует детей игра на внимание «Ухо, нос, голова», т.к. они получают возможность отвлечься от учебной деятельности, посоревноваться и посмеяться. Учитель называет части лица на иностранном языке, при этом показывает другую. Ребята должны показать то, что услышали, а не то, что видят. Для закрепления лексики по теме «Части тела» можно использовать игру «Freeze». Учитель называет разные части тела и лица на английском языке, дети должны закрыть, спрятать эту часть тела или её заморозят.

Игра «Паровозик» с успехом может быть использована при работе с алфавитом. Играющие берут картинку с буквой, а затем по команде должны занять свое место в паровозике в алфавитном порядке. Можно также учащимся предложить назвать буквы - соседи. Игра «Домино». Учащийся получает набор домино, где в одном поле-числительное в цифрах, в другом- написанное словами. Задача – подобрать так, чтобы цепочка замкнулась. (коррекция внимания, мышления).

Внимание ребенка с ОВЗ не может долго концентрироваться на выполнении однообразных и утомительных упражнений, а подвижные игры помогают создавать благоприятную почву для развития двигательной активности, укрепления здоровья детей. Данные игры можно использовать в качестве физкультминуток, что, несомненно, сбережет время и дежурные физкультминутки будут намного интереснее и эффективнее.

Важно продумывать использование наглядности, т.к. необходимо при выполнении любого задания необходимо привлекать все органы чувств: зрительные, слуховые, речевые и двигательные. Учитель должен будить воображение учащихся, используя различные приёмы: недосказанность, перестановку логической последовательности событий, визуализацию, ролевые игры, яркую или забавную наглядность, применение музыки и т.д.

Визуализация (картинки, схемы, условные обозначения, компьютерные презентации) является одним из самых эффективных приёмов усвоения нового материала. Рифмованный материал также очень помогает при работе над грамматическим аспектом речи. Рифмовки легко заучиваются, образны, содержат важные грамматические структуры, которые запоминаются без труда.

Чем слабее обучены ученики, тем больше должно быть опор для них в процессе обучения. Так, при работе над определёнными грамматическими структурами особенно удачны подстановочные таблицы.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка позволяет детям с ограниченными возможностями полюбить и использовать иностранные языки в повседневной жизни. Для развития коммуникативных навыков, прежде всего, необходим достаточный запас лексики. Интернет - ресурс http://www.lingualeo.ru поможет детям с ОВЗ выучить как можно больше слов в контексте. Данный ресурс уникальный в своем роде , во - первых он бесплатный, а во-вторых технология обучения доступна для обучающихся. Программа разработана с учетом психологических особенностей обучающихся. Упражнения направлены на развитие всех видов речевой деятельности. Особое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи. Упражнения выстроены в строгом соблюдении последовательности их выполнения. Упражнения на аудирование включают ознакомительное прослушивание и проверку понимания содержания прослушанной аудиозаписи. Упражнения на формирование графического и звукового образа слова выполняются с опорой на мультипликационную презентацию. Формирование навыков чтения осуществляется на основе метода звуко -буквенных соответствий, метода восприятия слова или фразы как целостной единицы. Учащимся предлагается найти слова на экране по его звучанию.

Обучающиеся с большим удовольствием занимаются на уроках, повторяют слова, поют песни, выполняют упражнения. Возможность прослушивать запись несколько раз, неоднократно выполнять задания, заниматься дома придают ребятам уверенность, что все у них получится. Так как большое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи ученики с первых уроков изучения иностранного языка привыкают слушать иноязычную речь, что снимает ряд психологических проблем при общении с носителями языка, т.к. речь становится "живой", а не просто одним из аспектов обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий помогают сделать уроки более яркими, интересными, запоминающимися. Аналогичный сайт есть для изучения немецкого языка http://www.gml.ru . Там тоже обучение через прослушивание фильмов, песен, текстов в контексте. И обучающийся сам выбирает ту лексику, которую ему надо заучить. Еще существенно помогает в работе с детьми с ограниченными возможностями сайтhttp://www.busuu.com . На этом интернет ресурсе можно выучить несколько языков. Здесь еще предоставляется возможность найти друзей из других стран мира и переписываться с ними. Для них язык переписки — родной. Таким образом, в первую очередь решает коммуникативная задача, т.е. ребенок реально видит, для чего он изучает иностранный язык. С носителями языка обучающиеся могут общаться на сайтах http://www.freshlingua.com или http://www.sharetalk.com . Преимуществом этих сайтов является то, что разговорный английский язык преподносится в виде легкого сериала с субтитрами. Очень важно на уроках иностранного языка погрузиться в языковую среду. И все эти интернет ресурсы дают для этого прекрасную возможность. Сайт http://www.cookie.com интересен как разработанный ресурс для детей младшего возраста, но для англоговорящих детей. Поэтому для тех, кто учит английский как иностранный много интересного и в 7 и 8 классе.

Погружение в языковую среду предполагает базовые знания по грамматике и для формирования грамматических навыков очень хорошо подходит сайт http://www.study.ru .На этом сайте можно знакомиться с грамматикой как английского так и немецкого языков , а так же там можно найти много упражнений и тестов по грамматике разного уровня. Пополнить словарный запас обучающихся можно и с помощью программ по заучиванию слов http://www.repete-my.com. Здесь можно легко за урок выучить большое количество лексики. Некоторые обучающимся, у которых есть проблемы с запоминанием новых слов, используют сайт http://www.english-cards.ru , на котором они могут распечатать карточки с английскими словами и учить их визуально. Кому-то это система подходит больше, чем заучивание слов через просмотр презентации или фильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания английского языка одарённым детям на основе использования коммуникативного метода обучения

Методика преподавания английского языка одарённым детям на основе использования коммуникативного метода обученияПрoблeмa рaбoты с oдaрeнными дeтьми – oднa из сoврeмeнных зaдaч мoдeрнизaции oбрaзoвaния...

Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.

    Тема моей  работы по самообразованию – «Раннее обучение  детей  английскому  языку  с  1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данно...

"Трудности преподавания русского языка и литературы в 5 классе" (из опыта работы)

Данная тема очень актуальна на протяжении многих лет, так как процесс перехода ребёнка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и педагогов является не только радостным событием, но за...

Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.

    Раннее обучение  детей  английскому  языку  с  1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данной области состоит  в том, чтобы по...

Трудности обучения английскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.

методы преодоления трудностей в изучении английкого языка младшими школьниками с логопедическими проблемами....

особенности преподавания английского языка для детей с ОВЗ

     В связи с переходом на инклюзивное образование вопрос об обучении детей с ОВЗ встал очень остро. Совершенно очевидно, что к таким детям нужен особый индивидуальный подход. В...

Преподавание английского языка глухим обучающимся

В сообщении раскрыты особенности преподавания английского языка глухим обучающимся....