Сферы детской одарённости
консультация

Фролова Валентина Андреевна

Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько  научные основания  одарённости, сколько,

прежде всего, их реальные  жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одарённых детях сегодня-это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sfery_detskoy_odarennosti.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Сферы детской одарённости

Оглавление

Введение…………………….....................……………   1

Основная часть

1. Виды одаренности и сферы одарённости…………    2        

1.1 Сенсорно-перцептивнаясфера……………………… 2        

1.2 Эмоциональная сфера……………………………….. 4

1.3 Познавательная сфера………………………..............5

1.4 Психомоторная сфера.................................................. 5

1.5 Психосоциальная сфера…........................................... 7

Заключение………………………………………………....7

Литература………………………………………………….8

Введение

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности  наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

 Существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Главная цель образования до настоящего времени определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас акцент видится в том, чтобы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

                                                 Основная часть

  Виды одаренности

Зарубежные и отечественные исследователи  детской одаренности выделяют разные виды этого феномена. Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Среди критериев выделения видов одаренности Матюшкин А.М. выделяет следующие:

-вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики,

-степень сформированности,

-форму проявления,

-широту проявлений в различных видах деятельности,

-особенности возрастного развития.

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная.

Сферы одарённости

Сферы психики представлены  сенсорно-перцептивной, эмоциональной, познавательной, психомоторной, психосоциальной сферой.

Сенсорно-перцептивная сфера:

-опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений;

-могут одновременно следить за несколькими событиями или явлениями;

-острота и чуткость того или иного сенсорного канала;

-способны заниматься несколькими делами сразу.

Виды перцепции

 Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия.

 Специалисты выделяют три основные разновидности чувственного познания окружающего мира:

-познание с помощью зрения;

-познание с помощью слуха;

-формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.

Слуховая

Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой.

Музыкальная одаренность

Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.

Музыкальная одаренность - это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.

Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, музыкального слуха, музыкальной памяти.  

Феноменальной музыкальной  памятью обладали композиторы В. Моцарт, А. Глазунов, С. Рахманинов, дирижер А. Тосканини и другие музыканты.

Противоположными фактами богата история вундеркиндов - «чудо детей», очень рано проявивших себя, но остановившихся в своем развитии и тем самым не оправдавших прогноз, высказывавшийся на их счет.

Как показали исследования биографий вундеркиндов, отрицательные стороны этого явления проявляются в тех случаях, когда совпадают следующие факторы в их воспитании:

-непомерная эксплуатация ранних достижений ребенка, частые выступления перед публикой, что связано с нарушением детского режима и истощением нервной системы;

-привыкание и эмоциональное притупление от однообразного репертуара и механической тренировки;

-отсутствие систематических занятий и правильного общего и музыкального развития, порожденные увлечением взрослых ранним успехам, которые достигнуты без особого труда;

-неумение трудиться и получать от этого удовольствие.

В связи с этим встает проблема диагностики музыкальной одаренности детей - одна из самых актуальных в музыкальной педагогике и психологии, поскольку она связана с задачами профессионального и индивидуального отбора.

Зрительная

Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители.

Критик сказал об одном художнике так: «Он видит то, на что другие только смотрят». Художники не проявляют интереса к классификации переживаний, помещению их в уже имеющийся мысленный каталог. Их задача - свежий взгляд на переживание, а затем, при наличии таланта, умение запечатлеть это переживание, чтобы другие, менее восприимчивые люди также смогли увидеть его свежим взглядом. Очень точно сказал об этом Симмел: «Ученый видит нечто, потому что знает нечто, в то же время художник знает нечто, потому что видит».

В конце XIX века в ребенке стали замечать и признавать художника. Поль Гоген призывал рисовать  как дети, понимая под этим упрощение ради большей выразительности. В XX веке заговорили вполне серьезно о влиянии детей на выдающихся мастеров современной живописи — таких, как А.Матисс, П.Клее, М.Шагал, Ж.Брак, Ж.Миро.

Осязательная

Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения-кинестетики. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики, развитие тактильных ощущений  оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.

Учитывая тот факт, что тактильные ощущения у кинестетиков преобладают на протяжении всей жизни, психологи советуют им выбирать профессию, связанную с этими отраслями. К примеру, если у кинестетика развиты вкусовые качества, он может стать отличным поваром, дегустатором,  сомелье.  Нередко кинестетики встречаются среди парфюмеров.

Многие становятся косметологами, массажистами, так как хорошо чувствуют кожу, мышцы и определяют проблемные зоны. Женщины с таким складом характера становятся мастерами рукоделия.  

 Творчество, красота, вкус, аромат, тактильные ощущения, активность  характеризуют одарённого кинестетика.

Эмоциональная сфера

-повышенная чувствительность»;

-восприимчивость к сенсорным стимулам, склонность к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим;

-способны к переживанию преувеличенных страхов;

-восприимчивость к неречевым проявлениям чувств и эмоций;

-заниженная самооценка;

-перфекционизм;

-нехватка эмоционального баланса

Многие ученые при исследовании одаренности всегда большее внимание уделяли общей интеллектуальной одаренности, так на ее базе формируется и специальная одаренность и умственное развитие человека в целом. А вот внимание эмоциональному интеллекту было уделено совсем недавно. И здесь важно подчеркнуть важность его исследования, так как человек не может существовать изолированно от общества, он всегда находится во взаимодействиями с другими людьми.

Для успеха в жизни важны  эмоциональная и душевная одаренность . Такие качества как оптимизм, умение ладить с окружающими, способность адекватно реагировать на проблемы и самообладание в жизни куда не мене важнее умственных задатков.

Если говорить о прогнозах, то у детей, наученных правилам общения и контролю своих эмоций, гораздо больше шансов преуспеть в жизни, чем у сверстников-интеллектуалов.

В связи с этим родителям, воспитателям и учителям отводится активная роль: привить необходимые человеческие качества, попутно развивая данные ребенку от природы таланты. Ведь эмоциональная одаренность ни в коем случае не исключает одаренность интеллектуальную.

Познавательная сфера

-потребность в умственных впечатлениях, любознательность, пытливость ума;

-широтой интересов, стремлением «объять необъятное»;

-острота мышления, наблюдательность и исключительная память;

-выраженная и разносторонняя любознательность;

-часто «прескакивают» через последовательные этапы своего развития;

-рано начинают классифицировать и категоризировать поступающую к ним информацию и собственный опыт;

-легко справляются с познавательной неопределенностью; стремление решать проблемы, которые им «не по зубам»;

-разнообразием интересов

Для одаренных детей наиболее характерна особая потребность в умственной нагрузке, умственном поиске. Для таких детей удовольствие думать, радость узнавать, это, так называемая, познавательная потребность. 

Было проведено много исследований и дискуссий среди ученых, чтобы признать, что потребность в познании – не «служанка» других потребностей, а самостоятельная, независимая величина. Конечно, независимость эта относительна, т.к. все потребности связаны между собой, образуя сложную систему.

Т.о., существует особая потребность во впечатлении, в познании. Для нее характерны: активность (человек сам ищет новую информацию, нуждается в ней), потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. Получение нового знания не погашает, а усиливает эту потребность. Если человек голоден, то, удовлетворив голод, потребность в пище исчезает. Познавательную потребность удовлетворить невозможно. Можно переесть, но «перепознать» нельзя.

Активность познания, потребность в нем сопровождается положительными эмоциями. Ибо без эмоций нет никаких потребностей. Исследования людей в момент интеллектуального напряжения по целому пряду физиологических показателей (биохимических, электроэнцефалографических и т.д.) свидетельствуют, что, как правило, в участке мозга, занятым умственной работой, возбуждается и центр положительных эмоций. Полноценная умственная деятельность вызывает чувство радости, которая в этом процессе усиливается.  Даже сейчас можно услышать выражение сочувствия в адрес одаренных детей, якобы они лишены детства, заумные.  У некоторых людей связь с умственной деятельностью и положительным эмоциями настолько сильна, что лишение интеллектуальной деятельности приводит их к тяжелому состоянию.

Возвращаясь к детям раннего возраста, необходимо отметить, что потребность во впечатлениях постепенно переходит в любознательность. Любопытство – любознательность – познавательная потребность – этими понятиями обозначается лесенка, ведущая к вершинам познания. Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей.

Психомоторная сфера

-высокий автоматизм ряда психомоторных реакций;

-спят меньше своих сверстников, в ДОУ часто отказываются от дневного сна;

-трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы, координацией между визуальным восприятием и механическим движением (особенно это диссонирует с развитыми познавательными способностями)

Моторно одаренные дети обладают хорошим физическим развитием,  склонностью, повышенным интересом к двигательной активности, относительно высокой (по сравнению со сверстниками) способностью произвольного управления движением, саморегуляцией . Моторно одаренный ребенок способен тонко распределять напряжение и расслабление мышц, координировать их сокращение и расслабление; он обладает способностью воспроизводить и удерживать точный ритм, а также высокий темп движений, сохранять точность и соразмерность движений в момент передвижения в пространстве. У таких, моторно одаренных, детей ярко проявляется и способность к предвосхищению двигательных действий, им свойственен высокий уровень двигательной памяти, легкость в научении, овладении новыми движениями. Таким детям характерна способность «схватывать» и запоминать технику движения, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях.

Характерной особенностью одаренных людей является наличие у них внутреннего высокого эталона, с которым они сравнивают свои результаты деятельности. Эта особенность свойственна и моторно одаренным. Она во многом объясняет порой заниженную их самооценку, наблюдающуюся иногда неудовлетворенность ребенка, казалось бы, достаточно высоким (для его возраста) результатом двигательной активности, качеством движения. Его притязания, эталон ведь выше! Итак, моторно одаренные дети, хоть и развиваются согласно общим закономерностям развития, но имеют целый ряд особенностей, которые важно учитывать при их воспитании и обучении.

Особое внимание следует обратить, прежде всего, на мотивацию. Конечно, она значима на всех этапах развития моторно одаренного человека. Однако дошкольный возраст — период, когда одаренность, как правило, только начинает пробуждаться. И проявиться она может только в процессе движения ребенка, наиболее явственно — когда двигательная активность ребёнка усиленно мотивирована. Представляется значимым и то, что, уделяя внимание мотивации двигательной активности, мы тем самым способствуем развитию и потребности дошкольника в здоровом образе жизни.

  Хочется  отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности - это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле), политиками (Александр Карелин) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Психосоциальная сфера

-социальная автономность (самостоятельность, самовоспитание);

-наличие лидерских качеств, соревновательности, чувства юмора; высокая

-легкость приспособления к новым ситуациям;

-в окружении посторонних способность сохранять уверенность в себе;

-легкость в генерации идей и решений;

-инициативность, выходящая за рамки возраста;

-развитое чувство справедливости, острая реакция на проблемы вокруг;

-защитная реакция на непонимание и непринятие со стороны окружающих - издевка, сарказм;

-стремление общаться, дружить со старшими детьми или со взрослыми.

Еще один тип одаренности, который педагогу сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, - это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

Заключение

Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. В современной педагогике имеется немало инновационных разработок, позволяющих ребенку самому инициировать собственное обучение. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми (в первую очередь с учителями). Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме.

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям, прежде всего в учебе, то по перечисленным  особенностям необходимо отличать одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса

познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, способному важен результат и его оценка.

Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения одаренных детей. Возникающие в некоторых случаях трудности профессиональной ориентации, когда вплоть до окончания школы учащиеся продолжают «разбрасываться», связаны с высоким развитием у них способностей во многих областях.  Поэтому система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Основная цель работы с одаренными детьми — это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

Литература

1.Амосов И.М. и др. Моделирование творческой личности. -М., 1995.

2.Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М., 1998.

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, - М., 1976.

4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

5.Денисенкова Н.С. Формирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду, автореферат диссертации кандидата психологических наук. - М., 1991,

6.Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? - М., 1997.

7.Клименко В. В. О природе таланта. Т.1. - М., 1994.

8.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск, 1984.

9.Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.

10.Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. - М., 1960.

11.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., 1993.

12.Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. - М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

определение детской одарённости

Каждый педагог, работающий с одарёнными детьми, может познакомиться с этим документом....

Проблемы детской одарённости

Острота проблемы обучения и развития одаренных детей в школе, вновь осознанная в нашей стране в последние годы, породила широкий интерес к ней как со стороны исследователей, так и педагогов-прак...

Опыт работы учителя английского языка по реализации программы экспериментальной муниципальной площадки «Старт к успеху» по развитию детской одарённости

В статье описывается опыт работы с одарёнными детьми по изучению английского языка в рамках реализации экпериментальной муниципальной площадки "Старт к успеху" по развитию детской одарённости....

Статья о детской одарённости

Что считать детской одарённостью, что талантливостью, а что гениальностью? В статье рассуждается о том, как распознать задатки одарённости или талантливости ребёнка, почему так важно педагагам раскрыт...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Из опыта работы. Развитие детской одарённости в системе дополнительного образования МБОУ СОШ 5 города Белореченска.

В нашей школе сложилась система работы с одарёнными детьми в различных сферах деятельности. Школа является инновационной площадкой. Мы реализуем проект «От волонтёрской деятельности к социальной и про...

Педагогика сотрудничества на уроках биологии как способ развития детской одарённости

Педагогика сотрудничества на уроках биологии  как способ развития детской одарённостиКлассный час : "Правильное питание – залог здоровья"...