Обследование устной речи учащихся старших классов. Протокол обследования
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс)

Тестовая диагностика устной речи старших школьников по Фотековой Т.А. Приведены речевые задания и критерии оценки их выполнения. Для того чтобы показать, как работают эти критерии, представлен протокол обследования, в котором отражены результаты выполнения проб учащихся с речевой патологией и оценки каждой пробы. После завершения обследования выстраивается речевой профиль ребенка (график) который наглядно показывает как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка; на его основе легко разработать коррекционную программу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестовая методика обследования речи старших школьников

(по Фотековой Т.А.)

Учитель-логопед ГБОУ Школа 1228
Ткаченко М.Ф.

Методика обследования речи старших школьников

(Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи. М.-2006г.)

Это вариант включает 102 пробы, не считая прверки звукопроизношения. Максимальная оценка за выполнение заданий всей серии -150 баллов. Приняв эту цифру за 100%, можно вычислить процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно соотнести с одним из четырех уровней успешности

Уровневая оценка успешности:

IY уровень – 100-85%;

III уровень – 84,9-70%;

II уровень -69,9-55%;

I уровень – 54,9% и ниже.

Вычислив процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить индивидуальный речевой профиль:

1 – фонематическое восприятие;

2- артикуляторная моторика;

3 - звукопроизношение;

4- слоговая структура слова;

5- навыки языкового анализа;

6- грамматический строй речи;

7- словообразование;

8- понимание логико-грамматических отношений;

9- связная речь.

Речевые пробы и система их оценки

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи

  1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция. «Повторяй за мной слоги»

  • Би-ба-бо – бо-ба-би
  • Ма-на-на – на-ма-на
  • Ба-па – па-ба
  • Са-ша – ша-са
  • Ла-ра – ра-ла
  • Жа-ща – ща-жа
  • Па-па-ба – ба-па-ба
  • Ча-ща-ча – ща-ща-ча
  • За-за-жа – жа-за-за
  • Ла-ра-ла – ла-ра-ра

Каждая пара цепочек оценивается как одна проба.

Оценка:

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – напряженное или замедленное воспроизведение;

0, 25 балла – уподобление слогов с самокоррекцией;

0 баллов – уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.

Максимальная оценка за задания – 10 баллов

2. Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Инструкция: «Делай так, как я покажу»:

  • Надуть щеки;
  • Надуть одну щеку;
  • Надуть другую щеку;
  • Упереть язык в правую щеку.

Если движение по инструкции не удается, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по образцу.

Инструкция: «Повторяй за мной движения»:

  • Губы «Трубочкой»;
  • Язык «Лопаткой»;
  • Поместить язык между верхними зубами и верхней губой;
  • «Маятник»;
  • «Качели»;
  • Чередование «Улыбка» - «Трубочка».

Оценка:

1 балл – точное и правильное выполение;

0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;

0,25 – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации;

0 – невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).

Максимальная оценка – 10 баллов

3. Исследование звукопроизношения

Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

  • собака, маска, нос;
  • сено, косить, высь;
  • замок, коза;
  • зима, магазин;
  • цапля, овца, палец;
  • шуба, кошка, камыш;
  • жук, ножи;
  • щука, вещи, лещ;
  • чайка, очки, ночь;
  • рыба, корова, топор;
  • река, варенье, дверь;
  • лето, колесо, соль.

Все звуки условно разделены на 5 групп: свистящие, шипящие; л, л,; сонорные р,р,; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы сумируются.

1 балла - нормативное произношение всех звуков группы;

0,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);

0,25 балла – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все

Максимальная оценка – 5 баллов

4. Исследование сформированности слоговой структуры слова

Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

  • баскетбол;
  • перепорхнуть;
  • аквалангист;
  • термометр;
  • достопримечательность

Оценка:

1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова;

0,5 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

0,25 – изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет согласного звука при стечении);

0 – нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение

Максимальная оценка – 5 баллов

Максимальная оценка за выполнение всей серии – 30 баллов

II Серия. Исследование навыков языкового анализа

Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на вопросы»:

  • Сколько слов в предложении: «Около дома росла высокая береза».
  • Какое третье слово в предложении?
  • Сколько слогов в слове: дождь, аквариум?
  • Какой второй слог в слове «аквариум»?
  • Сколько звуков в слове: дождь, диктант?
  • Какой четвертый звук в слове «диктант»?
  • Сколько согласных звуков в слове «диктант»? (назвать по порядку).
  • Какой звук следует после «д» в слове «диктант»?

Оценка:

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция

0,25 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи («Неверно, подумай еще»);

0 баллов – неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Максимальная оценка за выполнение серии – 10 баллов

Серия III. Исследование грамматического строя речи.

1. Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция: «Постарайся составить предложения из слов».

  • Миша, косить, трава, кролики, для.
  • Сын, купить, шар, красный, мама.
  • Солнце, земля, освещаться.
  • Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак.
  • Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у.

Оценка:

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного, двух членов предложения, использование помощи в виде одного вопроса;

0,25 балла – негрубые аграмматизмы, использование развернутой помощи (составление предложения по опорным вопросам), упрощение структуры предложения;

0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

Максимальная оценка – 5 баллов

2. Повторение предложений

Инструкция: «Повторяй за мной как можно точнее».

  • Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу.
  • После лета наступает осень, и с каждым днем становится холоднее.
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
  • Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену.
  • В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель.

Оценка:

1 балл –правильное выполнение;

0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск не более двух членов предложения;

0,25 балла – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, упрощение синтаксической схемы предложения;

0 баллов –грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов

Максимальная оценка – 5 баллов

3. Верификация предложений

Инструкция: «Постарайся найти в предложении ошибку и исправить её».

  • Зима пришла, потому что река замерзла;
  • Мама довольна сыну;
  • Самолет разбился, хотя мотор был неисправен;
  • Все старики когда-то будут молодыми;
  • Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа.

Оценка:

1балл – правильное выполнение;

0,5 балла – использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки;

0,25 – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;

0 баллов – ошибка не выявлена.

Максимальная оценка за выполнение задания -5 баллов

4. Добавление предлогов в предложение

Инструкция: «Попробуй найти и вставить пропущенное слово».

  • Лодка плывет … озеру;
  • Чайка летит … водой;
  • Молодая трава выглядывает … снега;
  • … конуры сидит пес.
  • Большая толпа собралась … театром.

Оценка:

1балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0,25 –коррекция после стимулирующей помощи («Подумай еще»);

0 баллов – неправильное выполнение даже после помощи или отказ

Максимальная оценка за выполнение задания -5 баллов

5. Образование множественного числа существительных

Инструкция: «Образуй множественное число существительных по образцу».

Образец: один -дом, е если их много , то это- дома

Стул -…-….

Ухо - … -….

Зеркало -…. - ….

Пальто - … - ….

Платье -… - ….

Образец: один дом – много(чего?) домов

Стул -…..-….

Ухо - …-….

Зеркало -…-…

Пальто -… -…

Платье -… -…

Оценка:

1 балл – форма образована правильно;

0,5 балла – самокоррекция;

0,25 балла – коррекция после стимулирующей помощи;

0 баллов – неверная форма слова или отказ от выполнения.

Максимальная оценка за выполнение задания -10 баллов

Максимальная оценка за выполнение серии - 30 баллов

Серия IY. Исследование словообразовательных процессов

1. Образование уменьшительной формы существительных

Инструкция: «Образуй уменьшительную форму слова».

  • дерево – …
  • лес – …
  • улица – …
  • ухо – …
  • слово - …

2. Образование относительных прилагательных от существительных

Инструкция: «Образуй прилагательные по образцу».

Образец: бумага – бумажный.

  • солома – …
  • лед – …
  • вишня – …
  • слива – …
  • черника – …
  • клюква - …
  • ель – …
  • масло – …
  • лен – …
  • суп - …

3. Образование качественных прилагательных

Инструкция: «Образуй прилагательное по отношению к слову день».

  • Мороз -…
  • Снег -…
  • Дождь -…
  • Солнце -…

Ветер -….

4. Образование притяжательных прилагательных от существительных

Инструкция: «Образуй прилагательные, отвечающие на вопрос чей».

  • волк -…
  • медведь -…
  • лев -…
  • птица -…
  • орел -…
  • мать -….
  • отец -…
  • брат -…
  • дед -…
  • дочь -…

Оценка:

1 балл – правильная форма

0,5 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

0,25 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте;

0 – неправильная форма слова или отказ

Максимальная оценка за выполнение серии - 30 баллов

Серия Y. Исследование связной речи

1. Пересказ текста

Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и приготовься его пересказывать».

Галка и голуби.

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Покрасилась она в белый цвети влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по галочьи. Голуби всё поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те её так же не признали и выгнали.

По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько понят смысл ситуации:

  • Почему галку не узнали свои?
  • Какая мораль у этой истории?

Оценка:

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения:

5 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;

2,5 балла – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

1 балл – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 баллов – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Критерий возможности построения текста:

5 баллов – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;

2,5 балла – недостаточная последовательность в изложении, отсутствие связующих элементов, или стереотипность связующих элементов;

1 балл – тенденция к фрагментарности текста без обобщающей сюжетной линии, неоднократные, необоснованные повторы слов или грамматических конструкций, или наличие повторяющихся непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 баллов – невозможность самостоятельного построения связного текста, даже в условиях помощи.

Критерий грамматического оформления:

5 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сюжетных и разнообразных грамматических конструкций;

2,5 балла – рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов;

1 балл – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (наблюдение грамматических обязательств);

0 баллов – множественные аграмматизмы.

Критерии лексического оформления

5 баллов – адекватное использование вербальных средств;

2,5 – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

1– выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие);

0 –далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен -20

2. Рассказ на заданную тему

Инструкция. «Расскажи, пожалуйста, о своих увлечениях. Как ты проводишь свободное время?»

Оценка:

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения:

5 баллов –самостоятельная реализация собственного, соответствующего теме, замысла в развернутое и законченное повествование;

2,5 балла – для формирования замысла потребовались 1-2 наводящих вопроса, рассказ соответствует теме, или собственный замысел оформлен недостаточно развернуто и целостно;

1 балл – явные трудности смыслового программирования, необходимость развернутой помощи (более двух вопросов) для формирования замысла;

0 баллов – отсутствие замысла и связности в изложении даже в условиях помощи.

Критерий возможности построения текста:

5 баллов – рассказ содержит логически выстроенные смысловые единицы, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;

2,5 балла – недостаточная последовательность в изложении, или отсутствие связующих элементов, или стереотипность связующих элементов;

1 балл – тенденция к фрагментарности текста без обобщающей сюжетной линии, неоднократные, необоснованные повторы слов или грамматических конструкций, или наличие повторяющихся непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 баллов – невозможность самостоятельного построения связного текста, рассказ носит характер простого перечисления или состоит из речевых штампов.

Критерий грамматического оформления:

5 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сюжетных и разнообразных грамматических конструкций;

2,5 балла – рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов;

1 балл – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (наблюдение грамматических обязательств);

0 баллов – множественные аграмматизмы.

Критерии лексического оформления

5 баллов – адекватное использование вербальных средств;

2,5 – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

1– выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие);

0 –далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен -20 баллов

Наивысшая оценка за все задания для старшеклассников – 40 баллов

Серия YI Исследование понимания логико-грамматических отношений

Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».

  • Покажи ключ, карандаш;
  • Покажи карандашом ключ;
  • Покажи карандаш ключом;
  • Нарисуй круг под крестом;
  • Нарисуй крест под кругом;
  • Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето бывает перед весной?
  • Ваня выше Пети. Кто ниже ростом?
  • Сашу ударил Коля. Кто драчун?
  • Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
  • Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала?

Оценка:

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0,25 балла – перебор вариантов, поиск с нахождением правильного ответа;

0 баллов – неверный ответ.

Максимальная оценка за выполнение серии – 10 баллов

Максимальная оценка за весь тест – 150 баллов

Заполнив ответы в таблицу, получим речевой профиль ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.

Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...

Тема: «Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием».

Уровень развития связной речи напрямую зависит от уровня интеллектуального развития ребенка. Нарушения связной речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняю...

Развитие устной речи учащихся начальных классов с нарушением зрения и интеллекта

Статья будет интересна учителям ОУ, воспитателям, дефектологам, а также тем, кто работает с детьми с ОВЗ....

Обучение монологической и диалогической речи учащихся старших классов на уроках английского языка

Итоговая аттестационная работа на курсах профессиональной переподготоки...

Статья на тему: "Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием"

Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащаетс...

Карта диагностического обследования старшеклассника (Диагностическое обследование устной речи обучающихся 5-9 классов)

Материал является адаптированным вариантом Тестовой методики диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотековой)...

Протокол обследования устной речи учащихся

Материал адресован учителям-логопедам, работающим  с детьми младшего школьного возраста....