«Алкоголю – «ДА» или «НЕТ»!
материал

Пономарева Ирина Сергеевна

Коррекционно-развивающее занятие  «Алкоголю – «ДА» или «НЕТ»

Цель:          Цель -  выработка у подростков отрицательного отношения к употреблению алкоголя.

                   Задачи:

  1. Воспитывать стойкое негативное отношение к алкоголю.
  2. Развивать самооценку и самоконтроль воспитанников.
  3. Расширять знания воспитанников об отрицательном  влиянии алкоголя на организм человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alkogolyu_da_ili_net.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Кузедеевская школа-интернат»

Кемеровская область – Кузбасс

Новокузнецкий муниципальный округ

Коррекционно-развивающее занятие

«Алкоголю – «ДА» или «НЕТ»!

(для 5-9 классов)

Разработано

педагогом-психологом  Л. А. Чабан,

социальным педагогом И. С. Пономаревой

п. Кузедеево

2023-24 учебный год

Алкоголю – ДА или НЕТ!

Цель:  выработка у подростков отрицательного отношения к употреблению алкоголя.

Задачи:

  1. Воспитывать стойкое негативное отношение к алкоголю.
  2. Развивать самооценку и самоконтроль воспитанников.
  3. Расширять знания воспитанников об отрицательном  влиянии алкоголя на организм человека.

Словарная работа: нарколог

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, иллюстрации

I. Вступительная часть (организационный момент, вступительная беседа)

 - Ребята, каждый человек стремится к тому, чтобы быть здоровым! И хочет быть здоровым.

 - Здоровый человек, – какой он? Бодрый (вялый), сильный (слабый), уверенный (не уверенный), энергичный…

 - А если человек нездоров, как его называют?

- Какие болезни вы знаете?

- Алкоголизм – это тоже болезнь, есть даже специальные врачи, которые лечат алкоголизм. Это наркологи. Они лечат людей от алкоголизма и так же от наркотиков.

Определение по словарю слова «НАРКОЛОГ»:  «врач, который лечит алкоголизм, наркоманию и токсикоманию»

- На сегодняшнем занятии мы поговорим об алкоголе. И решим: ДА или НЕТ – алкоголю!

        II. Основная часть.

2.1.Беседа  с использованием мультимедийной презентации.

- Мы часто слышим о том, что употребление алкоголя вредит здоровью людей, негативно влияет на личную жизнь.  Мы часто видим пьющих людей по телевизору, среди знакомых, на улице. Одни люди, употребляя алкогольные напитки, выглядят успешными и здоровыми, другие, наоборот, вызывают отвращение.

- Ребята, что вы знаете об алкоголе, об алкогольных напитках? Приходилось ли вам общаться с людьми, которые пьют алкогольные напитки? Были ли в вашем окружении люди в состоянии алкогольного опьянения? Как ведут себя такие люди, в состоянии алкогольного опьянения? Как выглядит человек, больной алкоголизмом? Как выглядит внешне человек в состоянии алкогольного опьянения?

- В первую очередь неряшливо одет: расстегнута одежда, испачканный, грязный; цвет лица меняется: ярко-красный или бледный, тусклый; походка неуверенная, пошатывающаяся; размахивает руками; оживленно разговаривает;  речь несвязная, язык заплетается, перебивает окружающих;  на замечания реагирует негативно, даже часто агрессивно;  критику не воспринимает, часто пристает к людям в транспорте, в очередях; пьяный человек способен на конфликт, драку, преступление.  

 

Слайды 2-12

- Какое чувство  вызывают у вас такие люди?

- Может ли человек в состоянии алкогольного опьянения: водить машину, плавать,

кататься на лодке, на лыжах, играть в футбол?

 - Может ли алкоголик быть президентом, космонавтом, генералом, спортсменом…?

- Что же такое алкоголь? Почему он делает людей такими? Вреден ли он для человека?  Давайте разберёмся в этом.

Слайды 13-14

Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве и др.). Название «алкоголь» происходит от арабского «аль-коголь», что означает «одурманивающий». В VI-VII веках арабы научились получать спирт, с помощью которого стали изготовлять различные напитки, получившие впоследствии название алкогольных. Основой всех алкогольных напитков является винный, или этиловый спирт, который и вызывает состояние опьянения. Зависимость от алкоголя приводит к болезни – алкоголизму.

Слайды 15-19

Печень. Любые дозы алкоголя самым разрушительным образом действуют на печень, которая принимает на себя первый удар алкогольного яда. Клетки печени отмирают и замещаются жиром и соединительными тканями. Начинается жировое перерождение печени – гипотоз. За ним приходит цирроз, за ним – рак. Увеличивается селезенка

Сердце. Когда алкоголь с кровью попадает в сердце, он разрушает клетки вашей сердечной мышцы.  Появляются микрорубцы, мышца теряет эластичность,  работает на пределе возможностей и захлёбывается кровью, не успевая её проталкивать. В артериях и капиллярах образуются тромбы, которые перекрывают, доступ кислорода и питательных веществ к сердечной мышце. Ткани сердца отмирают. Это называется – инфаркт.

Мозг. При употреблении 100 граммов водки гибнут несколько тысяч клеток мозга. С каждой выпивкой часть клеток головного мозга разрушается, отмирает и с мочой выводится из организма. Это ведет к снижению памяти, внимания, мышления. Человек деградирует.

Кишечник. Употребление алкоголя приводит к воспалению, возникновению язв в кишечнике и кровотечениям в полости живота.

Костная система разрушается.

Слайд 19

Сохранение будущего потомства. Как вы думаете, влияет ли употребление алкоголя на малыша, который находится ещё в животе у мамы? Даже небольшое количество алкоголя, выпитое беременной женщиной,  представляет большую угрозу для ребенка находящегося в ее утробе и может вызвать врожденные дефекты: дефекты лица (заячья губа, волчья пасть), задержку умственного развития и отставания в росте.

Слайды 20-22              

- Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает к алкоголю и требует его всё больше и больше.

2.2  Упражнение - мозговой штурм «Разрушаем стереотипы»

Задача упражнения - проанализировать вместе с ребятами стереотипы, чтобы показать их условность и ограниченность.

Как вы думаете, зачем люди пьют алкогольные напитки?  

 Пишу на доске заголовок: «Причины употребления алкоголя». 

Прошу ребят назвать причины, по которым подростки начинают употреблять алкоголь. Сначала даю возможность ребятам предложить максимально возможное количество версий. Даю и возможность говорить. Ответы ребят нужно записывать на доске. Обращаю внимание на отрицательные характеристики алкоголя, данные ребятами. Ответы, содержащие положительные характеристики алкоголя обсуждаем всем классом. Говорю, что производители алкоголя прилагают много усилий для того, чтобы их товар выглядел внешне привлекательным (красивые бутылки, этикетки), вкусным, но ничего не говорят о вредных качествах алкоголя. Подвожу ребят к выводу, что алкоголю часто приписывают те свойства, которыми он на самом деле не обладает. В случае возникновения затруднений, можно задавать наводящие вопросы или помогать с ответом. В результате должно получиться 5-10 версий, суть которых можно свести к нижеперечисленным.

2.3 Вы много назвали причин. Вот мы с вами сейчас и разберем – почему люди пьют?  У вас на столе карточки, на которых написаны причины. Выходите по очереди и помещаете на доску. (Ребята работают у доски) 

А сейчас я вам прочитаю рассказ и мы обсудим поведение героев, которые решили с помощью алкоголя решить свои проблемы.

2.4 Рассказ педагога.

Цель: обсудить поведение  героев и ответить на следующие вопросы. 1.  Какую проблему пытался решить герой ситуации с помощью алкоголя? 2 .Удалось ли герою решить свою проблему с помощью алкоголя? 3. Как герой ситуации, мог решить свою проблему без употребления алкоголя?  

Рассказ.

Саша пригласил на день рождение своих одноклассников: Веру, Сережу, Валеру и Наташу. Родители ушли, и ребята остались одни. Они танцевали и играли в разные игры.  Когда вечеринка была в самом разгаре, к Саше зашел его сосед Витя со своим другом. Они были на три года старше  Сашиных одноклассников. « Какой день рождение без выпивки», - удивился Саша? Витя стал убеждать ребят,  что немного вина сделает их вечернику более веселой, что они уже взрослые и пить вино - совсем не опасно. Ребята сначала робко отказывались, но потом согласились.

- Вера подумала, что, выпив немного вина, она станет смелее и наконец – то сможет пригласить танцевать Сережу, который ей очень нравился.

- Сережа решил, что вино поможет ему расслабиться, так как у него была трудная неделя.

- Валера, который был маленького роста, и над ним иногда посмеивались, решил, если он будет пить вино вместе со всеми, никто уже не скажет, что он маленький.

- Наташа решила, что немного вина поднимает ей настроение, так как она накануне поругалась со своей подругой.

- После того, как вино было принесено и выпито, ребят было трудно узнать.

- Веру бокал вина так разморил, что она уткнулась в подушку и уснула на диване.

- Сережу стало тошнить, и он только и думал о том, как ему плохо.

- У Валеры после выпитого вина так разболелась голова, что он сидел и плакал, как ребенок.

- Наташа после выпитого бокала вина стала танцевать, но не удержалась на ногах и упала, порвав новое модное платье. Ее настроение было окончательно испорчено.

-  Какую проблему пытался решить герой ситуации с помощью алкоголя?

  - Удалось ли герою решить свою проблему с помощью алкоголя?  

 - Как герой ситуации, мог решить свою проблему без употребления алкоголя?  

Вывод.  Обращаю внимание, что употребление алкоголя часто не только не помогает разрешить ситуацию, но и может усугубить ее, создав новые проблемы.

III  Заключительная часть.

Подведение итогов занятия

- Ребята, ну и о чем же вы, сегодня полезного и нового  узнали?

- Какой вред наносит алкоголь?

- Как алкоголь действует на те или иные органы человека?

- Как себя нужно вести с пьяным?

- Так алкоголизм – это ВРЕД или ПОЛЬЗА?

И в тот момент, когда вам придётся делать этот выбор, вспомните сегодняшний день и задумайтесь, что выбрать алкоголь или здоровье.

СЛАЙД  24

Посмотрите ещё раз на людей, больных алкоголизмом. Приятно на них смотреть? На кого они похоже, на какое животное?

СЛАЙД  25

- Так будьте же всегда здоровыми, красивыми, молодыми и не растрачивайте попусту то, что дано вам природой, поддерживайте и сохраняйте ваше здоровье.

- Мы говорим алкоголю НЕТ?

 -  Спасибо всем! На этом наша сегодняшняя встреча окончена.

- Вот на этом мы и заканчиваем занятие!      АЛКОГОЛЮ! – НЕТ!

Анализ занятия «Алкоголю – ДА или НЕТ!»

Данное мероприятие представляет собой одно из занятий  из цикла «Психокоррекционные занятия» с обучающимися,  учитывает возрастные и психологические особенности подростков, актуально и целесообразно реалиям настоящего времени.

Цель:  выработка у подростков негативного отношения к употреблению алкоголя.

Задачи:

  1. развивать устойчивые морально-нравственные и этические нормы поведения;
  2. формировать  принятие ответственности за свои слова и поступки;
  3. способствовать развитию адекватных эмоционально-волевых качеств;
  4. расширять знания подростков об отрицательном  влиянии алкоголя на организм человека.

Этапы занятия:

  1. вступительная часть, предусматривающая  создание единого психологического пространства, вводную беседу (с проблемными вопросами);
  2. основная часть;
  3. заключительная часть, предусматривающая подведение итогов, закрепление полученных знаний, рефлексия.

Методы и формы работы:

  1. словесные методы: вводная беседа (с проблемными вопросами), беседа объяснительная с целью изложения информации; инструкция, рассказ педагога с последующим обсуждением;
  2. практический метод: упражнение - мозговой штурм «Разрушаем стереотипы» (анализировали вместе с ребятами стереотипы в отношении употребления алкогольных напитков, чтобы показать их условность и ограниченность);
  3. наглядный: мульмедийная презентация.

Вывод.

Эмоциональная обстановка благоприятная. Внимание у ребят было устойчивое. Работали все. Поведение хорошее, проявляли активность и   интерес.

Занятие поучительное и ценное, на занятии были выработаны правильные оценочные суждения.

Цели и задачи выполнены.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на склонность ребенка к алкоголю, табаку и наркотикам

Этот тест поможет выяснить: склонен ли ваш ребенок к приему алкоголя и наркотиков.Он сделан не для того, чтобы вы впадали в панику. А для того, чтобы начали действовать!...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления алкоголя "Факторы риска пивного алкоголизма"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с ...

Классный час "Алкоголь и его последствия".

Возможно кто-то скажет, что такая проблема, как алкоголизм, его не волнует и будет совершенно неправ. Эта проблема  касается каждого из нас, потому что алкоголь не щадит никого: ни старого, ни ма...

КЛАССНЫЙ ЧАС «Вредные привычки: Алкоголь, курение, наркомания, токсикомания»

КЛАССНЫЙ ЧАС  «Вредные привычки: Алкоголь, курение, наркомания, токсикомания» ...

О вреде алкоголя.

поурочная разработка   интегрированного урока, рассказывающего о вреде алкоголя ....

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".   ...