Использование физкультминуток на логопедических занятиях
статья

Физкультминутка, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать  их умственную работоспособность. Вместе с тем учитель-логопед получает дополнительную возможность использовать активную речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutki.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование физкультминуток на логопедических занятиях

 

Физкультминутка, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать  их умственную работоспособность. Вместе с тем учитель-логопед получает дополнительную возможность использовать активную речь детей.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания учителя-логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений. В дальнейшем дети настолько привыкают к ним, что на прогулке, в игровой деятельности в детском саду и дома (по свидетельству родителей) часто, без напоминания взрослых, используют эти упражнения, стараясь правильно и четко, выделяя голосом, произнести тот или иной звук и хорошо выполнить разученное движение. Игровые упражнения всегда вызывают у детей интерес, поэтому и правила выполнения их быстро усваиваются всеми воспитанниками.

В процессе проведения физкультминутки, во время которой разнообразные движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарь. В умело подобранном несложном стихотворении (песне, считалке, диалоге) отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, создаются предпосылки для овладения диалогической речью.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями, целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) с его речью. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении физкультминуток музыкальное сопровождение (по возможности), элементы логоритмики: отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки.

Упражнения должны отвечать следующим требованиям:

        Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми воспитанникам, удобными для выполнения на ограниченной площади.

        Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики).

        Эмоциональными, достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы; бег и ходьба на месте).

        Связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и  тексты – быть доступными воспитанникам.

Особое значение на физкультминутках приобретает использование игр, игровых приемов. Вся игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном педагогическом воздействии и обязательном руководстве ею. Необходимо, чтобы игровой элемент стимулировал детей на новые успехи, вызывал интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения дошкольников сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбирались нами в соответствии с речевыми возможностями воспитанников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.

  Материал физкультминуток должен отвечать определенным требованиям:

        В речевом материале должен содержаться изучаемый на занятии звук либо соответствующая  лексическая или грамматическая категория.

        Движения детей должны по возможности соответствовать называемым действиям.

        В физкультминутку включаются возможно более разнообразные действия с тем, чтобы дети могли, например, присесть, повернуться, поднять руки вверх, попрыгать. Нужно стремиться вызвать у них максимальную двигательную активность.

        Стихи должны быть доступными по содержанию.

        Тексты должны быть короткими, с тем чтобы дети их легко воспринимали и без труда воспроизводили.

Можно выделить две группы физкультминуток: лексико-грамматические (на активизацию и совершенствование словаря, закрепление грамматической категории) и фонетико-фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь).

 

Организация физкультминутки

Физкультминутку необязательно поводить в середине занятия. Перерыв на 1 -2 минуты  делали тогда, когда чувствовали у детей первые признаки утомления (двигательное беспокойство, отвлекаемость, снижение интереса к занятию).

Специального место для проведения физкультминутки не требуется. Дети встают рядом со столами, за которыми сидели. Учитель-логопед следит, чтобы между детьми было достаточное расстояние, и они не задевали друг друга.

Учитель-логопед проговаривает новое стихотворение и показывает соответствующие движения. При этом дети молча, вслед за логопедом или вместе с ним выполняют только движения, вслушиваясь или запоминая текст. Во втором проговаривании уже участвуют дети, одновременно выполняя действия. Усвоение слов происходит быстро, так как они подсказываются движениями. Логопед, проговаривая текст, стремится подчеркнуть ритмический рисунок фразы путем повторения соответствующих движений. Добиваться заучивания стихотворений не надо, так как это отнимет много времени, да и цели такой данный этап занятия не преследует.

В конце каждой из физкультминуток учитель-логопед обязательно задает детям вопросы по ее содержанию, учитывая основную цель всего логопедического занятия. Например: «Назовите ласковые слова из этого стихотворения». (Имеются в виду существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения). Или: «Назовите слова со звуком К из этого стихотворения».  

Учитывая принцип известной последовательности коррекционной работы над звуком, материал подбирается для физкультминуток соответственно четырем этапам: подготовительному для вызывания звука, его автоматизации, дифференциации и введению его в связную речь ребенка.

 

1. На подготовительном этапе развиваем фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова, слышать составные части слова. Приступая к занятиям, мы в первую очередь уточняем произношение гласных звуков, именно с этой группы звуков и начинаем знакомство с физкультминутками. Затем более легкие в произношении звонкие звуки Б, В, Г, Д, далее звуки  П, Т, К, Х, свистящие, сонорные, йотированные.

2. На втором этапе проводятся физкультминутки для автоматизации звуков в речи ребенка в указанной последовательности. Тексты насыщены словами с автоматизируемым звуком (но не содержат звуков, неправильно произносимых ребенком), которые в данной физкультминутке встречаются в разных позициях.

3. На этапе дифференциации звуков используются более  длинные и сложные тексты, сопровождаемые разными по объему движениями. Для детей с нормально развивающейся речью основной целью данного этапа является развитие культуры речи, для ребенка-логопата здесь на первый план выступает коррекционно-развивающая задача (коррекция звукопроизношения, умение контролировать свою речь, дифференцировать ее недостатки). Большое внимание уделяется наиболее часто смешиваемым звукам и группам звуков: с-ц, с-ш, ш-ж, р-л и др.

4. Четвертый этап является заключительным в работе над звукопроизношением, когда целевые задачи в отработке звука находят свое завершение и правильно произносимый звук вводится в связную речь ребенка. На этом этапе нежелательно ограничиваться разучиванием 1-2 физкультминуток. Необходимо отработать несколько (5-6) текстов с изученным звуком на логопедических и  воспитательских занятиях (хорошо, когда физкультминутки не  дублируются). Любое логопедическое воздействие не ограничивается только коррекционной задачей, поэтому и речевые физкультминутки могут быть использованы  как во вступительной, так и в основной и заключительной части логопедического занятия, во время проведения подгрупповых или фронтальных занятий логопеда и воспитателя, на прогулках, а также для организации коллектива после сна и др.

 

Примеры практического материала для речевых физкультминуток.

(фонетико-фонематические физкультминутки)

Гласные звуки

«А, У, И, О, Э, ы»

А – ротик шире детвора ААА                        руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУ                       руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИ                   руки в стороны

О – губки колесо ООО                                    руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно ЭЭЭ                           руки овалом сзади

ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ                    руки овалом спереди

Активно работают губы. Произносим на выдохе  сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями  2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.

        «А, У»

Мы в лес пойдем,                      шагаем на месте

Детей позовем:                           руки рупором

Ау, ау, ау! (тихо)                    

Никто не отзывается,                 корпус поворачиваем вправо – влево , рука «козырек»

Ау, ау, ау (громко)                     руки рупором.

Работаем над силой голоса)

«О»

Не под окном,                                руки в стороны, вперед;

А около                                           руки вверх, в стороны (кругом);

Катилось О и охало                      дважды плавные круговые движения перед собой;

О охало, О охало,                          руки в стороны, вперед, вниз.

Не под окном, а около.

«И, А»

Тик-так, тик-так…                          по два наклона головы влево и вправо;

Я умею делать так :                        в полуприседе 2 наклона туловища влево и вправо;

Влево – тик , вправо – так …  

Тик-так , тик-так.                            по 2 наклона головы влево и вправо.

«А, О, У, И»

Мы в лес пошли,                    дети маршируют на месте.

Топор нашли,                         остановиться, руки в «замок».

Дрова рубили :                       ноги на ширине плеч, руки в «замок».

- Ах! Ох! Ух! Их!                   энергичные наклоны с произношением

                                                                                слогов на выдохе.

«А, О, У, И»

Тик-так , тик-так .                          наклоны головы вправо-влево

Так ходики стучат .

Туки-так, туки-так.                        поочередно правой и левой рукой

 Так колеса стучат                          дети «рисуют» круги перед собой.

Ток-ток, ток-ток.                            стучать кулачками друг о друга.

Так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток                          поочередно стучать правой и левой ножкой.

Так стучит каблучок.                       по два раза каждой ножкой

                                                               

Звонкие согласные

«Д, Б»

Поглядите: боком, боком          руки на поясе, шагая повернуться                                      

                                                                             притопывая;

ходит галка мимо окон                    

скок-поскок                                 в полуприседе прыжки в стороны;

                                                             

 да скок-поскок                          в полуприседе прыжки вперед-назад;

дайте булочки кусок!                 развести руками и сложить просящее.

«М, Б, Д»

Взяли, детки, белый ком                     сделать руками небольшой круг в воздухе

                                                                             (в наклоне вперёд) ;                                  

Мы польём его водой,                  присесть, «поднимая ведро и выливая  воду»

                                                  - 2 раза;

Домик будет ледяной                      наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе  

Ком за комом мы кладём,                  наклоны влево-вправо, беря ком за комом и

                                                                             складывая их один на один;

Вот и вылепили дом.                     потянуться на носочках,  руки вверх (большой дом)

1.В небе плавает луна. 
(Плавные покачивания.) 
В облака она зашла. 
1.2.3.4.5.(Хлопки.) 
Можем мы луну достать. 
(Руки вверх.) 
6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.) 
И пониже перевесить. (Руки вниз.) 
10.9.8.7. –(Ходьба на месте.) 
Чтоб луна светила детям.

 

2.Руки подняли и покачали - 
Это деревья в лесу, 
Вниз опустили, 
Кисти встряхнули – 
Листья роняют росу. 
В стороны руки, 
Плавно помашем – 
Это к нам птицы летят. 
Как они сядут – тоже покажем, 
Крылья сложили назад.

 

3.Ветер дует мне в лицо, 
Закачалось дерево. 
Ветерок всё тише, тише, 
Деревцо всё выше, выше…

 

4.Ручками хлоп-хлоп,

Ножками топ-топ,

Мы хлопаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

 

5.Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильно спать.

(Дети имитируют все движения хомяка)

 

6.Если нравится тебе, то делай так…(хлопай)

Если нравится тебе, то делай так…(топай)

Если нравится тебе, то и другого научи.

Если нравится тебе, то делай так…(топай,танцуй…)

 

7.Грач качался в гамаке, (наклоны в сторону)

Гуси-в волнах на реке (наклоны вперед-назад)

Мимо голуби летели (покачивание руками)

И на веточку присели(приседание)

Веточка качается(покачивание руками)

Неплохо получается.

 

 

8.А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустились руки вниз.

 

Физкультминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики, когда дети жестами, мимикой и движениями изображают состояние разных животных.

 

Физкультминутки на автоматизацию и дифференциацию звуков

 

Звуки С, 3, Ш, Ж

Волшебник

Дети имитируют движения.

В лес пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И зверей заколдовал.

Но пришли друзья-детишки,

Озорные шалунишки,

Стали думать и решать,

Как заданья выполнять.

Наконец они решили

И зверей освободили.

А теперь, друзья, - плясать,

Нам не надо унывать.

 

Звуки С-З

Светофор

Педагог изображает светофор, держа в руках красный, желтый и зеленый круги.

Дети имитируют езду на автомобиле в соответствии с «показаниями» светофора.

Заучи закон простой:

Красный - ясно, путь опасный!

Желтый - тоже подожди!

А зеленый впереди - проходи!

 

Звук Сь

Утро

Дети называют действия и показывают их с помощью жестов.

Просыпайся!

Поднимайся!

Умывайся!

Обливайся!

Вытирайся!

Одевайся!

Собирайся!

И прощайся!

- Просыпаюсь!

- Поднимаюсь!

- Умываюсь!

- Обливаюсь!

- Вытираюсь!

- Одеваюсь!

- Собираюсь!

-Я прощаюсь!

 

Звуки Ш-Ж

Жук

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

 

Звуки С-3

Зайцы

Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а педагог - хозяйку.

-Зайки, где вы пропадали?

- Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха)

- А капусту вы не ели?

-Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать.

- Так попробуй нас догнать!!!

 

Звуки С-Ш,3-Ж

Сороконожка

Дети встают друг за другом и прыгают по кругу на правой ноге, затем в обратном направлении - на левой:

Старушка шила сапожки,

Сапожки для сороконожки.

Рассеянная старушка

Взяла иголку, катушку.

Старушка шила, спешила

И вот о чем позабыла:

На правые, левые ножки

Разные шьют сапожки.

Сшила для правых ножек

Старушка все сорок сапожек.

Бедная сороконожка

Скачет на правых ножках,

Ждет, чтобы сшила сапожки

Старушка на левые ножки.

 

Звуки С-3

Зайчата и лиса

По числу играющих ставятся стульчики или чертятся домики. Дети-зайчики стоят у своих домиков. Один из играющих — лиса. Зайчики произносят текст:

Серый зайка прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы лисоньке,

Лисоньке попасть!

Зайки выбегают из домиков и скачут на обеих ногах.

Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Слова воспитателя: Зайки, ушки навострите,

Влево, вправо посмотрите

-Не идет ли кто?

Зайцы оглядываются по сторонам. Увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, разбегаются к домикам. Лиса ловит зайцев.

 

Звук С

Стойкий оловянный солдатик

На одной ноге постой-ка, будто

ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди, да смотри не упади.

А теперь постой на левой

-если ты солдатик смелый.

 

Звуки С-З

Зарядка

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь!

Справа - друг и слева - друг!

Вместе все - в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево,

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Шаг назад и два - вперед!

Вправо, влево поворот!

Покружимся. Повернемся!

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок!

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались, Повернулись... разбежались!!!

 

Звуки С-3

Зайка

Проговаривание слов с имитацией движений.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет.

В чехарду играть зовет.

Лапками вверх, лапками вниз.

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

 

Звук Ж

Медвежата

Дети имитируют игру медве-ат.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили,

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

 

Звуки Р-Л

Муха

Ох! Ох! Что за гром! Удивляются, прижимают руки к щекам.

Муха строит новый дом. В правой лапке молоток Ими-тируют удары молотком правой рукой..

Цок! цок! цок!

В правой лапке - пила. Имитируют распиливание бревна левой рукой.

Вжик - ла! Вжик - ла!

 

Звуки Р-Рь

Вороны

Проговаривание стихотворения с имитацией движений.

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во все горло разорались:

Кар-кар-кар!

Вдруг собаки выбегают,

 Ворон крикливых разгоняют.

Звуки Л-Ль

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске,-руки в боки.

Наклонились влево - вправо,

Влево - вправо.

Получается на славу.

Влево - вправо,

Влево - вправо.

 

Звуки Л-Ль, Р

Лягушки

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо - влево наклонялись

И обратно возвращались.

 Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям - физкультпривет!

 

Звук Р

Дети имитируют движения по тексту.

Руки в сторону, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук,

Повернемся мы вокруг.

 

Звук Ч

Чижик

Дети ходят по кругу, один ребенок, изображающий чижика, находится в центре круга.

Чижик в клеточке сидел.

Чижик печально песню пел:

- Миленькие деточки,

Откройте мою клеточку.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на воле жить хочу,

Дети клетку открывают,

Чижа на волю выпускают.

 

Звуки П-Пь

Зайчата

Дети выполняют движения согласно тексту стихотворения.

Мы, как серые зайчата,

Прискакали на лужок.

Прыг-скок, прыг-скок.

Ветер травушку качает,

Влево - вправо наклоняет,

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Прыг-скок, прыг-скок.

 

Звуки П-Пь, Т-Ть

Считалка

Раз-два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернись,

Семь, восемь - улыбнись,

Девять, десять - не зевайте,

Свое место занимайте!

 

Звуки К-Кь, Ч-Ть

Кузнечики

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгать на носках легко.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгать на носках легко.

 

Звуки К-Х

Мы расправили все спину

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

 

Звук Н

Ножки

Хлопаем в ладошки –

Пусть попляшут ножки.

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки накрест - опускайся

И команды дожидайся!

А когда скажу: «Вставай»,

Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки здесь и ножки там,

Что за шум и что за гам?

 

Звуки Т-Ть, К-Кь

Ток, ток, ток - взяли в руки молоток

Ток, ток, ток - бьет по шляпке молоток

Ту, ту, ту - дам сметану я коту

То, то, то - надеваем мы пальто

Ит, ит, ит - плывет огромный кит

Лет, лет, лет - приземлился самолет

Тики-так, тики-так

Так ходики стучат. (Наклоны головы вправо-влево)

Тики-так, тики-так

Так колеса стучат. (Поочередно руками выписывать круги)

Токи-ток, токи-ток

Так стучит молоток. (Стучать кулачками)

Туки-ток, туки-ток

Так стучит каблучок. (Стучать каблучками)

 

Звук X

Хомка-хомячок

Дети имитируют все действия хомяка.

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

 

Звук Г

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону)

Гуси - в волнах на реке (наклоны вперед-назад)

Мимо голуби летели (покачивание руками)

И на веточку присели (приседание)

Веточка качается (покачивание руками)

Неплохо получается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование куклотерапии на логопедических занятиях.

Использование куклотерапии на логопедических занятиях...

Использование интегрированных музыкально-логопедических занятий в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР

Этот материал разработан для студентов музыкального отделения. Он с успехом используется ими на практике пробных уроков. В занимательной форме ученики актуализируют свои природоведческие знания, разви...

Презентация "Использование кубиков на логопедических занятиях"

Презентация кратко демонстрирует игры с кубиками, которые можно использовать на логопедическом занятии....

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно- педагогического процесса

Использование мультимедийных презентаций является эффективным приемом коррекции устной и письменной речи....

Использование ИКТ на логопедических занятиях.

В презентации представлены некоторые виды работ,которые использую на занятиях с ребятами 1-классов....