Использование куклотерапии на логопедических занятиях.
занимательные факты по теме

Козунова Оксана Сергеевна

Использование куклотерапии на логопедических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukloterapia.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольники с ОНР III уровня плохо усваивают программный материал. Причины понятны: неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность. Движения их неловки, отличаются плохой координацией. Эти дети чаще всего не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют пересказывать, четко излагать свои мысли. У одних слишком развита боязливость и наклонность к страхам: у других - конфликтность с родными и сверстниками, завышенная или заниженная самооценка. Такие дети необщительны, скованы, плохо адаптируются к окружающей среде.

 Для того чтобы заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, помочь им преодолеть трудности в обучении, в систему коррекционной работы по развитию речи включаются разные средства. Главное  чтобы все средства были насыщены положительными эмоциями, предусматривали самостоятельное использование игровой методики и насыщение ее элементами других приемов с целью усиления их воздействия. А что, как ни игра несет в себе большой заряд таких эмоций?

Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Поскольку мир ребенка – это мир действия и деятельности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир. Если мы подберем соответствующие игрушки, то облегчим ребенку выражение чувств. Игрушки и материалы, необходимые для куклотерапии, мы разделили на 3 группы:

  1. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство, кукольный домик с мебелью могут изображать членов семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувства. Когда дети разыгрывают сценки с человеческими фигурками, можно пронаблюдать отношения между членами семьи: соперничество между братьями и сестрами, забота о близких друг о друге и так далее.

Машины, лодки важны для упрямых, застенчивых, замкнутых, детей, так как этими игрушками можно играть, не выражая никаких чувств.

  1. Игрушки помогающие снять агрессию. В игре дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Такие игрушки как «би-ба-бо» (кукла, которая надевается на руку), солдатики, ружья, а также игрушки изображают диких животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности (если такие дети в группе есть).
  2. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться, по желанию ребенка, во что угодно: в поверхность луны, пляж, пирамиды и так далее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.

На занятиях по развитию речи используются кукольные герои сказок: приглашают гостей теневого театра, пальчикового, картинного театра, театра игрушек. Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Дети охотно отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, предупреждают об опасности и оказывают им помощь, дают героям советы. Вводя дошкольников через театрализованную игру в мир родного слова, в мир грамотной речи, мы решаем одновременно три задачи: погружаем детей в комфортную для них стихию игры, сглаживая строгие рамки традиционных занятий; развиваем внимание, мышление, память, воображение, придаем учебному процессу привлекательный вид, превращая учебу в интересный и веселый труд.

В театре игрушек все внимание сосредотачивается на игрушке. Дети с увлечением следят за происходящим на столе-сцене действием. Вот игрушечный зайчик становится актером и задает детям вопросы:

- Какие вы знаете иголки? (швейные, медицинские, еловые, сосновые.)

- Для чего они нужны?

- А у животных есть иголки? Назовите этих животных.

- Для чего им нужны иголки? (чтобы защищаться от врагов.)

- У каких деревьев есть иголки? Что вы знаете об этих деревьях?

- А что общего у всех иголок? (они острые, колючие.)

- А теперь отгадайте загадку: под соснами, под елками бежит клубок с иголками. (Еж.)

- Расскажите про какую-нибудь иголку так, чтобы стало понятно, о какой именно иголке идет речь.

Так с помощью игрушки дети усвоили слова-признаки, слова-действия; расширились их представления о многозначных словах, закрепились коммуникативные навыки.

В работе по развитию речи можно использовать и элементы теневого театра. В театре теней сказки инсценируются с помощью плотных картонных силуэтов, масок, фигурок, изображающих животных, людей, растения. Изучая, например, тему «Одежда», можно использовать теневые силуэты двух платьев, ведущих спор о своей красоте. Дети фантазируют, описывая фасон платья, его детали, образуют относительные прилагательные, согласуя их с именами существительными.

Стало заметно, что самым любимым детьми видом театра, применяемым на индивидуальных занятиях, является пальчиковый театр. Он создает благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает тренировку пальцев. При автоматизации, например, звука [ж] дети изображают жука, надевая на пальчик его маску. Жук, естественно, должен жужжать правильно, и желание ребенка хорошо сыграть эту роль придает ему уверенность и заставляет осуществлять самоконтроль. Наши дети с удовольствием изображают различные фигурки при помощи пальцев. Они стараются быстро и точно воспроизвести фигурку, запомнить ее, описать.

Наиболее простым для показа на занятиях является театр картинок. Так, например, на занятии по теме «Овощи и фрукты» использование «говорящих» картинок с изображением различных плодов (корнеплодов) способствовало формированию у детей умений дифференцировать понятия овощи и фрукты, относя 2, 3, 4 наименования к конкретному предмету-представителю указанной родовой группы: овощи – луку, фрукты к яблоку. В этой игре дети показали также умение употреблять существительные единственного числа в родительном падеже (не стало яблока, груши, помидора, огурца и т.д.)

Проводя такую работу, можно периодически отслеживать динамику развития словаря детей, принимая во внимание умения образовывать и использовать в речи слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, обобщающие слова, синонимы, антонимы, омонимы, а также понимание речи.

Психокоррекционную работу с детьми необходимо проводить совместно с родителями. Нормализация родительских установок, представлений, сензитивности по отношения к ребенку входят в одну из коррекционных задач куклотерапии, и осуществляется в совместной деятельности в группе.

 Специфические особенности куклотерапии дают богатый диагностический материал и помогают родителю увидеть новое в ребенке, получить обратную связь о стиле своего воспитания и взаимодействия с ним. На протяжении всей  работы логопедической группе мы старались раскрыть, донести до родителей нужность, важность и результативность этой работы, и родители помогали нам своим участием в системе комплексного лечебно-воспитательного воздействия на ребенка. В группе имеется своя любимая игрушка (кукла), с которой они не расстаются даже во время сна.

Итак, возможность куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как расширение репертуара самовыражения дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекцию в системе «родитель-ребенок». Полученные результаты доказали эффективность использования элементов куклотерапии на коррекционных занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III уровня.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интегрированных музыкально-логопедических занятий в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР

Этот материал разработан для студентов музыкального отделения. Он с успехом используется ими на практике пробных уроков. В занимательной форме ученики актуализируют свои природоведческие знания, разви...

Презентация "Использование кубиков на логопедических занятиях"

Презентация кратко демонстрирует игры с кубиками, которые можно использовать на логопедическом занятии....

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно- педагогического процесса

Использование мультимедийных презентаций является эффективным приемом коррекции устной и письменной речи....

Использование ИКТ на логопедических занятиях.

В презентации представлены некоторые виды работ,которые использую на занятиях с ребятами 1-классов....

Памятка – буклет "Использование мнемотехники на логопедических занятиях"

Памятка – буклет  "Использование мнемотехники на логопедических занятиях". Краткое описание технологии "Мнемотехника", ее цели, задачи и методы ее использования на логоп...