Изучение индивидуальных особенностей ребенка-первый этап личностно-ориентированного подхода
статья

Что нужно знать учителю о психофизиологических особенностях детей, чтобы успешно решать задачи личностно-ориентированного обра­зования?

Что мы не учитываем, организуя процесс обучения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihofizicheskie_osobennosti.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение индивидуальных особенностей ребенка-первый этап личностно-ориентированного подхода

Что нужно знать учителю о психофизиологических особенностях детей, чтобы успешно решать задачи личностно-ориентированного образования?

Что мы не учитываем, организуя процесс обучения?

Часть I.

Учет функциональной асимметрии полушарий головного мозга

         Функциональная асимметрия полушарий заключается в распределении психических функций между полушариями.

Правое полушарие является гуманитарным, образным и творческим. Оно отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие считается математическим, знаковым, логическим и аналитическим. Оно отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарных, левополушарных и равно полушарных. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т. д. При обучении и воспитании необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий. 

Дело в том, что современное образование ориентировано, прежде всего, на левополушарных детей. По результатам исследований они составляют всего 10% учащихся в классе. В настоящее время с каждым годом возрастает количество правополушарных детей (до 40-50%), что по заявлениям нейропсихологов говорит о возникновении нового адаптационного механизма человечества к изменяющимся эволюционным условиям. Однако программы обучения с каждым годом становятся все более аналитичными, речевыми и алгоритмичными, т. е. левополушарными. В таких условиях правополушарные дети оказываются в трудной, незащищенной ситуации, так как методы обучения не соответствуют функциональной активности их головного мозга.

Часть II.

Полноценное развитие межполушарного взаимодействия

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков - до 8-8,5 лет.

Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия и, соответственно, нарушение скоординированной работы двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах, что особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарного типа. Следовательно, одним из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка является полное развитие межполушарного взаимодействия в начальной школе. Мероприятия по его развитию необходимо проводить при помощи специальных комплексов двигательных и дыхательных упражнений, растяжек и т. д. на физкультминутках или динамических паузах.

Произвольное запоминание огромного объема информации ребенком, тренировка и дрессировка навыков не является эффективным способом успешного развития.

Часть III.

Учет половых особенностей

Половые различия заключаются, прежде всего, в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки даже рождаются более зрелыми, чем мальчики. К 7-ми годам у девочек головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков к обучению определяется только к 8 годам. При поступлении в школу мальчики оказываются «моложе» девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако общепринято считать возрастом школьной готовности 7-летний возраст независимо от половой принадлежности. Естественно, что учебные успехи мальчиков в 1-2 классах ниже, чем у девочек. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек правое. Поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. У мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной ориентации имеется уже в 6 лет, а у девочек ее нет даже в 13. Мозг мальчиков, по сравнению с мозгом девочек, - более прогрессивная, дифференцированная, избирательная и экономичная система.

У мальчиков особенно избирательно активен передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Именно эти отделы мозга отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует более активной самореализации.

У девочек совершенно иная организация работы коры больших полушарий - высокий уровень функциональной активности не передних, а задних отделов коры (а также слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слова). Не случайно говорят, что женщина чувствует ушами.

Кроме того, у мальчиков нервных волокон, соединяющих два полушария, меньше, чем у девочек. Именно поэтому им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях. В то же время у мальчиков избирательно включается в мыслительные процессы либо левое, либо правое полушарие. Например, при осмыслении слов мальчики пользуются преимущественно левым полушарием, девочки - обоими. У девочек способность центров коры правого и левого полушария вступать в функциональные межполушарные контакты значительно выше, чем у мальчиков. Поэтому для мальчиков характерна высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Девочки часто думают обо всем сразу и ни о чем конкретно, могут выполнять несколько видов деятельности сразу. Меньшее количество межполушарных связей у мальчиков объясняет тот факт, что их стрессоустойчивость значительно ниже, чем у девочек.

Утомление также неодинаково сказывается на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек - правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).

Учителя математики свидетельствуют, что девочки легче справляются с алгеброй (счет, манипуляция с цифрами и формулами), а мальчики с геометрией и физикой (пространственное мышление, мысленные манипуляции с геометрическими формами). Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям, а девочки превосходят мальчиков по вербальным (речевым) способностям. Видимо, этим объясняется феномен в старой советской школе выбор «командиров», умеющих бойко говорить.

Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому девочки успешнее обучаются уже в детском саду. В наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, а правополушарным мальчикам совершенно не подходят существующие методики и программы. Они более подвержены возникновению школьной дезадаптации и стрессу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Соглашению о предоставлении из бюджета Алтайского края субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ

от ________2020 № __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Формирование интеллектуальных умений учащихся сельской малокомплектной школы при изучении биологии и экологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Формирование интеллектуальных умений учащихся сельской малокомплектной школы при изучении биологии и экологии на основе личностно-ориентированного подхода....

Выступление на педсовете. " Технологии гражданского образования. Особенности личностно ориентированного подхода в воспитании школьника".

Дисциплина словесности напрямую, неразрывно связана с духовным возрастанием личности. Учение ребенка начинается с развитием у него понятия речи.   Формирование навыков свободного владе...

Изучение индивидуальных особенностей учащихся

Пакет диагностического инструментария с учетом педагогических, психологических и правовых аспектов....

Изучение индивидуальных особенностей 5-тиклассников в адаптационный период

Изучение индивидуальных особенностей 5-тиклассников в адаптационный период...

«Диагностический инструментарий для изучения индивидуальных особенностей слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только дошкольного, обще...

Технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ

Индивидуальные образовательные маршруты учитывают личностные особенности обучающихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школь...