Технологическая карта логопедического коррекционно-развивающего занятия (развитие лексико-грамматических средств речи) «Мой город»
план-конспект

Кузьмина Анна Анатольевна

Технологическая карта логопедического коррекционно-развивающего занятия (развитие лексико-грамматических средств речи)  «Мой город»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта занятия

По образовательной области «Речевое развитие»

Раздел «Коррекционно-развивающие логопедические занятия»

в подготовительной группе

Тема: «Развитие лексико-грамматических средств речи»

Название: «Мой город»

Составила: учитель-логопед

Кузьмина А.А.

г. Югорск, 2023

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Мой город».  

Задачи:

1. Образовательные:

- формировать представления о городе; закреплять умение изменять форму существительного из единственного числа во множественное; упражнять в умении употреблять существительные в предложном падеже с предлогами (на, в); закреплять умение классифицировать предметы; тренировать умение правильно строить предложения, без смысловых и грамматических ошибок закреплять умение использовать схематические изображения короткого рифмованного текста (скороговорки) для запоминания и проговаривания; закреплять умение отвечать на вопрос педагога полно и развёрнуто;

2. Развивающие:

- развивать артикуляционную моторику, дыхание (сильный напор воздушной струи); звукопроизношение, развивать пространственное восприятие; развивать познавательную и речевую активность; развивать общую и мелкую моторику; развивать зрительное и слуховое восприятие, слуховую память; развивать произвольное внимание; развивать навыки звукового анализа; развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

- стимулировать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать любовь к своей малой Родине.

  Материалы и оборудование: интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Туристы»; зеркала, картинки с изображением достопримечательностей города Югорска; ортопедическая дорожка; деревянные ложки; игрушечные грибы и ягоды; деревянное пособие «Двери»; деревянные ключи; развивающий коврик для развития пространственного восприятия; карточки «билеты в кино»; интерактивная презентация «Фонарик»; карточки со схематическим изображением скороговорки; аудиозаписи звуков города; набор для звукового анализа магнитный; картинки с изображениями: кафе, парк, вокзал, автомобильная дорога, пешеход на тротуаре, пожарная машина; пазлы «Герб Югорска»; карточка  со словом «город», свеча электронная, значки с изображением города Югорска, мяч.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников  расположение

Организационный этап

1 мин

Создать эмоционально-положительный климат, стимулировать интерес к логопедическим занятиям.

Приветствие,

Подвижная игра «Верно или нет?»,

Сообщение информации

-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть!                              

Давайте поиграем! Когда я буду говорить верно, вы хлопаете в ладоши. А если неправильно- топаете ногами:

- Вы живёте в городе Екатеринбурге. Вы живёте в городе Югорске. Вы ходите в детский сад «Снежная королева». Вы посещаете детский сад «Снегурочка». Вы грустные и не любите играть. Вы весёлые, быстрые, ловкие и все задания выполняете легко!

Давайте настроимся на занятие, так как вам пригодятся внимательность и сообразительность. А чем мы будем заниматься на занятии, вы узнаете, когда сделаете дыхательную и артикуляционную гимнастику!

Дети стоят в полукруге, выполняют задания педагога, настраиваются на работу.

Дыхательная гимнастика

1 мин

Развивать дыхание (сильный напор воздушной струи).

Дыхательная гимнастика. Интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Туристы» (слайд 2)

Педагог предлагает посмотреть презентацию «Туристы».

- Два мальчика, Ваня и Саша путешествуют. Они увидели костры посреди леса. Давайте поможем ребятам погасить огонь, подуем на него.

Дети выполняют упражнения на развитие дыхания.

Артикуляционная гимнастика, объявление темы занятия

2 мин

Развивать артикуляционную моторику.

Артикуляционная гимнастика

Интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Туристы» (слайд 3)

Сообщение педагогом темы занятия (слайд 4)

Педагог включает следующий слайд презентации «Туристы».

-Мальчики увидели вдалеке город. Они устали и хотят побыстрей попасть туда. Давайте поможем ребятам добраться до города, сделав зарядку для рта.  

-В какой же город так торопились ребята? Поможем ребятам познакомиться с нашим городом Югорском. Вы будете выполнять мои задания и за это получать ключи. Ваша задача – собрать все ключи, чтобы открыть волшебные дверцы.

Дети выполняют упражнения на развитие артикуляционного аппарата

Актуализация

2 мин

Формировать представления о городе, закреплять умение отвечать развёрнуто на вопрос педагога, воспитывать любовь к своей малой Родине.

Беседа. Обсуждение.

-Ребята, есть большая Родина – это страна, где человек живёт, а есть понятие «малая Родина», это город, село, или посёлок, где родился и живёт человек.

-Ребята, почему наш город назвали Югорск? Когда его построили? Кто строил Югорск? В каком округе находится наш город? А как называют людей, которые проживают в Югорске? Как называется главная улица нашего города? Назовите свой домашний адрес. Какие достопримечательности города вы знаете? (Собор Сергия Радонежского, Памятник Строителям и работникам железной дороги Ивдель-Обь,  Мемориал Защитникам Отечества и первопроходцам земли Югорской, фонтан на площади).    

Куда бы вы пригласили гостей нашего города? (Музей истории и этнографии, Музей под открытым небом Суеват пауль, дворец спорта, центральный парк и др)

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Получают 1 ключ за работу.

Развитие пространственного восприятия,

1 мин.

Развивать пространственное восприятие, произвольное внимание

Игра на развитие пространственного восприятия «Билеты в кино», развивающий коврик для развития пространственного восприятия

-Ребята, я вас приглашаю в кино, раздаю билеты. Пожалуйста, найдите свои места и займите их.

Дети занимают места на коврике, согласно билетам.

Расширение

имеющихся

представлений 8 мин

Закреплять умение изменять форму существительного из единственного числа во множественное, упражнять в умении употреблять существительные в предложном падеже с предлогами (на, в), закреплять умение классифицировать предметы, развивать логическое мышление,

тренировать умение правильно строить предложения, познавательную и речевую активность.

Блиц-опрос «Где можно это сделать?»

Речевая игра «Один-много»

Речевая игра «Назови лишнее слово»

Речевая игра «Исправь ошибку»

-Подумайте, где можно:

Купить необходимые товары,

Сделать прививку,

Отправить посылку,

Отдать одежду, чтобы её почистили,

Подстричься,

Посмотреть спектакль,

Увидеть спортивные соревнования,

Увидеть, как влетают самолёты,

Какое-то время пожить гостям города.

-Я буду называть один предмет, а вы – много:

Парк-… (парки), музей -…, улица, школа, магазин, мост, вокзал, детский сад.

-Я буду называть несколько слов, а вы должны найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее в этой цепочке слов:

Город-городок-гора-городской.

Фонарь-фонарик-фонарный-фонтан.

Площадь-мост-улица-проспект.

Театр-кинотеатр-музей-магазин.

- Югорск — столица России.

Мы живем на домах.

С первого этажа видно дальше, чем с последнего.

Югорск расположен на берегу реки Волга.

Город Югорск больше по площади города Москвы.

Жителей города Югорска называют югорские.

Дети отвечают на вопросы. Участвуют в речевых играх. Получают 2 ключ.

Развитие слухового восприятия,

1 мин

Развивать слуховое восприятие, слуховую память.

Аудиозаписи «звуков города»

(дорога, движение машин; кафе, гудок поезда, звук шагов по тротуару, звук сигнализации пожарной машины, щебет птиц в парке)

Педагог предлагает послушать звуки города и найти соответствующую звуку картинку.

Дети слушают аудиозаписи, подбирают подходящую по смыслу картинку, объясняют свой выбор.

Получают 3 ключ.

Развитие навыков звукового анализа,

2 мин

Развивать навыки звукового анализа.

Карточка со словом «Город».

Магнитные карточки для звукового анализа

Педагог предлагает собрать схему слова с помощью карточек.

Дети выполняют задание, получают 4 ключ.

Динамическая

пауза, 2 мин

Развивать мелкую и общую моторику.

Подвижная игра «Собери ягоды и грибы». Под музыкальное сопровождение (песня «Грибы, ягоды»)

-Давайте, ребята, отдохнём на природе. Вокруг нашего города леса и болота. Какие ягоды и грибы можно найти в лесу?

Педагог предлагает детям по очереди ложками собрать ягоды и грибы с поляны, по ортопедической дорожке перенести в ложке ягоду (гриб) и положить в корзину.

Выполнение детьми упражнений под музыкальное сопровождение. Дети получают 5 ключ.

Работа над развитием чёткого произношения звуков в речи 

7 мин

Развивать звукопроизношение, развивать зрительное восприятие, зрительную и слуховую память, закреплять умение использовать схематические изображения короткого рифмованного текста (скороговорки) для запоминания и проговаривания , развивать речевую и познавательную активность.

Интерактивная презентация «Фонарик».

Игра «Собери скороговорку».

-В лесах вокруг Югорска, где протекают реки, водятся животные – бобры. Давайте узнаем, какая скороговорка есть про бобров. И попробуем её проговорить.

-А следующая скороговорка рассыпалась. Помогите её собрать, а затем – проговорить.

Дети смотрят слайды презентации, проговаривают скороговорку вместе с педагогом, затем каждый самостоятельно.

Дети собирают из карточек скороговорку, проговаривают её.

Дети получают 6 ключ.

Практическая работа, 1 мин

Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, произвольное внимание.

Самостоятельная деятельность детей в подгруппе. Обсуждение.

Педагог предлагает собрать из пазлов герб города Югорска. Педагог уточняет, что символизируют цвета и животные  на гербе Югорска (Глухарь - птица, символизирующая свободу, жизнь. Медведь - символ силы, добродушия. Синий - символ искренности и добродетели. Золото - это цвет солнца, богатства. Тройная серебряная перевязь символизирует нити газопроводов. Зелёная часть герба показывает разнообразие животного мира. Зелень - символ весны, радости, природы)

Дети собирают герб Югорска из пазлов. Дети получают последний (7) ключ.

Заключительный этап. 

1 мин

Формировать способность оценивать результат своей деятельности, уметь делать выводы.

Блиц-опрос. Оценка работы. Поощрение за работу (награждение значками с изображением города).

-Что сегодня вы делали на занятии? Что вам запомнилось?

Что получалось лучше? Над чем нужно еще поработать?

Дети анализируют, оценивают свою работу. Делают вывод, что получалось, что нет.

Дети отдают ключи педагогу, тот открывает «волшебные дверцы», достаёт значки с изображением города Югорска, вручает детям.

Рефлексия

1 мин

Создать эмоционально-положительный климат, воспитывать любовь к своей малой Родине.

Игра «Свеча»

Педагог предлагает сесть в круг, передавать свечу по кругу. Тот, кто держит в руках свечу, должен сказать доброе пожелание жителям своего города.

Прощание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Развитие лексико-грамматических категорий на базе темы «Дикие животные».

Цели занятия: Активизировать и обогащать словарь детей по теме. Продолжать учить подбирать прилагательные к существительному. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить распространят...

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятияЦели занятия:Коррекционно – образовательная: развитие графомоторных навыков, развитие зрительно- моторной координации движе...

Технологическая карта группового коррекционно-развивающего занятия

Возраст обучающихся, количество участников: 9 лет; 6 человек. Тема занятия: Развитие познавательных психических процессов. Цель занятия: Развитие когнитивного потенциала учащихся для повышения качеств...

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия

Тема:Развитие познавательных психических процессов Цель:Создание условий для развития познавательной сферы обучающегося Задачи: 1. Развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание; память; речь об...

План логопедической образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий с детьми 5-6 лет с использованием электронных материалов платформы «Робоборик»

План логопедической образовательной деятельностипо развитию  лексико-грамматических категорий  с детьми 5-6 летс использованием электронных материалов платформы «Робоборик»...

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в подготовительной группе «Зима»

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи  в подготовительной группе «Зима»...