Инновационные технологии
опыты и эксперименты

Чусовитина Ирина Николаевна

Инновационные педагогические технологии в образовании и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные педагогические технологии в образовании и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Чусовитина И.Н., Блинова Н.А.,    Головизнина И.Н., Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа – интернат для обущающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2 г. Нолинска»

В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Инновация является закономерностью развития современного образования.

На данном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций  предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов. 

Целью инновационной деятельности в нашем учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Технологии, применяемые при работе с детьми ОВЗ:

  • технология разноуровневого обучения
  • коррекционно-развивающие технологии
  • технологи проблемного обучения
  • проектная деятельность
  • игровые технологии
  • информационно-коммуникативные технологии
  • здоровьесберегающие технологии

В нашем учреждении категория детей с ОВЗ представлена школьниками с легкой, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР.

И сейчас мы остановимся на некоторых технологиях, которые активно применяются  нами в работе с этими детьми.

Коррекционно – развивающие технологии.

  1. Песочная терапия (различные сыпучие материалы).

В классе  оборудован небольшой уголок для данных занятий. В коррекционно - развивающей работе мы используем  кварцевый песок, пластмассовые ящики или подносы, разноцветный кинетический песок, коллекции миниатюрных фигурок и предметов, природный материал (камешки, ракушки, шишки и т.д.).

Все оборудование  мобильно, поэтому занятия могут не ограничиваться пространством этого помещения. Педагоги и специалисты включают игры с песком в индивидуальные и подгрупповые занятия с небольшим количеством школьников. Играя с сыпучими материалами, у детей появляется возможность создавать различные анимированные картинки, придумывать истории и развивать их сюжет.

Взаимодействие с сыпучими материалами стимулирует нервные окончания на кончиках пальцев ребенка. Это активизирует нервную систему и помогает развитию сенсорного восприятия, а также  положительно влияет на развитие координации и реакции, стабилизирует психологическое состояние детей.          

2. Изотерапия .

Представляет собой использование различных техник рисования и направлена на развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы при одновременном решении задач формирования правильной речи.

Кроме того, по рисункам ребенка, цветам, которые он предпочитает выбирать, педагоги имеют возможность определять тревожные состояния, индивидуальные психологические особенности, которые часто оказываются скрыты при непосредственном наблюдении и общении. 

Из нетрадиционных техник педагогами используются: рисование пальцами, мылом, щеткой, рисование в технике граттаж, «живопись по-сырому», отпечатывание, рисование на стекле и другие.

Рисование на мокрой бумаге. На смоченный лист бумаги при помощи акварели наносится рисунок, где используется использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название.                     

Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребенок делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать;

3. Сказкотерапия.

В занятия со школьниками, имеющими тяжелые нарушения, мы включаем сказочные сюжеты, обыгрывание ситуаций из них, в соответствующей обстановке и атрибутами. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

В школе создана развивающая предметно- пространственная среда, способствующая развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности  школьников в процессе работы с русскими сказками, и помогающая правильно скорректировать работу педагогов. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудио сопровождением.  А также педагоги совместно с детьми изготавливают декорации и героев для инсценировки сказок (настольный, пальчиковый, теневой театр). Часто используем логосказки: артикуляционные, фонетические сказки по обучению грамоте, лексико-грамматические сказки.

          4. Смехотерапия.

Это обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова.

          5. Музыкотерапия. 

Записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др. Методы музыкотерапии, в комплексе с другими техниками лечения искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения психики у детей. 

6. Проектная деятельность. 

Метод проектов дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности, позволяет педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

С июля 2019 года наши воспитанники с ограниченными возможностями здоровья и педагогами начали работать над   социальным проектом «Школа пешеходных наук».

В рамках данного проекта дети с ограниченными возможностями здоровья и их семьи принимают участие в различных мероприятиях, которые направлены на их социальную адаптацию и абилитацию, развитие творческого потенциала, обучение родителей методам и приемам коррекции. Эффективность проектной деятельности в данном случае обеспечивается взаимодействием целой команды педагогов и специалистов различного профиля: Межрайонный центр занятости населения, работники дома культуры, нашего школьного учреждения.

7. Информационно-коммуникационные технологии.

В своей работе мы стараемся активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Так как, использование ИКТ позволяет в доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

           Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в школьное образование. Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога.

Успешной среди современных технических новинок и эффективной в работе с детьми, имеющими ОВЗ, стала «Интерактивная доска».

Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы со школьниками

  • Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).
  • Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».
  • Один школьник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
  • Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.

Интерактивные обучающие программы включают в себя как простые игры-упражнения, так и более сложные. Это позволяет учитывать не только игровые потребности детей, но и использовать программы для обучающих занятий с ребятами разного уровня развития. 

Программы просты и удобны в использовании, работа с ними комфортна как для взрослых, так и для малышей, не требует специальной подготовки педагогов. Вовлечь детей в познавательную деятельность помогают интересные задания, анимация, весёлая музыка, ясные чёткие инструкции, крупные хорошо узнаваемые изображения.

Все управление заданиями сводится к простым и всем знакомым движениям стилуса по полу-экрану, точно, как на любом планшетнике или ином сенсорном устройстве.

8.Здоровьесберегающие технологии.

В своей работе мы используем: утренняя гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе, прогулки, спортивные часы, динамические паузы.

Мы отмечаем, что инновационные подходы, перечисленные выше, являются эффективными средствами в работе с детьми с ОВЗ, при помощи которых можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании . (Анализ достижений учащихся на основе реализации инновационных идей)

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации...

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...