Коррекционная программа по логопедии 8 класс (АООП вариант 2)
рабочая программа (8 класс)

Василовская Зинаида Викторовна

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, ФГОС умственная отсталость вариант 2.

Данная программа способствует формированию у учащихся предпосылок лежащих в основе становления навыков письма. А так же способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей. Логопедическая работа с обучающимися направлена на реализацию системы логопедической помощи детям в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом недоразвитии обучающихся, их социальную адаптацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8g_2_variant.docx44.24 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………….…...................….3
  2. Содержание программы………………………...………………….……...….…5
  3. Тематическое планирование……………………………………………..…..…6
  4. Учебно - методическое обеспечение…….……………………..……..........….12

Пояснительная записка.

Коррекционная программа по логопедии составлена на 2023/2024 учебный год для обучающихся 8 "Г"  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, ФГОС умственная отсталость вариант 2.

Цель  – коррекция дефектов устой и письменной речи у детей с нарушением и интеллекта.

          Задачи:

  • развивать органы артикуляционного аппарата;
  • развивать  речевой слух, различать звуки окружающей действительности, уточнять и развивать слуховое восприятие обучающихся;
  • развивать  и уточнять зрительное восприятие обучающихся, вырабатывать умение показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке;
  • изучать звуки и буквы: а, у, о, м, с, х;
  • образовывать  и читать  прямые и обратные слоги  с изучаемыми буквами.

Характеристика обучающихся.

Для данной группы обучающихся характерна низкая трудоспособность, неустойчивость внимания.

Наблюдается ограничение речевых способов общения. Активный словарь состоит из малого количества слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Характерна многозначность употребляемых слов, широко используются указательные жесты, мимика.  Фраза состоит из лепетных элементов и пояснительных жестов. Импрессивная сторона речи находится на низком уровне развития. Дети не понимают формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы мужского и среднего рода, не понимают значения предлогов. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Не сформировано зрительное и слуховое внимание.

Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Форма проведения занятий - подгрупповая, продолжительность 30-40 минут.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

Система оценки достижения планируемых результатов.

 Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме

  • первичной входящий аттестации
  • текущего мониторинга
  • промежуточной аттестации в конце учебного года.

         Аттестация осуществляется на подгрупповых занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября и промежуточная аттестация в последние две недели мая в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков,

уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.

    Планируемые результаты:

В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию личностных и предметных результатов освоения данной программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

Личностные результаты:

  • осознают себя как учеников, заинтересованных посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • ориентируются в пространстве класса, школы (передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения), пользуются учебной мебелью;
  • адекватно используют ритуалы школьного поведения (входят и выходят из учебного помещения со звонком, поднимают руку, встают, выходят из-за парты и т. д.);
  • слушают и понимают речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  • вступают в контакт и работают в коллективе, используя принятые ритуалы социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
  • обращаются за помощью и принимают помощь;
  • договариваются и изменяют свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации;
  • осознают себя как гражданина России;

Предметные результаты.

К концу учебного года обучающиеся должны:

  • различать изученные звуки на слух и в произношении;
  • анализировать данные слова по звуковому составу, составлять слова из изученных букв и слогов разрезной азбуки;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
  • слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
  • писать изученные строчные и прописные буквы;
  • списывать с букваря прочитанные и разобранные слоги и слова.

        

Содержание программы.

Учебно – тематический план (68 часов).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

1

Обследование учащихся

6

2

Добукварный период

29

3

Букварный период

33

Итого

68

Формы контроля:

анализ устной речи в начале и в конце года.

Тематическое планирование по логопедии

 (68 часов)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание коррекционной работы

Примечание

1-4

Обследование

4

3

Правильная посадка во время письма. Упражнения в раскрашивании.

1

Беседа на тему «Летний отдых детей». Артикуляционная гимнастика.

4

Смена динамических поз во время урока: сидя, стоя, лежа и др. Игра с мозаикой.

1

Беседа на тему «Здравствуй, школа!». Артикуляционная гимнастика.

5

Игровые упражнения на активизацию движений кисти рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»). Упражнения в обведении контуров.

1

Рассматривание иллюстраций. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа); 3-4 звуков (там, мама и т. д.).

6

Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый). Упражнения в раскрашивании.

1

Беседа на тему  «Учитель и ученики». Повторение фраз за учителем.

7

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

1

Беседа на тему «Я и моя семья». Понятие «слово».

8

Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй линии такого же цвета», «Нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии другого цвета»).

1

Игрушки. Понятие «слово». Составление простых предложений по своим практическим действиям.  

9

Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий из начальной точки «Дождик», «Расчёска».

1

Короткие и понятные стихотворения А. Барто. Слушание «Зайка», «Мячик». Разучивание «Мишка» с голоса учителя.

10

Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий разной длины.

1

Школьные вещи. Понятие «слово». Называние слов по предъявленным предметным картинкам.

Понятие «предложение». Составление простых предложений по картинкам и по вопросам.

11

Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий из начальной точки «Провода», «Покати мяч по дорожке».

1

12

Рисование горизонтальных и вертикальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор»). Конструирование (лесенка, забор).

1

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова.

13

Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

1

«Распорядок дня школьника». Составление простых предложений из 2-3 слов.

14

Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»).

1

Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.)

15

Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ёжик»).

1

Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в  связи с  наблюдениями окружающей действительности и играми.

16

Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Ёлочка»). Конструирование (елочка).

1

«Кто и как голос подаёт?» на материале домашних животных и птиц.

17

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка и др.) Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

1

«Кто и как голос подаёт?» на материале диких животных и птиц.

18

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (вертикальные прямые).

Разучивание короткого и понятного стихотворения  А. Барто «Кто и как кричит?» с голоса учителя.

19

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (горизонтальные прямые).

1

«Занятия детей». Составление и анализ предложений из двух-трех  слов.

20

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (прямые наклонные справа налево).

1

Слушание, запоминание и воспроизведение трехбуквенных слов, различающихся одним звуком.

21

Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг), их закраска и штриховка.

1

Повторение произносимых учителем слов и фраз, практическое различение слов, сходных по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка).

22

Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (квадрат), их закраска и штриховка.

1

Дифференциация сходных по звучанию слов. Показывание и называние учеником изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

23

Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (треугольник), их закраска и штриховка.

1

Понятие о громкой и тихой речи. Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации. Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака.

24

Рисование прямых линий и предметов из них (скамейка, лесенка, конверт)

1

Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Введение квадрата для обозначения слога.

25

Рисование прямых линий и предметов из них (флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). Конструирование (оконная рама).

1

Беседа на тему «Сад». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги.

26

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямые  палочки.

1

Выделение гласного звука «а» в начале слова в ударной позиции. Введение красного кружка для обозначения гласного звука в слове.

27

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямые палочки в соединении с наклонной.

1

Выделение из слов  гласного звука «у» в ударной позиции. Обозначение гласного звука красным кружком.

28

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямая палочка с закруглением вверху.

1

Выделение звука «м» в начале слова. Введение синего кружка для обозначения согласного звука.

29

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямая палочка с закруглением внизу.

1

Разучивание потешки  «Сидит белка на тележке…» с голоса учителя.

30

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: овал.

1

Слушание сказки «Колобок», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам.

31

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: полуовал.

1

Слушание сказки «Репка», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам.

32

Написание основных элементов рукописных букв в тетради в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

1

Практические упражнения в различении понятий предложение, слово, слог, звук. Составление условно-графических схем.

33

Письмо основных элементов прописных букв.

1

Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

34

Письмо элементов строчной буквы а. Лепка буквы.

1

Звук и буква «А». Выделение звука «А» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Аа.

35

Письмо строчной буквы а. Обводка трафарета, закрашивание.

1

Чтение буквы «А». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (качание ребенка: а-а-а)

36

Письмо строчной буквы а по обводке. Рисование бордюров.

1

Правильное и отчетливое произношение звука «А», различение его в начале и конце слова.

37

Письмо строчной буквы а по образцу. Обведение трафаретов, штрихование.

1

Разучивание стихотворения Е. Благининой «А-а-а…» с голоса учителя.

38

Письмо элементов строчной буквы у. Лепка буквы.

Звук и буква  «У». Выделение звука «У» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Уу.

39

Письмо строчной буквы у по обводке, орнаментов из элементов этой буквы.

1

Чтение буквы «У». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (пугание: у-у-у, волк воет, паровоз гудит).

40

Письмо строчной буквы у по образцу. Рисование бордюров.

1

Правильное и отчетливое произношение звука «У», различение его в начале и конце слова. Заучивание вслух чистоговорок.

41

Письмо строчных букв а, у и их соединений ау, уа по обводке.

1

Различение звуков и букв «А» и «У». Образование из усвоенных звуков и букв слов «ау» и «уа». Установление сходства и различия в звуковом  и буквенном составе.

42

Отработка плавности письма соединений ау, уа (письмо по образцу).

1

Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение этих слов с протяжным произношением  по букварю.

43

Письмо строчной буквы м. Лепка буквы. Упражнения в обводке и штриховке.

1

Звук и буква «М». Выделение звука в начале слова. Образ буквы Мм.

44

Письмо строчной буквы м. Упражнения в выделении первого звука в слове. Составление схем слов и предложений.

1

Чтение буквы «М». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (м-м-м - мычит бык).

45

Анализ и письмо слогов ам, ум. Отработка нижних соединений по обводке и по образцу.

1

Образование и чтение закрытых  слогов  АМ, УМ, сравнение их.

46

Письмо прописной буквы М по обводке и по образцу.

1

Образование и чтение открытого слога МА,  слова МАМА. Выделение первого слога из слова.

47

Анализ и письмо слогов ам и ма по обводке и по образцу. Письмо прописной буквы А.

1

Сравнение слогов АМ и МА. Заучивание вслух чистоговорок.

48

Письмо прописной  буквы У. Письмо под диктовку изученных букв.

1

Образование и чтение открытого слога МУ. Выделение первого слога из слова.

49

Анализ и письмо слогов ум и му по обводке и по образцу.

1

Сравнение слогов УМ и МУ.

50

Письмо строчной и прописной буквы оО по обводке и по образцу.

1

Звук и буква  «Оо». Выделение звука «О» в начале и в конце слов в ударной позиции. Образ буквы Оо.

51

Письмо строчных  а, у, о, м и прописных  А, У, О, М по образцу. Письмо под диктовку изученных букв.

1

Чтение буквы «О». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (о-о-о – болит коленка). Чтение букв А, У, М и слогов с ними.

52

Анализ и письмо слогов по образцу и под диктовку ом, мо.

1

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых  слогов МО и ОМ, сравнение их.

53

Анализ и письмо закрытых и открытых слогов (ам, ум, ом, ма, му, мо).

1

Образование и чтение открытых (МО, МА, МУ) и закрытых (ОМ, АМ, УМ) двухзвуковых  слогов, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок.

54

Письмо слогов по образцу и под диктовку с пройденными буквами и слова «мама».

1

Повторение изученных букв. Чтение изученных слоговых структур и слова МАМА.

55

Письмо по обводке и по образцу строчной буквы с.

1

Звук и буква «С». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Сс.

56

Письмо по обводке и по образцу прописной буквы С.

1

Чтение буквы «С». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (с-с-с – насос качает колесо)

57

Анализ и письмо закрытых слогов ас, ос, ус.

1

Образование и чтение закрытых  слогов  АС, УС, ОС, сравнение их.

58

Анализ и письмо открытых слогов са, су, со.

1

Образование и чтение открытых  слогов  СА, СУ, СО, сравнение их.

59

Анализ и письмо закрытых и открытых слогов (ас-са, ус-су, ос-со).

1

Сравнительный анализ слогов АС-СА, УС-СУ,  ОС-СО. Заучивание вслух чистоговорок.

60-61

Письмо двусложных слов. Анализ и запись предложения из двух слов.

2

Составление и чтение двусложных слов ОСА, САМА, предложений из двух слов.

62

Письмо по обводке и по образцу строчной буквы х.

1

Звук и буква «Х». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Хх.

63

Письмо по обводке и по образцу прописной буквы Х.

1

Чтение буквы «Х». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание ( х- х- х – девочка греет руки)

64

Анализ и письмо закрытых слогов ах, ох, ух и открытых слогов ха, хо.

1

Образование и чтение закрытых  слогов  АХ, ОХ,УХ и  открытых  слогов  ХА,ХО, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок.

65

Анализ и письмо двусложных слов с буквой х. Слоговой анализ двусложных слов с выделением второго слога.

1

Составление и чтение двусложных слов с буквой Х. Сравнение слов по звуковому составу и значению (уха – ухо, уха – муха, ухо – сухо).

66

Анализ и письмо слогов с буквами а, у, о, м, с, х.

1

Чтение слоговых таблиц.

67-68

Обследование

2

Учебно - методическое обеспечение

Список литературы:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений        слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001.
  2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-ти лет. -  М: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
  4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. -  М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей  дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.- М.:Просвещение, 2009г.
  8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»  - М.: «Дрофа», 2000

Вариативные дидактические материалы:

1. Лото с шариками.

2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.

3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)

4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.

5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.

6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).

7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).

8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.

9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).

10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.

11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.

12. Слова для составления шарад и ребусов.

13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.

Картотеки:

-пальчиковых гимнастик,

-логоритмических игр,

-дыхательных гимнастик.

Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:

—      обувь, одежда

—      посуда, игрушки

—      домашние птицы, зимующие и перелетные птицы

—      домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера

—      овощи, фрукты, ягоды

—      растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые

—      рыбы, продукты питания

—      профессии, транспорт

—      времена года

—      части тела человека

—      школа, мебель

—      дом и его части

—      действия (глагольный словарь)

—      занимательные игры.

Дидактический материал по формированию связной речи:

—      сюжетные картины

—      серии сюжетных картин

—      тематические картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1

рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1...

Рабочая программа по предмету "Человек" 2 класс АООП вариант 1.4

Настоящая программа по предмету "Человек" 2 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможн...

Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» 6 класс (АООП, вариант 1)

Адаптированная образовательная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталост...

Рабочая программа "Я и другие" для 5-8 классов АООП (вариант 1)

Современная реальность открывает перед подростком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт подросток,...

Рабочая программа "Арт-терапия" для 5-7 классов (АООП вариант 1)

Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с нарушением интеллекта. Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами  и орудиями изобразительн...

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6 класса (АООП вариант 1)

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной ...

Коррекционная программа по логопедии 8 класса, ТМНР, вариант 2

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса. Программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования ...