Коррекционная программа по логопедии 8 класса, ТМНР, вариант 2
рабочая программа (8 класс)

Василовская Зинаида Викторовна

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса. Программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с ТМНР.

Цель  – повышение эффективности логопедической работы с обучающимися и коррекция дефектов устой и письменной речи у детей с нарушением и интеллекта, формирование у них предпосылок к полноценному усвоению программы по родному языку. 

 Задачи:

  • закрепить и расширить знания, полученных на логопедических занятиях.
  • совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза;
  • развивать      фонематическое     восприятие      и      фонематические представления;
  • совершенствовать      зрительное       восприятие,         память, пространственные представления, зрительный анализ и синтез;
  • совершенствовать  синтаксические  и морфологические обобщения, слоговой и морфологический анализ и синтез слов;
  • коррегировать недостатки лексико-грамматического строя речи;
  • развивать графо-моторные навыки.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8e_tmnr.docx60.62 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………….….............................….3
  2. Содержание программы………………………...…………………….…..…5
  3. Тематическое планирование……………………………………………..…6
  4. Учебно - методическое обеспечение……………………...……………....20

Пояснительная записка.

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса. Программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с ТМНР.

Цель  – повышение эффективности логопедической работы с обучающимися и коррекция дефектов устой и письменной речи у детей с нарушением и интеллекта, формирование у них предпосылок к полноценному усвоению программы по родному языку.  

 Задачи:

  • закрепить и расширить знания, полученных на логопедических занятиях.
  • совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза;
  • развивать      фонематическое     восприятие      и      фонематические представления;
  • совершенствовать      зрительное       восприятие,         память, пространственные представления, зрительный анализ и синтез;
  • совершенствовать  синтаксические  и морфологические обобщения, слоговой и морфологический анализ и синтез слов;
  • коррегировать недостатки лексико-грамматического строя речи;
  • развивать графо-моторные навыки.

Характеристика обучающихся.

Результаты логопедической диагностики выявили, что у данной категории обучающихся:

  • речевой дефект сложен и неоднороден по своей структуре;
  • степень недоразвития речи соответствует степени общего психического недоразвития;
  • с трудом понимают речевые инструкции, лучше воспринимают в виде коротких фраз;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения, связанное с нарушениями организации и удержания артикуляционных позиций;
  • нарушение слоговой структуры слов;
  • бедность активного и пассивного словаря, даже на бытовом уровне;
  • связные высказывания с многочисленными ошибками комплексного характера;
  • несформированность процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Занятия проводятся во внеурочное время. Форма проведения занятий - подгрупповая, продолжительность 30-40 минут.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

Система оценки достижения планируемых результатов.

 Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме

  • первичной входящий аттестации
  • текущего мониторинга
  • промежуточной аттестации в конце учебного года.

         Аттестация осуществляется на подгрупповых занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября и промежуточная аттестация в последние две недели мая в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

    Планируемые результаты:

В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающегося с умственной отсталостью сугубо индивидуален, приведённые ниже требования по формированию личностных и предметных результатов освоения данной программы, являются ориентиром, к которому следует стремиться.

Личностные результаты:

  • осознают себя как учеников, заинтересованных посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • ориентируются в пространстве класса, школы (передвигаются по школе, находят свой класс, другие необходимые помещения), пользуются учебной мебелью;
  • слушают и понимают речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  • вступают в контакт и работают в коллективе, используя принятые ритуалы социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
  • обращаются за помощью и принимают помощь;
  • наблюдают, делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируею на наглядном материале.

Предметные результаты:

К концу учебного года обучающиеся должны:

- согласовывать свои действия с другими детьми;

- общаться с людьми в разных ситуациях;

- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

- составлять предложения с заданными словами

-знать буквы и звуки; основные лексические темы; основные пространственные понятия: верх, вверх, низ, вниз, справа, слева, в центре, внизу и т.д.

- различать гласные и согласные звуки;

- различать твердые и мягкие согласные.

Содержание программы.

Учебно – тематический план (68 часов).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

1

Обследование учащихся

6

2

Лексико-грамматические категории. Звуки и буквы.

62

Итого

68

Формы контроля:

анализ устной речи в начале и в конце года.

Программа состоит из следующих разделов и тем.

Звуки и буквы.  

Представления о звуках речи.  Органы речи. Звук. Предложение. Звук и буква А. Звук и буква У. Звук и буква О. Звук и буква М. Звук и буква С. Звук и буква Х. Звук и буква Ш. Звуки С-Ш. Звук и буква Л. Звук и буква Ы. Звук и буква Р. Звуки Р – Л. Звук К, буква К. Звук П, буква П. Звук и буква Т. Звук и буква И. Звук и буква З. Звук и буква В. Звук и буква Ж. Звуки Ж – Ш. Звук и буква Г. Звук и буква Д. Буква Й. Звуки П –Б. Буква Е. Буква Ё. Буква Я. Буква Ю. Звук и буква Ц. Звук и буква Ч. Звук и буква Щ. Звук и буква Э. Звук и буква Ф.

Лексика. Животные. Части тела. Цвет. Лес. Сад. Огород. Фрукты. Домашние птицы. Животные. Семья. Посуда. Животные. Игрушки. Одежда. В лесу. Животные из сказки Чуковского «Бармалей». Птицы зимой. Птицы. Подворье. Почта. Транспорт. Игрушки, инструменты.

Животные. Птицы. Насекомые. Детеныши животных. Во саду ли в огороде. Дом. Сказки. В зоопарке. Персонажи сказок, скороговорок. Деревья. Море. Имена людей. Цирк.  Утро. Рыба. Игра «Я знаю это слово». Профессии.

Календарно – тематическое планирование по логопедии

 (68 часов)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание коррекционной работы

Примечание

1-4

Обследование

4

3

«Представления о звуках». Животные

1

Слушание звуков вокруг нас: «Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны,

Но бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны».

Образование зву-ков речи. Знакомство с тер-мином «речевой звук».

Произношение отдельных звуков (Волк – у-у-…)

Игра: «Кто как голос подает». (Собака – р-р-р, корова–мммуу)

4

Органы речи.

Части тела

1

Повторение: какие бывают звуки? Что такое речевой звук?

Ознакомление с органами артику-ляции.

Наблюдение за деятельностью речевого аппарата. В образовании разных звуков участвует вся ротовая полость: язык, твердое и мягкое небо, губы, челюсть, зубы, полость носа + воздушная струя.

Что мы слушали? (Звуки).

Чем мы слушаем?

(Ушами)

Чем произносим звуки?

(Ртом)

5

 Понятие «Звук». Цвет

1

Закрепление поня-тия «звук».

Путешествие в замки красного, синего, зеленого цвета.

Сказка «Подошла машинка к крас-ному замку, прикоснулась к красному кружку, и он зазвучал «А» (О.У.И): потом к синему замку – Д-д, м-м, б-бб;

в зеленом замке – дьдь, мьмь, бьбь.

Ознакомление с понятием «слово». Дифференциация понятий «звук – слово». Условно графическая запись.

Выделение из речевого потока слов.

Игра: «Слово – не слово» («плим» - сочетание звуков, «стол» - слово).

6

Предложение. Лес. Сад. Огород.

1

Повторение понятия «звук», «слово».

Ознакомление с понятием «предложение». Показать детям последователь-ность слов в предложении и отдельно каждое входящее в него слово

мышка    ?    сыр

Обозначение пред-ложения полосками – символами.  Дифференциация понятий «слово»  предложение.

Составление пред-ложений с опорой на сюжетные картинки и вопро-сы КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Подбор слов по ситуатив-ным цепочкам. Что это? (сад, лес, огород). Если я назову САД, вы называете ФРУКТЫ ….

7-8

 Звук и буква А. Фрукты.

2

Повторение: что такое звук речи?

Выделение звука А из ряда гласных звуков.

Игра: «Пойте со мной» (ааауууыыыааа уууааа).

Анализ артику-ляции звука А. 

А! – со мною вместе пойте

А! – пошире рот откройте.

Все теперь мы будем знать

Вот как может А звучать.

Характеристика звука А.

 Выделение слов со звуком А (Аня кушает фрукты, в названиях которых есть звук А).

Знакомство с буквой Аа

9-10

 Звук и буква У. Домашние птицы.

2

Повторение «Звука А».

Выделение звука у в начале слова УТКА.

Анализ артику-ляции звука У.

У – мы в дудочку дудим.

У – как поезд мы гудим

У – вперед мы тянем губки.

В узенькую дуем трубку.

Характеристика звука У – гласный, потому что нет преграды. Выделение звука У  из слов (утка, гусь, петух, куры).

Упражнение детей в практическом усвоении падежной конструкции (твор.падеж)

(За кем ухаживает Уля? Уля ухажи-вает за уткой).

Чтение слов ау, у – а.

Звуко-буквенный анализ.

11-12

 Звук и буква О.

Животные.

2

Повторение гласных звуков.

Выделение звука О в начале слова.

Анализ артикуля-ции звука О .

О – мы губы округляем

О – мы плавно напеваем

О – свободно голос льется

О – так звонко раздается.

Характеристика звука О .

Выделение глас-ного звука О из слов, из слогов, из ряда гласных звуков.

Отгадывание загадок о домаш-них животных (кот, ослик, конь, соба-ка).

Составление предложений по картинкам

(Оля кормит (кого?) кота …)

13-14

Звук и буква М. Семья.

2

Повторение. Какие звуки речи знаете?

Выделение звука М из слова ДОМ.

Характеристика звука М по артику-ляционным и акустическим признакам.

Обозначение звука цветовыми симво-лами. Произношение звуков в слогах.

Звуко-буквенный анализ слогов ОМ, АМ, МА. МУ.

Произношение звука М в словах.

Работа по картинке «Семья».

Актуализация словаря по теме: «Семья». Как зовут детей в семье. Имена со звуком М.

Восстановление деформированного текста.

(Маленький Дима говорит: «Мама МЫТЬ Митя.

Дима МЫТЬ лицо МЫЛО»

Исправить речь Димы.

Повторение глас-ных.

Характеристика А, У, О.

Чем отличаются от согласных.

Характеристика звука по артикуля-ционным и акусти-ческим признакам.

Чтение слогов, слов со звуком С.

Звуко-буквенный анализ слогов, слов.

Активизация словаря по теме «Посуда». Работа с опорными схемами.

15-16

Звук и буква С.

Посуда.

2

17-18

Звук и буква Х.

Животные.

.

2

Повторение согла-сных звуков. Отличие согласных от гласных.

Проговаривание слов со звуком Х по картинкам.

Игра «Эхо» - образование именительного па-дежа множествен-ного числа суще-ствительных

хомяк – хомяки, петух - ……

Преобразование деформированной фразы: (петухи, заборе, сидеть, на)

Заучивание скоро-говорки

Хи-хи-хи  - ходят в поле петухи.

Хи-хи-хи – поют в поле петухи.

19-20

Звук и буква Ш.

Игрушки.

2

Повторение изу-ченных согласных звуков.

Выделение звука Ш из слов, обозна-чающих игрушки.

Характеристика звука Ш по артику-ляционным и аку-стическим приз-накам.

Звук Ш в слогах, словах, опреде-ление его места в слогах, словах.

Звуко-буквенный анализ слов. Падежное управление.

Кого пригласила Маша на день рождения?

Что подарили гости Машеньке?

Игра «Какой звук потерялся?»

 (мы-ка, ко-ка…) Звук Ш.

21-22

Звуки С-Ш.

. Одежда.

2

Сравнительный анализ звуков С и Ш по артикуляционным и акустическим признакам. Сравнительный звуко-буквенный анализ слов – паронимов.

Активизация и расширение словаря по теме «Одежда».

Согласование числительного с существительным (один шарф, два шарфа, 3)

23-24

Звук и буква Л.

 В лесу.

.

2

Анализ артикуля-ции звука Л.

Узкий кончик языка вверх,

в зубы упирается.

По бокам от языка

Воздух проби-рается.

И получится певучий

Плавный, ласковый и звучный.

Характеристика звука Л. Произношение звука Л в слогах, словах.

Активизация и расширение словаря по теме «Дикие животные». Игра «4 лишний».

Падежное управление. (На дереве увидели – белка, дятел, дупло).

Составить рассказ «Кто где живет». Белка живет в дупле. Волк живет в логове.

25-26

 Звук и буква Ы.

Животные из сказки Чуковского «Бармалей»

2

Повторение гласных звуков. Образование гласных звуков.

Выделение звука Ы.

Как пыхтит тесто? (пых-пых).

Характеристика звука Ы по артику-ляционным и акустическим признакам.

Ы! – Спинку языка повыше

Ы! – Кончик к нижним зубкам ближе

Ы! – между языком и небом

Ты голос пропусти попробуй.

Звук Ы в слогах, словах, предло-жениях.

Работа с иллюстра-цией к сказке Чуковского «Бармалей».

Подсказать слова:

В Африке … (акулы)

В Африке … (гориллы)

Злые …. (крокодилы)

Игра «Чудесные превращения».

Дил-дил-дил – появился крокодил

Дилы-дилы-дилы – появились кроко-дилы.

Мот-мот – появился бегемот

Моты-моты – появились бегемо-ты  и т.п.

Буква Ы.

А бедняжка буква Ы 

бродит с палочкой увы.

27-28

Звук и буква Р.

Птицы зимой.

2

Повторение звука Н.

Назвать слова со звуком Н. Характеристика звука Р изолированно, в слогах, словах. Характеристика звука по артикуля-ционным и акусти-ческим признакам. Назвать птиц в словах – картинках. Место звука в слове.

Буква Р.

«Я похожа на флажок,

Но не бери меня дружок,

А напечатай-ка слова:

Роза, рана и трава!.

Отгадывание загадок и разме-щение птиц на панно «Зимний парк».

Например: Черная, как вар,

Кричит: «Карр!» (Ворона)

Ворону размещаем на снег.

Вещунья белобока

А зовут ее …. (Сорока).

Сороку – на пень.

29-30

Звуки Р – Л.

 Птицы.

2

Повторение звука Р.

Назвать птиц, в названиях которых есть звук Р.

Сравнительная характеристика звуков Р-Л.

Звуки Р-Л изолированно и в слогах.

Игра «Прилетели птицы в парк». Дети расставляют птиц на панно – закрепление употребления предлога НА.

Игра «Кто с кем поменялся» (Воробей с сорокой поменялись местами. Воробей сидел на снегу, а ворона – на пне).

Игра «Птицы улетают из парка».

Припоминание, кто на чем сидел и договаривание предложений с предлогом С без опоры на нагляд-ность. (Воробей слетел ..

Сорока спрыгнула …..)

31-32

Звук К, буква К.

Подворье.

2

Повторение. Припоминание изученных гласных и согласных звуков.

Чем отличаются гласные и соглас-ные звуки.

Выделение звуков К, КЬ из слов – отгадок утки, козел, кот, поросенок.

Характеристика звука К по артику-ляционным призна-кам.

Обозначение цветовыми симво-лами.

Игра «Поймай звук» в словах – названиях живот-ных.

Анализ и синтез слогов, слов со звуком К. Падежное управ-ление. Согласовывание числительных с существительными. (Кого мы увидели? Корову с теленком. Кошку с котятами). Сосчитать сколько телят, котят.

33-34

Звук П, буква П.

Почта.

2

Повторение. Назвать звуки А, У, И, О по артикуля-ционной позе.

Выделение звука П

П! – мы губы сложим вместе.

П! – мы выдохнем порезче!

П!П!П! – пыхтим мы глухо

Нету голоса и звука.

Из слогов: ПА, ПУ, ПИ, ПО, АП, УП, ОП место звука.

Характеристика звука П. Произношение звука П в словах, связанных с поч-той.

Составление и преобразование нераспространен-ных предложений с глаголами покупать, принести, прислать…. (Почтальон принес….

Письмо прислал….

Петя покупает …..

Буква П. Упражнения на профилактику оптических нару-шений.

35-36

Звук Т.

Транспорт.

2

Повторение Звука П.

Характеристика звука Т по акустическим и артикуляционным признакам.

Игра «Поймай звук». Произношение звука Т в слогах.

Игра «Живые звуки» - звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов АТ_ОТ_УТ_ЫТ.

Определение места звука Т в словах, которые обозна-чают названия транспорта.

Анализ словесного состава предло-жения (придумать предложение со словом автобус, трамвай, обозна-чить полосками).

37-38

Звук И, буква И.

Игрушки, инструменты.

2

Повторение артикуляции гласных звуков. Произношение этих звуков громко – тихо – длительно.

Диф-ция предметов относящихся к игрушкам и инструментам (игла, клещи, ножницы, молоток, избушка, мишка, лисичка, мячик).

Выделение звука И из слов. Характеристика звука И.

И – широко мы улыбнемся

И – кончик языка опустим

И – изнутри зубов коснемся

И – голос петь свободно пустим.

Подбор родствен-ных слов

(Что можно делать с игрушками? Играть.

Эта машинка …. (игрушечная).

У нас много ….. (игрушек)

Сейчас я приглашу вас на ….. (игру)

Со мной вы будете ….. (играть).

Буква И.

39-40

Звук З. Животные.

2

Повторение.

Какие звуки мы называем звон-кими.

Назвать звонкие звуки.

Выделение звука З из слов.

Анализ артикуля-ции звука З.

Язычок широкий ниже,

Кончик к нижним зубкам ближе

И со звонким ветерком

Звонко ЗЗЗ произнесем.

Характеристика звука.

Звук З в слогах, словах.

Прогулка по лесу на «коняшке в тельняшке» используя сюжет-ную картинку и предметные и определить в сло-вах место звука З.

Как передвигается змея? (Змея ползет)

Как передвигается динозавр? (динозавр топает, стрекоза летит, зебра скачет, заяц прыгает).

41-42

Звук и буква В.

Птицы.

2

Повторение звука З

Дать характерис-тику звука З. Почему он соглас-ный (звонкий). Выделение звука  В из слогов, слов. Произношение изолированно. Анализ артикуля-ции звука В.

Зубками губку прикусим,

Между ними голос пустим…..

В – звучит неважно, вольно

Воздух, ветер, вода, волны….

Так над свежею листвою

Веет ветерок весною.

Характеристика звука /В/.

Звук В в слогах. Отгадывание загадок о птицах. Определение в отгадках места звука В.

Буква В. 

Вот ведь горе у старушки, на очках сломались душки.

Игра «Назвать новое имя»

Аля – Валя

Ася - …..

Аня - …..

Адик - …..

Назвать детей ласково.

Рассказать как зовут членов семьи, одноклас-сников.

43-44

Звук и буква Ж.

Насекомые.

2

Повторение.

Чем отличается буква от звука.

Выделение звука из слогов, слов, стихов.

Анализ артикуля-ции звука Ж.

Ж – как Ш мы произносим,

Только голос в гости просим

Звонко ЖЖ в словах жужжит

Ж – как жук большой жужжит.

Характеристика звука Ж.

Игра «Кто как жужжит» (мухи, пчелы, жуки)

Составление и чтение слогов со звуком Ж.

Звуко-буквенный анализ слова ЖУКИ.

Сосчитать жуков: один жук, два жука ….. пять жуков.

Составить слова из слогов КИ, ЖУ; ЖИ-У.

Договаривание предложений.

Женя побежал в лес и увидел ….. (жука).

Он подбежал ближе к ….

От Жени улетел ….

Женя побежал

за …..

Женя очень жалел, что не поймал ….

Буква Ж.

45-46

Звук Ж-Ш.

Детеныши животных.

2

Повторение артикуляции звуков Ж, Ш.

Уточнение и срав-нение артикуляции звучания звуков Ж-Ш. Применение тактильно-вибра-ционного метода. Характеристика звуков.

Обогащение и уточнение словаря по теме животные и их детеныши.

Падежное управ-ление

«Кто за кем стоял?»

«У кого кто?»

«У кого что болело?»

(Кошка за мышкой,

У ежа – ежонок,

У жирафа – шея)

47-48

Звук и буква Г.

 «Во саду-ли, в огороде».

2

Повторение. На какие две группы делятся звуки (гласные, соглас-ные).

На какие две группы можно разделить соглас-ные звуки? (Звонкие - глухие).

Выделение звуков Г,ГЬ из слов гном Гоша, гном Гена.

Характеристика звуков Г-ГЬ по артикуляционным и акустическим признакам.

 Звуки Г-ГЬ в слогах, словах, предложениях.

Игра «Во саду-ли, в огороде» (названия фруктов, овощей со звуком Г-ГЬ).

Какую кашу варим из гречки?

Суп какой – гороховый, компот – грушевый и т.д.).

Отгадать на вкус сок.

Буква Г.

«Г стоит как великан».

Буква Г – подъемный кран.

49-50

Звук и буква Д.

Дом.

2

Повторение звон-ких согласных звуков.

Тук-тук молоток

Строим, строим новый дом.

Выделение звука Д из слов дом, домо-вой, домовенок.

Характеристика звука по артику-ляционным и акустическим приз-накам. Произношение звука Д в словах, предложениях. Картинки с разны-ми домами.

Словообразование: дом, домик, домище…..

Где видели эти дома? (В городе, в деревне).

Дом из дерева – деревянный).

Подбор видовых понятий к родо-вым.

Назвать посуду (постельные принадлежности), которые есть в доме со звуком Д (ДЬ).

Игра «Глупые советы». Домовенок предла-гает: «Дети, бро-сайтесь подуш-ками!

Гладьте белье сковородой» и т.д.

Объяснить, почему так нельзя делать. Дайте умные полезные советы.

51-52

Звук и буква Й.

Сказка.

2

Повторение звука и буквы И.

Характеристика звука Й по артику-ляционным и акустическим признакам.

Произношение звука Й в слогах, словах, развитие пространственной ориентировки.

Кощей спрятал Марьюшку.

Чтобы найти нужно выполнить задания: закрой глаза, пойди направо, попрыгай на одной ножке и т.д.

Звук Й в предло-жениях – небыли-цах.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Буква Й.

53-54

Звуки П-Б.

В зоопарке.

2

Выделение звуков П и Б из слов. Сравнение их по артикуляционно-акустическим признакам. Произношение звуков Б, П в слогах, словах.

Эх, кабы да кабы

Сюда сбежались звери бы!

Зоопарк бы я устроил

И дома им всем построил.

Увидели кого? Увидели барсука. Увидели барсуков и т.д.

Звуковой анализ слова ПОНИ.

Дифференциация слов со звуком Б и П.

Игра «Кто в каком вагончике едет». Имитация движений разных животных.

Вспомните какие животные ехали в первом (втором) вагоне?

Составление предложений по опорным словам: верблюд, горб; зебра, полоски.

55

Буква Е.

Персонажи сказок, скорого-ворок.

1

Повторение гласных звуков.

Гласные тянутся песенкой звонкой

      И-И-И

Могут заплакать и застонать

   О-О-О – У-У-У

Могут качать в колыбельке Аленку

       А-А-А

Могут как эхо в лесу застонать

   АУ!АУ!АУ!

Выделение Е из слогов, слов.

Составление и чтение прямых слогов.

Характеристика  Е.

Найти в словах картинках Е (Емеля, зайка Егорка).

Подбор слов с противополож-ными значениями.

Старые – новые

Высокие - ….

Толстые - ….

Широкие - ….

Буква Е.

Ева гребнем причесалась

В нем три зубчика осталось.

Разучивание скороговорки

Еле-еле Елизар

Едет-едет на базар.

56

Буква Ё.

Деревья.

1

Повторение гласной Е.

Выделение Ё из слова-отгадки

«Под соснами, под ёлками лежим мешок с иголками» (Ёжик, ёж).

Составление слогов с гласной Е прямых и обрат-ных. Нахождение места гласной Ё в словах: ёлка, берёза.

Ёлка и берёза – это что?

С помощью пред-метных картинок разместить предме-ты по отношению к дереву.

Например: Ёжик под ёлкой

На ёлке гнездо…)

57

 Буква Я.

Море.

1

Повторение глас-ных. В чем отличие от согласных.

Выделение гласной Я из стихотворения

Яше снятся якоря, Снятся яхты и моря…

Соотнесение буквы Я с символами. Анализ артику-ляции Я. Характеристика гласной Я. Вставить букву Я в слоги, слова.

Прочитать предло-жения, найти родственные слова (Яша ушел в плавание. Яша пришел в гости. Яша отошел от якоря).

58

 Буква Ю.

Имена людей..

1

Повторение изу-ченных гласных II ряда.

Знакомство с глас-ной Ю. Знакомство с героями занятия (Юра, Юля). Запись имен с буквой Ю.

Упражнения на развитие навыка употребления глаголов настоя-щего времени в 1-м лице.

(Танцевать – я танцую,

петь – я пою,

учить –  учу). Какая пара лишняя? Составить по картинкам пред-ложения.

У Юры юла. У Юли тюльпан.

Правописание имен собственных.

59-60

Звук и буква Ц.

 Цирк.

2

Повторение. Какие звуки называются согласными?

Выделение звука Ц из слогов, слов. Буква Ц. Сравнение букв Ц и И. Характеристика звука Ц по акустическим и артикуляционным признакам. Обозначение звука цветовым симво-лом. Работа по сюжетной картинке «Цирк».

Кто выступает? Дифференциация: домашние и дикие животные, птицы и звери.

Игра «У кого кто?»

61-62

Звук и буква Ч.

Утро.

2

Повторение аффриката  Ц = Т + С

Выделение слов со звуком Ч, исполь-зуя сюжетную картинку «Завтрак». Характеристика звука Ч. Буква Ч. Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях. Составление рассказа «Утро ученика», исполь-зуя сюжетную и предметные картинки.

Сказка «Почему буква Ч не дружит с гласными Я, Ю.

63-64

 Звук и буква Щ.

 Рыба.

2

Повторение аффрикат Ч, Ц.

Выделение звука Щ из скороговор-ки. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ, буквы Щ. Произношение Щ в слогах, словах. Звуко-слоговой анализ и синтез слов: щука, лещ, щенок.

Игра «Лишний предмет». Составление предложений по теме «Рыбалка». Составление сказки (по аналогии с предыдущим занятием). «Почему буква Щ не дружит с Я, Ю».

65

 Звук и буква Э.

1

Повторение гласных звуков. Знакомство с темой занятия через развитие звукового анализа (Отгадать имя девочки по первым звукам слов-картинок). Знакомство с нормой артикуля-ции. Соотнесение звука Э с буквой и символом.

Игра «Я знаю это слово» - рассмот-реть и назвать картинки. Чтение предложений с пропущенным словом.

Во дворе … экскаватор. Дети …на экскурсию.

66

Звук и буква Ф.

Профессии.

1

Повторение. Какие звуки называются согласными?

Знакомство с темой через игру «Разговор по телефону».

Фа-фо-фу (сердито);  фу-фо-фа (ласково).

Звуко-слоговой анализ слогов, слов. Соотнесение звука Ф с буквой и символом. Произнесение слов сложного звуко-слогового состава (телефон, фотоап-парат …). Словообразование – от данных слов придумать профессию. (Например: телефон – телефонист).

Составление пред-ложений от 1-го лица по наводящим вопросам.

(Я фотограф.

У меня фотоаппарат.

Я фотографирую.

Я фотографирую фокусника).

67-68

Обследование

Обследование навыков чтения и письма

Учебно - методическое обеспечение

Список литературы:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений        слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001.
  2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-ти лет. -  М: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
  4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. -  М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей  дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.- М.:Просвещение, 2009г.
  8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»  - М.: «Дрофа», 2000

Вариативные дидактические материалы:

1. Лото с шариками.

2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.

3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)

4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.

5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.

6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).

7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).

8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.

9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).

10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.

11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.

12. Слова для составления шарад и ребусов.

13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.

Картотеки:

-пальчиковых гимнастик,

-логоритмических игр,

-дыхательных гимнастик.

Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:

—      обувь, одежда

—      посуда, игрушки

—      домашние птицы, зимующие и перелетные птицы

—      домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера

—      овощи, фрукты, ягоды

—      растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые

—      рыбы, продукты питания

—      профессии, транспорт

—      времена года

—      части тела человека

—      школа, мебель

—      дом и его части

—      действия (глагольный словарь)

—      занимательные игры.

Дидактический материал по формированию связной речи:

—      сюжетные картины

—      серии сюжетных картин

—      тематические картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа в 5 классе по русскому языку.

Данная программа предназначена для  проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-8 классах, в которых ведется обучение по программам общеобразовательных учреждений VII вида, с цел...

Коррекционная программа школьного логопеда

Рабочая  программа учителя-логопеда, цели, задачи, сроки, этапы корреционной работы, темы занятий, речевой и наглядный материал, грамматические темы, используемые на занятиях....

Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости

Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталость...

рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс

Коррекционная программа по логопедии составлена  для обучающихся 7  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6 класса (АООП вариант 1)

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной ...

Коррекционная программа по логопедии 8 класс (АООП вариант 2)

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственн...