Программа "Двигательное развитие" для обучающихся на дому 7 класса, ТМНР (вариант 2)
рабочая программа (7 класс)

Ткачёва Надежда Михайловна

Данная программа коррекционного курса «Двигательное развитие» (вариант 2, 7 класс) представляет собой разработанный курс коррекционно-развивающей области для обучаещегося на дому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью  

(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития  

(Вариант 2)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева»

Рассмотрена и принята  на  заседании          

Педагогического  совета школы         

Протокол № 06 от 25.05.2023 год

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Таятская ООШ

_____________

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ

 

«ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ  

ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ  

(ВАРИАНТ 2) 

 

 

7 класс

 

Срок освоения рабочей программы -1 учебный год

 

 

 

2023 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа коррекционного курса «Двигательное развитие» (вариант 2, 7 класс) представляет собой разработанный курс коррекционно-развивающей области для умственно отсталых обучающихся.

Нормативно-правовую базу рабочей программы коррекционного курса «Двигательное развитие» составляют:

− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

− Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599);  

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 24 ноября 2022 г. №1026;

− Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22.03.2021 № 115;

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» от 11.02.2022 № 69;

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

−  Устав МБОУ Таятской школы»;

− Календарный учебный график МБОУ Таятской ООШ и др.

На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков психического и физического развития, двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью. 

В ходе психокоррекционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.  

Основные направления работы:

− познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов);

− эмоционально - личностная сфера (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);

− коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).

Цель программы: исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитание положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Задачи программы:

− повышение уровня познавательной активности учащихся;

− формирование у учащихся ритмических движений; развитие внимания, памяти, логического, абстрактного мышления;

− формирование музыкальной пластичности;

− развивать мелкую и крупную моторик;

− исправление недостатков в двигательной деятельности детей;

− помочь самовыражению через занятия музыкально-ритмической деятельностью;

− коррегировать нарушения двигательной системы;

− способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

− формировать эмоциональное отношения к действительности;

− формировать терпение и упорство, необходимые при работе с шумовыми и музыкальными инструментами;

− формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

− осуществлять эстетическое воспитание школьников;

− воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий ритмикой используются различные формы занятий: комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; концерты, выступление на школьных праздниках.

Принципы, лежащие в основе программы:

− доступности;

− наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

− демократичности и гуманизма;

− научности.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся с умственной отсталостью реально открыть для себя волшебный мир искусства, почувствовать себя артистом, проявить свои творческие способности, фантазию.

Всего 34 часа (1 час в неделю во внеурочное время без учета выходных и праздничных дней). Продолжительность занятия – 20-40 минут.

2. КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Для обучающихся, получающих образование по АООП (вариант2) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.  

Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен.  

Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается системное недоразвитие речи, которое проявляется в своеобразном нарушении всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Специфика речевых нарушений у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального характера. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.  

Учитывая разную сложность нарушений, можно выделить три степени выраженности системного недоразвития речи (СНР) при умственной отсталости:  

СНР тяжелой степени: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении простых и сложных форм словоизменения и словообразования: употреблении падежных форм существительных и прилагательных; нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированности словообразования; отсутствии связной речи.  

СНР средней степени: полиморфное или мономорфное нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании существительного и прилагательного в среднем роде именительного падежа, а также косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах пропуски и искажения, пропуски смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.  

СНР легкой степени: нарушение звукопроизношения отсутствует или носит мономорфный характер; фонематическое восприятие и фонематический анализ, в основном, сформированы; имеются трудности определения последовательности и количества звуков на сложном речевом материале; словарный словарь ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном обследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования существительного и прилагательного в косвенных падежах множественного числа; нарушения сложных форм словообразования; в пересказах отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены лишь некоторые смысловые отношения; нерезко выраженные дисграфии, дислексии.

Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий.  

Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.  

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.    

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.  

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.  

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.  

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.  

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.  

 

3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.  

К общим потребностям относятся:  

  • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;  
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;  
  • раннее получение специальной помощи средствами образования;  
  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;  
  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.  

Для обучающихся с умственной отсталостью, осваивающих АООП вариант 2, характерны следующие специфические образовательные потребности:  

  • увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы до 12 лет;  
  • наглядно-действенный характер содержания образован нарушения, упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;  
  • введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;  
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • обеспечение обязательности профильного трудового образования;  
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;  
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;  
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;  
  • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

В основу разработки рабочей программы коррекционного курса «Двигательное развитие» (коррекционно-развивающей области) для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.  

Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью к:  

−         структуре образовательной программы;  

−         условиям реализации образовательной программы;  

−         результатам образования.  

Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.   

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.  

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).  

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.  

В контексте разработки АООП для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), коррекционного курса «Логопедические занятия» (коррекционно-развивающей области) реализация деятельностного подхода обеспечивает:  

− придание результатам образования социально и личностно значимого характера;  

− индивидуальное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;  

−  повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;  

− обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

  • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и

воспитанников и др.);  

  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;  
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;  
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его  «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;  
  • онтогенетический принцип;  
  • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);  
  • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области».  
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;    
  • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
  • принцип сотрудничества с семьёй.

 

4. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

В 7 классе формирование базовых учебных действий у школьников, обеспечивает, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляет основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.  

На занятиях «Двигательное развитие» формируются следующие базовые учебные действия:

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им, создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из помещения для занятий со звонком; ориентироваться в пространстве учебного помещения; адекватно использовать ритуалы школьного поведения; работать с принадлежностями (флажками, мячом, шумовыми и музыкальными инструментами, и др.), организовывать рабочее место.  
  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.  К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: слушать музыку, делать под нее простейшие ритмические движения, играть на простых музыкальных и шумовых инструментах, делать простейшие обобщения, сравнивать; наблюдать. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

 

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.

В результате реализации программы «Двигательное развитие» (коррекционно-развивающая область, 7 класс) должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью: 

  • воспитательных результатов:  

первый уровень результатов - приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.;

второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к результатам своего труда, позитивное отношение к результатам других детей, первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний;  

- третий уровень результатов - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

  • эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Основные личностные результаты освоения программы «Двигательное развитие»:

готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

потребности и начальные умения выражать себя в музыкально-ритмической деятельности;  

расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 

умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;  

−          владение основными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  

−         способность элементарно организовывать свою деятельность.  

Основные требования к умениям учащихся 

Учащиеся должны уметь:  

− правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

− различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;

− отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз.

− четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

− различать основные характерные движения некоторых народных танцев;

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве

4

1

Вводные занятия. Правила техники безопасности.

1

2

История возникновения танца.

1

3

Развитие музыкальности.

1

4

Простейшие упражнения на изолированную работу отдельных частей тела.

1

Раздел 2. Общеразвивающие упражнения 

12

5

Основные танцевальные термины и позиции.

1

6

Танцевальные термины.

1

7

Музыкальные игры - этюды.

1

8

 Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием

1

9

 Шаг польки.

1

10

Перестроение из одной шеренги в две, три.

1

11

Хлопки простые и перекрёстные – парные движении.  

1

12

Перестроение в два и три кружочка из колонн, сужение и расширение их.

1

13

Упражнения на осанку.

1

14

Имитация распускающегося цветка.

1

15

Движения рук в разных направлениях. Изменения направления и формы ходьбы и бега.

1

16

Ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево, вкруг, из круга.

1

Раздел 3. Упражнения с предметами. 

6

17

Представления о пространстве и умения ориентироваться в нём.

1

18

Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Комплекс упражнений с обручами.

1

19

Ориентирование в пространстве зала. Музыкально-ритмические движения в соответствующем заданию музыке ритме. Комплекс упражнений с кубиками.

1

20

Перестроения с образованием кругов, квадратов, «звёздочек», «каруселей». Комплекс упражнений с лентами.

1

21

Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Движения рук в разных направлениях с предметами. Комплекс упражнений с маракасами.

1

22

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Приседания с предметами (обруч, скакалка). Изменение танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке.

1

Раздел 4. Игры под музыку.

8

23

Перестроение из линейных в объёмные: из шеренги в 2 круга; из колонны в 2 круга; из шеренги в 2-е «цепочки»; из колонны в 2-е «цепочки».

1

24

Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног: полуприседания.

1

25

Русский танец.  Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием скакалок.

1

26

Приставной шаг в сторону с приседанием; выставление ноги на пятку; поскоки в парах.

1

27

Прямой галоп- движение в тройках.

1

28

Отведение стопы наружу и приведение её внутрь. Притопы, прихлопы - танцевальные движения.

1

29

Инсценирование русской народной прибаутки: «Ворон»

1

30

Составление несложных танцевальных композиций.

1

Раздел 5.Танцевальные упражнения.

4

31

Упражнения с использованием собственной силы - например, притягивание туловища к ногам.

1

32

Различного рода маховые, маятниковые движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения -например, маховые движения ногой.

1

33

Пружинящие движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды движений - например, пружинистые движения корпусом вверх-вниз в положении выпада.

1

34

Рывковые движения - например, резкое разведение рук в стороны в горизонтальной плоскости.

1

 

Итого за учебный год

34

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.

Упражнения на ориентировку в пространстве. Вводные занятия. Правила техники безопасности. История возникновения танца. Развитие музыкальности. Простейшие упражнения на изолированную работу отдельных частей тела.

Ритмико-гимнастические упражнения. 

Общеразвивающие упражнения. Основные танцевальные термины и позиции. Танцевальные термины. Музыкальные игры - этюды. Выставление ноги на носок вперёд и в стороны. Вставание на полу пальцы. Перекрёстное поднимание и опускание рук. Отведение стопы наружу и приведение её внутрь. Притопы, прихлопы - танцевальные движения. Лёгкие игривые притопывания. Ходьба, бег, кружение на месте. Хороводы в кругу. Шаг с притопом на месте и с продвижением. Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд. Движение по кругу приставными шагами с приседаниями. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Ходьба с высоким подниманием колен. Наклоны, повороты головы, круговые вращения плечами. Ориентирование в пространстве зала. Ходьба с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Шаг бодрый, спокойный, топающий. Движения рук в разных направлениях. Изменения направления и формы ходьбы и бега. Ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево, вкруг, из круга.

Упражнения с предметами. Представления о пространстве и умения ориентироваться в нём. Ориентирование в пространстве зала. Движения к определённой цели и между предметами. Ориентирование в пространстве зала. Музыкально - ритмические движения в соответствующем заданию музыке ритме. Перестроения с образованием кругов, квадратов, «звёздочек», «каруселей». Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Движения рук в разных направлениях с предметами. Бег на полу пальцах. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Приседания с предметами (обруч, скакалка). Изменение танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. 

Игры под музыку. Переcтроение из линейных в объёмные: из шеренги в 2 круга; из колонны в 2 круга; из шеренги в 2-е «цепочки»; из колонны в 2-е «цепочки». Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног: полуприседания. Русский танец. Полу присядка, «Гармошка» простая, Танцевальный шаг с носка, переменный шаг. Передача характерных черт персонажей сказок, песен, частушек, танцев. Музыкальные игры с имитацией движений персонажей. Ходьба с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Шаг бодрый, спокойный, топающий. Отведение стопы наружу и приведение её внутрь. Притопы, прихлопы - танцевальные движения. Игра «Куклы Папы Карло». Составление несложных танцевальных композиций.  

Танцевальные упражнения. Упражнения с использованием собственной силы - например, притягивание туловища к ногам. Различного рода маховые, маятниковые движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения -например, маховые движения ногой. Пружинящие движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды движений - например, пружинистые движения корпусом вверх-вниз в положении выпада. Рывковые движения - например, резкое разведение рук в стороны в горизонтальной плоскости.  

 

10. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела программы и тем занятий

 

Кол - во часов

Элементы содержания занятия

Возможные результаты освоения обучающимися коррекционного курса

Оборудование, дидактический материал, ТСО и ИТ

Дата

По плану

По факту

Упражнения на ориентировку в пространстве -4 часа

1. 

Вводные занятия. Правила техники безопасности.

1

-разминка на середине;

-разучивание поклона;

-ходьба с носка по кругу;

 -различать настроения, выраженные в музыке;

Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног: полуприседания.

https://youtu.be/62piQhWPiYc 

2. Приседания: https://youtu.be/j8H6X4KQQ5A 

3.Ритмические упражнения:https://youtu.be/_8NSVXxdGdo 

4.Танцуем вместе:https://youtu.be/FP0wgVhUC9w 

Знать терминологию и правила техники безопасности при выполнении движений.

Компьютер, музыкальные записи

2.          

История возникновения танца.

1

-исполнение простейших танцевальных элементов;

-танцевальные шаги: подскоки вперед, назад, галоп;  

Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног: полуприседания.

1.Разминка: https://youtu.be/62piQhWPiYc

 2. Приседания: https://youtu.be/j8H6X4KQQ5A 

3.Ритмические упражнения: https://youtu.be/_8NSVXxdGdo 

4.Танцуем вместе: https://youtu.be/FP0wgVhUC9w 

Уметь перестраиваться из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их.

Компьютер, музыкальные записи

3.          

Развитие музыкальности.

1

-исполнять основные танцевальные правила;

 -разучивание поклона;

-исполнение движений, акцентируя музыкальные фразами  ритмический рисунок и постановку корпуса;

-учить понятия о трёх основных жанрах музыки;

Русский танец. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием скакалок.

1.Разминка: https://youtu.be/Sux_Ut4nKGw 

2. Притопы, прихлопы - танцевальные движения. https://youtu.be/k5ZwOAWNrf4 

3.Игра «Куклы Папы Карло» повторить движения: https://youtu.be/GOvUGKHKcms 4.Элементы русской пляски: https://youtu.be/GdwdjoeyT94    

.Танцуем вместе: https://youtu.be/KAe9Ae5AiQ0 https://youtu.be/5sr4pbm5K9w 

Уметь: воспринимать на слух музыкальное произведение.

Компьютер, музыкальные записи.

4.          

Простейшие упражнения на изолированную работу отдельных частей тела.

1

-ритмично исполнять различные мелодии;

- ритмическое исполнение (хлопки, выстукивания, притоп);  

-принимать участие в игре «Повтори ритм».

-похлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

1.Разминка: https://youtu.be/Sux_Ut4nKGw 

2. Притопы, прихлопы - танцевальные движения. https://youtu.be/k5ZwOAWNrf4 

3.Игра «Куклы Папы Карло» повторить движения: https://youtu.be/GOvUGKHKcms 4.Элементы русской пляски: https://youtu.be/GdwdjoeyT94    

5.Танцуем вместе: https://youtu.be/KAe9Ae5AiQ0 https://youtu.be/5sr4pbm5K9w 

Уметь сохранять правильную дистанцию во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок.

Компьютер, музыкальные записи.

Общеразвивающие упражнения-12 часов

5.          

Основные танцевальные термины и позиции.

1

-проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений;

-осуществлять первый опыт ритмической импровизации;

-участвовать в совместной деятельности при воплощении музыкальных образов 

Знать терминологию  

Классического и  партерного экзерсиса. Понятия о жанрах и позициях.  

Позиции ног 1,2,3,6.  

Позиции рук 1,2,3.

Компьютер, музыкальные записи.

6.          

Танцевальные термины.

1

-исполнение простейших танцевальных элементов;

-танцевальные шаги: подскоки вперед, назад, галоп;

1.Разминка: https://youtu.be/VIDcRSutPsE 

2. Разучиваем галоп: https://youtu.be/x2HFtLeC6Z0 

3.Сильные поскоки: https://youtu.be/OMiix1ekck8 

4.Боковой галоп: https://youtu.be/igpab0_sg_Y 

5.Ритмические упражнения https://youtu.be/_8NSVXxdGdo 

6.Танцуем вместе: https://youtu.be/pKqnSRDzkgw 

Уметь выполнять:

Танцевальные шаги: подскоки вперед, назад, галоп.

Компьютер, музыкальные записи.

7.          

Музыкальные игры - этюды.

1

-исполнение танцевальных игр этюдов: «Осенние листья», «Осенний дождь»;

- парное исполнение   соблюдая музыкальные средства выразительности;

 -позиции рук и ног;

 1.Разминка: https://youtu.be/oYI0TPJOuGk 

2.Повтори: https://youtu.be/BIq0KiEaUCA https://youtu.be/iSvbIxMfDZg 

3.Игра «Ворон»: https://youtu.be/r2DJ8VNb3Lo 

4.Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте: https://youtu.be/cl6Ry74c9sI 

5.Танцуем вместе: https://youtu.be/Y7yimxlwqBc https://youtu.be/lQomX2J-PTU https://youtu.be/CIdvUsFlLrc 

Уметь исполнять танцевальные игры этюдов: «Солдатики», «Сделай как я»;

- парное исполнение   соблюдая музыкальные средства выразительности;

-позиции рук и ног;

-знать и отличить понятия:«музыкальная фраза», «пауза», «целый поворот»; -выявлять характер музыки ивысказываться о характере музыки и движений; -отвечать на вопросы по содержанию игры.

Компьютер, музыкальные записи.

8.          

Выставление ноги на носок вперёд и в стороны.

1

-выставление ноги на носок вперёд и в стороны;

- вставание на полупальцы;  

-перекрёстное поднимание и опускание рук;

1. Разминка: https://youtu.be/QwNBhy3L7vA  

3.Сильные поскоки: https://youtu.be/OMiix1ekck8 

4.Боковой галоп: https://youtu.be/igpab0_sg_Y 

5.Стукалка: https://youtu.be/Ly8fkMexAdM 

6.Танцуем вместе: https://youtu.be/KAe9Ae5AiQ0 https://youtu.be/DMb-Fhvdiso 

Уметь  выставлять ноги на носок вперёд и в стороны. Вставание на полупальцы. Перекрёстное поднимание и опускание рук.

Компьютер, музыкальные записи.

9.          

Отведение стопы наружу и приведение её внутрь.

1

- притопы, прихлопы

- танцевальные движения;

- лёгкие игривые притопывания

Уметь  отводить стопу наружу и приводить её внутрь. Притопы, прихлопы - танцевальные движения. Лёгкие игривые притопывания.

Компьютер, музыкальные записи.

10.          

Ходьба, бег, кружение на месте. Хороводы в кругу.

1

-выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений;

Уметь выполнять упражнения под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений.

Компьютер, музыкальные записи.

11.          

Шаг с притопом на месте и с продвижением. Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд.

1

-разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали. 

-уметь двигаться по диагонали друг, за другом соблюдая расстояние;  

-знать названия основных видов шагов и прыжков;

1.Разминка: https://youtu.be/oYI0TPJOuGk 

2.Повтори: https://youtu.be/BIq0KiEaUCA https://youtu.be/iSvbIxMfDZg 

3.Игра «Ворон»: https://youtu.be/r2DJ8VNb3Lo 

4.Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте: https://youtu.be/cl6Ry74c9sI 

5.Танцуем вместе: https://youtu.be/Y7yimxlwqBc https://youtu.be/lQomX2J-PTU https://youtu.be/CIdvUsFlLrc 

Уметь самостоятельно составлять несложный ритмический рисунок в сочетании хлопков и притопов.

Компьютер, музыкальные записи.

12.          

Движение по кругу

1

-движение по кругу приставными шагами с приседаниями;

-передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке;

Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов.

Компьютер, музыкальные записи, погремушки, бубны, барабаны.

13.          

Ходьба с высоким подниманием колен.

1

-ходьба с высоким подниманием колен;  

-наклоны, повороты головы, круговые вращения плечами;

-ориентирование в пространстве зала;

Уметь выполнять:  

-ходьбу с высоким подниманием колен;

-наклоны, повороты головы, круговые вращения плечами;

-ориентироваться в пространстве зала;

Компьютер, музыкальные записи,

14.          

Ходьба с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка

1

-ходьба с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка;

-шаг бодрый, спокойный, топающий;

Уметь выполнять в соответствии с музыкой:

-шаг бодрый, спокойный, топающий;

Компьютер, музыкальные записи.

15.          

Движения рук в разных направлениях.

1

-разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали. 

-уметь двигаться по диагонали друг, за другом соблюдая расстояние;

- изменения направления и формы ходьбы и бега.

Знать названия основных видов шагов и бега.

Компьютер, музыкальные записи.

16.          

Ориентировка в направлении движений

1

-ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево, вкруг, из круга.

Уметь ориентироваться в пространстве.

Компьютер, музыкальные записи.

Упражнения с музыкальными инструментами-6 часов

17.          

Представления о пространстве и умения ориентироваться в нём.

1

-исполнять движения в перестроениях шахматного порядка с поворотами через правую и левую ногу;

 

Уметь выполнять перестроения в шахматном порядке;

Компьютер, музыкальные записи.

18.          

Ориентирование в пространстве зала.

1

-ориентировка в пространстве зала;

-движения к определённой цели и между предметами.

Уметь ориентироваться в пространстве зала;

Компьютер, музыкальные записи.

19.          

Ориентирование в пространстве зала.

1

-круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак);  

-противопоставление одного пальца остальным;

 -движения кистей и пальцев в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений;

- музыкально-ритмические движения в соответствующем заданию музыке ритме.

Уметь выполнять движения кистей и пальцев в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.

Компьютер, музыкальные записи.

20.          

Перестроения с образованием кругов, квадратов, «звёздочек», «каруселей».

1

-перестроения с образованием кругов, квадратов, «звёздочек», «каруселей».

Умение перестраиваться с образованием кругов, квадратов, «звёздочек», «каруселей».

Компьютер, музыкальные записи.

21.          

Перестроение в круг из шеренги, цепочки.

1

-исполнение движений по диагонали, в круг, в шеренге и в колонне;

- движения рук в разных направлениях с предметами. показать высоту шага и научить равномерно, распределять повороты в точках;

-исполнять танцевальные комбинации с характером музыки;

- бег на полупальцах.

Знать следующие перестроения – линия, шеренга, колона, шахматный порядок, круг, квадрат.

Компьютер, музыкальные записи.

22.          

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

1

-приседания с предметами (обруч, скакалка);

-изменение танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке;

Уметь выполнять приседания с предметами (обруч, скакалка);

Компьютер, музыкальные записи, детское пианино.

Игры под музыку-8 часов

23.          

Переcтроения из линейных в объёмные

1

- переcтроения из линейных в объёмные: из шеренги в 2 круга; из колонны в 2 круга; из шеренги в 2-е «цепочки»; из колонны в 2-е «цепочки».

Умение передачи в движении ритмического рисунка.

Компьютер, музыкальные записи.

24.          

Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног

1

-полуприседания;

Уметь самостоятельно выполнять упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног: полуприседания.

Компьютер, музыкальные записи.

25.          

Русский танец. «Гармошка»  

1

-исполнять танцевальные комбинации на запоминания;

-участвовать в совместной деятельности;

-упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии;

-танцевальный шаг с носка, переменный шаг.

Уметь самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.

Компьютер, музыкальные записи.

26.          

Передача характерных черт персонажей сказок, песен, частушек, танцев.

1

-самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.

 -упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии.

- Музыкальные игры с имитацией движений персонажей.

Уметь импровизировать, передавать в движении характер персонажей.

Компьютер, музыкальные записи.

27.          

Ходьба с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.

1

-разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование;

-ходьба с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка;

-шаг бодрый, спокойный, топающий;

Уметь придумывать новые варианты игр, элементы танцевальных движений, их комбинирование.

Компьютер, музыкальные записи.

28.          

Отведение стопы наружу и приведение её внутрь.

1

- отведение стопы наружу и приведение её внутрь;

- притопы, прихлопы

- танцевальные движения;

Уметь придумывать новые варианты игр, элементы танцевальных движений.

Компьютер, музыкальные записи.

29.          

Игра «Куклы Папы Карло».

1

-составление несложных танцевальных композиций.    

 

Уметь эмоционально реагировать на музыку.

Компьютер, музыкальные записи.

30.          

Составление несложных танцевальных композиций.

1

-составление несложных танцевальных композиций;

-игры с пением, речевым сопровождением;

 

Уметь эмоционально откликаться на музыку, составление несложных танцевальных композиций.

Компьютер, музыкальные записи.

Танцевальные упражнения-4 часа

31.          

Упражнения с использованием собственной силы.

1

-упражнения с использованием собственной силы - например, притягивание туловища к ногам;

Уметь выполнять упражнения с использованием

Собственной силы - например, притягивание туловища к ногам.

Компьютер, музыкальные записи.

32.          

Различного рода движения отдельными частями тела.

1

- маховые, маятниковые движения ногой тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения;

Уметь выполнять маховые движения ногой тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения;

Музыкальное сопровождение.

33.          

Пружинящие движения отдельными частями тела

1

- пружинящий бег с постепенным увеличением амплитуды движений - например, пружинистые движения корпусом вверх-вниз в положении выпада.;

 -поскоки с продвижением назад (спиной);

 -быстрые мелкие шаги на всей ступне и полупальцах;

Уметь выполнять пружинящие движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды движений - например, пружинистые движения корпусом вверх-вниз в положении выпада.

Компьютер, музыкальные записи.

34.          

Рывковые движения

1

-рывковые движения рук в стороны;

- резкое разведение рук в стороны в горизонтальной плоскости.

Уметь выполнять рывковые движения - например, резкое разведение рук в стороны в горизонтальной плоскости.

Компьютер, музыкальные записи.

 

Итого за год

34

 

 

 

 

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Опорные таблицы: по определению характера звучания.
  • Карточки по разделам программ.
  • Папки с иллюстративным материалом по темам.
  • Атласы музыкальных инструментов.
  • Карточки «цвет-настроение».
  • Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

Материально-техническое обеспечение

  • Синтезатор
  • Комплект детских музыкальных инструментов
  • Компьютер, телевизор
  • комплект звуковоспроизводящей аппаратуры
  • медиапроектор
  • беспроводной усилитель
  • микрофоны, музыкальные центры
  • усилительные колонки

 

Цифровые образовательные ресурсы:

 educont.ru цифровой образовательный контент 

 https://uchi.ru   Платформа «Учи.ру» 

 Сборник компьютерных игр «Несерьёзные уроки», обучающих навыкам чтения и счёта «Учим буквы и цифры».  http://all.edu.ru  - Все образование Интернета  http://Iobraz.ru   – Образование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта -  М., Владос, 2019г.
  2. Гродзенская Н. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах -  Волгоград, 2018.
  3. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно-отсталых сирот -  М., 2018.
  4. Критская Е.Д. Сергеева Г П. Учебник «Музыка».1 класс - Волгоград, 2018.
  5. Малиевская С. Некоторые способности музыкального воспитания умственно-отсталых детей-  М., 2019.
  6. Музыка. Пособие для учителя /Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина - М.: Просвещение, 2019;
  7. Петрушин В. Музыкальная психотерапия-  М., 2016.
  8. Раздымаха А. Формирование музыкальной культуры учащихся в условиях школы-интерната.  М., 2017.
  9. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.,  2016. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Класс

Дата

Количество не проведенных уроков

Причина

Согласование с курирующим завучем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад « Методы лечебной педагогики, в работе с детьми с ТМНР, с глубокой и тяжелой умственной отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП».

Доклад на тему  « Методы лечебной педагогики в работе  с детьми  с ТМНР,  с глубокой  и тяжелой умственной  отсталостью, обучающимися на дому по 2 варианту АООП&raq...

Реализация ФГОС О УО: упражнения для исследования состояния письма у обучающихся 6-7 классов по варианту 9.1

Среди детской популяции возрастает число детей имеющих нарушения интеллектуального развития. Психическое недоразвитие, проявляется в нарушениях всех высших психических функций, то есть мышления, памят...

Коррекционная программа по логопедии 8 класса, ТМНР, вариант 2

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса. Программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования ...

Конспект урока по предмету "Общение (общение и чтение)" - "Прогулка по саду. «Чтение» изображений с комментариями" для обучающихся 2 класса по АООП НОО с НОДА с ТМНР (вариант 6.4)

Конспект урока по предмету "Общение (общение и чтение)" -"Прогулка по саду. "Чтение" изображений с комментариями" для обучающихся 2 класса по АООП НОО с НОДА сумеренной, ...

Тема урока: «Значение и особенности домашней птицы» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (Вариант 2). 8 класс

Аннотация.На основе, того, что обучающие 2 варианта с ТМНР, новый материал  даётся дозированно и строится с учётом преемственности тематического планирования рабочей программы, что позволяет повт...

Рабочая программа для индивидуальных занятий, для обучающегося на дому с ТМНР

У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование познавательной деятельности у детей происходит со...