Использование вербальных и альтернативных средств коммуникации в обучении общению ребенка с РАС
презентация к уроку

В презентации описаны этапы и методы работы учителя-дефектолога по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл verbalnye_i_alternativnye_sredstva_kommunikatsii.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование вербальных и альтернативных средств коммуникации в обучении общению ребенка с РАС» Скопинцева Юлия Валентиновна Учитель ГКОУ школы № 27 г.-к. Анапа

Слайд 2

Как помочь аутичному ребенку Установление дистанции общения –ребенок может физически не выносить приближения, не форсируйте процесс общения. «Укорачивайте» дистанцию постепенно. Найдите минимальную дистанцию, которую он терпит. Если ребенок прячется, не пытайтесь выманить или вывести его насильно из «убежища». Очень осторожно проверьте, как он относится к прикосновениям. Проверьте, можно ли с ним физически взаимодействовать (если разрешает дотрагиваться, возьмите за руки, поиграйте в «ладушки»). Будьте осторожны – то, что ребенок разрешил сегодня, не обязательно «пройдёт» в следующий раз.

Слайд 3

Налаживание первоначального контакта: Проверьте, возможен ли «глазной» контакт. Избегайте прямого взгляда, коротко «касайтесь» глазами его лица. Чтобы «зацепить» внимание ребенка, используйте сначала несловесные способы (попробуйте привлечь внимание звуками, бросать мяч об пол, наблюдая за его реакцией. Налаживание совместной деятельности (наблюдайте за действиями ребенка, начните повторять его действия совершенно автономно. Постепенно подключайтесь к действиям ребенка, пробуйте с ним конструировать, складывать кубики, сортировать предметы. Выполняйте с ним действия по подражанию – сначала сами копируйте его действия, чтобы он понял, что вы это делаете намеренно, а потом покажите свои (можно что-то взять, поменять местами, помахать рукой). «Зеркальный» контакт может быть для ребенка приемлемей прямого – пусть ребенок повторяет ваши действия, наблюдая за вами и за собой в зеркало. «Перекликайтесь» с ребенком звуками (постукивания, шорохи, звучащие игрушки). Попробуйте вступить в словесный контакт (обращает ли внимание на речь, откликается ли на имя), говорите шепотом, низким голосом, нараспев, почти беззвучно, чтобы ребенок угадывал слова по артикуляции.

Слайд 4

Начальный этап работы: установление контакта с ребенком Использование игрушек из мягких материалов, которые можно гладить, мять, скручивать, растягивать, сенсорные развивающие книги. В процессе игры с подобными предметами педагог незаметно подключается к действиям ребенка.

Слайд 5

Формирование жестов и иных способов несловесного общения: Учите ребенка следить взглядом за перемещающимся предметом, игрушкой, укажите на неё пальцем. Следите вместе с ребенком за раскачивающимся предметом, покажите рукой траекторию вашего взгляда, направьте рукой его взгляд. Учите указательным жестом, располагайте предметы на разном расстоянии, спрашивая, где предмет. Играйте в мяч, просите жестом «дай», формируйте понимание жестов до свидания, да или нет, на, иди ко мне. Привязывайте жесты к ситуациям. Покажите ребенку смысл мимических выражений (радость – улыбнитесь, похлопайте в ладоши, грусть – горько вздохните). Пусть ребенок повторяет ваши выражения лица, жесты, позы, глядя в зеркало. По возможности формируйте жесты прикосновения, чтобы ребенок дотрагивался до вас. Шагайте, взявшись за руки, кружитесь.

Слайд 6

Совместная деятельность (конструирование, игры со звучащими, светящимися, заводными игрушками), действия по подражанию

Слайд 7

Стереотипные игры - ситуация повторения знакомых действий комфортна для ребенка и доставляет удовольствие, это можно использовать как основу взаимодействия с ребенком. Вникните в структуру стереотипной игры, выделите цикл повторяющихся действий, прислушивайтесь к бормотанию ребенка. В нужный момент подайте ему нужный предмет, обратите на себя внимание, стремитесь завоевать доверие ребенка. На следующем этапе постарайтесь внести в игру новую сюжетную линию, позволяйте возвращаться ему к своей игре во время занятия. Если у ребенка возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно, предложите ему любимую игру. Параллельно начинайте предлагать сенсорные игры (игры с красками, с водой, с мыльными пузырями, со светом и тенями, со льдом, с крупами, с пластичными материалами, со звуком и ритмами.

Слайд 8

Альтернативная коммуникация Обеспечение детей средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и почувствовать себя личностью. Оптимальными системами дополнительной коммуникации для детей с РАС могут стать жестовая система, система обучения глобальному чтению, использование системы карточек как дополнительная поддержка на этапе формирования активной речи. Обучение детей альтернативной коммуникации происходит при соблюдении определенных условий и по выработанным основным научным принципам: «от более реального к более абстрактному» (реальный предмет-фотография-картинка-пиктограмма); совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок, реальных предметов и написанного слова; постоянная поддержка мотивации; выход за пределы занятия в реальную жизнь.

Слайд 9

Использование коммуникативных альбомов в обучении детей с РАС

Слайд 10

Совместное рисование - ещё один способ развить средства коммуникации, побуждает ребенка к активным действиям, дает новые возможности для знакомства с окружающим миром и переносить новые знания в реальную жизнь. 1 этап: налаживание эмоционального контакта и развитие интереса к новому виду деятельности (рисуем значимые для ребенка изображения) 2 этап : рисование «по заказу» ребенка (рисуем то, что нравится, закрепляя интерес). 3 этап : постепенное введение новых материалов для рисования, добавление новых деталей, изменение положения в пространстве. 4 этап : вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям («забывайте» дорисовать важную деталь, предложите дорисовать самому) 5 этап : введение сюжета (сюжет должен быть близок опыту ребенка). 6 этап : перенос сюжета в другие ситуации (проигрывание сюжета с использованием игрушек и предметов, использование полученных знаний в других видах деятельности (лепке, конструировании).

Слайд 11

Список литературы: Чистякова М.А. « Психогимнастика » Ковалец И.В. «Азбука эмоций» Кислякова Ю.Н., Боровская И.К. «Учусь каждый день» Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» Шипицина Л.М. «Азбука общения» Танцюра С.Ю., Кононова С.И. «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ Баряева Л.Б., Лошнова Е.Т., Лапатьина Л.В.. «Я – говорю! Упражнения с пиктограммами» Фрост Лори., Бонди Энди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов» Штягинова Е.А. «Альтернативная коммуникация. Методический сборник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

Консультация для воспитателей Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Консультации для воспитателейВербальные и невербальные средства коммуникации....

Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.

Данная статья поможет разобраться в вопросе о средствах альтернативной коммуникации у  детей с тяжелыми нарушениями в развитии....

Использование альтернативных средств коммуникации в работе логопеда с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Основной проблемой детей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Коммуникатор позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕНАТИВНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР В РАБОТЕ ТЬЮТОРА. (Из опыта работы)

В статье предоставлен опыт работы тьютора Матвеево-Курганской школы-интернат по использованию альтернативных средств коммуникации с детьми с ТМНР....

Альтернативные средства коммуникации с детьми с ОВЗ

Познакомить родителей и людей из близкого окружения ребёнка с ОВЗ с системой альтернативной коммуникации, диагностикой коммуникативных навыков и оказать помощь в подборе невербальных средств общения....